Зюсс. вернадский. коммонер. учения о биосфере и биосферные законы

Биосфера

Наука созерцает природу

Наука изначально возникла как способ познания природы и объяснения ее явлений. Ученые издревле интересовались тем, как работает мир вокруг нас, и стремились найти ответы на вопросы о происхождении жизни, развитии планеты и месте человека в этом большом и сложном устройстве.

Одним из важных этапов в познании природы стало формирование понятия «биосфера». Этот термин был введен немецким географом Эдуардом Зюссом в конце XIX века. Зюсс предложил объединить в единое понятие все живые организмы на Земле и их взаимодействие с окружающей средой

С тех пор биосфера стала важной частью научных исследований и позволяет ученым более глубоко понять и изучить природу

Современные исследования биосферы позволяют ученым из разных областей науки — экологии, биологии, географии и других — собирать и анализировать данные о живых организмах, их распределении по территории, влиянии на окружающую среду и изменениях, происходящих в биосфере. Это помогает более точно понять законы природы и ее взаимосвязь с человеком.

Владимир Иванович Вернадский, биография

Учение Вернадского о биосфере стало итогом и вершиной жизни и научной деятельности этого выдающегося человека, но и послужило основанием для развития ряда «наук о Земле», стало началом философской концепции о роли человека, его разума и деятельности в жизни планеты и ее преобразовании.

Российский и советский ученый Вернадский Владимир Иванович родился 28 февраля 1863 года в городе Санкт–Петербург в либерально-демократической семье потомственного запорожского казака. Его отец – Иван Васильевич был профессором экономики в Киеве, после переезда в Санкт-Петербург стал служить в чине тайного советника. Мать – Анна Петровна – потомственная русская дворянка.

В 1868 году Вернадские переезжают в Харьков, где в 1873 г. Владимир поступает в первый класс классической гимназии. Через три года семья возвращается в столицу, и обучение его продолжается в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии. С 1881 г. по 1885 г. Владимир Вернадский учится на физико-математическом факультете университета, где его учителями были Д.И. Менделеев и А.Н. Бекетов. До 1890 года он продолжает обучение за границей – во Франции, Италии и Германии. Защищает докторскую диссертацию и поступает на кафедру кристаллографии и минералогии Московского университета. С 1906 по 1917 год В.И. Вернадский занимает различные должности в российских академиях наук и университетах, в Государственном совете, занимается организацией изучения радиоактивных материалов, работает за границей. В 1917 году он приезжает в Украину и основывает академию наук. Преподает в Киевском и Таврическом университете. В 1921 году возвращается в Петроград, где был арестован по подозрению в шпионаже. Но был освобожден и в 1922 году создает Радиевый институт, директором которого был до 1939 года. В продолжение этих лет он преподает во Франции, является председателем Комиссии по изучению естественных природных сил России, один из создателей плана ГОЭЛРО. Он продолжает находиться под негласным подозрением и уже с 1930 года не может выезжать за пределы страны. В 1935 году здоровье В.И. Вернадского ухудшилось. Ему было позволено выехать на лечение в Карловы Вары. По окончании лечения, он едет работать во Францию, Германию и Великобританию. Он возвращается в СССР, хотя его дети живут в США. В начале войны он уезжает в Казахстан, где продолжает свои исследования в области ядерной энергетики и пишет книги «О состоянии пространства в геологических явлениях Земли» и «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения». 6 января 1945 года Владимир Иванович Вернадский умер.

В.И. Вернадский – академик Санкт-Петербургской и Российской академии наук, Академии наук СССР. Ученый, мыслитель, естествоиспытатель, общественный деятель. В сфере его интересов была химия, геология, биология, почвоведение, минералогия, радиология, философия и история. Благодаря разносторонним, глубоким и фундаментальным знаниям, а также философскому складу мышления, он развил ранее предложенные теории, создал учение о биосфере и преобразовал, в ранее несуществовавшую науку – биогеохимию.

Антуан Лоран Лавуазье

А. Л. Лавуазье открыл новую эру и в опытном исследовании жизненных процессов — физиологии. Исследованиями над животной теплотой Лавуазье представил против витализма, царившего в то время в науках биологических, столь же сильные доводы, как исследованиями над горением тел и над составом воды против учения о флогистоне. Лавуазье выделил огонь, то есть его источник — теплоту из класса весомых тел и отнёс его вместе со светом, магнетизмом и др. в разряд невесомых жидкостей.

Траты, производимые в организме процессом горения, восполняются пищеварением. Названные исследования стараются установить соотношение между количеством выделяемой организмом углекислоты и состоянием покоя или работы, в котором организм находится. Лавуазье правильно понял значение и связь трёх важных функций животного организма: дыхания, пищеварения и транспирации.

Такое разделение внесло большую ясность как в общие воззрения, так и в расчёты химических превращений. Состав воздуха и воды был разъяснён Лавуазье; а что землю нельзя считать элементом, доказательств этому было уже накоплено много. Вместе с тем новое понятие об элементарных телах, установленное Бойлем (1661), было подкреплено Лавуазье и окончательно введено в науку.

Понятие об элементарных телах могло быть в то время, конечно, чисто эмпирическое, так как для широкой философской его концепции не было ещё данных. Элементарными телами Лавуазье считал те, которые в его время оставались ещё неразложенными. Различие между двумя классами простых тел, металлами и металлоидами, принадлежит Лавуазье.

Вопрос о трёх состояниях тел, близко связанный с учением о стихиях, был выдвинут Лавуазье. В этом отношении в воззрениях Лавуазье на природу различных состояний и связь их с теплотой уже ясно намечаются воззрения нашего времени. Он признавал теоретически возможность превращения понижением температуры (и увеличением давления) всех газообразных тел в жидкости и в твёрдые тела.

Лавуазье первый придал важное значение количественной стороне химических превращений веществ и сделал весы необходимой принадлежностью химической лаборатории. Он сам во всех своих исследованиях руководился тем принципом, что при различных химических превращениях вещество не пропадает, не творится вновь и что поэтому веса тел, участвующих в химическом превращении, до превращения и после него, остаются неизмененными

Руководясь принципом, указанным Лавуазье, исследователи быстро пришли к выводам необычайной важности, к установлению законов, управляющих весовыми отношениями соединяющихся между собою веществ; а эти законы, в связи с законами объёмных отношений для газов, привели затем к установке понятий об атоме и частице, придающих необыкновенную простоту и ясность современной химической системе

Заключение

Факты и положения о биосфере накапливались постепенно в связи с развитием ботаники, почвоведения, географии растений и других преимущественно биологических наук, а также геологических дисциплин. Те элементы знания, которые стали необходимыми для понимания биосферы в целом, оказались связанными с возникновением экологии, науки, которая изучает взаимоотношения организмов и окружающей среды.

Организмы же благодаря этим взаимоотношениям существуют в природе не как хаотичные скопления, а образуют определенные сообщества — надорганизменные системы (популяции, биоценозы, экосистемы), также являющиеся предметом экологии. Так как все живое организовано в экосистемы (вся биосфера в целом — это тоже экосистема высокого уровня), то человек также оказывается включенным в многочисленные экологические взаимосвязи.

Проблемы биосферы связаны с нынешним состоянием окружающей среды. Впрочем, как и все остальные экологические проблемы. И состояние окружающей среды все больше изменяется в худшую сторону, что влечет за собой увеличение в объеме уже существующих проблем и возникновение новых, к решению которых человечество еще не готово, так как еще не разработаны пути решения старых проблем, а появляются все новые.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.

Лекции

Лабораторные

Справочники

Эссе

Вопросы

Стандарты

Программы

Дипломные

Курсовые

Помогалки

Графические

Роль биосферы в экосистеме

Биосфера обеспечивает жизненные условия для всех форм жизни на планете. Она предоставляет пищу, воду, кислород и другие необходимые ресурсы для выживания и развития всех живых организмов.

Кроме того, биосфера играет важную роль в регулировании климата и геохимических процессов. Растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород, что помогает поддерживать баланс состава атмосферы. Различные экосистемы взаимодействуют между собой и с окружающей средой, создавая сложные циклы веществ и энергии.

Благодаря биосфере происходит переработка и разложение органического вещества, возвращаются питательные вещества в почву и воду, что позволяет поддерживать плодородие и биологическое разнообразие.

Таким образом, биосфера играет важную роль в эволюции жизни на Земле и поддержании устойчивости экосистем. Она является ключевым элементом в цепи жизни и обеспечивает гармоничное взаимодействие всех живых организмов и окружающей среды.

Круговорот вещества и энергии

Круговорот биогенных элементов, обусловленный синтезом и распадом органических веществ в экосистеме, называют биотическим круговоротом веществ.

Помимо этого в круговороте участвуют различные минеральные элементы, поэтому весь процесс химических превращений в биосфере принято именовать биогеохимическим круговоротом веществ в природе.

Остановимся подробнее на основных типах круговорота наиболее важных веществ в биосфере.

1. Для жизни на планете самым необходимым веществом является вода.Все организмы используют ее для процессов жизнедеятельности. Круговорот воды в природе в большей степени является физическим процессом, однако организмы принимают в нем значительное участие. Познакомимся с круговоротом воды на схеме.

Мировой круговорот воды начинается испарением влаги с поверхности водных объектов под воздействием солнечной энергии. Влага в атмосфере трансформируется в облака, которые переносятся ветром на значительные расстояния. Попадая в местность с низкими температурами, облака охлаждаются, что вызывает выпадение осадков. Влага в виде осадков поглощается почвой или стекает по ее поверхности, возвращаясь в моря и океаны. В круговороте воды следует учитывать и роль организмов. Ведь испарение влаги происходит и с поверхности листьев, а в процессах фотосинтеза принимает участие вода.

  1. Главным участником биотического круговорота является углерод как основа органических веществ. Познакомимся с круговоротом углерода в природе на схеме.

Природным источником углерода является углекислый газ. Именно с него начинается круговорот углерода в биосфере. Он содержится в воздухе, а также в растворенном состоянии в воде. В атмосферу этот газ попадает при выдыхании всеми организмами, при извержении вулканов, сжигании ископаемого топлива и лесов. Осадки разрушают породы, вынося растворенный углерод в океан, где происходит поглощение его морскими организмами. В процессе фотосинтеза углекислота превращается в органические вещества, которые используются животными для питания. Органические останки затем разлагаются редуцентами и углерод остается в почве в виде полезных ископаемых или используется растениями при минеральном питании. По подсчетам ученых, время оборота углерода в круговороте веществ составляет около 10 лет.

  1. Немаловажным элементом считается азот, который входит в структуру всех белков. Рассмотрим схему круговорота азота.

Круговорот азота в природе начинается с атмосферы, где его содержится до 80%. Частично азот поступает в экосистемы в виде оксида азота, образующегося под действием электрических разрядов во время грозы. Основная часть поступает в воду и почву в результате деятельности микроорганизмов – фиксаторов азота. К ним относятся бактерии и сине-зеленые водоросли. Эффективны бактерии, живущие в симбиозе с бобовыми растениями в клубеньках, развивающихся на корнях этих растений.

Азот из разных источников поступает к корням растений в форме нитратов, которые затем используются для минерального питания. Круговорот азота заканчивается деятельностью аммонифицирующих организмов или редуцентов. Они способствуют разложению продуктов жизнедеятельности живых существ и органических останков. В процессе их деятельности образуется аммиак и освобождается свободный азот.

  1. Круговорот фосфора во многом отличается от других элементов, таких как, например, азот. Рассмотрим особенности круговорота фосфора в природе.

Фосфор совершает круговорот в наземных экосистемах в качестве составной части клеток живых организмов.Редуценты минерализуют органические соединения фосфора отмерших организмов в фосфаты, которые затем потребляются корнями растений. Большие запасы фосфора содержатся в горных породах, которые при разрушении отдают наземные фосфаты экосистемам. Часть фосфатов вовлекается в круговорот воды и уносится в воды Мирового океана.

Получается, что круговорот фосфора разомкнут, так как значительная часть континентального стока фосфатов остается в океане. Эта разомкнутость существенно усилена антропогенным вмешательством, поскольку человек нарушил многие естественные пути возврата фосфора в почву, а их замена применением фосфорных удобрений недостаточна.

Все рассмотренные вещества включаются в глобальный круговорот веществ и энергии в биосфере. Основой этого круговорота является энергия Солнца.

Обобщенно важнейшие круговороты веществ и энергии можно представить в виде схемы.

Современные биоценозы и экологические ниши

Гидробиология

Зообентос и фитобентос (донная биота)

Зообентос и фитобентос Чёрного моря
Зообентос Чёрного моря по сравнению с фитобентосом по качествен­ному разнообразию
значительно больше уступает средиземноморскому, со­ставляя только 1/4, 1/5 его часть.
Все группы животных представлены в Чёрном море гораздо меньшим числом видов, а некоторые,
как, например, головоногие моллюски, плеченогие, сифонофоры и др., совсем не могут заселить его
из-за пониженной солёности и отчасти из-за низкой зимней температуры, а для отдельных форм
из-за присутствия на небольшой, глу­бине сероводородного брожения.
Это качественное обеднение исходной фауны полносолёного водоёма (Средиземного моря) с переходом к пониженным солёностям
Чёрного моря имеет примерно тот же характер, что и в Белом, и в Балтийском морях.
Однако при этом следует помнить, что это «обеднение» касается только качественного разнообразия,
т. е. в состав растительного и животного населения входит меньшее число видов;
что же касается количественного распределения, то, по сравнению с Среди­земным морем,
фауна и флора Чёрного моря оказываются гораздо более богатыми.

Проблемы биоценозов

Сбой в биотическом равновесии может произойти при массовом распространении
и/или резком увеличении численности какого-либо вида в ущерб другим видам.
Например,
а) распространение морских звёзд-хищников приводит к исчезнвению некоторых видов в акватории;
б) налёт саранчи опустошает округу и обрывает пищевую цепочку.

Самым губительным сбоем, принимающим характер стихийного бедствия,
будет массовая эпидемия, переходящая в пандемию.
Например, Бубонная чума, свирепствовавшая в 1333-1335 гг.,
унесла жизни 75 миллион человек — пости половину населения Европы!
Это для того времени не сравнимо даже с Мировой войной!

История возникновения термина «биосфера»

Термин «биосфера» был введен немецким географом, экологом и биологом Эдуардом Зюссом в 1875 году. Он использовал этот термин, чтобы обозначить оболочку Земли, где существует жизнь. Зюсс определил биосферу как зону, где возможна жизнь любых организмов: растительных, животных и микроорганизмов.

С течением времени понятие биосферы стало широко использоваться в научных и экологических кругах, и его значение приобрело еще большую важность. Сегодня биосфера рассматривается как сложная система, состоящая из взаимодействующих компонентов: живых организмов, атмосферы, гидросферы и литосферы

Понимание биосферы и ее роли в поддержании жизни на планете стало ключевым для современной экологии и устойчивого развития. Изучение биосферы позволяет нам более точно понять, какие факторы влияют на состояние окружающей среды, и какие меры необходимо принять для ее сохранения.

Развитие представлений о биосфере

В ученической исследовательской работе по биологии на тему «Развитие представлений о биосфере» учащаяся 9 класса поставила перед собой цель изучить вклад выдающихся учёных в развитие представлений о биосфере, уделить особое внимание учениям В.И. Вернадского

Подробнее о работе:

В детском исследовательском проекте по биологии на тему «Развитие представлений о биосфере» ученица 9 класса выполняет поиск информации и дает объяснения, что такое биосфера и как она влияет на формирование у человека взгляда на природу и представление об устройстве мира. Несмотря на то, что современная биосфера сформировалась 3,5 — 4 млрд лет назад, ее изучение несовершенно и постоянно появляются новые теории и сведения.

В готовом исследовательском проекте по химии «Развитие представлений о биосфере» автором были изучены самые масштабные исследования в области биосферы. Понятие биосфера ввёл Ф.Ратцель. Сам же термин биосфера создал Э.Зюсс. Однако особый вклад в исследование биосферы и формирование этой науки в современном ее представлении внесли Вернадский Владимир Иванович, Юстус фон Либих, Антуан Лоран Лавуазье.

Оглавление

Введение 1. Изучение биосферы. 1.1 Вернадский Владимир Иванович 1.2 Юстус фон Либих 1.3 Антуан Лоран Лавуазье Заключение Список литературы

Введение

В результате данная работа позволяет узнать о вкладе выдающихся учёных в развитие представлений о биосфере.

Биосфера – населенная жизнью оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой в существенных чертах обусловлены прошлой или настоящей деятельностью живых организмов.

История развития представлений о биосфере отражает изменение взглядов на природу Земли, непосредственно окружающую человека.

Возникшая 3,5-4,0 млрд. лет назад, современная биосфера включает живые организмы (около 3 млн. видов), их остатки, зоны атмосферы, гидросферы и литосферы, населенные и видоизмененные этими организмами.

Понятие биосфера ввёл Ф.Ратцель. Сам же термин биосфера создал Э.Зюсс. Он писал о биосфере как особой оболочке Земли, охваченной жизнью, наравне с атмосферой, гидросферой, литосферой.

Особое значение для популяризации географического представления о биосфере имели сочинения Г. Вагнера. Он понимал биосферу как пространство, населённое живыми существами, хотя другие географы того времени понимали биосферу как совокупность организмов.

П.И. Броунов ввёл понятие наружная оболочка Земли. По мнению Броунова наружная оболочка Земли является ареной органической жизни и состоит из лито-, гидро-, атмо- и биосферы, которые проникают одна в другую и своим взаимодействием обусловливают все явления на Земле.

Принципы стабильности биосферы

Биосфера представляет собой огромную экосистему, поэтому ее устойчивость и стабильность определяется рядом принципов.

В первую очередь, стабильность биосферы определяется биологическим разнообразием живых существ. Высокое разнообразие биосферы обеспечивает ее свойства как сложной системы. К примеру, живые организмы способны дополнять друг друга. В лесу каждое растение занимает свой ярус, в зависимости от потребности к свету. Так, деревья получают большее количество энергии Солнца, так как возвышаются над другими растениями. На кустарники приходится до 20% излучения, а на травянистые растения и того меньше – около 1%. Дополняя друг друга, растительные организмы наиболее полно используют солнечную энергию.

Ярусность в лесу Источник

В биосфере экосистемы могут заменяться похожими сообществами, однако разнообразие организмов может различаться. Например, в тайге одни виды хвойных растений могут заменять другие. Часто это происходит в результате конкуренции.

Основным принципом функционирования биосферы является способность к саморегуляции. Если система по каким-то причинам отклоняется от нормального функционирования, то приводятся в действие силы, которые ее возвращают к исходному состоянию. Так, увеличение числа грызунов способствует повышению численности хищников, которые ими питаются.

Соответственно, разнообразие природы обеспечивает существование жизни на планете.

Стабильность биосферы обеспечивается круговоротом веществ и энергии.

Живое вещество находится в непрерывном обмене с космической средой. Создание веществ и поддержание их постоянного состава происходит благодаря энергии Солнца.

Благодаря растительному покрову, происходит процесс фотосинтеза, а в биосфере формируются сложные молекулы,содержащие значительный запас энергии. Именно живое вещество способствует открытости системы. Оно принимает, накапливает и преобразовывает лучистую энергию Солнца. Растительные организмы улавливают энергию. Все остальные существа способствуют удержанию, а также трансформации солнечной энергии. Этот процесс осуществляется благодаря размножению и росту организмов. Таким образом, благодаря этим свойствам поддерживается открытость биосферы как системы.

Словарь

1. Биогенные элементы – это минеральные элементы, являющиеся составной частью организмов и играющие значительную роль в их жизнедеятельности. К таким элементам относят кислород, углерод, водород, азот.

Периоды развития биосферы

Следы обитаемой оболочки, окружающей Землю, обнаружены в осадочных породах архейского эона (около 3,5 млрд лет назад). Археологические находки той эпохи свидетельствуют о существовании древнейших органических остатков. Зарождение многогранной жизни на Земле началось с первых представителей биомассы, которыми можно считать:

  • одноклеточные водоросли;
  • простейшие прокариоты.

Простейшие органические формы обрели половое размножение только к концу архея, дав начало эволюционным процессам.

Мел-палеогеновое вымирание

Для эволюции биомассы характерна временная дестабилизация в результате масштабных катастроф (вымирание динозавров).

Непрерывное возобновление биомассы сформировало видовое разнообразие. Многочисленные животные и растения способствовали расширению биогенного круговорота и формированию геологического облика планеты. В процессе развития биосферы сложился основной принцип биомассы – в бионическом круговороте задействуются только живое и биокосное вещества.

Современное состояние и прогнозируемое будущее

Появление человека не сказывалось на развитии биосферы на ранних этапах. Деятельность человеческих существ и потребляемые ими ресурсы гармонично вписывались в круговорот веществ. С наступлением периода, когда люди научились менять условия среды обитания, равновесие в биосфере нарушилось. Стремление человека приспосабливать обитаемую оболочку под свои нужды постоянно дестабилизирует экосистему.

Негативными факторами для баланса обитаемой оболочки являются:

  • техногенное влияние на животный и растительный мир (вымирание растений, животных);
  • чрезмерное потребление биокосных и косных веществ.

Губительный подход человечества к экологии и условиям потребления ресурсов ведет к разрушению среды обитания жизненных форм. Биосфера не успевает восстанавливать компоненты, необходимые для поддержания жизненных процессов. Положение усугубляют загрязнение атмосферы, парниковые газы.

Биосферные заповедники

Группа конгони в саванне заповедника Мореми в Африке, Ботсвана

Сохранение биосферы – одна из важнейших экологических задач человечества. С этой целью в различных уголках планеты создаются резерваты глобальной экосферы – особо охраняемые природные зоны. Биосферные заповедники призваны решать следующие проблемы:

  • сохранение уникальных растений и животного генофонда при согласованном потреблении ресурсов;
  • мониторинг среды, изучение собранных данных.

Заповедные территории создаются под эгидой ЮНЕСКО. В список всемирного охраняемого наследия внесен 701 заповедник в 124 странах мира.

Определение биосферы

Биосфера состоит из трех основных сфер: атмосферы (воздушная оболочка), литосферы (поверхность Земли) и гидросферы (водные ресурсы). Все эти сферы взаимодействуют между собой и образуют сложную взаимосвязанную сеть.

Атмосфера

Воздушная оболочка планеты, состоящая в основном из азота и кислорода. Она играет важную роль в поддержании жизни на Земле, защищая от вредного излучения и регулируя климат.

Литосфера

Поверхность Земли, включающая сушу и земную кору. Здесь происходят геологические процессы, такие как скальные образования и эрозия, а также располагаются экосистемы и места обитания живых организмов.

Гидросфера

Все водные ресурсы на планете, включая океаны, реки, озера и подземные воды. Вода играет роль важнейшего фактора жизни, обеспечивая питьевую воду и создавая обитаемые экосистемы для различных видов живых существ.

Эдуард Зюсс: немецкий ботаник и географ

Эдуард Зюсс (1818-1897) был немецким ботаником и географом, известным своими исследованиями в области биосферы. Он считается одним из основателей современной экологии и основателем науки о ландшафтах.

Зюсс провел исследования в различных частях мира, включая Гималаи, Альпы и Африку. Он изучал флору и фауну разных регионов и установил, что различные виды живых организмов взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой, образуя сложные экосистемы.

Своими исследованиями Зюсс показал, что природа является единой и взаимосвязанной системой, где все компоненты, включая живые организмы и неживую природу, влияют друг на друга. Он ввел понятие «биосферы» для обозначения этой единой системы и утверждал, что понимание биосферы является важным для сохранения природы и обеспечения устойчивого развития.

Работы Эдуарда Зюсса оказали значительное влияние на развитие научных исследований в области экологии и географии. Его изучение биосферы и предпринятые им практические меры по сохранению природы остаются актуальными и важными в наши дни.

Выдержка из текста

Введение

Тема данного реферата была выбрана не случайно, потому что только при изучении понятия «биосфера» можно осмыслить место, которое занимает живое на Земле. А, как известно человечество всегда стремилось выяснить, какую же роль оно играет в общем течении истории планеты (в последствии этот интерес распространился на все живые организмы).

Биосфера — это не только оболочка (сфера) Земли, где существует жизнь, — она создана жизнью и организовала его в определенную систему. Биосфера как оболочка планеты непрерывна, и ни одна из ее составных частей не может быть отделена без уничтожения единого целого. Вместе с тем живое вещество, будучи лишь частью бол ее сложного целого, может существовать только в целом, то есть в биосфере. Биосфера — это единственная область планеты, где полностью представлены во взаимодействии все известные формы движения материи и структуры: физические, химические и биологические. Постоянное взаимодействие всех структур биосферы и определяет ее состояние как устойчивой, равновесной, динамичной системы. Наша главная задача исследовать процессы, происходящие в биосфере (среды нашей жизни; природы, которая нас окружает), чтобы всегда поддерживать ее хрупкое равновесное состояние.

Целью данного реферата является исследование одного из основных понятий экологии: биосферы; изучение биосферных законов. Кроме того, считаем, что немалый интерес представляет собой вопрос эволюции знания о биосфере.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач. Сформулируем основные задачи: проследить историю возникновения понятия «биосфера», дать ему определение, раскрыть точки зрения исследователей на проблему структурированности биосферы, привести описание биосферных законов, сделать вывод по данной теме.

В соответствии с целью и задачами формируется структура работы: первая глава посвящена истории возникновения понятия «биосфера», а также отмечен вклад в науку австрийского ученого Э. Зюсса; вторая – концепции великого ученого В. Вернадского; третья – открытию биосферных законов Коммонером; заключение – итогам проведенной работы, в том числе сравнительной характеристике биосферных концепций.

Глава 1. Э. Зюсс о биосфере

Сотни геологов прославили науку, внеся значительный вклад в ее развитие. Но были среди них такие, которые совершили эпохальный переворот или смогли подытожить гигантский материал, накопленный к их времени и тем самым наметить пути дальнейшего развития теоретической геологии. Одним из таких ученых является талантливейший геолог Эдуард Зюсс.

Эдуард Зюсс родился

2. августа 1831 г. в Лондоне. Переезжая со своей семьей в Прагу, а затем и в Вену мальчик всегда очень увлекался посещением музеев и коллекционированием монет, бабочек, минералов. Окончив гимназию в 1846 г., Эдуард, по желанию отца, поступил в Венский политехникум, считавшийся в то время одним из лучших в Европе. В 1848 участвовал в революции, за что был арестован и посажен на месяц в тюрьму. В октябре 1848 г. семья Зюсса на краткое время переехала в Прагу

В Богемском музее его внимание привлекло собрание силурийских окаменелостей, что и определило его будущее. Хранитель музея дал Зюссу первые серьезные объяснения, а летом 1849 г

взял с собой в геологическую экспедицию. Вид остатков давно исчезнувших животных, мысль о громадных переворотах на Земле и сознание того, что один удар молотка вскрывает перед ним существо, которое никто из смертных еще не видел, так овладели фантазией Зюсса, что заслонили все другие интересы. Впоследствии Э. Зюсс становится профессором в Венском политехникуме .

Э.Зюсс – творец знаменитого труда «Лик Земли» в 3 томах (1883-1909 гг.), принесшего ему мировую славу. В нем был обобщен колоссальный материал по геологии всех континентов земного шара. Это сочинение, показавшее наличие закономерностей в истории геологического развития нашей планеты, способствовало прогрессу стратиграфии, тектоники, палеогеографии, петрологии и других отраслей геологии.

Существенно иное представление о биосфере сформулировал в 1875 г.

австрийский геолог Э. Зюсс. В монографии «Происхождение Альп» Он говорит

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: