Агломерация и её особенности

ⓘ агломерации россии. российская федерация является страной с преимущественно городским населением. около 70 % в зависимости от года переписи живет в городах и по

Структура агломераций

Ключевые города

Агломерации России выглядят как совокупности городов различной величины и значимости. Однако, в каждой агломерации особую роль играют ключевые города, которые служат не только центрами экономической активности, но и крупными транспортными узлами, образовательными и научными центрами, а также культурными центрами. Ключевые города могут иметь главенствующее значение в развитии агломерации, например, Москва является наиболее значимым городом в Московской агломерации.

Географический принцип

Еще одним важным принципом структурирования агломераций является географический принцип. Он предполагает объединение городов, находящихся на определенной территории, образующих, таким образом, естественное экономическое пространство. Экономическая синергия между городами находящимися на одной территории может значительно способствовать ускорению роста экономики и созданию новых рабочих мест.

Развитие инфраструктуры

Структура агломерации также определяется развитием инфраструктуры как на территории отдельных городов, так и на территории агломерации в целом. Значимость инфраструктуры не только в повышении качества жизни населения, но и в улучшении возможностей для функционирования предприятий и привлечения инвестиций. Хорошо развитая транспортная, коммунальная, энергетическая и технологическая инфраструктура позволяет создавать благоприятные условия для дальнейшего развития агломерации.

Примеры агломераций в России Агломерация Ключевые города Численность населения

Московская агломерация Москва, Зеленоград, Клин, Серпухов около 20 млн человек

Санкт-Петербургская агломерация Санкт-Петербург, Гатчина, Выборг около 5 млн человек

Нижегородская агломерация Нижний Новгород, Дзержинск, Балахна около 3 млн человек

Российский мегаполис

В России пока нет условий, благоприятствующих формированию мегалополисов — самых сложных форм городского расселения. Однако, в срединной части Центральной России складывается своеобразное урбанистическое образование в виде полосы между Москвой и Нижним Новгородом, наполненной значительным количеством городов и поселков. Эта полоса приближается к состоянию, которое даёт основание называть ее мегаполисом.
Полоса начинается на западе гигантской Московской агломерацией и заканчивается на востоке развитой Нижегородской агломерацией, в которй число жителей превышает 2 млн чел.

Московская агломерация, если учитывать сформировавшиеся в ее окраинной зоне агломерации 2-го порядка имеет агломерационный радиус, превышающий 100 км, соприкасается с агломерациями соседних областных центров. У Нижнего Новгорода на некоторых наиболее развитых направлениях агломерационный радиус достигает 100 км. Ширина соединяющей агломерационные завершения полосы примерно 20—40 км. Ровно посредине ее складывается биполярная Владимирско-Ковровская агломерация, включающая примерно десяток городов.

Урбанизированное образование сформировалось на территории, имеющей давнюю историю. Это — колыбель русского государства, край древних ополий и городов, многочисленных гнезд разнообразных кустарных промыслов. Здесь сложились первые ареалы крупной фабричной промышленности, в которых в прошлом преобладала текстильная. Московская и Нижегородская агломерации, и прежде всего их центры, сыграли лидирующую роль в годы индустриализации и научно-технической революции, явились зачинателями новых производств и создания новых образцов техники.

Издавна проявились тесные внутренние связи, укреплявшие хозяйственную и культурную ткань территории. В эпоху индустриализации Нижний Новгород, развиваясь по образу и подобию Москвы, выступал её дублером, особенно в таких прогрессивных отраслях как автомобилестроение, станкостроение, авиастроение, электротехника и радиоэлектроника.

Кустарные промыслы и возникшая на их основе крупная промышленность создали условия для «вызревания» фабричных, заводских, кустарных сел в города. Лидером в этом процессе еще до Октябрьской революции стал Орехово-Зуево, набравший к 1917 г., когда ему присвоили статус города, 60 тыс. жителей.

Среди городов подобного происхождения высока доля монофункциональных центров. Это города, чью градообразующую базу нередко составляет одно предприятие. Таковы Дрезна, Яхрома, Лакинск, Собинка (текстильные центры), Ворсма (производство инструментов), Богородск (кожевенное и обувное производства). Очень сильно расширили и укрепили свой экономический фундамент города — Владимир, Ковров, Ногинск, Балахна, Павлово.

Новые города — центры отраслей нового века — качественной металлургии (Электросталь), электроэнергетики (Электрогорск), нефтепереработки (Кстово),приборостроения (Радужный), моторостроения (Заволжье). Для наукоградов, особенно распространенных в Московской агломерации, основой служит триада: наука — высокотехнологичное производство (обычно опытное с испытанием новых образцов) — высшее образование.
Московская и Нижегородская агломерации устремляются навстречу друг к другу. Они обе асимметричны. У Московской полнее развиты восточные лучи, у Нижегородской — западные. Восточный агломерационный луч заканчивается у Кстово, а западный достигает Гороховца во Владимирской области.

Кавказские Минеральные воды

Кавказские Минеральные Воды—созвездие знаменитых курортов–располагается в Центральном Предкавказье, частью на равнине, частью в предгорьях Большого Кавказа. Своеобразие району придают горы-лакколиты, разнообразные минеральные источники, грязи оз. Тамбукан (окрестности Пятигорска). С июля 1992 г. Кавказским Минеральным Водам придан статус особо охраняемого эколого-курортного района.

Агломерация поселений Кавказских Минеральных Вод сложилась как система взаимосвязанных центров, дополняющих друг друга. Она состоит из 6 городов и 4 поселков городского типа, включает также сельские поселения, подчиненные городским администрациям Минеральных Вод, Пятигорска и Кисловодска. На долю самого большого городского поселения — Пятигорска — приходится 27,0% общей численности населения района.
Минеральные источники изучаются с конца XVIII века. В 1803 г. указом Александра I район Кисловодска был объявлен курортной местностью.

В 1830 г. Пятигорск и Кисловодск стали городами. Развитие курортов сдерживалось отдаленностью от центральных районов страны и отсутствием удобного сообщения. Импульс развитию дал ввод в действие Владикавказской железной дороги. Большое значение имело сооружение в конце XIX в. шоссе Минеральные Воды — Кисловодск и параллельно ему железнодорожной ветки.

У всех городов-курортов стержневая функция — лечебная, но при этом у них различная специализация и разное место лечебной функции в народнохозяйственной структуре.

Пятигорск с давних пор занимает центральное место. Помимо санаториев и других лечебных, учреждений в Пятигорске находятся НИИ курортологии и физиотерапии, Педагогический институт. Значителен удельный вес промышленности, не связанной с нуждами курортов (сельскохозяйственное машиностроение), что сужает возможности развития Пятигорска как курорта.

Кисловодск по числу здравниц и обслуживаемому потоку лечащихся и отдыхающих первенствует среди городов-курортов Кавказских Минеральных Вод. Он не только бальнеологический курорт, использующий собственные и доставляемые по трубопроводу (из Нагутского месторождения) нарзаны, но и горно-климатический курорт. Кисловодск славится своим климатом, обилием солнечных дней, замечательными парками, разнообразием ландшафтов. Здесь имеются филармония, театр, музеи истории курортов и истории космонавтики, дачи – музеи художника Ярошенко и певца Шаляпина. Кисловодск — центр туризма. От него идет автомобильная дорога в Карачаевск — Теберду — Домбай.

Ессентуки — город с 1917 г., бальнеологический и грязевой курорт, специализирующийся на лечении органов пищеварения и нарушения обмена веществ. Располагает уникальной бальнеологической базой.
Железноводск — город с 1917 г., но лечебные процедуры проводятся с 1812 г. Расположен на южных склонах горы Железной.

Особая роль у города Минеральные Воды. Получив городской статус в 1920 г. он выполняет обязанность главного транспортного узла, управляет потоками отдыхающих. Здесь находится один из крупнейших в России международных аэропортов. В1960— 1970-е гг. в городе получила развитие промышленность строительных материалов.

Значение слова «агломерация»

Агломерация – это понятие в географии, означающее большое скопление населенных пунктов городского типа вокруг одного крупного города.

Плюсы и минусы таких образований

Основные преимущества образования агломераций заключаются в следующем:

  1. Экономическая выгода для некоторых предприятий. Слияние функциональное и территориальное позволяет им работать более успешно.
  2. Более быстрое развитие инфраструктур. Оно развивается вместе с развитием транспортного сообщения, дорожным строительством. Вместе с ними начинают развиваться пересадочные узлы, и далее.
  3. Более эффективное управление и администрирование. Управление передаётся ядру образования: администрации самого крупного населённого пункта.Впрочем, передача функций администрирования может иметь и отрицательные последствия. Многие вопросы «на местах» решались бы проще и быстрее, а в ядре неотвратимо начнут проявляться бюрократические сложности.

Они попадают под сильное влияние ядра, и некоторые отрасли в них замедляют или прекращают свою работу, так как перестают быть нужными для полноценного функционирования населённого пункта.

Процесс продолжается, и его скорость нарастает, поэтому уже очень скоро количество агломераций увеличится на порядок, наиболее вероятно такое развитие событий в развивающихся странах.

Найдено научных статей по теме — 15

Вопросы развития городской агломерации

Губанова Елена Сергеевна, Селякова Светлана Александровна

В статье раскрыты предпосылки и особенности формирования городской агломерации в Вологодской области, рассмотрены территориальная и функциональная структура городской агломерации, выявлено влияние агломерационного эффекта на эконо

Проблемы развития городских агломераций

Перцик Е. Н.

The development of urban agglomerations is one of the most complicated problems discussed by professional community.

Развитие понятия«Городская агломерация»

Колясников Виктор Александрович

В статье рассматривается эволюция понятия «городская агломерация». Анализ показывает непрерывность разработки новаторских идей формирования агломераций и внедрения таких идей в практику территориального планирования расселения.

Современные модели городских агломераций

Хмелева Г.А.

В статье представлены современные модели развития агломераций: моноцентрическая; полицентрическая; рассеянная (равномерная); лучевая (линейная). Описана их сущность, достоинства и недостатки.

Тенденции развития городских агломераций

Диков Я.А.

В статье рассмотрены современные тенденции укрупнения и развития городских агломераций, которые в последнее время конкурируют между собой за лучшие демографические, природные, финансовые и инвестиционные ресурсы.

Подходы к делимитации городских агломераций

Ижгузина Н.Р.

На сегодняшний день отмечается высокий всплеск интереса ученых-исследователей к теоретическим и практическим вопросам развития и функционирования городских агломераций.

К проблемам формирования городских агломераций

Малоян Гаррик Андреевич

Urban agglomeration is a large city and interrelated rural settlements located within the 1.

Транспортные узлы крупных городских агломераций

Пасечная Е.В., Трапенов В.В.

В статье рассматриваются основные понятия размещения пассажирских и грузовых устройств в транспортных узлах городских агломераций.

Городские агломерации: мысли о настоящем и будущем

Шубенков Михаил Валерьевич, Хомяков Дмитрий Александрович

Due to the superposition of new territorial entities upon the existing traditional forms of the urban environment, the nonurban formations began to be perceived as playing an important role in urban processes and the city itself a

Современный опыт формирования городских агломераций

Алексеев Александр Юрьевич, Соколова Светлана Викторовна, Шапошников Святослав Вячеславович

Городская агломерация одна из современных форм территориальной организации населения, появление которой связано с современным этапом урбанизации.

Статус городской агломерации в правовом пространстве

Осипов Алексей Григорьевич, Овсянников Вадим Адольфович, Сибирякова Вера Ефимовна

В статье рассматриваются различные модели правового регулирования процесса формирования городских агломераций с учетом существующей законодательной базы для местного самоуправления.

Подходы к исследованию структуры городских агломераций

Сирина Дарья Андреевна

В данной статье раскрывается многоаспектность понятия «городская агломерация» и его возможная интерпретация в градостроительном понимании для применения к формированию систем расселения.

Методика оценки кредитоспособности городских агломераций

Зарипова Д. А.

Устойчивое развитие экономики города требует постоянных инвестиций в объекты, составляющие основу городского хозяйства.

Краснодарская городская агломерация: развитие и управление

Лаврова Т.Г.

Рассматриваются основные признаки городской агломерации и анализируется, насколько г. Краснодар способен стать агломерационным ядром, способствующим развитию связанных с ним соседних территорий.

К вопросу о городских агломерациях в республике Узбекистан

Умаров Е. К., Умаров Б.

В настоящее время в Республике Узбекистан проводится последовательная работа по повышению социальноорганизационных условий проживания населения, на основе использования достижении геоурбанистики.

Ссылки

  • , ,  — Анализ истории и современного состояния агломераций России на сетевом журнале «Демоскоп»
  • , ,  — Анализ истории и современного состояния агломераций России на сетевом журнале «Русский Архипелаг»
  • Вестник «Региональное развитие» — № 1. Апрель 2007. (5 Мб) — О проекте административного оформления иркутской и других агломераций
  • Эксперты Президента и Правительства о миллионных агломерациях — по данным газеты «Ведомости»

Городские агломерации-миллионеры России

Московская • Санкт-петербургская • Самара—Тольятти • Нижегородская • Екатеринбургская • Ростовская • Новосибирская • Волгоградская • Казанская • Челябинская • Омская • Саратовская • Пермская • Уфимская • Красноярская • Новокузнецкая • Краснодарская • Иркутская• Набережночелнинская • Тульско-Новомосковская • Владивостокская • Воронежская • (Ижевская) • (Брянско-Людиновская)

Агломерации России

Отдельные государства отличаются по типу формирований подобных поселений из-за различных исторических процессов. В России они формировались исключительно по индустриальному типу. Во время СССР использовалась стратегия плановой экономики, которая и подразумевала индустриальную основу для всех процессов урбанизации, но с принятием парадигмы рыночной экономики возникли определенные проблемы, поэтому сейчас рост и развитие агломераций требует активного участия государства.

Важно! В России такие формы заселения территории нуждаются в полной модернизации, восстановительных работах и перемещении промышленных баз. В России существует 22 крупнейшие городские агломерации, сформировавшиеся по моноцентрическому типу

Если располагать их по численности населения, получится такой список:

В России существует 22 крупнейшие городские агломерации, сформировавшиеся по моноцентрическому типу. Если располагать их по численности населения, получится такой список:

  • Московская,
  • Санкт-Петербургская,
  • Ростовская,
  • Самарско-Тольяттинская,
  • Нижегородская,
  • Новосибирская,
  • Екатеринбургская,
  • Казанская,
  • Челябинская,
  • Волгоградская.

Агломерации России находятся еще на индустриальном уровне, и все еще развиваются, поскольку их обеспеченность трудовыми ресурсами это позволяет. Для них характерно слияние на основе ресурсов или интересов промышленности, а не только из-за наличия крупных городов.

Екатеринбургская агломерация

Крупные агломерации мира

В мире насчитывается огромное количество крупных агломераций, но самыми большими считаются следующие 10:

  • Токио-Иокогама 37,5 млн чел. и 8677 квадратных метров,
  • Джакарта – 19,2 млн чел. и 7297 квадратных метров,
  • Дели – 18,9 млн чел. и 1425 квадратных метров,
  • Сеул-Инчхон – 22,7 млн чел. и 1943 квадратных метра,
  • Манила – 20,7 млн чел. и 4863 квадратных метра,
  • Шанхай – 18,6 млн чел. и 7037 квадратных метров,
  • Карачи – 18 млн чел. и 3530 квадратных метров,
  • Нью-Йорк – 23,3 млн чел. и 11 264 квадратных метра,
  • Мехико – 23,6 млн чел. и 7346 квадратных метров,
  • Сан-Паулу – 20,8 млн чел. и 7944 квадратных метра.

Внимание! В десятке самых крупных агломераций мира проживают более 230 миллионов людей!

На территории Европы отличным примером может стать Миланская агломерация с населением более 5 млн чел. и площадью в 1 982 км². Многие мировые агломерации по площади и численности населения превосходят некоторые страны.

Крупнейшие агломерации мира

Что дальше

К концу второго квартала текущего года Минэкономразвития представит план мероприятий по реализации конкретных задач «Стратегии». Это будет прикладной инструмент, в котором будут прописаны необходимые изменения нормативно-правовых актов и выстроена взаимосвязь с другими стратегически важными документами.

Остается слабая надежда, что с появлением плана ряд спорных моментов существующей редакции «Стратегии» будет снят. Или, что более вероятно, несовершенство нормы будет компенсировано необязательностью ее исполнения.

Цифрами на карте обозначены: 1. Ленинградская обл. 2. Московская обл. 3. Ярославская обл. 4. Ивановская обл. 5. Владимирская обл. 6. Тульская обл. 7. Калужская обл. 8. Орловская обл. 9. Липецкая обл. 10. Тамбовская обл. 11. Мордовия Респ. 12. Чувашская Респ. 13. Марий Эл Респ. 14. Ульяновская обл. 15. Адыгея Респ. 16. Ставропольский край 17. Карачаево-Черкесская Респ. 18. Кабардино-Балкарская Респ. 19. Сев. Осетия-Алания Респ. 20. Ингушетия Респ. 21. Чеченская Респ. 22. Еврейская АО

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Экономическое развитие городских агломераций

Экономическое развитие городских агломераций определяется не только их населением, но и доступностью ресурсов, инфраструктурой и инвестиционным климатом. Крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Казань, имеют благоприятные условия для развития бизнеса, что привлекает инвесторов и способствует экономическому росту.

Одним из ключевых факторов экономического развития городских агломераций является развитие транспортной инфраструктуры. Наличие хорошо развитых автомобильных дорог, железнодорожных линий и аэропортов обеспечивает легкость перемещения товаров и людей, способствуя развитию торговли и услуг.

Кроме того, развитие городских агломераций неразрывно связано с инновациями и научными исследованиями. В них располагается большое количество университетов, институтов и научных центров, которые выпускают востребованных специалистов и проводят исследования в различных областях, способствуя экономическому росту.

Благодаря своему экономическому развитию городские агломерации становятся привлекательными для жителей, которые ищут работу и лучшие условия жизни. Это приводит к росту населения и увеличению внутренней миграции. В свою очередь, растущее население способствует дальнейшему развитию экономики.

В целом, экономическое развитие городских агломераций является важным фактором для развития всей страны. Они создают рабочие места, привлекают инвестиции и способствуют росту национального дохода. Экономически успешные города имеют сильное влияние на социальное и культурное развитие страны и оказывают значительное воздействие на ее общий прогресс.

Общие понятия

Экономическая литература определяет данную форму заселения территории как концентрацию промышленных предприятий, а география – как систему поселений, поэтому их делят на:

Такая система поселений выводит производительность труда на новый уровень, обеспечивает людей разнообразными и качественными услугами и повышает конкурентоспособность национальной экономики, что ведет к росту благосостояния населения.

Промышленная агломерация сосредотачивает в себе также множество предприятий, и является важной частью экономики государства. Формируется подобное поселение на основе рынка, возникающего между различными городками и поселками, и крепко связывающего их торговыми связями

Изначально все функции рынка сосредоточены в центре городской агломерации, и лишь со временем перемещаются в периферийные города. В окружающих большой центр населенных пунктах, создаются объекты производства, обеспечивающие необходимыми вещами центр, и на этой основе возникает единая рыночная система

Формируется подобное поселение на основе рынка, возникающего между различными городками и поселками, и крепко связывающего их торговыми связями. Изначально все функции рынка сосредоточены в центре городской агломерации, и лишь со временем перемещаются в периферийные города. В окружающих большой центр населенных пунктах, создаются объекты производства, обеспечивающие необходимыми вещами центр, и на этой основе возникает единая рыночная система.

Исторические данные

Процесс урбанизации шел достаточно давно, но только за последние 100 лет начал стремительно развиваться. Еще на начало 19 века городские жители составляли 13 % от общего населения страны, а к началу 20 века их количество выросло до 50 %. Урбанизация продолжается и сегодня, однако агломерации были и в древности: в Риме, Афинах, Вавилоне. В Европе их появление замечено только в 17 веке, например, вокруг Парижа, а в Северной Америке лишь в 19 веке.

Данный термин придумал географ М. Руже, который утверждал, что агломерация – это вовлечение ближайших поселков в несельскохозяйственную работу за пределами их границ. Несмотря на то, что сегодня существует множество определений данного термина, главным принципом его остается процесс расширения и увеличения города.

Критерии определения

Повсеместный процесс урбанизации создал достаточно большое количество развитых больших городов, количество жителей в которых превышает несколько миллионов. Является ли каждый такой город агломерацией? Да, если соблюдаются следующие пункты:

  • от 100000 чел. на 1 квадратный метр,
  • менее 20 км неиспользованной территории между центром и периферией,
  • от 5 и более поглощенных спутников,
  • высокая интенсивность движения населения с окраин в центр и обратно,
  • общая инфраструктура,
  • логистическая сеть,
  • высокий процент людей, занятых промышленными работами.

На основе таких формирований можно подробно рассмотреть концентрацию промышленности в определенных районах и отследить миграцию работоспособного населения.

Процесс урбанизации

Перспективы развития агломераций в России

Расширение границ

В ближайшие годы планируется расширение границ уже существующих агломераций, что позволит ускорить рост экономики и развитие инфраструктуры. Например, в Москве планируется включить в границы агломерации ближайшие города и населенные пункты, что даст им доступ к более широким ресурсам и облегчит проблему переселения населения в столицу.

Создание новых центров

Кроме расширения границ уже существующих агломераций, планируется создание новых центров притяжения населения и бизнеса. Например, города в Сибири и на Дальнем Востоке, которые являются крупными транспортными узлами, могут стать новыми центрами развития агломераций. Кроме того, создание новых центров может способствовать уменьшению миграции населения в Москву и другие крупные города.

Развитие высокоскоростных транспортных средств

Внедрение высокоскоростных транспортных средств (например, скоростных поездов и летающих автомобилей) может изменить принципы развития агломераций в России. Благодаря таким средствам транспорта, различные регионы страны могут быть связаны между собой быстрее и масштабнее, что создаст новые центры развития, объединяющие предпринимательский потенциал различных регионов.

Что относится к европейской части

Европейская часть России является частью Западного макрорегиона. Он включает в себя шесть природно-хозяйственных регионов, в том числе Европейский Север, Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Европейский Юг, Урал. Каждый из этих регионов имеет свои особенности природной среды и хозяйственной деятельности.

Европейский Север характеризуется суровым климатом и небольшим количеством населения. В Северо-Западном регионе расположены крупные города, в том числе Санкт-Петербург, который является одним из красивейших городов мира. Центральная Россия считается сердцем страны и является ее экономическим центром.

Поволжье богато природными ресурсами, включая нефть и газ. Европейский Юг характеризуется теплым климатом и солнечными пляжами Азовского и Черного морей. Урал имеет большое значение в экономике России, так как здесь расположены крупнейшие металлургические предприятия. Каждый регион европейской части России имеет свое значение и вносит свой вклад в развитие страны.

Городские агломерации

Такую форму поселений можно подразделить на типы:

  • моноцентрические – формирующиеся в области большого города (Нью-Йорк, Париж);
  • полицентрические (конурбация) – с несколькими центрами, т.е. те, которые формируются вокруг нескольких городов сразу (Рурский бассейн).

Моноцентрические формы поселений в количественном плане преобладают над полицентрическими, поскольку крупный город легче «обрастает» спутниковыми поселками и формирует крепкие логистические и промышленные связи. Рост центрального города сопровождается поглощением поселков в его округе и определением направления для их развития.

Полицентрическая агломерация встречается гораздо реже, поскольку включает сразу несколько городов-ядер. Рурский бассейн, к примеру, сосредотачивает в себе независимые субъекты (Дортмунд, Эссен) со своими спутниками. Полицентрическая форма поселений включает в себя самостоятельные ядра, объединенные единой территорией.

Структура и развитие

Крупнейшие городские агломерации исторически сформировались на базе древних столиц, чей возраст превышает сотню лет. Исключение составляют населенные пункты в Америке, которые заранее строились, как крупные населенные и промышленные центры.

Городская агломерация структурирована в пределах города (границы его условны) и разделяется на участки:

  1. Центр (исторический район) с высокой посещаемостью. Здесь располагаются памятники архитектуры и истории, городская ратуша.
  2. Деловой центр, который кольцом окружает центр – здесь находятся офисные здания, множество мест общественного питания и торговые центры.
  3. Жилая зона (возможно старые застройки), которая преобразуется в деловые кварталы — высокая стоимость земли под старыми постройками становится причиной их сноса или модернизации в офисные и прочие здания.
  4. Массовая застройка – это спальные районы и промышленные зоны. Тут располагаются места социальной значимости (больницы, детские сады, школы и пр.).
  5. Пригород – здесь часто располагаются зеленые и промышленные зоны, начинаются поселки-спутники.

Формирование городской структуры происходит в несколько этапов:

  1. Индустриальный – начинает формироваться промышленная связь между центром и округами. Пока отсутствуют торговые связи и общая территория.
  2. Трансформационный – создается единый рынок, начинаются и увеличиваются маятниковые миграции.
  3. Динамичный – производство переносится на дальние участки спутников, формируется логистическая связь. Слияние ядра и периферии ускоряется. Возникает единая инфраструктура.
  4. Постиндустриальный — процессы слияния заканчиваются. Связи упрочняются и начинается процесс формирования единой деятельности, с одновременным повышением статуса.

Процесс развития и структура не зависит от территориального расположения формирований.

Формирование городской структуры

Функциональное соединение ряда городских форм поселений приводит к формированию мегалополиса.

Самые большие агломерации

Первое место занимает столица Японии Токио, крупнейший культурный и финансовый центр, расположенный на острове Хонсю. Население составляет более 37 миллионов человек. Это полицентрическая агломерация (в ее состав входит не один крупный город, а два), более точное ее название Токио-Иокогама.

Второе место прочно удерживает Джакарта, столица Индонезии. В ней проживает около 32 миллионов жителей.

Замыкает тройку Дели. Сегодня крупнейший город Индии является домом для 27 миллионов человек. Это мощнейший культурный центр, насчитывающий более 60 тысяч памятников мирового значения.

Одна из самых густонаселенных территорий мира — филиппинская Манила занимает четвертое место в нашем списке. В ней проживают почти 25 миллионов жителей.

Замыкает пятерку южнокорейский Сеул с 24 миллионами населения. Это крупный промышленно-финансовый центр мирового значения.

В десятке представлены также Шанхай, Мумбаи, Нью-Йорк, Пекин и Сан-Паулу. В каждой из этих агломераций числится более 20 миллионов человек. Москва среди этих гигантов занимает пятнадцатое место. Она насчитывает 16,85 миллиона жителей.

Всего на планете существует 37 подобных объединений с населением более 10 миллионов человек. Хорошо это или плохо?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: