Понятие о служебных графических документах, их назначение и содержание
Служебными (боевыми) графическими документами называют документы, отработанные графически на карте или схеме.
По назначению они подразделяются на документы по управлению войсками, отчетно-информационные и справочные.
Основные требования к боевым графическим документам: достоверность, точность, наглядность, своевременность разработки, краткость и ясность.
Наглядность достигается нанесением на документ лишь тех данных, которые требуются поставленной задачей, применением общепринятых топографических и тактических условных знаков, правильным и четким вычерчиванием, а также выбором масштаба топографической основы и размеров условных знаков и подписей,
В зависимости от используемой топографической основы различают карты, схемы и карточки.
Рабочая карта — один из важнейших боевых графических документов, с помощью которого командиры выполняют свои обязанности по планированию боевых действий и, управлению войсками в ходе боевых действий.
К этой же группе боевых графических документов относятся также карты обстановки и разведывательные карты, которые выполняются на обычных топографических и бланковых картах путем нанесения, или впечатывания данных о противнике и местности. Бланковыми картами называют копии обычных топографических карт, издаваемых в том же или увеличенном масштабе, чаще в одну, а иногда в две-три краски бледного тона. Их используют в штабах как бланки для нанесения или впечатывания необходимых данных обстановки.
К схемам относят графические документы, топографической основой которых является изображение местности, составленное обычно по карте или аэроснимкам. Схемы составляют, как правило, на кальке (восковке). С карты переносят на схему только те топографические объекты, которые необходимы для конкретной тактической обстановки. В случае необходимости такие схемы уточняют или дополняют непосредственно на местности.
Схему обычно ориентируют так же, как и карту (север – снизу, юг — сверху). Если же ориентировка схемы по сравнению с картой изменена, то в свободной части чертежа помещают стрелку север-юг. В этом случае все надписи наносят параллельно нижней стороне схемы. Для привязки графического документа к карте на углах схемы делают перекрестия километровых линий с обозначением подписей километров. Наверху, подписывают номенклатуру листа карты, по которой составлялась схема, а внизу помещают масштаб.
Карачки — это простейшие чертежи небольших участков местности, выполненные в поле с одной или двух точек стояния без точного соблюдения масштаба. Расстояния на чертеже откладывают на глаз, добиваясь правильного взаимного расположения объектов местности.
Содержание и степень подробности карточек, как и других боевых графических документов, определяются их назначением. На одних карточках детально показывают разведывательные данные о противнике (карточка-донесение), на других — различные типографические элементы местности например, карточка проходов через завалы, карточка брода и др.). Некоторые из карточек иногда называют схемами, например. «Схема ориентиров».
Основные принципы и назначение таблицы
Таблица содержит различные условные знаки, символы, аббревиатуры и сокращения, которые используются для изображения и описания разнообразных объектов на карте. Они помогают идентифицировать и классифицировать объекты, такие как города, реки, леса, дороги, здания, рельеф местности и многое другое.
Основные принципы использования таблицы условных знаков включают:
- Обязательное применение таблицы при создании, обновлении и исправлении топографических карт.
- Тщательное изучение и освоение всех символов и их значения, указанных в таблице.
- Соблюдение единой системы символов и согласование их значения для избежания путаницы.
- Точное и понятное изображение объектов с использованием соответствующих условных знаков.
- Правильное определение масштаба и выбор используемых условных знаков, основанных на масштабе карты и специфических требованиях задачи.
- Совместное использование таблицы с другими средствами навигации и картографии для более полного и точного понимания информации на карте.
Основные принципы и правила, лежащие в основе таблицы условных знаков на топографических картах, помогают военным и другим специалистам эффективно использовать карты для планирования и проведения операций, обеспечивая четкую и точную передачу информации на всем уровне командования.
Структура таблицы условных знаков топографических карт военных
Таблица условных знаков топографических карт военных представляет собой упорядоченный набор символов и обозначений, используемых для передачи информации о различных объектах и признаках на картографическом материале. Структура таблицы условных знаков обычно включает в себя следующие элементы:
- Название символа или обозначения. Каждому условному знаку присваивается определенное название или кодовое обозначение, которое позволяет быстро и точно идентифицировать его.
- Обозначение в виде графического символа. В таблице указывается сам графический символ, который используется для обозначения данного объекта или признака на карте.
- Описание символа. Для каждого условного знака приводится краткое описание, которое помогает понять его значение и использование.
- Пояснения и комментарии. В таблице могут быть указаны пояснения и комментарии, которые помогают пользователям правильно интерпретировать условные знаки и применять их в практической деятельности.
Структура таблицы условных знаков топографических карт может варьироваться в зависимости от целей и особенностей конкретной картографической продукции. Однако, наиболее распространенная структура обычно включает указанные выше элементы, которые помогают пользователям понять и использовать условные знаки на карте.
Категории условных обозначений
Выделяют несколько категорий условных обозначений на военных топографических картах:
- Обозначения для наземных объектов. К таким объектам относятся поселения, линии коммуникаций, дороги, мосты, железные дороги и другие сооружения, которые могут быть важными для прохождения наземных операций.
- Обозначения для водных объектов. В эту категорию входят реки, озера, водохранилища, болота и другие водные преграды.
- Обозначения для рельефа местности. Здесь рассматриваются холмы, горы, углубления, крутые и пологие склоны, скалы, пики и другие формы рельефа, которые могут быть важны для планирования военных действий.
- Обозначения для растительности и наземного покрова. В этой категории отображаются леса, поля, пастбища, пустыни, пляжи и другие типы растительности и наземного покрова, которые могут оказывать влияние на тактику и стратегию военных операций.
- Обозначения для географических и геодезических точек. В этой категории отмечаются точки, которые имеют особое географическое или геодезическое значение, такие как населенные пункты, границы, перекрестки, геодезические станции и другие.
Каждая категория имеет свои уникальные обозначения, которые используются для более точной и понятной идентификации объектов на карте.
Спецификации символов и линий
На военных топографических картах используются определенные символы и линии для обозначения различных объектов и особенностей местности. В данном разделе будет представлена информация о некоторых из них.
1. Символ дерева — обычно представляет собой пятиконечную звезду, наносимую на карте в месте расположения дерева или лесного массива.
2. Символ железнодорожного пути — изображается линией с черным цветом. Две параллельные черные линии указывают на двухпутный железнодорожный путь.
3. Штриховая линия — используется для обозначения границы территории или передвижения воды.
4. Символ лагеря — представляет собой окружность с черным цветом. Располагается в месте расположения воинского лагеря или солдатского огнеупорядочения.
5. Символ водоема — изображается в виде пятна голубого цвета. Обозначает наличие пресной или соленой воды на местности.
Это лишь небольшой набор символов и линий, которые используются на военных топографических картах. Изучение их спецификаций позволяет разобраться в деталях и составить полное представление о том, что изображается на карте.
Виды уставов
В боевом уставе прописаны возможные действия всех подразделения при ведении боевых действий. Это может быть отражение угрозы, сражение или проведение разовых силовых операций. Что же касается общевоинского устава, то содержание зависит от его типа. Отличительной особенностью такого устава является то, что ему обязаны подчиняться абсолютно все военные, поэтому и название у документа соответствующее.
- Устав внутренней службы считается основным правилом для новобранца. Именно в этом документе утверждены основные положения, касающиеся взаимоотношений в части, обязанностей всех военнослужащих, прав и полномочий должностных лиц. Устанавливается внутренний распорядок.
- Все наказания за различные нарушения или поощрения, предусмотренные за добросовестное несение службы, прописаны в дисциплинарном уставе. Он определяет взаимоотношения командиров и их подчиненных. Дело в том, что различного рода просьбы, жалобы, заявления должны быть предоставлены в строго определенном порядке. Здесь, в частности, рассматриваются основные виды обращений.
- Отдельно рассмотрены вопросы, связанные с несением караульной службы. Устав гарнизонной и караульной службы касается тех, кто организовывает или непосредственно участвует в гарнизонных мероприятиях. Это относится не только в рядовым военнослужащим, но и к должностным лицам.
- Все элементы строевой подготовки выполняются однозначно, согласно строевому уставу. Отработанные до автоматизма действия носят стратегический характер. Во время ведения боя важная роль отводится на движение строя и на выполнение определенных действий в движении. Кроме боевого предназначения строевая подготовка применяется при проведении парадов, выноса знамени, проведении смотров.
Склеивание и складывание карты
Склеивание карты. Очень часто районы, боевых действий подразделений будут выходить за пределы одного листа карты. В этих случаях рабочая карта командира может состоять из нескольких листов. Для удобства пользования выбранными листами карт производится предварительное их склеивание, т. е. нужные листы подклеиваются друг к другу
Очень важно правильно расположить и склеивать выбранные листы. Нужно помнить, что если рабочая карта будет склеена из большого числа листов, то рекомендуется перед склеиванием составить схему расположения листов
Прежде чем приступить к склеиванию, нужно выполнить определенную подготовительную работу
Вначале необходимо правильно срезать края листа карты, но вместе с краями карты не должна срезаться часть самой карты. Для срезки краев карты следует пользоваться острим ножом или лезвием бритвы. Практика показывает, что при пользовании ножницам на срезку краев уходит больше времени и края получаются неровными
Прежде чем приступить к склеиванию, нужно выполнить определенную подготовительную работу. Вначале необходимо правильно срезать края листа карты, но вместе с краями карты не должна срезаться часть самой карты. Для срезки краев карты следует пользоваться острим ножом или лезвием бритвы. Практика показывает, что при пользовании ножницам на срезку краев уходит больше времени и края получаются неровными.
Срезать края листа карты следует в определенном порядке, который обусловливается удобством работы на ней, а также самим процессом склеивания. Срезать края карты следует: в первом ряду склейки — восточные (кроме листов крайней правой колонны) и южные края (за исключенном нижнего ряда) (ряс. 1, а).
Рис. 1. Подготовка карты к склеиванию: а – обрезание карты; б – склеивание листов в колонны; в – порядок склеивания
Вначале склеивают листы по колоннам или рядам в том направлении, где полоса получится короче, затем склеивают между собой ряды или колонны. Склейку листов в колоннах начинают снизу, а в рядах — справа. При склеивании карты кладут обрезанный лист оборотной стороной на смежный необрезанный лист и, сблизив их по линии склейки, наносят кистью на полосу склейки тонкий равномерный слой клея.
Иногда из-за деформации бумаги один лист (в пределах рамки) бывает несколько длиннее или короче другого. Для выравнивания рамок следует смазать короткий лист, так как смазанный влажный лист можно несколько растянуть и подогнать к смежному листу. Затем перевертывают верхний лист и совмещают рамки листов, километровые линии и соответствующие контуры. Место склейки протирают сухой тряпкой, делая движение поперек линии склейки в сторону обреза.
при склеивании длинных полос (рядов или колонн) рекомендуется полосу с обрезанным краем свернуть в рулон, нанести на ее край слой клея, затем, разматывая постепенно рулон, совмещать и проглаживать склеиваемые полосы.
Складывание карты. Ничто не оказывается так отрицательно на пользование рабочей картой в боевой обстановке, как небрежное ее складывание.
Правильное складывание рабочей карты обеспечивает:
- удобное размещение карты в планшете, полевой сумке;
- пользование картой без полного ее развертывания;
- Быстрое нахождение на карте требуемого района;
- сохранение карты от преждевременного износа.
Рис. 2. Порядок складывания карты
Форма сложенной рабочей карты может быть различной (рис. 2). Это зависит от масштаба карты, а также от того, в каких условиях она будет использована. Для занятий, проводимых в классе, сложенная рабочая карта должна соответствовать размерам и форме классного стола. Во время работы на местности, целесообразно, чтобы рабочая карта была сложена в соответствии с формой и размерами планшета или полевой сумки.
Рабочая карта при нахождении в бронетранспортере, танке, автомашине, оборудованных в качестве подвижных пунктов управления командиров подразделений, должна, быть сложена по форме и размерам специально оборудованного рабочего места.
На форму складывания рабочей карты влияет также характер выполнения предстоящей задачи. Так, например, если предстоит совершить марш, форма сложенной карты будет отличаться от формы карты, на которой показан район охраны и обороны.
Рабочую карту не следует складывать по линии склейки, так как сразу же произойдет разрыв карты в местах склейки. Плотное складывание карты обеспечивает лучшие условия для работы на ней.
Правильно сложенная карта обеспечивает длительную ее сохранность и пригодность для работы в любых условиях обстановки и является одним из показателей хорошей полевой выучки командира.
Измерение по карте
К релятивным условным меткам относятся символы дорог, ручьёв и иных местных линейных объектов, у которых лишь длина выражается в масштабе (ширина по карте не может быть измерена). Их точное размещение на документе угадывается серединой (продольной осью) знака. Нужно запомнить, что местные мелкие предметы (отдельно стоящие объекты, деревья, колодцы и так далее) наносятся внемасштабными метками, а более обширные (реки, населённые пункты и так далее) — в зависимости от диапазона диаграммы внемасштабными и контурными символами.
Внемасштабные метки не могут указать размер объектов или занимаемую ими площадь, поэтому невозможно, к примеру, измерить ширину моста по карте.
И УСЛОВНЫЕ НОМЕРА БОЕВЫХ МАШИН
1. Для опознавания своих боевых машин и определения их принадлежности к соединению, части и подразделению на них наносятся опознавательные знаки и условные номера.
2. Опознавательный знак соединения (части) представляет собой изображение геометрической фигуры круга, квадрата, прямоугольника, ромба, треугольника и других. Для увеличения количества вариантов опознавательных знаков допускается нанесение внутри знака линий в различном направлении, цифр, букв, условное изображение отдельных пород деревьев или их листьев, а также закрашивание одной из частей знака. Опознавательный знак соединения (части) назначается старшим командиром (начальником) и периодически меняется.
Условный номер представляет собой трехзначное число. Командир соединения на определенный период выделяет каждой воинской части одну-две сотни номеров, например: 200-299 или 800-999. Порядок нумерации боевых машин подразделений устанавливает командир части, при этом допускается повторение одних и тех же номеров для разной боевой техники. Например, танк командира полка (батальона) и командно-штабная (командирская) машина могут иметь один и тот же номер, а номера танков в танковых ротах мотострелкового полка могут повторять номера боевых машин пехоты (бронетранспортеров) в мотострелковых ротах.
3. Опознавательный знак наносится на правой и левой сторонах башни (бортах машины) впереди условного номера.
Условные номера наносятся:
— на танках – на башне с боков и сзади (разрешается на внешней стороне ящиков для запасных частей, принадлежностей, оборудования для подводного вождения и личных вещей экипажа, прикрепленных к башне на этих местах);
— на боевых машинах пехоты – справа и слева посередине бортов и в верхней части правой кормовой двери;
— на самоходных артиллерийских орудиях – на башне с боков и на кормовом люке;
— на бронетранспортерах типа БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80 и командно-штабных машинах на их базе – справа и слева по бортам в передней части наклонных броневых листов ниже уровня смотровых приборов и поручней для посадки (в местах, свободных от скоб для навешивания запасных частей и принадлежностей);
— на остальной боевой технике – справа и слева посередине или в передней свободной части бортов.
Летом опознавательный знак и условный номер наносятся белой краской, зимой и при действиях в пустынь, когда боевые машины имеют маскирующую окраску,— красной или черной краской.
Высота цифр условного номера – 20-40 см в зависимости от конструктивных особенностей боевой машины. Ширина их составляет две трети высоты. Размер опознавательного знака должен быть не больше высоты цифр условного номера, но не меньше двух третей их высоты. Толщина линий опознавательного знака и условного номера равна одной шестой их высоты.
* Цвет тактических знаков – по роду войск. Возле знаков или внутри них при необходимости могут наноситься дополнительные пояснительные надписи (время, состав, принадлежность и т. д.).
** Цифры внутри знака – в соответствии с типом станции (приёмника).