Инженерные изыскания дорог

Геодезическая разбивка

В чем отличие разбивки от прочих геодезических работ?

Как правило, геодезическая съемка на участке заключается в измерении углов и направлений к различным объектам. Разбивка же представляет собой противоположный съемке процесс — эти данные уже известны, и выносятся из проекта в натуру.

Важно! От точности выполнения геодезической разбивки зависит надежность и безопасность всех последующих работ и самого объекта после завершения строительства. Доверять их исполнение стоит исключительно профессиональным геодезистам – произвести точную и отвечающую всем нормам разбивку самостоятельно невозможно

Руководствуясь принципом «от общего к частному», наши инженеры производят разбивку последовательно. Это обязательное правило, которому следуют наши сотрудники, выполняя, в том числе, и геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог или других линейных объектов.

Способы разбивки основных осей и вынос в натуру

Первым этапом разбивочных работ является нанесение местоположения координат зданий и сооружений на план, который представляет собой отображение строительной площадки. Именно по сведениям этого документа выполняют разбивку основных осей. А затем создают геодезическую разбивочную основу на участке будущего строительства.

В зависимости от положения участка используют разные способы выноса проектных точек и закрепление основных осей на местности. Все методы имеют отличающиеся диапазоны погрешностей и принципы исполнения разбивочных работ перед началом строительства объекта.

Метод полярных координат

Этот способ используют на открытой местности для выноса осей зданий и сооружений в натуру, а также фундаментов и узловых точек, которые находятся в удаленном положении от строительной сетки. После определения опорных координат по формулам рассчитывают расстояния, простые и дирекционные углы. Согласно этому способу, специалисты выделяют три типа погрешностей: при построении проектного угла, при фиксации точки на местности, а также при определении проектного расстояния для котлована под фундамент.

Метод прямоугольных координат

Он востребован при проведении разбивки основных осей на территории с красными линиями где планируется прямоугольный квартальный способ застройки. Насколько качественно будет сделана разбивка, зависит от точности проведения измерительных процедур по работе с построением углов и выноса проектных координат фундаментов и элементов зданий.

Метод прямой угловой засечки

Причина выноса основных осей этим способом состоит в невозможности измерить длины сторон из-за каких-либо препятствий в виде водоемов, оврагов и других пересечений на местности. Суть метода состоит в вычислении третьей точки по координатам двух уже известных по формуле Юнга. Для перепроверки полученных сведений используют обратную формулу, в которой берут в учет данные полученной точки и одну фактическую. Согласно расчету, еще одна фактическая точка должна получиться с исходным значением.

Метод линейной засечки

Геодезисты используют линейные засечки при выносе в натуру осей зданий в условиях ровной строительной площадки, если от пункта геодезической сети до разбиваемой точки длина не более одной измерительной ленты. Схема использования аналогична методу прямой угловой засечки

Важно соблюдать максимально допустимые значения погрешности в пределах от 1 до 2 см

Метод створной засечки

Этот способ разбивки основных осей считается самым детальным. Он актуален при выносе в натуру и закрепление основных осей зданий, элементов монтажных конструкций и технологического оборудования. Наиболее оптимальный результат получается при условии пересечения створов под прямым углом. С этой целью специалисты используют высокоточные нивелиры. Только в этом случае можно гарантировать соблюдение точности измерений при выносе главных осей зданий, инженерных сооружений и линейных объектов. В этом методе погрешности возможны относительно центрирования оборудования, визирования и положения исходных точек.

Геодезическая подготовка проекта

Задачей геодезической подготовки объекта является подбор конкретных вариантов его разбивки на местности, в том числе, выбор методов и средств проведения измерений, установка требуемой точности выполняемых работ и пр. Для ее проведения специалист использует данные разбивочной сети, а также чертеж самого сооружения. Таким образом получаются разбивочные чертежи с указанием точных координат. В процессе используют следующие методы определения координат:

1. Графический. Координаты определяют, отталкиваясь от данных генплана.

2. Аналитический. Место расположения проектных точек определяют, отталкиваясь от координат уже известных точек. Так, к примеру, известно начало мостового перехода, расстояние между опорами моста и направление его оси. Используя эти данные, специалист может вычислить координаты центра каждой опоры.

3. Графоаналитический. Из генплана берут данные о координатах некоторых точек, а местоположение остальных вычисляют аналитическим методом, отталкиваясь от полученной информации. К примеру, если необходимо сделать разбивку улицы, можно графически определить координаты угла одного из зданий, а все остальные узнать путем вычислений.

Основные стадии инженерно-геологических изысканий

Инженерно-геологические изыскания для строительства выполняются последовательно на различных стадиях (этапах)

Различают следующие основные стадии работ: предпроектную (она включает прединвестиционную документацию, градостроительную документацию и обоснование инвестиций в строительство) и проектную (в состав которых входят проект и рабочая документация для строительства предприятий, зданий и сооружений).

Предпроектная документация разрабатывается с целью обоснования целесообразности строительства объекта, выбора строительных площадок и направления магистральных транспортных и инженерных коммуникаций, основ генеральных схем инженерной защиты от опасных геологических процессов и др.

Основной объем инженерно-геологических изысканий выполняют на этапе обоснования инвестиций в строительство. В состав работ входит: проведение инженерно-геологической съемки на территории проектируемых строительных объектов и трасс линейных сооружений. Проводятся буровые и горнопроходческие работы, полевые методы исследования грунтов, лабораторные исследования, стационарные наблюдения и другие виды работ.

Инженерно-геологические изыскания для разработки проекта должны обеспечивать комплексное изучение инженерно-геологических условий уже выбранной площадки (участка, трассы) и прогноз их изменений при строительстве и эксплуатации объекта.

Инженерно-геологические изыскания для разработки рабочей документации проводятся на окончательно выбранной стройплощадке для отдельных зданий и сооружений с целью детализации и уточнения инженерно-геологических условий. Проходят скважины и шурфы (чаще всего по контурам и осям проектируемых зданий и сооружений), определяют расчетные показатели физико-механических свойств грунтов, выполняют полевые исследования грунтов, опытно-фильтрационные работы и геофизические исследования. Продолжают начатые на предшествующих этапах изысканий стационарные наблюдения за развитием опасных геологических процессов, режимом подземных вод и т. д.

Для технически несложных объектов, а также при строительстве по типовым проектам инженерно-геологические изыскания выполняют для одной стадии: «рабочего проекта», при которой рабочая документация разрабатывается одновременно с проектом.

Инженерно-геологические изыскания в период строительства выполняют лишь в особых случаях:

  1. при строительстве ответственных зданий и сооружений, особенно в сложных инженерно-геологических условиях;
  2. в условиях стесненной городской застройки;
  3. при длительных перерывах во времени между окончанием изысканий и началом строительства объектов и т. д.

Инженерно-геологические изыскания в период строительства включают:

  1. уточнение геологических и гидрогеологических условий в период вскрытия котлованов, тоннелей, прорезей и других выемок, выявление расхождений натурных условий с проектными данными, внесение при необходимости соответствующих корректив и проведение дополнительных изыскательских работ;
  2. контроль за ведением строительного водопонижения, инженерной подготовкой оснований зданий и сооружений, производством работ по закреплению грунтов.

В период эксплуатации объектов в необходимых случаях в соответствии с заданием Заказчика проводят обследования грунтов оснований фундаментов существующих зданий и сооружений, а также при их расширении, строительстве новых близко примыкающих зданий и в других случаях.

При необходимости в период эксплуатации объектов осуществляют стационарные наблюдения (локальный мониторинг) за развитием опасных геологических процессов, деформациями зданий и сооружений и другими неблагоприятными факторами.

Инженерно-геологические изыскания для реконструкции зданий и сооружений проводятся, как правило, в условиях плотной застройки и поэтому должны осуществляться с учетом конкретной природно-технической ситуации. По своему составу, объемам и применяемым методам изыскания для реконструкции значительно отличаются от изысканий под новое строительство. В частности, обязательным видом работ является натурное обследование окружающей территории и реконструируемого здания. В ходе обследования устанавливают геотехническую категорию объекта, необходимые объемы работ по изысканиям, принципиальные варианты реконструкции и усиления и др.

Небольшой объем инженерно-геологических изысканий выполняется в период ликвидации зданий и сооружений. Цель этих работ – обоснование проектных решений по санации (оздоровлению) и рекультивации нарушенной территории, оценка опасности и риска от ликвидации объекта.

Установка знаков и примечаний по местности

После завершения геодезической разбивки трассы и получения точных координат каждой ее точки, производится установка знаков и примечаний по местности. Это необходимо для того, чтобы обозначить ключевые места или объекты на трассе, что позволит в дальнейшем проектировать и строить соответствующие инженерные сооружения.

Установка знаков и примечаний осуществляется с использованием специальной топографической информации и карт, разработанных на основе выполненной геодезической разбивки. Сначала определяются координаты каждого знака или примечания на местности, после чего их точное местоположение отмечается.

Тип знака/примечания Обозначение Описание
Границы участка ГУ Знак, указывающий начало и конец участка трассы
Отметки высот ОВ Знаки, обозначающие точки с известной высотой, помогающие в дальнейшем проектировании и строительстве
Препятствия ПР Знаки, указывающие на наличие препятствий на трассе (реки, озера, деревья и др.)
Инженерные сети ИС Знаки, обозначающие линии инженерных сетей (водопровод, канализация, электропроводка и др.)

Установка знаков и примечаний по местности играет важную роль в дальнейшем проектировании и строительстве трассы. Она позволяет проектировщикам и инженерам иметь всю необходимую информацию для эффективной работы и минимизации возможных препятствий и проблем на пути развития сооружений.

Что не так и что предлагается изменить

Перейдем непосредственно к пятой главе рассматриваемого Свода правил.

Предлагаем заменить в пункте 5.1.2. фразу «НТД федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии» на «нормативные правовые и нормативно-технические документы в области геодезии и картографии».

Далее сравним состав инженерно-геодезических изысканий согласно СНиП 11-02-96 и СП 47.13330.2016.

Состав инженерно-геодезических изысканий из СНиП 11-02-96, п. 5.3

Согласно этому документу, в состав инженерно-геодезических изысканий для строительства входят:

  • сбор и обработка материалов инженерных изысканий прошлых лет, топографо-геодезических, картографических,
    аэрофотосъемочных и других материалов и данных;
  • рекогносцировочное обследование территории;
  • создание (развитие) опорных геодезических сетей, включая геодезические сети специального назначения для строительства;
  • создание планово-высотных съемочных геодезических сетей;
  • топографическая
    (наземная, аэрофототопографическая, стереофотограмметрическая и др.) съемка, включая съемку подземных и надземных сооружений;
  • обновление топографических (инженерно-топографических) и кадастровых планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах;
  • инженерно-гидрографические работы
    ;
  • геодезические работы, связанные с переносом в натуру и привязкой горных выработок, геофизических и других точек инженерных изысканий;
  • геодезические стационарные наблюдения за деформациями оснований зданий и сооружений, земной поверхности и толщи горных пород в районах развития опасных природных и
    техноприродных процессов;
  • инженерно-геодезическое обеспечение информационных систем поселений и государственных кадастров (градостроительного и др.);
  • создание (составление) и издание (размножение) инженерно-топографических планов, кадастровых и тематических карт и планов, атласов специального назначения (в графической, цифровой и иных формах);
  • камеральная обработка материалов;
  • составление технического отчета.

В состав инженерно-геодезических изысканий для строительства линейных сооружений дополнительно входят:

  • камеральное трассирование и предварительный выбор конкурентоспособных вариантов трассы для
    выполнения полевых работ и обследований;
  • полевое трассирование;
  • съемки существующих железных и автомобильных дорог, составление продольных и поперечных профилей, пересечений линий электропередачи
    (ЛЭП), линий связи
    (ЛС), объектов радиосвязи, радиорелейных линий и магистральных трубопроводов;
  • координирование основных элементов сооружений и наружные обмеры зданий (сооружений);
  • определение полной и полезной длины железнодорожных путей на станциях и габаритов приближения строений.

Состав инженерно-геодезических изысканий из СП 47.13330.2016

п. 5.1.3. В состав инженерно-геодезических изысканий входят следующие виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства:

  • создание опорных геодезических сетей;
  • геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами;
  • создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:5000 — 1:200, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений;
  • трассирование линейных объектов;
  • инженерно-гидрографические работы;
  • специальные геодезические и топографические работы при строительстве и реконструкции зданий и сооружений.

П. 5.1.4. При необходимости в составе инженерно-геодезических изысканий выполняются следующие работы:

  • сбор материалов инженерных изысканий прошлых лет и других фондовых (архивных) материалов и данных (топографических, геодезических, картографических, аэрофотосъемочных, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ)), оценка возможности их использования;
  • интерпретация ранее полученных материалов инженерных изысканий (пересчет координат из одной системы координат в другую; оцифровка графических материалов; создание инженерных цифровых моделей ситуации и рельефа);
  • рекогносцировочное обследование территории (участка, трассы) инженерных изысканий;
  • создание съемочной геодезической сети;
  • геодезическое обеспечение выполнения других видов инженерных изысканий (планово-высотная привязка инженерно-геологических выработок, инженерно-геофизических и гидрометеорологических точек наблюдений).

Почему требуется геодезическая разбивка трассы

Основной целью геодезической разбивки трассы является точное определение положения, длины, ширины и крутизны кривых участков трассы, а также параметров пересечений трассы с другими объектами. Разбивка трассы выполняется специальными приборами – теодолитами и нивелирами, с учетом заданных геометрических и топографических данных.

Основные задачи геодезической разбивки трассы:

  • Определение местоположения трассы и ее границ с учетом геометрических и географических координат;
  • Определение всех параметров трассы, таких как длина, ширина, крутизна;
  • Проведение разметки места для установки опор, столбов и других конструкций;
  • Установление координат и высот точек трассы, а также других объектов на ее пути.

Геодезическая разбивка трассы является важным процессом, поскольку от точности и качества данной работы зависит дальнейшая строительная деятельность и безопасность эксплуатации объекта. Неправильная разбивка трассы может привести к возникновению проблем, связанных с неправильным расположением объектов, ошибками в расчетах и несоответствующими требованиям проекта.

Понятие геодезических изысканий

Под геодезическими изысканиями следует понимать комплекс работ на участке, выполняемых специально обученными специалистами, по результатам которых создаются географические и топографические карты, подробные схемы, с пояснениями.

Под пояснениями имеется ввиду, что на карты и схемы наносятся условные обозначения всего, что может оказать влияние на проектное решение или на план строительства: состав почв, уклон, возвышенности / низины, пучинистость и другие особенности рельефа.

Для получения более подробного плана, геодезисты осуществляют привязку ЗУ к местности, проставляют координаты, все расстояния, поворотные углы объекта, обозначают, замеряют коммуникации, проходящие над и под землей.

Виды геодезических исследований и их состав

Геодезические изыскания – это целый комплекс работ по исследованию местности, который включает в себя следующие мероприятия:

  • Сбор, анализ и обработка материалов изысканий прошлых лет. Здесь производится обработка данных аэрофотографических, картографических, топографических и топографо-геодезических съемок.
  • Рекогносцировка и визуальные наблюдения за территорией. На этом этапе исследований площадка строительства оценивается с точки зрения близлежащих строений и возможности вписать объект проектирования в существующую инфраструктуру. Выявляются и сложные геологические условия(овраги, реки, оползни)
  • Создание комплекса планово-высотной и опорной геодезических сетей
  • Проведение наземной топографической съемки. Если возникает необходимость, то возможно проведение аэро- и стереофотографических съемок объектов или акватории
  • Перенесение проекта в натуру с дальнейшей привязкой объекта на местности
  • Гидрографические исследования территории на предмет очерчивания береговой линии поверхностных вод и выявление горизонтов подземных. Наблюдение за поведение водных массивов во времени.
  • Стационарное наблюдение за объектами строительства и земной поверхностью с целью предотвратить аварии и катастрофы техногенного характера
  • Камеральная обработка материалов исследований и составление технического отчета по геодезическим изысканиям
  • Наружные обмеры зданий и координирование их элементов в период подготовки их к ликвидации

Все исследования в области геодезических изысканий необходимо проводить в строгом соответствии с нормативными документами, учитывая привязку объектов к пунктам существующей геодезической сети. По проведению работ, есть возможность дать комплексную оценку площадки застройки, выполнить схему сетей территории и обосновать экономическую целесообразность строительства конкретного объекта на конкретном участке.

Геодезические изыскания проводятся вместе с обследованием фундаментов

Инженерные-геологические изыскания дорог

Главной задачей геологических исследований является выбор направления проектируемой автодороги или ж/д полотна. Процесс геологических изысканий на линейных объектах имеет особенности. 

Данные строения характеризуются большой протяженностью. Поэтому учитывается не только геология местности (на всем пути), но и направленность трасс, в том числе к рекам, водохранилищам, озерам. 

Геологические исследования подразумевают:

  • детальный анализ почвы, ее характеристик;

  • изучение грунтовых резервов с целью возведения дорожного полотна;

  • оценку месторождений (котлованов) стройматериалов для автомагистралей, пр.

Первоначально выполняются буровые работы. Это нужно для забора образцов воды, грунта и дальнейших лабораторных исследований. 

Глубина скважин напрямую зависит от назначения проектируемого линейного объекта и глубины его заложения, а также категории дороги, свойств почвы, пр. Чем сложнее природные условия местности, тем больше скважин потребуется. Кроме того, объем и глубина буровых работ увеличиваются в местах возведения путепроводов, эстакад, мостов. 

Объем работ зависит от: 

  • типа линейного объекта;

  • протяженности трассы (так, бурение скважин выполняется согласно заданному шагу);

  • изученности территории;

  • сложности трассы (количества переходов через реки, насыпи, а также углов поворота);

  • сложности геологии участка;

  • стадии проектирования сооружения, пр.

Основные этапы разбивочных работ

В зависимости от того, с каким типом объекта предстоит работать, разбивка может затрагивать границы участка, оси, линейные сооружения, контуры или отдельные фрагменты здания. При этом существуют определенные этапы, которые неизменны для любого типа работ.

Создание разбивочной геодезической сети (основы)

Ее создают на территории обозначенной строительной площадки. Вид используемой сети зависит от формы и размера объекта, а также от точности переноса осей будущего сооружения. Например, это могут быть следующие варианты:

1. Для разбивки гражданских и промышленных зданий используют систему, состоящую из квадратов и прямоугольников, которые параллельны поперечным и продольным осям здания. Средний шаг между ними равняется 100-200 м. Такую сеть изначально проектируют на генплане, а затем переносят на местность.

2. Чтобы перенести на местность проект инженерной сети, он накладывается на топографический план местности. Затем с помощью геодезических марок закрепляются высотные реперы и поворотные точки оси трассы. Шаг разбивки определяется, в зависимости от характера земляных работ, а также требований заказчика.

3. Для построения точной топографической карты местности используется плановая геодезическая сеть, которая состоит из линейно-угловых сетей, а также включает данные о положении объектов на местности, полученные при помощи спутников или аэрофотограмметрической съемки.

Геодезическая подготовка проекта

Задачей геодезической подготовки объекта является подбор конкретных вариантов его разбивки на местности, в том числе, выбор методов и средств проведения измерений, установка требуемой точности выполняемых работ и пр. Для ее проведения специалист использует данные разбивочной сети, а также чертеж самого сооружения. Таким образом получаются разбивочные чертежи с указанием точных координат. В процессе используют следующие методы определения координат:

1. Графический. Координаты определяют, отталкиваясь от данных генплана.

2. Аналитический. Место расположения проектных точек определяют, отталкиваясь от координат уже известных точек. Так, к примеру, известно начало мостового перехода, расстояние между опорами моста и направление его оси. Используя эти данные, специалист может вычислить координаты центра каждой опоры.

3. Графоаналитический. Из генплана берут данные о координатах некоторых точек, а местоположение остальных вычисляют аналитическим методом, отталкиваясь от полученной информации. К примеру, если необходимо сделать разбивку улицы, можно графически определить координаты угла одного из зданий, а все остальные узнать путем вычислений.

Разбивочные работы

Они начинаются с разбивки главных осей и их привязки к геодезической сети. Для линейного сооружения главной осью служит трасса, закрепленная на местности, для опор моста – поперечные и продольные оси, для зданий в этой роли выступают оси наружных стен. Также основой могут служить внешние существующие объекты.

После этого переходят к более детальной разбивке, которая определяет положение всех элементов будущего строения. Этот этап требует повышенной точности, например, для земляных работ – от 2 до 3 см, для бетонных – от 4 до 5 мм, для монтажа типового оборудования – от 1 до 2 мм.

Контроль во время строительства

В качестве дополнительной гарантии, по завершению определенного этапа строительства, можно заказать геодезическую съемку, которая позволит установить фактическое положение проектных точек. После этого полученная информация сравнивается с изначальными нормативными документами

Особенно важно это сделать на начальных этапах, чтобы максимально быстро обнаружить возможные ошибки и устранить их с минимальными затратами

Расчет и определение точек разбивки трассы

При геодезической разбивке трассы необходимо определить точки, в которых будут установлены опорные знаки. Для этого выполняются следующие этапы:

1. Изучение и анализ возможных геодезических данных

На этом этапе происходит изучение имеющихся геодезических данных о местности, на которой будет осуществляться разбивка трассы. Это могут быть карты, аэрофотоснимки, высотные модели, данные о границах земельных участков и другие необходимые материалы. Анализ этих данных позволяет определить особенности местности, предварительно протянуть трассу и определить примерное расположение точек разбивки.

2. Расчет координат точек разбивки

На данном этапе проводятся геодезические измерения с целью определить координаты точек разбивки трассы. Для этого используются специализированные геодезические приборы, такие как теодолиты, нивелиры, геодезические приемники GPS и другие. С помощью этих приборов определяется горизонтальное и вертикальное положение точек разбивки, а также их координаты в пространстве.

3. Установка опорных знаков

После определения координат точек разбивки трассы происходит установка опорных знаков в этих точках. Опорные знаки могут быть выполнены в виде специальных стоек, клетей или других конструкций, которые позволяют легко определить места разбивки трассы. Установка опорных знаков производится в соответствии с требованиями геодезической съемки и строительных норм.

4. Проверка точности разбивки

После установки опорных знаков производится проверка точности разбивки трассы. Это позволяет убедиться, что разбивка выполнена корректно и в соответствии с заданными параметрами. При необходимости можно внести коррективы и дополнительно измерить координаты точек разбивки.

Таким образом, расчет и определение точек разбивки трассы включает несколько этапов, начиная с анализа геодезических данных и заканчивая установкой опорных знаков и проверкой точности разбивки.

Технический отчет

Отчет можно разделить на 4 пункта:

  1. Текстовый;
  2. Графический;
  3. Полученные заключения;
  4. Приложения к отчету;

Первый пункт включает в себя:

  • всю информацию о проведенных работах;
  • характеристику территории, на которой предполагается строительство;
  • Методика работ, используемая в ходе исследования;
  • Информация о техконтроле;

Второй пункт включает в себя:

  • Схемы геодезических сетей;
  • Топографические карты;
  • Инженерные сети и коммуникации;

В заключении подводятся итоги работ, прописывается оценка территории исходя из полученных данных. Даются рекомендации по последующим работам в соответствии с геодезическими изысканиями. Прописывается программа проведения последующих мероприятий.

В приложение вкладываются все акты, ведомости, нормативная документация.

Что такое геодезическая разбивка трассы

Основной целью геодезической разбивки трассы является создание точной и надежной основы для разработки проектной документации и последующего строительства трассы, будь то дорога, трубопровод или линия электропередачи. Геодезическая разбивка трассы позволяет определить точные координаты начальной и конечной точек трассы, а также положение и границы всех промежуточных точек, узлов и пересечений.

Для проведения геодезической разбивки трассы используются различные методы и инструменты. Основными инструментами являются геодезические приборы, такие как теодолиты, нивелиры, GPS-приемники и другие аппараты. Для обработки полученных данных применяется специальное геодезическое программное обеспечение, позволяющее создавать точки и линии с заданными координатами и параметрами.

Геодезическая разбивка трассы начинается с проведения теодолитных или геодезических наблюдений для определения координат и высот начальной и конечной точек трассы. Далее происходит создание точек на трассе по определенным интервалам или согласно проектным требованиям. Эти точки разбиваются на линии, образующие трассу, а также на отдельные узлы и пересечения. В процессе разбивки трассы геодезисты также учитывают такие параметры, как поперечный уклон, уровневые различия и прочие особенности местности.

Геодезическая разбивка трассы является одним из важных этапов проектирования и строительства инфраструктурных объектов. Она позволяет создать надежную и точную основу для последующих работ, а также контролировать качество выполнения строительных работ и соответствие проектным требованиям. Без правильно проведенной геодезической разбивки трассы, процесс проектирования и строительства может быть затруднен и ненадежен.

Разбивка осей

Разбивка осей – это работы, которые встречаются преимущественно в строительстве или при реконструкции различных объектов

В зависимости от требований производителя строительно-монтажных работ разбивка осуществляется различными методами, при этом максимальное внимание уделяется последующему удобству использования разбивочных точек. Детальная разбивка конструкций на разных этапах возведения зданий и сооружений позволяет выполнить строительство с минимальными отклонениями от проекта

Поэтому геодезические разбивочные работы – важнейшая составляющая комплекса мер по повышению качества строительства.

Разбивка основных осей здания требует серьезной подготовки. Ведь именно основные оси будут задавать будущее положение и ориентацию здания в пространстве. Разбивка здания в населенном пункте – ответственная задача, перед которой геодезистам необходимо провести аналитическую подготовку, то есть рассчитать все разбивочные элементы и подготовить оборудование к предстоящим работам по выносу осей в натуру.

Разбивка трассы осуществляется геодезическими методами по данным проекта. Данные разбивочные работы могут осуществляться на значительных протяженных участках, поэтому при проведении разбивки трассы часто применяют спутниковые технологии, которые позволяют создавать геодезические сети вдали от населенных пунктов.

Важность геодезии в дорожном строительстве

Изыскания геодезиста обязательны на всех этапах подготовки к возведению дороги и лежат в основе строительного плана. Суть геодезических работ в данном случае сводится:

  • к созданию разметки профилей трассы, ее маршрута, поворотных точек;
  • исследованию состояния и состава грунта ландшафта для контроля его проседания;
  • сбору данных по измерениям поперечных и продольных параметров ландшафта;
  • расчету положений инфраструктурных объектов;
  • проведению геодезической съемки для визуализации характеристик трассы.

Комплекс изысканий (геодезия дороги) необходим для разбивки полотна стройплощадки с учетом требований к ней, реальных обстоятельств обустройства проезжей части. В процессе разработки топографических схем профессиональная команда геодезистов должна учесть все особенности строительства магистрали:

  • количество, качество, размеры проезжих элементов дороги;
  • количество и угол уклонов для отвода воды;
  • строение ландшафта, обочины и боковых делянок;
  • параметры наклонных объектов и многое другое.

Как проводятся геодезические работы?

Измерительные геодезические работы, компьютерные расчеты и моделирование, контроль данных и исследование химических свойств площадки должны выполняться на подготовительном и камеральном этапах. За основу команда геодезистов принимает проектные документы. На выходе она должна представить пакет графической и расчетной документации, на которой будет основан весь процесс строительства дорог.

В ходе проведения измерений ландшафта геодезисту могут потребоваться как классические нивелиры, так и сложные современные устройства для сбора информации с максимальной точностью. Здесь большое значение имеет как квалификационная, так и инструментальная подготовка геодезиста.

ООО «ГеоСтройПроект» выполняет все виды изысканий, в том числе перед строительством трасс разного уровня сложности. Мы работали как с большими многополосными магистралями, так и с малыми проселочными путями, выдавая точные результаты исследований по приемлемой цене.

Инженерно-геологические изыскания

Инженерно-геологические изыскания — производственный процесс получения, накопления и обработки инженерно-геологической информации для обеспечения строительного проектирования исходными данными об инженерно-геологических условиях района (площадки, участка, трассы).

Под инженерно-геологическими условиями понимается совокупность компонентов геологической среды, которые могут оказать влияние на проектируемые здания и сооружения (рельеф и геоморфология, геологическое строение, подземные воды, состав, состояние и свойства грунтов, опасные геологические процессы).

Одной из важнейших задач инженерно-геологических изысканий является прогнозирование возможных изменений в сфере взаимодействия проектируемого сооружения с геологической средой.

Как ускорить проведение изысканий?

В Гектар Групп для минимизации рисков при проведении изысканий на линейных объектах мы: 

  • детально изучаем ТЗ и составляем программу исследований (рассчитываем объем работ, количество расходников, пр.);

  • грамотно организовываем рабочий процесс (определяем площадь съемки, количество скважин, распределяем бригады, пр.);

  • поэтапно передаем результаты исследований для оперативного начала проектирования;

  • обеспечиваем внутренний контроль качества испытаний (случайные проверки, ежедневная отчетность, планирование и составление графика работ).

Как мы сокращаем сроки согласования проекта?

  • предварительно анализируем специфику региона (особенности прохождения согласований и пр.);

  • распараллеливаем рабочие процессы;

  • оформляем технический отчет в соответствии с требованиями нормативной базы. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: