«колчаковская» дорога

Горы  южной сибири: какие входят в состав, географическое положение на карте, кто исследовал

Строительство дороги – комсомольская стройка.

1958 год. Газета «Заветы Ильича» писала: «В
настоящее время началась подготовка к
строительству этой дороги. Вот что
рассказывал в связи с этим инженер П.Г
Карасёв, возглавивший в управлении «Абакан
– стройпуть» оперативную группу по
строительству дороги. Новая магистраль
начнётся у г. Абакана, пересечёт реки Абакан
и Енисей, пройдёт в восьми километрах от г.
Минусинска и далее у районного центра
Курагино, Кордово, Артёмовска. В верховьях
реки Маны она пересечёт Восточные Саяны и
закончится у г. Тайшета». (Газета «Заветы
Ильича» №13, 1958г. с.1). В апреле 1958 года 13 съезд
комсомола объявил стройку ударной
комсомольской. « Комсомолы, вперёд!» Они
выходили с рюкзаками. Во всех концах страны
кассиры торопливо искали в своих
справочниках незнакомую станцию Абакан. «
Через Ачинск?» — спрашивали кассиры. «Ачинск
не знаем» — отвечали они. « Нам нужен Абакан».
1.

Ехали, ехали, со всех концов страны: ехали
ребята и девчата. Тысяча ребят и девчат. Ещё
не зная её, они уже любили трассу за то, что
она позвала их, сделала их важными и
значительными и для себя, и для неё.

Трасса манила, как громадный костёр, свет
которого был виден всюду.

Они шли к нему. Костёр освещал тайгу, горы.
А костёр полыхал, полыхал — самый лучший и
верный маяк для молодых…

Она началась с тропинки – с той тропинки,
которую осенью 1942 г. прокладывали Александр
Кошурников, Алексей Журавлев, Константин
Стофато. Они погибли, не доведя свою
тропинку до дороги, а чертёжную линию до
конечной точки, так они и оборвались:
тропинка — у суровой и сумасшедшей реки
Казыр, а линия на полпути, посреди бумажного
листа.

Казалось, тропинка с тех пор, должна была
зарасти, а линия потерять свои очертания.
Трое остались в тайге, завещая людям дорогу,
которую необходимо было продолжить из
линии и начать с тропинки.

Первые строители лопатами расчищали снег
для первых метров дороги.

Трудно было представить, что эти метры
будут продолжаться 647 километров. Они,
впервые, стоящие у самых истоков ещё не
видели рек, которые одна за другой, как злые
силы в сказках, встают на её пути, ещё мало
знали о сказках, которые надо будет пробить,
чтобы, пройдя несколько километров, снова
уткнуться в скалу и опять закладывать
взрывчатку. Всё это знали проектировщики,
всё это было на картах, в расчётах, а они,
лопатами расчищали снег для первых метров
дороги, они убрали его, еще не ведая всего,
что им предстояло испытать.

Были и реки, и скалы, но у первых метров
выросли десятки, сотни, потом – километры, а
они всё шли, шли друг за другом или рядом –
путейцы, мостостроители, тоннельщики – у
каждого было своё место, у каждого своя ноша.

Какие цены на отдых?

Если вы решили отдохнуть в Хакасии, удобнее останавливаться в гостинице, оплата производится сразу на любое количество суток. Большинство гостиниц по «звёздности» доходят до трёх звезд. В основном там простые кровати с чистым бельём, есть обычный душ, кухня с плитой и чайником. Если брать просто койко-место, то можно сэкономить немного денег, пожертвовав личным комфортом.

Если отдыхать в купальный сезон в курортных посёлках, то можно снимать жильё у частных лица, при этом это будет или квартира, или дача, или вагончик. Условия будут приемлемые, если вы привыкли к обычной жизни. Цены в гостиницах круглый год одинаковые, и по России в среднем даже дешевле. В частном секторе снимают жильё только в купальный сезон, цены на квартиры выше, чем на гостиничные номера, а на вагончики ниже. Объявления от частных лиц о сдаче жилья в купальный сезон развешаны повсеместно. Стоимость комнаты будет в районе 1000 руб. за двоих человек.

Цены в хостелах начинаются от 400 рублей за место, недорогой номер в гостинице будет стоить от 1000 рублей, апартаменты — от 1300.

Стоимость досуга варьируется в зависимости от вида активности — посещение музеев, экстремальные виды спорта и прочие развлечения обойдутся вам в различные суммы. Так что будем говорить о ценах по ходу повествования.

Как передвигаться по региону

В Хакасии развит автомобильный транспорт. Большинство дорог с асфальтовым покрытием. Их техническое состояние бывает разным.

На автобусном транспорте можно добраться до всех районов и городов. Автобусы ходят по расписанию, пункты отправления — автовокзалы, стоимость по городу на на городском автобусе — 22 руб. Маршруты проходят по всем районам Хакасии, поэтому на автобусе можно добраться до нужного места. Ещё один способ путешествия — такси, которое существенно дороже, но комфортнее, стоимость начинается от 60 руб.

Такси. Какие особенности существуют

В Хакасии есть свои службы такси, в которых достаточно машин, чтобы в случае необходимости вы смогли по вызову долго не ждать, а сразу уехать из любого города практически по всей Хакасии. Частными такси пользоваться не надо, только лицензионными из организации (в целях личной безопасности).

Аренда транспорта

В Хакасии есть предложения аренды транспорта от разных фирм: Абаканпрокат, Веросса, Riocar, Абаканские лимузины и другие фирмы. Вы можете арендовать машину как с водителем так и без водителя. Сравнить цены и поискать выгодные предложения можно, например, .

Лучше, конечно, ездить аккуратно, так вам будет спокойнее и больше времени останется для путешествия. Хорошо, если у вас в машине установлен видеорегистратор, чтобы можно было фиксировать ситуацию и в случае необходимости иметь неоспоримые доказательства. На дороге априори прав сотрудник ГАИ. Если вы считаете, что правы, а вам не уступают дорогу, то лучше пропустить другого водителя и с лёгкостью поехать дальше. Лихач своё и так найдёт, и лучше, если не с вами.

Борьба с коррупцией идёт, и давать взятки очень опасно, вы легко можете оказаться под стражей. Соблюдайте правила дорожного движения, а лучше ездите на такси с хорошо знакомыми людьми.

Население Южной Сибири. История освоения

На­се­ле­ние.

Эт­ни­че­ский со­став рай­о­на раз­но­об­ра­зен. Круп­ней­шие по чис­лен­но­сти на­ро­ды: рус­ские, ал­тай­цы, бу­ря­ты, ка­за­хи, ту­вин­цы.

Рус­ская ко­ло­ни­за­ция тер­ри­то­рии Южной Си­би­ри на­ча­лась в 17 веке. С по­яв­ле­ни­ем рус­ско­го на­се­ле­ния здесь по­лу­чи­ли раз­ви­тие сель­ское хо­зяй­ство и ме­тал­лур­гия. В по­сле­ду­ю­щие годы ме­тал­лур­гия ста­но­вит­ся глав­ной от­рас­лью хо­зяй­ства этих тер­ри­то­рий. В 20 веке в ре­ги­оне на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся чер­ная ме­тал­лур­гия и ма­ши­но­стро­е­ние, про­дол­жа­ет­ся при­ток рус­ских. В на­сто­я­щее время рус­ские – самый мно­го­чис­лен­ный народ на тер­ри­то­рии Южной Си­би­ри.

Хо­зяй­ство.

От­рас­ля­ми спе­ци­а­ли­за­ции хо­зяй­ства Южной Си­би­ри яв­ля­ют­ся топ­лив­ная про­мыш­лен­ность (в ос­нов­ном, уголь­ная), ме­тал­лур­гия, хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность. Самым раз­ви­тым и за­се­лен­ным ре­ги­о­ном в Южной Си­би­ри яв­ля­ет­ся Ке­ме­ров­ская об­ласть. 

Рис. 1. Герб Ке­ме­ров­ской об­ла­сти 

В пре­де­лах Южной Си­би­ри вы­де­ля­ют два при­род­но-хо­зяй­ствен­ных рай­о­на:

1.     Куз­нец­ко-Ал­тай­ский

2.     Са­я­но-За­бай­каль­ский

Велика жажда жизни и стремление преодолеть этот путь

Основательное изучение будущей трассы мужества началось в трудную для страны пору – в октябре 1942 года. Небольшая экспедиция под руководством инженера-изыскателя Александра Кошурникова, инженера Алексея Журавлева и техника Константина Стофато отправилась по маршруту. Кошурников с 1935 года участвовал в строительстве железных дорог. Он имел за плечами опыт изысканий и проектирования ряда сложных железнодорожных трасс. В 1942 году новосибирский НИИ «Сибтранспроект» получил задание на изыскание и проектирование новой железной дороги – от Абакана на восток, до выхода на Транссибирскую магистраль. В военную пору строительство железной дороги было стратегически важным.

Кошурников в кругу семьи. Новосибирск

Первая экспедиция не смогла завершить изыскательские работы – все ее участники погибли. А их имена увековечены в названиях станций.

5 октября 1942 года, когда шла великая битва под Сталинградом, экспедиция Кошурникова отправилась в путь на исследование маршрута. Проводником был один из охотников, проживавший в горной «стране» Тофаларии, поклажу везли на оленях. Да вышли поздно: задержали вызванные войной организационные проблемы, трудности с экипировкой. Но Кошурников не хотел терять еще один год, надеясь пройти маршрут до начала зимы.

Маршрут следования экспедиции

Через четыре дня команда вышла к реке Казыр. Обходя скалы и пробиваясь через бурелом, шла экспедиция, торопясь обогнать время. Через несколько дней исчез мох — корм для оленей. Пришлось проводнику с оленями повернуть назад.

– Александр передал с проводником письмо коллегам и родным, в котором оптимистично заверил, что все будет хорошо, что велика жажда жизни и стремление преодолеть этот путь, – рассказывает заведующая музеем имени А. Кошурникова в поселке Кошурниково Надежда Унгуряну. – Идти с поклажей было неимоверно трудно. Сколачивали плоты и сплавлялись по реке, но она разбивала их один за другим о пороги и появившиеся торосы. Необычно рано в тайгу пришла зима. Шел мокрый снег, не позволявший обсушиться. Заканчивались припасы. И в таком положении Кошурников все время вел инженерный дневник, оценивая местность, подробно описывая берега Казыра, его излучины и притоки, водную характеристику реки, геологическое строение намечаемой трассы, набрасывал чертежи, брал образцы породы.

«Дело плохо, очень плохо, — писал в своем дневнике Кошурников 31 октября 1942 года. — Продовольствие кончилось… Идти нельзя… Осталось до жилья всего 52 километра, а настолько они непреодолимы, что не исключена возможность, что совсем не выйдем. Заметно слабеем. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток…»

Следующая запись от 1 ноября: «Все ослабели настолько, что за день не смогли сделать плот. Утром не мог встать… Снег не перестает. У всех опухли лица, руки и, главное, ноги…»

Плот все-таки соорудили, уже шестой. Журавлев и Стофато плыли на нем через шугу, Кошурников шел по берегу, следя за рекой. Река разогнала плот, он нырнул под лед, а вместе с ним Костя Стофато. На берегу Казыра замерз Журавлев, не дошел до жилья Кошурников.

Последние строки дневника Александра Кошурникова

– Пропавших исследователей очень скоро стали разыскивать, – рассказывает Надежда Михайловна. – Время ведь военное было, мало ли, вдруг сбежали за границу. Пропавшую экспедицию искали с помощью самолета, снаряжали лыжные поисковые отряды. И только через год охотники нашли на берегу тело начальника экспедиции, в 48 километрах от ближайшего селения Нижняя Тридцатка. Рядом с кустами в воде на камнях белели спасенные мелководьем листки бумаги. Дневник Кошурникова — бесценный по зафиксированным в нем данным и потрясающий документ человеческой силы духа…

Спустя годы изыскания продолжил помощник и ученик Кошурникова – Евгений Алексеев, который использовал результаты поисков погибшей экспедиции. На этот раз обошлось без жертв. В 1959 году проект утвердили, а вскоре были уложены первые рельсы. 24 января 1965 года путеукладчиками был вбит последний, серебряный костыль.

От строителей требовалось большое мужество. В лютый мороз, преодолевая снежные заносы, и в весеннюю распутицу, подчас стоя по колено в воде, они вгрызались в горы, отсыпали дорожное полотно, укладывали рельсы. В 1962 году знаменитый бард Юрий Визбор написал песню «Абакан — Тайшет», в которой воспел путеукладчиков:

От Тайшета к АбакануНе кончаются туманы,По туманам до ТайшетаТянем мы дорогу эту.

Музейная композиция, посвященная «трассе мужества»

Начало строительства в Кордово.

В 1958 году прибыли первые строители в
Кордово. На берегу Кизира, там, где сейчас
расположена геологоразведочная партия,
ставили палатки, разгребали лопатами снег.
Работали первыми лесорубы с топорами и
пилами. Бригада москвичей расположилась в
палатках, некоторые расселились на
квартирах в п. Кордово.

Они рубили просеку, очищали от тайги место,
где будет проложена трасса.

На машинах привезли детали стандартных
домов: блоки стен, щиты, потолки, балки
нижней обвязки. На Бурлуке построен поселок,
красивый, из щитовых домиков. Бригада
строителей из « Гарема – 38» сооружала их. В
поселке был клуб, парикмахерская, столовая.
В клубе строители организовали
художественную самодеятельность, готовили
концерты. После сдачи Бурлукского (Кордонского
тоннеля) в эксплуатацию, принято решение о
передачи сооружений жилого поселка
совхозам Курагинского района, о чем
свидетельствует архивный документ.3.
Клавдия Ивановна Степанова по
комсомольской путевке из города Гусь-
Хрустальный приехала в 1958 г. Она была
штукатуром. Вспоминает: «Приехало девчат
много, но когда прибыли в Курагино, многие
уехали, т. к. трудно оказалось. Работала в
Курагино, на Бурлуке, в Кордово, Кошурниково,
Щетинкино. После сдачи трассы, бригада
уехала в Харьков, приглашали и меня, но я
вышла замуж за парня Афонина Виктора,
работающего тоже на стройке, только тоннеля,
и не поехала с бригадой. С тех пор живем в
доме, построенным своими руками в Кордово.» 4. До сей поры, хранит она комсомольскую
путевку – документ юности. 5.

В 1958 г. в Кордово прибыл взрывной поезд. В
бригаде взрывников работала помощницей
семнадцатилетняя Галина Малетотова. За два
километра от посёлка построен был огромный
склад для хранения взрывчатки. Помещения уж
давно нет, но, а место, где находился склад,
до сих пор зовётся Динамитной.

Расположение Транссибирской магистрали

Поезд отправляется из Москвы, пересекает Волгу, а затем сворачивает на юго-восток в сторону Урала, где он — примерно в 1800 километрах от Москвы — минует границу между Европой и Азией. Из Екатеринбурга, крупного индустриального центра на Урале, путь лежит в Омск и в Новосибирск, через Обь — одну из могучих сибирских рек с интенсивным судоходством, и далее к Красноярску на Енисее. Затем поезд идет в Иркутск, преодолевает горный хребет по южному берегу Байкала, срезает угол пустыни Гоби и, миновав Хабаровск, берет курс на конечный пункт трассы — Владивосток.

На Транссибе расположено 87 городов с населением от 300 тысяч до 15 миллионов человек. 14 городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации.

В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% месторождений основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов.

На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссиб обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и погранпереходы с бывшими республиками Советского Союза — в европейские страны.

Такая дорога невозможна. Русские ее не построят

Железнодорожная трасса Абакан – Тайшет в конце 1960-х годов была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, на ней трудилось свыше 35 тысяч юношей и девушек со всего Советского Союза. Магистраль можно считать стройкой века.

Константин Стофато. Новосибирск, 1933 г

Маршрут проходит через глухие горные и таежные районы Восточных Саян. Препятствовали изысканиям и возведению пути стремительные реки – Абакан, Енисей, Бирюса, Мана.

Идею проложить дорогу через саянские хребты, чтобы соединить богатую лесом Восточную Сибирь с Кузбассом, инженеры высказывали еще более ста лет назад. Во второй половине позапрошлого столетия и начале прошлого за это дело брались русские и иностранные предприниматели. Они пробовали подступиться к горной саянской тайге, но, познакомившись с ней поближе, шли на попятную. Считали, что, согласно техническим условиям, прокладка железной дороги через Саяны невозможна. Вторили и западные газеты: «Абсурд, такая дорога невозможна в инженерном отношении, русские ее не построят».

Но оказалось, что абсурдного в затее мало, когда речь идет о точных инженерных расчетах.

СМИ о нас

25.06. Газета КП в Красноярске

Три километра перспективы

В этом году исполняется 115 лет Красноярской магистрали. Что ушло в историю, а что осталось по сей день — ответы на эти вопросы мы искали вместе с историками и железнодорожниками на месте событий

Сегодня мы отправляемся на строительство новой ветки Красноярской железной дороги Авда-Громадская по которой поезда, доехав до станции Саянская, смогут сворачивать сразу на Транссиб. Длина строящейся линии всего 3,4 километра (это на треть больше, чем Коммунальный мост), но ее значение трудно переоценить.

— Мы готовимся принимать дополнительные грузы из Кузбасса, Хакасии и Тувы, речь идет о миллионах тонн, и нужно подготовиться к этому, — поясняет Иван Регер, главный инженер КраснЖД. — Для этого мы строим на южном ходу Транссиба, на линии Междуреченск — Тайшет, вторые пути и вторые тоннели, разъезды, увеличиваем пропускную способность станций. Соединительная ветка Авда-Громадская — только часть большого проекта, ее задача — выводить поезда на Транссиб, минуя однопутный участок Саянская — Тайшет.

Общая стоимость комплексного развития участка Междуреченск — Тайшет 43 миллиарда рублей, и 500 миллионов из них уйдет на строительство моста через реку Уярку на новой соединительной ветке Авда-Громадская.

Речушка шириной всего пять метров потребовала огромный мост длиной почти 550 метров. В Красноярском крае есть только три подобных железнодорожных сооружения, сравнимых по величине!

А все дело в том, что Уярка разливается, затапливая широкую заболоченную пойму, к тому же один берег крутой и высокий, второй — низкий и пологий. Вот и пришлось строить мост, паруаметры которого впечатляют: глубина свай — 14 метров. длина моста — 15 пролетов по 34 метра каждый. Уникальность не только в размерах, но в конфигурации — мост проложен по кривой — иначе не вписаться в Транссиб.

Его построят за 20 месяцев — техника и технология позволяют. Но невольно думаешь о строителях Транссиба и Трассы мужества Абакан — Тайшет, у которых ничего этого не было. А были те же топи, горы и реки.

До конца этого года на Красноярской железной дороге произойдет два очень важных события: сдача в эксплуатацию Манского тоннеля и завершение строительства трехкилометровой ветки Авда-Громадская на южном ходу.

Это будут еще два заметных шага к увеличению пропускной способности дороги Междуре-ченск-Тайшет, построенной полвека назад, но из которой наш регион уже вырос .

Путевые заметки по Красноярской железной дороге мы закончим 27 июня, в пятницу, и узнаем, кто из железнодорожников получит в подарок три миллиона рублей.

Особенности менталитета

Коренное население — хакасы, у них монголоидные черты лица, но большее количество жителей Хакасии — русские. Трагически, на территорию Республики в ходе насильственных расправ начала XX века силой переселили людей с южных и центральных уголков России, кому-то пришлось самому спасаться в Сибири. Так и развивалась данная территория малой частью людей, которым удалось выжить во время репрессий вождя Кобы Джугашвили, а так же от сильных морозов, голода. Видимо, ещё и из-за своей необразованности, Коба Джугашвили, думал что в Сибири так же по морскому тепло как в его Грузии и что вместо тополей растут цитрусовые деревья. Если бы во времена, когда грузины просили Российские власти защиты от Турции, Ирана, не отправляли русские войска на защиту, то и не было бы никаких тогда репрессий.

Там много сохранилось с тех времен, и до сих пор действуют колонии, тюрьмы, особенно большая концентрация их в посёлке Пригорск и в столичном городе Абакане. Но, как в Хакасии кто-то придумал говорить, что не место красит человека, а человек красит место.

В Хакасии европейские или восточные ценности не получили своего распространения. Менталитет сибирский, цвета одежды серые, тёмные. Отдыхают весело с пивом, а также проводят различные российские праздники, органы обычно следят за правилами распития и продажи спиртных напитков. В Сибири из-за частых морозов появилось ощущение, что надо постоянно двигаться, чтобы быть готовым к морозам и не замерзнуть. Эта особенность влияет и на отдых. Люди постепенно становятся всё более открытыми и коммуникабельными, видимо это общая тенденция развития страны. Чтобы жить в сибирском резко-континентальном климате, надо обладать крепким здоровьем, так как сильные морозы и суровые природные условия требуют постоянного движения. Но с поколениями жизнь укорачивается. Продолжительность жизни напрямую зависит от климатических условий: где они легче, там люди и живут дольше. От поколения к поколению на генетическом уровне передается способность приспосабливаться к окружающей среде.

Шумите, Саяны, шумите!

Музей имени А. Кошурникова, который расположен в школе, сегодня является гордостью для всего поселка. О создании его заговорили еще в 60-х годах прошлого века. В газете «Строитель» за 1963 год напечатали статью шофера Николая Сытенькина «Еще раз о музее Южсиба». Водитель напоминал о том, что строительство планировалось еще в 1961 году, но стройка уже завершается и скоро все разъедутся, а музея так и не будет. «Мы должны свято чтить память тех, кто в трудные военные времена наносил на карту контуры будущей магистрали, а потом на месте болот и тайги возводил новые поселки», – говорит в статье водитель 12-й мехколонны. После этой публикации в 1964 году был создан музей. Сначала все экспонаты хранились в красном уголке железнодорожного вокзала. Затем в школе выделили одну комнату, где и разместили исторические материалы стройки.

Заведующая музеем имени А. Кошурникова Надежда Унгуряну

Открытию музея предшествовала большая творческая работа учеников и учителей школы. В ходе подготовки был избран совет музея, который возглавил ученик 10 класса Владимир Кайгородов.

С 1968 года бессменной хранительницей музея была Мария Григорьевна Угольникова, воспитавшая десятки экскурсоводов, которые до сих пор рассказывают о трагической истории изыскания трассы Абакан – Тайшет по всей России.

В настоящее время музей имеет более трех тысяч экспонатов. Его архив сохранил множество эпизодов из жизни станции: историю Эдика Зайцева, который на тракторе форсировал разбушевавшуюся реку Джебь, размывшую мост. Рискуя жизнью, этот парень перевозил на крыше своей машины людей в поселок, чтобы вовремя построить его; это и история расстрелянного градусника, когда бригадир Семен Савостин ударил по прибору дуплетом из обоих стволов ружья, потому что тот показывал 52 градуса мороза, а нужно было работать; это и приезд Володи Стофато, сына погибшего изыскателя, – он строил станцию, которая носит имя его отца.

Сын строит станцию Стофато

Нельзя не отметить и огромный вклад в развитие музея Гелия Николаевича Боголюбова, который практически всю свою жизнь посвятил памяти изыскателей «трассы мужества». Гелий Николаевич пешком прошел эту трассу от Тайшета до Абакана. Благодаря ему был установлен мемориал Кошурникову на реке Кызыр, в районе Нижней Тридцатки Курагинского района.

По инициативе Боголюбова и жителей поселка Кошурниково 19 мая 1975 года на горе с видом на железную дорогу был заложен камень и установлена плита с надписью: «Здесь будет установлен памятник первопроходцам-изыскателям трассы Абакан – Тайшет». В 1996 году на этом месте состоялось открытие памятника Александру Михайловичу. Инициаторами его создания были настоящие патриоты своей малой родины: Иван Капитонович Кайгородов, Дина Ивановна Иванова, Георгий Михайлович Мухачев.

Поселок Кошурниково

Но самым главным достоинством музея было и остается сохранение истории об изыскателях, о строителях дороги Абакан – Тайшет, о людях, которые посвятили свое творчество подвигу этих отчаянных и преданных стране людей. Среди них – художник Юрий Щетинин, новосибирский художник Георгий Фролов, фотохудожник Геннадий Вертопрахов, поэт Александр Филиппов и композитор Александр Шемряков, который написал музыкальное произведение «Шумите, Саяны, шумите», посвященное трем изыскателям-первопроходцам. Это произведение стало гимном музея и гимном посёлка (слова песни – Аиды Федоровой).

Шумите, Саяны, шумитеВершинами сумрачных кронИ миру всему расскажите,Как мы воевали за Крол.То ливни по скалам,То жесткого снега стена.Но кто там про жалость?Не жалость нам вовсе нужна.Три имени, как будто три салюта,Взметнулись у истоков городов.Три имени в пути в одно сольются:Кошурников, Стофато, Журавлев.Прощайте, ребята, прощайте!Спасибо, спасибо, спаси…!И ветер уносит, уноситПривет твой прощальный, Южсиб!

Населённые пункты[]

Ниже приводится основной маршрут Транссиба, действующий начиная с :

Москва-Ярославская
— Ярославль-Главный
— Данилов
— Буй
— Шарья
— Киров
— Балезино
— Пермь-2
— Екатеринбург/Свердловск-Пассажирский
— Тюмень
— Называевск/Называевская
— Омск-Пассажирский
— Барабинск
— Новосибирск-Гл.
— Юрга
— Тайга
— Анжеро-Судженск/Анжерская
— Мариинск
— Ачинск-1
— Красноярск
— Иланский/Иланская
— Тайшет
— Нижнеудинск
— Зима
— Иркутск-Пассажирский
— Слюдянка-1
— Улан-Удэ
— Петровск-Забайкальский/Петровский Завод
— Чита-2
— Карымское/Карымская
— Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский
— Могоча
— Сковородино
— Белогорск
— Архара
— Хабаровск-1
— Вяземский/Вяземская
— Ружино
— Уссурийск
— Владивосток

(Примечание: через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: