Изображение рельефа горизонталями и построение профиля по топографической карте

Построение профиля рельефа местности кратко

Подписи к слайдам:

Построение профиля рельефа местности В помощь при подготовке к ЕГЭ

Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение родника.

Приложили край листа бумаги к линии, соединяющие заданные точки, отметили черточками горизонтали через которые проходит наше направление, подписывая их отметки. 155 м 150 м 145 м 150 м 145 м

1. Приложили к горизонтальной линии, где будете строить профиль. Так как у нас масштаб в 2 раза крупнее, то мы расстояние между двумя соседними вертикалями будем откладывать по горизонтали в 2 раза больше. 2. Восстанавливаем перпендикуляры до пересечения с соответствующими горизонталями. Эти пресечения дадут ряд точек, их соединяют плавной кривой, которая и выразит профиль местности. 3. Две точки имеют одинаковые отметки высот, а между ними лежит отрицательная форма рельефа (в нашем случае родник), тогда линия, соединяющая точки с одинаковой высотой, должна быть вогнутой. 155 150 145 145 150 145

1) На рисунке в ответе длина горизонтальной линии основы профиля равна 80 ± 2 мм, и расстояние от левой вертикальной оси до родника – 29 ± 2 мм. 2) Форма профиля в основном совпадает с эталоном. 3) На участке 1 склон круче, чем на участке 2 Ответ включает все три названных выше элемента — 2 балла Ответ включает один (1-й) ИЛИ два (любые) из названных выше элементов – 1 балл Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла — 0 баллов

Построение профиля рельефа местности

Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение колодца с ветряным двигателем.

Построение профиля следует начинать с построения осей координат. Согласно условиям задачи, горизонтальный масштаб профиля в 1 см 50 м – в два раза крупнее масштаба карты. Это означает, что любые расстояния при переносе из с карты на профиль будут удваиваться.

Измеряем по карте расстояние между точками А и В. Расстояние на карте между точками А и В равно 4 см, то есть длина горизонтальной оси профиля составит 8 см.

Построение профиля следует начинать с построения осей координат.

Точка А расположена между горизонталями 140 и 145 м (поскольку горизонтали проведены через 5 метров). Ближе к горизонтали 140 м, таким образом ее высота примерно 142 м. Отметим положение точки А на левой вертикальной оси.

Определяем положение начальной и конечной точек профиля

Отметим положение точки А на левой вертикальной оси.

Определяем положение начальной и конечной точек профиля

Точка В располагается на горизонтали 155 м. Отмечаем точку В на правой вертикальной оси.

Ближайшая к точке А горизонталь по линии профиля имеет высоту 145 м. Расстояние до нее 3 мм. Таким образом становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 145 м и находится на расстоянии 6 мм от левой вертикальной оси.

Определяем координаты следующей точки по линии профиля

Следующая точка линии профиля имеет высоту 145 м и находится на расстоянии 6 мм от левой вертикальной оси.

Определяем координаты следующей точки по линии профиля

Следующая горизонталь по линии профиля имеет высоту 150 м и находится на расстоянии 6 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 150 м и находится на расстоянии 12 мм от левой вертикальной оси.

Определяем координаты следующей точки по линии профиля

Следующая горизонталь по линии профиля имеет высоту 155 м и находится на расстоянии 24 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 155 м и находится на расстоянии 48 мм от левой вертикальной оси.

Определяем координаты колодца с ветряным двигателем

Колодец располагается на высоте приблизительно 156,5 м (в непосредственной близости от него мы видим абсолютную отметку г. Голая 156,9. Колодец находится на расстоянии 31 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты колодца. Он расположен на высоте 156,5 м и находится на расстоянии 62 мм от левой вертикальной оси.

Соединяем полученные точки

При построении профиля следует помнить, что чем больше расстояние между горизонталями, тем меньше уклон поверхности и менее крутыми становятся склоны.

Чем меньше расстояние между горизонталями, тем больше уклон поверхности и более крутыми становятся склоны.

Шаги по сбору данных для построения геодезического профиля

Для построения геодезического профиля необходимо собрать определенное количество данных о местности. В этом разделе представлены основные шаги, которые нужно выполнить для сбора этих данных:

1. Определение области измерений: Выберите область, для которой вы хотите построить геодезический профиль. Это может быть участок дороги, реки, горы или любой другой объект, к которому вы проявляете интерес.

2. Подготовка инструментов: Подготовьте все необходимые инструменты для сбора данных. Вам может потребоваться геодезический прибор, измерительная лента, уровень, компас и другие инструменты в зависимости от особенностей вашей работы.

3. Разметка маршрута: Определите маршрут, который вы будете измерять. Разметьте начальную и конечную точки маршрута с помощью меток или других средств.

4. Измерение высот: Во время перемещения по маршруту измеряйте высоту с помощью геодезического прибора или других устройств. Записывайте полученные данные для каждого измерения.

5. Запись координат: Во время измерений записывайте координаты каждой точки. Используйте компас и глобальные навигационные системы (ГНСС) для определения координат.

6. Измерение расстояния: Используйте измерительную ленту или другие инструменты для измерения расстояния между различными точками на маршруте. Записывайте полученные данные.

7. Обработка данных: После сбора всех необходимых данных обработайте их с помощью специализированного геодезического программного обеспечения. Это позволит построить геодезический профиль на основе полученных данных.

Выполняя эти шаги в правильной последовательности, вы сможете успешно собрать данные для построения геодезического профиля. Запомните, что точность и качество данных зависит от правильной техники измерений и аккуратности выполнения всех шагов процесса.

Особенности создания профиля газопровода

Предварительные исследования при составлении профиля газопровода во многом схожи с аналогичными для автодороги. Однако построение профиля газопровода имеет свои особенности.

Прежде всего, на нем отображаются фактическая и проектная отметки земли, уровень грунтовых вод. От обозначенного уровня поверхности откладывают измеренную глубину траншеи. Также схематически изображаются дороги, железнодорожные пути, наземные и подземные коммуникации, которые оказывают влияние на расположение будущего газопровода. В местах их пересечений с траншеей проставляются отметки ее дна. Кроме этого, указываются место врезки в общую сеть и уровень верха газовой трубы.

Сетка на листе в этом случае может быть дополнена другими строками, например, строкой «Характеристика грунта», где указывается способность почвы к проседанию, набуханию и другие ее свойства.

Как создается профиль трубопровода?

Профиль трубопровода используется для проведения гидравлических расчетов, определения расстояний между перекачивающими станциями. Его строят с учетом направления движения воды.

Построение профилей трубопроводов имеет множество нюансов по сравнению с аналогичными вычислениями для автомобильных дорог или других линейных объектов. Информация для них берется из отчетов инженерных изысканий, которые включают нивелирование, гидрогеологические исследования и геодезическую съемку. Высокий уровень грунтовых вод, развитие опасных геологических процессов, коррозийные свойства отдельных видов грунтов — все это может стать серьезной помехой при разработке проекта трубопровода.

Сечение рельефа для трубопровода выглядит несколько сжатым из-за соотношения вертикального и горизонтального масштабов (1:10000 и 1:1000000). Это позволяет наглядно увидеть все возвышения и впадины.

Сечение рельефа для канализационной сети

Продольный профиль канализации, построение которого также начинается с выполнения ряда инженерных изысканий и измерений, помимо прочих обязательных атрибутов должен содержать информацию о диаметре, типе и материале труб, используемых в сети, их уклоны, глубины расположения колодцев. Построение продольного профиля канализационной сети выполняется на основе ее гидравлического расчета.

Прежде всего, нужно определить расчетные участки сети и отметки лотков труб в начале и конце каждого из них.

Важно! В смотровых колодцах трубы разного диаметра соединяются по верху, а трубы с разным расчетным наполнением – по уровню воды. Это стоит учитывать при определении высот лотков второго и следующих по счету расчетных участков

Для расчетов используются: абсолютный уровень земли возле здания, минимальная глубина расположения труб сети, уклон трубопровода, разница в диаметре труб или разница в высоте слоев жидкости. Эти значения заносятся в таблицу, на ее основе и производятся дальнейшие построения.

Построение продольного профиля трассы

Продольный профиль строят по данным пикетажного и нивелирного журналов ().

Для построения берут лист миллиметровой бумаги размером 65×30 см. Сна­чала профиль составляют в карандаше, выполняя все необходимые построения тонкими линиями; закончив составление, профиль оформляют в туши. На рис. 11 приведен образец части профиля, составленного для одного из вариантов.

Построение выполняют в такой последовательности:

1. В нижней левой части листа заготавливают сетку (разграфку) профиля со следующими сверху вниз горизонтальными графами* (рис. 11):

* Профильная сетка приведена с сокращением и некоторыми поскольку выполняемая студентом работа — учебная.

Верхняя линия профильной сетки называется линией условного горизонта. Ее следует вычертить на утолщенной (жирной) горизонтальной линии миллиметро­вой бумаги; начало линии условного горизонта располагают на одной из утолщен­ных вертикальных линий миллиметровки.

Рис. 11. Образец оформления части продольного профиля

2. По данным пикетажного и нивелирного журналов заполняют графу рас­стояний, откладывая в ней горизонтальные расстояния в масштабе 1 :2000. Плановое положение всех пикетов и плюсовых точек фиксируют в этой графе вертикальными отрезками (перегородками). Вертикальные отрезки, обозначающие пикеты, в масштабе 1 : 2000 проводятся через каждые 5 см и должны попасть на

утолщенные вертикальные линии миллиметровки. Под нижней линией графы рас­стояний, называемой линией пикетажа, подписывают номера пикетов. Пикетаж­ные значения плюсовых точек не подписывают, по между вертикальными отрез­ками в графе 5 записывают горизонтальные расстояния между каждыми двумя соседними точками профиля (см. отрезок ПК 1—ПК 2 на рис. 11). Если между соседними пикетами плюсовых точек нет, то расстояние 100 м в графе расстояний не записывают.

3. Заполняют графу фактических отметок, выписывая в нее из графы 11 ниве­лирного журнала отметки пронивелированных точек поверхности земли. Фактиче­ские отметки при записи их на профиле округляют до сотых долей метра.

4. По фактическим отметкам строят черную линию профиля, откладывая вы­соты точек в масштабе 1 : 200 вверх от линии условного горизонта. Отметку ус­ловного горизонта выбирают в зависимости от фактических отметок: она должна быть кратной 10 м и притом такой, чтобы самая низкая точка профиля отстояла от линии условного горизонта не ближе чем на 4 см (превышение на местности 8 м). Эту отметку (на рис. 11 — ПО м) записывают левее начальной точки линии условного горизонта.

Все пронивелированные точки строят на перпендикулярах к линии условного горизонта, откладывая от этой линии в масштабе 1 : 200 соответствующие разно­сти фактических отметок и отметки линии условного горизонта. Для удобства по­строений на профиле слева можно нанести вспомогательный вертикальный мас­штаб, подписав его через каждый сантиметр по вертикали значениями отметок через 2 м, начиная от отметки условного горизонта.

5. Графы 1 и 6 заполняют по данным пикетажного журнала. В графе 1, по­середине ее, проводят ось дороги, условно развернутую в прямую линию, и в мас­штабе 1 : 2000 строят план полосы местности, прилегающей к трассе. Вместо изо­бражения условных знаков угодий обычно пишут соответствующие названия: «луг», «выгон» и т. п. Короткими стрелками показывают направления основных скатов местности.

Рассчитанные для обеих кривых пикетажные значения ПК и КК откладывают также в масштабе 1 : 2000 на линии пикетажа. В графе 6 начало и конец каждой кривой отмечают перпендикулярами, опущенными от этой линии на среднюю ли­нию графы 6, изображающую ось дороги. Вдоль перпендикуляров записывают рас­стояния от начала или конца кривой до ближайших заднего и переднего пикетов.

Кривые условно обозначают скобами, обращенными при поворотах трассы вправо — выпуклостью вверх, а при поворотах ее влево — выпуклостью вниз. Под каждой кривой записывают значения всех шести ее элементов. Над серединой каждой прямой вставки трассы выписывают ее длину, а под ней — ее румб.

Для изображения километрового указателя (на ПК 0) от линии пикетажа опускают перпендикуляр длиной 17 мм, на конце которого вычерчивают окруж­ность диаметром 5 мм и ее правую половину заливают тушью.

6. Примерно в 1,5 см над линией профиля показывают положение реперов. Для этого проводят вертикальные отрезки длиной около 2 см, вдоль которых — слева и справа — записывают прямоугольные координаты репера относительно трассы. На горизонтальной черте сверху указывают номер репера и его отметку.

7. Заглавную и прочие надписи на профиле выполняют в соответствии с об­разцом (см. рис. 11).

Презентация на тему: » Расчетно-графическая работа 1. «Составление продольного профиля трассы линейного сооружения».» — Транскрипт:

1

Расчетно-графическая работа 1. «Составление продольного профиля трассы линейного сооружения».

2

Построение продольного профиля. Нивелирование трассы завершают графическим оформлением наблюдений составлением профиля трассы по данным журнала нивелирования и пикетажной книжки. Профиль строят на миллиметровой бумаге, которой все размеры откладывают без измерителя. Масштабы: горизонтальный – 1:5000; вертикальный – 1:500; поперечный – 1:1000.

4

1. Заполняют графу «Расстояния». В этой графе в принятом горизонтальном масштабе откладывают расстояния между пикетными точками. В промежутках между пикетами наносят в том же масштабе плюсовые точки и подписывают расстояния между ними и соседними пикетными точками. Под этой графой подписываю номера пикетов. 2. Заполняют графу «Отметки земли». В эту графу записывают из журнала вычисленные высоты пикетных и плюсовых точек с округлением их до сотых долей метра.

5

3. Наносят пикеты и плюсовые точек по их вы сотам.

6

Заполнение графы «План прямых и кривых». 4. Заполнение графы «План прямых и кривых». В этой графе наносят точки начала и конца кривых. От начала каждой кривой до ее конца проводят условные дуги. Если трасса поворачивает вправо дугу проводят вверху. Если трасса поворачивает влево — внизу. Около дуг выписывают все элементы кривой (, R Т, К, Б,Д).

7

Отрезки прямых линий между концом предыдущей кривой и началом последующей кривой называют прямыми вставками. На середине каждой прямой вставки выписывают ее длину, а под ней ее румб. Румб исходной линии трассы получают привязкой к пунктам имеющейся геодезической сети. Контролем расстояний служит сумма длин всех прямых вставок и кривых, которая должна быть равна длине всей трассы.

8

5. Составление плана местности. План местности наносят по пикетажной книжке в принятом для данного профиля горизонтальном масштабе в соответствующей графе профильной сетки. Посредине плана местности проводят ось трассы красным. В точках поворота трассы показывают стрелками направления поворота. План оформляется в соответствии с условными знаками для данного горизонтального масштаба.

9

6. Построение поперечников. Поперечные профили строят над теми пикетами, от которых они построены на местности. Над точкой продольного профиля, на которой был взят данный поперечник, прочерчивают ось поперечника.

10

7. Проектирование по профилю. 7. Проектирование по профилю. Линию проектного профиля дороги строят на продольном профиле, руководствуясь техническими условиями на проектирование и строительство соответствующих дорог. Проектный профиль будущей дороги, состоит из отрезков прямых разной длины, направлений и уклонов. Места перелома проектного профиля отмечены в графе «Проектные уклоны» вертикальными прямыми, делящими эту графу на прямоугольники. Внутри прямоугольников в соответствии с направлением уклона данного участка проектной линии проводят диагонали. Над каждой диагональю вписывают величину уклона i (выраженную в тысячных), а под ней — длину участка в метрах.

11

Численные значения высот точек проектной линии называют проектными (или красными). Проектные отметки Н н и Н к начальной и конечной точки данного участка проектной трассы определяют по профилю графически с учетом требуемой высоты насыпи или выемки, а уклон этого участка вычисляют по формуле: где d- длина участка

12

Полученное значение i округляют с требуемой точностью, затем вычисляют окончательное значение отметки Н к по формуле Н К =Н Н +id и записывают его в графу «Отметки по бровке дорожного полотна». Проектные высоты всех промежуточных точек данного участка (пикетов и плюсовых точек) последовательно рассчитывают по формуле:

13

Разность между проектными высотами и высотами земли называют рабочими высотами (отметками) и вычисляют по формуле: Положительное значение h раб (высота насыпи) записывают над линией профиля, отрицательное (глубина выемки) – под линией профиля.

15

Точка пересечения проектной линии с линией земли называется точкой нулевых работ, здесь h раб =0. При проектированию по профилю определяют расстояние от точки нулевых работ до ближайших пикетов или плюсовых точек по формулам d d1d1 h2h2 h1h1 d2d2 d — расстояние между ближайшими точками h 1 и h 2 — модули рабочих высот.

Выбор площадки

1. Изучите топографию

Перед началом работы необходимо подробно изучить топографию территории, на которой будет проводиться геодезическая съемка

Особое внимание следует уделить наличию естественных препятствий, таких как реки, озера, леса или горы, которые могут затруднить доступ к площадке или повлиять на качество получаемых данных

2. Оцените доступность

Важным фактором при выборе площадки является ее доступность. Подумайте о том, насколько легко будет добраться до места работы, особенно если оно находится в отдаленном или труднодоступном районе. Также убедитесь, что площадка не находится на частной или охраняемой территории.

3. Учтите окружающую среду

Рассмотрите окружающую среду на выбранной площадке. Учтите возможное воздействие погодных условий, таких как сильный ветер, дождь или снегопад, на точность измерений

Также обратите внимание на наличие сильных электромагнитных полей, которые могут искажать результаты работы геодезического оборудования

4. Обязательное присутствие служб

Если выбранная площадка находится вблизи крупных объектов, таких как линии электропередачи или трубопроводы, необходимо уведомить и запросить разрешение от соответствующих служб перед началом работ. Это позволит обеспечить безопасность работы и избежать возможных проблем.

Тщательно проведенный выбор площадки является основной гарантией успешного проведения геодезических работ и достоверности полученных данных. Помните, что правильная площадка может существенно повлиять на качество всего проекта.

4.1. Азимуты, дирекционные углы, румбы

При проектных работах требуется знать расположение объектов по

отношению к сторонам света. Карты и планы составляются так, что верхние края являются северными. Для этого на местности линии ориентируют по географическому меридиану.

Географическим или истинным меридианом называют линию пересечения плоскости, проходящей через земную ось, с земной поверхностью. Направление географического меридиана определяется из астрономических наблюдений.

При составлении плана на небольшой участок его можно ориентировать по магнитному меридиану. Магнитным меридианом называют линию, получающуюся при пересечении отвесной плоскости, проходящей через полюсы магнитной стрелки, с горизонтальной плоскостью. Географический и магнитный меридианы не совпадают (рис. 27).

Горизонтальный угол, образуемый направлениями географического и магнитного меридианов, называется склонением магнитной стрелки и обозначается — δ
.

Склонение магнитной стрелки бывает восточным «+» и западным «-». Оно изменяется в зависимости от местности от +30°
до -14°
. В одной точке земли происходит изменение склонения магнитной стрелки. Полный период изменения склонения совершается в тече-

Рис. 27 нии четырёх веков. Это изменение склонения магнитной стрелки называется вековым. Годовое изменение склонения магнитной стрелки — 5′
(сейчас увеличивается восточное склонение магнитной стрелки). Суточное изменение склонения магнитной стрелки — 15′
(летом больше, чем зимой). Склонение магнитной стрелки изменяется под воздействием магнитных возмущений и магнитных бурь, связанных с северным сиянием и солнечными пятнами. Отклонение склонения магнитной стрелки от средних величин называется магнитными аномалиями.

Для ориентирования линий местности относительно меридианов служат азимуты и румбы. Азимутом называется горизонтальный угол, отсчитываемый от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки до направления заданной линии.

В зависимости от того, от какого меридиана отсчитывается азимут, так его и называют, географический или истинный азимут Аг, магнитный азимут Ам. Разность между Аг-Ам=δ
называется склонением магнитной стрелки. Аг=Ам+δ
, азимуты изменяются от 0°
до 360°
.

Румбом называется горизонтальный угол не более 90°
, отсчитываемый от ближайшего направления меридиана (северного или южного) до направления данной линии (рис. 28).

А1
=СВ:r1
; A1
=r1
; r1
=A1
;

А2
=ЮВ:r2
; A2
=180°
-r2
, r2
=180°
-А2
;

A3
=ЮЗ:r3,
A3
=180°
+r3
, r3
=A3
-180°
;

A4
=CЗ:r4
, A4
=360°
-r4
, r4
=360-A4
.

Рис. 28 Линия имеет два направления — прямое и обратное. Поэтому различают

прямые и обратные азимуты и румбы

Для линии ВС-Апр.-прямой азимут; Rпр.-прямой румб; Аобр.-обратный азимут; Rобр.-обратный румб. Аобр.=Апр.±
180°

, гдеγ
— сближение меридианов, т.е. прямой и обратный азимуты и румбы различаются не ровно

Рис. 29 на 180°
из-за непараллельности меридианов. Для упрощения вычислений используют дирекционный угол. Отсчёт дирекционного угла идёт от осевого меридиана, который совпадает с осью ХХ.

Дирекционным углом называется горизонтальный угол, отсчитываемый от северного направления линии, параллельной осевому меридиану, по ходу часовой стрелки до направления данной линии. Дирекционные углы изменяются от 0°
до360°
. Величина дирекционного угла прямой линии есть величина постоянная. Прямой дирекционный угол отличается от об-

ратного ровно на 180°
(рис. 31), т.е.α
пр.

обр

180°
, rпр
.= rобр
.

Применение профиля местности в геодезии

Одним из основных применений профиля местности в геодезии является создание и обновление карт и планов городов, дорог и других объектов инфраструктуры. Профиль местности позволяет установить наличие рельефных особенностей, таких как узкие участки, реки, озера и другие препятствия, которые могут повлиять на проектирование и строительство.

Также профили местности используются для определения технических параметров трассы дороги, железной дороги, трубопровода и других инженерных коммуникаций. Анализ профилей местности позволяет определить оптимальное расположение и проектирование трассы, учитывая рельеф и другие факторы, такие как пропускная способность и стандартные требования.

Кроме того, профиль местности широко используется при планировании мероприятий по инженерно-геологическому изучению района, особенно перед строительством зданий и сооружений. Анализ профиля позволяет определить геологические характеристики территории, такие как тип грунта, наличие воды и другие параметры, которые могут повлиять на безопасность и надежность конструкции.

Таким образом, профиль местности в геодезии является важным инструментом, используемым для изучения и анализа территории в различных областях. Он позволяет определить особенности рельефа, анализировать и прогнозировать возможные проблемы и принимать решения об оптимальном расположении и проектировании строительных объектов.

Элементы продольного профиля дороги

Продольным профилем дороги называется условное изображение разреза дороги вертикальной плоскостью, проходящей через ее ось. Продольный профиль показывает рельеф поверхности земли по оси дороги, положение линии бровки земляного полотна дороги относительно поверхности земли, грунтовой разрез по оси дороги и размещение искусственных сооружений.

Вследствие того что продольный профиль является одним из основных документов, на основании которого осуществляется строительство дороги, его оформляют строго в соответствии с действующими требованиями.

Для большей наглядности вертикальный масштаб профиля принимают большим, чем горизонтальный. Соотношение масштабов составляет 1:10. Для продольного профиля дороги, проходящей в равнинной и холмистой местности, принимают масштабы: горизонтальный— 1 : 5000 (50 м в 1 см), вертикальный —1: 500 (5 м в I см). На горных дорогах, где условия местности очень тяжелые, применяют более крупные масштабы: горизонтальный 1 : 2000, вертикальный I : 200.

Чертеж продольного профиля по существу состоит из двух частей: сетки с двенадцатью горизонтальными графами, в которых приведены цифровые данные полевых и проектных работ, и верхней графической части, которая изображае1 вертикальный разрез дороги вдоль ее оси.

Линию поверхности земли вычерчивают по отметкам, полученным в результате инструментальных съемок при изысканиях. Эта линия характеризует рельеф местности по трассе дороги.

Проектная линия характеризует продольный профиль пороги по бровке земляного полотна. Ее вычерчивают по вычисленным проектным отметкам. Разность между проектной отметкой и отметкой поверхности земли на одном поперечнике называется рабочей отметкой; она показывает высоту насыпи или глубину выемки.

При прохождении проектной линии выше линии поверхности земли земляное полотно возводят в насыпи, рабочие отметки подписывают над проектной линией. При прохождении ее ниже линии поверхности земли земляное полотно устраивают в выемке.

При этом рабочие отметки подписывают под проектной линией. Точки перехода насыпи в выемку и наоборот, т. е. точки пересечения проектной линии с линией поверхности земли называются нулевыми точками.

При проектировании проектной линии, в первую очередь, должны быть удовлетворены требования безопасности, удобства и экономичности движения автомобилей, при этом должны быть учтены топографические, грунтовые, гидрологические и другие природные условия местности. В трудных рельефных условиях выбор лучшего варианта проектной линии очень сложен в связи с ограничениями норм проектирования (продольные уклоны, радиусы вертикальных кривых и др.). Оптимальное решение может быть найдено с использованием электронно-вычислительных машин.

На продольном профиле ниже линии поверхности земли на

2 см и параллельно ей наносят грунтовый профиль трассы, на

котором условными обозначениями изображают грунты. При со

ставлении грунтового профиля принимают вертикальный мас

штаб 1 : 50 (50 см в 1 см). Кроме того, в верхней части профиля

показываются также основные размеры, материал и расположе

ние искусственных сооружений, уровни воды в водотоках, поло

жения и отметки реперов, съезды и переезды, элементы водоотво

да, для чего также применяются типовые условные знаки.

Для удобства проектирования проектной линии и в дальнейшем использовании продольного профиля для разбивочных работ в сетке продольного профиля внизу показывают развернутый план трассы. В графе 11 приводят номера пикетов и основные сведения о кривых. (Пикет — расстояние по трассе автомобильной дороги, равное 100 м.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: