Цель ведения кадастров природных ресурсов

Кадастры природных ресурсов: цель ведения и их значение для окружающей среды

Понятие, предмет, метод и система экологического права.

Под
экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих конкретные
общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального
использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических,
физиологических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной
деятельности
, по защите экологических прав и законных интересов физических и
юридических лиц.

С учетом
интересов и потребностей человека предмет экологического права образуют
отношения: собственности на природные ресурсы; по использованию природных
ресурсов; по охране окружающей среды от различных форм деградации и по защите
экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Методы
правового регулирования – способы правового воздействия на общественные
отношения со стороны государства и уполномоченных им субъектов. Различают
административно-правовой метод и гражданско-правовой метод.

Под системой
экологического права понимается структура основных элементов, частей этой
отрасли – подотраслей, институтов, норм. Структура определяется практическими потребностями
последовательного, рационального и наиболее полного решения задач в сфере
взаимодействия общества и природы, стоящих перед государством.

При определении
внутренней структуры экологического права, будет служить совокупность правовых
норм, регулирующих конкретную, относительно обособленную группу общественных
отношений.            Экологическое
нормотворчество органов местного самоуправления.

Если в
соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления наделены
соответствующими полномочиями, то они могут принимать нормативно правовые акты.
Эти полномочия определены рядом законодательных актов, в том числе ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ». Этот закон относит к
ведению местных органов самоуправления обеспечение санитарного благополучия
населения, регулирования и планирования застройки территорий и т.д. ФЗ «Об
охране окружающей природной среды» также определяет ряд предметов ведения
органов местного самоуправления: разработку экологических программ, учет и
оценку состояния окружающей среды и природных ресурсов на подведомственной
территории и д.р.

Перечисленные
направления деятельности органов местного самоуправления осуществляются
посредством принятия нормативных правовых актов.

Самый низкий
уровень актов – локальные нормативные акты, принимаемые на предприятиях.
Выделяют локальные акты общего характера и специальные акты.

Акты общего
характера – коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка.

Специальные
акты – планы организационно-технических мероприятий по охране окружающей природной
среды и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции
и д.р. Действие эколого-правовых нор, содержащихся в локальных нормативных
актах, ограниченно рамками предприятия и иного формирования.            Государственный кадастр природных
ресурсов и объектов.

Государственным
кадастром природных ресурсов называется свод экономических организационных и
технических показателей, характеризующих качество, количество природного
ресурса, состав и категории пользователей.

Данные
кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и
охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится
денежная оценка природного ресурса, определяется его продажная цена, система
мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Государственные природные
кадастры служат основой при принятия решения о предоставлении природного
ресурса в пользование.

Кадастры
ведутся по отдельным видам природных кадастров и по территориям. В соответствии
с экологическим законодательством ведется государственный земельный кадастр,
государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых,
государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр, государственный
кадастр животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных
территорий. Как особую разновидность кадастра редких находящихся на грани
исчезновения видов животных и растений, можно рассматривать Красную книгу РФ.

Наряду с
кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов, экологическое законодательство
предусматривает ведение территориальных кадастров природных ресурсов и
объектов.

Животный мир

Учет его объектов производится в соответствии с ФЗ «О животном мире РФ». В кадастре присутствуют данные о территориальном распространении животных, их численности, характеристика ареала, информация о хозяйственном пользовании и прочие необходимые сведения. Он ведется для обеспечения защиты, сохранения, восстановления животного мира и среды обитания животных. Качественный и количественный учет объектов охотничьего фонда осуществляется Управлением охоты и охотхозяйства, а качественные и количественные показатели учета рыбных запасов во внутренних водоемах обобщает Комитет по рыболовству.

Территориальные кадастровые центры

В перечень задач ТКЦ входят:

  1. Классификация объектов и ресурсов, определение приоритетных объектов для включения в кадастр.
  2. Разработка требований к формам и объемам представления отраслевых сведений по дополнительному перечню показателей для решения территориальных управленческих задач.
  3. Госрегистрация данных о природных ресурсах для ведения кадастра, их первичная социальная и экономическая оценка.
  4. Проведение эксперимента по совершенствованию процесса учета и социально-экономического анализа.
  5. Разработка требований к программам технического и кадрового обеспечения формирования кадастров.
  6. Выработка плана процедуры принятия управленческих решений по природопользованию.
  7. Разработка нормативной документации, регламентирующей процесс природопользования.
  8. Выбор пилотных территорий для реализации экспериментальных проектов по созданию, ведению и использованию кадастров.

Для определения порядка взаимодействия ТКЦ с федеральными отраслевыми кадастровыми службами исполнительные структуры субъектов могут заключать соглашения с соответствующими ведомствами, службами и госорганами.

Информация по обязательному перечню показателей комплексных кадастров является свободной для доступа заинтересованных структур управления. Правила использования сведений в интересах иных пользователей определяются решением региональной исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.

Финансирование разработок по нормативно-правовому и методическому обеспечению типовых проектов, создания и ведения единого комплексного кадастра должно производиться из всех доступных источников. В их числе не только бюджет, но и собственные средства предприятий.

  • Что такое либеральная конституция кратко

      

  • Структура учебной деятельности в доу

      

  • Проект болото в доу

      

  • Рассмотрите православный крест объясните какой смысл имеет каждая из его частей кратко

      

  • Какие требования предъявляются к сотрудникам государственных архивов кратко

Кадастры природных объектов и природных ресурсов

Кадастр – совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической и экономической оценке. Ведение кадастров осуществляется на федеральном, республиканском, краевом и областном уровнях. Их ведение возлагается на соответствующие государственные природоохранные органы. Этими органами ведутся следующие кадастры: земельный, водный, лесной, месторождений полезных ископаемых, животного мира, природно-заповедных объектов, лечебно-оздоровительных ресурсов природы и т. д.

Основные положения о кадастре определены в Федеральном законе РФ от 2 января 2000 г. № 28–ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, которые расположены на территории РФ вне зависимости от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Ведение государственного земельного кадастра на всей территории РФ осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Правовой основой ведения водного кадастра является Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74–ФЗ. Водное законодательство определяет порядок ведения водного кадастра, в рамках которого производится паспортизация рек и озер, которые имеют экологическое, экономическое и рекреационное значение. Лесной кодекс определяет правовой статус государственного лесного кадастра. При ведении государственного лесного кадастра используются данные государственного учета лесного фонда, осуществляемого на основании ст. 67 ЛК РФ. Государственный лесной кадастр ведется Министерством природных ресурсов РФ и его органами на местах.

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395–1 «О недрах» определяет правовой режим ведения кадастра месторождений полезных ископаемых. Данный кадастр ведется федеральным органом управления Государственным фондом недр (Министерство природных ресурсов РФ).

Кадастр животного мира ведется на основании Федерального закона РФ от 24 апреля 1995 г. № 52–ФЗ «О животном мире». Государственный кадастр объектов животного мира ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Организация и ведение этого кадастра осуществляется специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды его обитания.

Кадастр природно-заповедных объектов ведется на основании Федерального закона РФ от 14 марта 1995 г. № 33–ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Порядок ведения указанного кадастра устанавливается Правительством РФ.

К прочим кадастровым документам относятся учет загрязнителей окружающей среды, который проводится по количеству и составу выбросов, и учет размещения отходов по составу и токсичности.

Определение структуры земельных участков

Целью определения структуры земельных участков является создание единой классификации и организация информации о площади, границах, категориях и виде использования участков. Это позволяет обеспечить управление землей, более эффективно использовать ее ресурсы, предотвращать незаконное использование и нецелесообразное перераспределение земельных участков.

Определение структуры земельных участков осуществляется на основе проведения землеустроительных работ, геодезических изысканий, съемок и анализа существующих документов и данных. Результаты этих работ оформляются в кадастровых паспортах земельных участков, которые являются основным инструментом учета и контроля за земельными ресурсами.

Определение структуры земельных участков позволяет установить и зафиксировать границы участков, определить их площадь и предназначение. Это создает прозрачную и надежную систему управления землей, которая облегчает взаимодействие между гражданами, предприятиями и государством и способствует устойчивому развитию сельских и городских территорий.

Кадастры природных объектов и природных ресурсов

Кадастр – совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической и экономической оценке. Ведение кадастров осуществляется на федеральном, республиканском, краевом и областном уровнях. Их ведение возлагается на соответствующие государственные природоохранные органы. Этими органами ведутся следующие кадастры: земельный, водный, лесной, месторождений полезных ископаемых, животного мира, природно—заповедных объектов, лечебно—оздоровительных ресурсов природы и т. д.

Основные положения о кадастре определены в Федеральном законе РФ от 2 января 2000 г. № 28–ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, которые расположены на территории РФ вне зависимости от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Ведение государственного земельного кадастра на всей территории РФ осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Правовой основой ведения водного кадастра является Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74–ФЗ. Водное законодательство определяет порядок ведения водного кадастра, в рамках которого производится паспортизация рек и озер, которые имеют экологическое, экономическое и рекреационное значение. Лесной кодекс определяет правовой статус государственного лесного кадастра. При ведении государственного лесного кадастра используются данные государственного учета лесного фонда, осуществляемого на основании ст. 67 ЛК РФ. Государственный лесной кадастр ведется Министерством природных ресурсов РФ и его органами на местах.

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395–1 «О недрах» определяет правовой режим ведения кадастра месторождений полезных ископаемых. Данный кадастр ведется федеральным органом управления Государственным фондом недр (Министерство природных ресурсов РФ).

Кадастр животного мира ведется на основании Федерального закона РФ от 24 апреля 1995 г. № 52–ФЗ «О животном мире». Государственный кадастр объектов животного мира ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Организация и ведение этого кадастра осуществляется специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды его обитания.

Кадастр природно—заповедных объектов ведется на основании Федерального закона РФ от 14 марта 1995 г. № 33–ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Порядок ведения указанного кадастра устанавливается Правительством РФ.

К прочим кадастровым документам относятся учет загрязнителей окружающей среды, который проводится по количеству и составу выбросов, и учет размещения отходов по составу и токсичности.

Учет месторождений

Он осуществляется Министерством природы. Государственный кадастр полезных ископаемых и месторождений ведется для обеспечения реализации региональных и федеральных программ по геологическому изучению и разработке недр, комплексному использованию месторождений, рациональному размещению добывающих предприятий.

Состав сведений кадастра регламентируется положениями ФЗ «О недрах». В нем, в соответствии с нормативным актом, должны присутствовать данные о каждом месторождении. В частности, в кадастр вносятся сведения о качестве и количестве основных ископаемых и ресурсов, залегающих совместно с ними, компонентах, присутствующих в них, экологических, гидрогеологических, горнотехнических условиях разработки. Кроме того, должна присутствовать геолого-экономическая оценка каждого месторождения, сведения по выявленным проявлениям ископаемых.

Этот кадастр ведется на основании геологических данных, переданных предприятиями, осуществляющими изучение недр, в территориальный и федеральный фонды, а также в соответствии с государственной отчетностью организаций, выполняющих разведку месторождений и добычу ископаемых.

Основные цели кадастров природных ресурсов

  1. Установление и фиксация прав на природные ресурсы. Кадастры позволяют регистрировать права собственности или иные формы владения на землю, водные объекты, леса, минеральные ресурсы и другие природные объекты. Это создает прозрачность и защищает интересы владельцев, а также облегчает процессы сделок и инвестиций.
  2. Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов. Кадастры предоставляют информацию о доступных ресурсах, их количестве, качестве, местонахождении и других параметрах. Такая информация позволяет организовать рациональное использование ресурсов, разрабатывать стратегии развития и предсказывать последствия различных сценариев.
  3. Охрана и экологический мониторинг природных ресурсов. Кадастры позволяют отслеживать изменения в состоянии и использовании ресурсов, проводить мониторинг экологических угроз и воздействия на окружающую среду. Это позволяет оперативно реагировать на проблемы и предупреждать экологические катастрофы.
  4. Формирование и анализ статистической информации. Кадастры предоставляют данные о состоянии природных ресурсов на различных территориях. Такая информация необходима для проведения анализа, разработки стратегий и принятия решений на уровне государства, региона или муниципалитета. Она также полезна для выполнения статистических отчетов, мониторинга и научных исследований.
  5. Обеспечение доступности и открытости информации. Кадастры предоставляют обществу доступ к информации о природных ресурсах и их использовании. Это способствует прозрачности управления ресурсами, защите прав граждан на доступ к этих ресурсам и развитию открытого общества.

Какие проблемы могут возникать при использовании кадастров и реестров природных объектов

При использовании кадастров и реестров природных объектов могут возникать различные проблемы, которые могут затруднить доступ к информации или повлиять на ее достоверность. Некоторые из этих проблем включают:

Неполная или неточная информация

В кадастрах и реестрах природных объектов может быть неполная или неточная информация о объектах. Это может быть вызвано ошибками при внесении данных, устаревшей информацией или недостаточной проверкой данных. Неполная или неточная информация может затруднить принятие решений или проведение анализа на основе этих данных.

Ограниченный доступ к информации

Некоторая информация в кадастрах и реестрах природных объектов может быть ограничена в доступе. Это может быть связано с конфиденциальностью данных или требованиями безопасности. Ограниченный доступ может затруднить получение полной и актуальной информации для нужд пользователей.

Сложности в поиске и анализе данных

Поиск и анализ данных в кадастрах и реестрах природных объектов могут быть сложными из-за большого объема информации и различных форматов представления данных. Некоторые пользователи могут испытывать трудности в поиске нужной информации или в проведении анализа данных из-за отсутствия навыков или инструментов для работы с этими данными.

Проблемы с обновлением данных

Обновление данных в кадастрах и реестрах природных объектов может быть сложным и затратным процессом. Это может привести к тому, что информация может быть устаревшей или неактуальной. Неактуальные данные могут привести к неправильным решениям или неправильному анализу.

Проблемы совместимости и стандартизации данных

Данные в кадастрах и реестрах природных объектов могут быть представлены в различных форматах и структурах, что может затруднить их совместное использование и анализ. Необходимость стандартизации данных и обеспечения их совместимости может быть сложной задачей.

В целом, использование кадастров и реестров природных объектов может быть полезным, но также может сопровождаться определенными проблемами

Важно учитывать эти проблемы и принимать меры для их решения, чтобы обеспечить более эффективное использование этих данных

Обзор документа

Минприроды обновило порядок составления и ведения госкадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Кадастр формируется Роснедрами в электронном виде (ранее также в бумажном). Конкретизирован перечень включаемых в него сведений.

Госкадастр ведется не только по субъектам РФ, федеральным округам, Российской Федерации в целом, Мировому океану, Арктике и Антарктике, но и по Черному и Азовскому морях, в пределах которых наша страна осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с присоединением Крыма, а также в пределах российского сектора Каспийского моря.

Состав подразделений (массивов) госкадастра не изменился.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней с даты опубликования.

Кадастры природных ресурсов

Тщательный учет имеющихся природных ресурсов есть непременный признак процветающего государства.

Свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей, называется кадастром природного ресурса.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса.

Через определенное время кадастры обновляются.

Данные кадастровой оценки используются при планировании использования ресурса, для оценки степени рациональности использования, при определении платежей за ресурс и т.д.

Разработаны следующие виды кадастров.

Земельный кадастр включает сведения о природном и хозяйственном использовании земель, их состоянии, учет их количества и качества, данные регистрации землепользователей (собственников, пользователей, арендаторов), рекомендации по эффективному использованию и охране земель и т.д.

Водный кадастр – это свод сведений о водах региона или бассейна, содержащий данные о реках, озерах, прудах, болотах, морях, ледника, включающий также данные о режиме, качестве и использовании вод и водопользователях.

Он состоит из трех разделов:

1. поверхностные воды;

2.      подземные воды;

3.      использование вод.

Лесной кадастр – свод данных о лесах, качественном составе, запасах древесины, ежегодном ее приросте, степени вовлечения лесов в эксплуатацию.

Кадастр месторождений полезных ископаемых
– содержит сведения о местонахождении, количестве, качественном составе природных ископаемых, их ориентировочной стоимости, степени использования и т.д.

Природно – заповедный фонд – данные о особо охраняемых природных территориях, их площади, географическом положении, фито-, зоо- и микробиоценозах заповедных территорий, возможностях их использования в качестве рекреационных территорий и т.д.

Реестр охотничьих животных – включает данные о видах животных, на которых разрешена охота, их количестве, распространении, указаны сроки разрешенной охоты, количество отстрела или отлова, способы охоты и др.

Реестр рыбных запасов — включает данные о видах промысловых и непромысловых рыб, их ареалах, объемах рыбных запасов, а также сроках и объемах отлова, квотах на рыбную ловлю и т.д.

Красная книга

Формы управления природопользованием – перечислены и описаны все субъекты природопользования, виды и способы использования а также формах управления использованием природных ресурсов.

Реестр загрязнений — содержит сведения о видах, источниках загрязнений, состоянии природной среды различных территорий и т.д.

В последнее время встал вопрос о необходимости учета размещения промышленных отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнений окружающей среды – ксенобиотиков, препаратов бытовой химии, лекарств, пестицидов и т.д., т.е.чужеродных для организмов соединений, которые попадая в организмы могут вызвать их гибель а также нарушение процессов в биосфере. Т.о. возникла необходимость создания реестра (кадастра) отходов. Объектом регистрации должны быть все опасные и потенциально опасные вещества, как производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.

Источником сведений для составления и пополнения кадастров служит сеть наблюдательных постов, режимных станций, специальных экспедиций.

Разработка и внедрение таких кадастров позволяют создать в нашей стране базу для решения проблем ресурсосберегающих технологий и рационального использования природных ресурсов.

Предыдущие материалы:
  • Основы реализации, цели водного законодательства Российской Федерации
  • Основные принципы государственного законодательства в области охраны атмосферного воздуха
  • Основные правовые принципы и положения в области охраны животного мира
  • Правовые аспекты охраны лесов
  • Основные положения экологического законодательства
Следующие материалы:
  • Особо охраняемые природные территории
  • Защита генофонда биосферы. Красные книги животных и растений
  • Экологический туризм как часть природосберегающей стратегии
  • Динамика состояния растительного и животного мира, суши, рыбных ресурсов. Мониторинг окружающей среды
  • Виды мониторинга окружающей среды

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас

Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет
стоимостиГарантииОтзывы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: