Методика диагностики психологического климата группы лутошкина

Методика диагностики психологического климата группы лутошкина

Бланк для оценки психологического климата (методика №2)

Свойства психологического климата А

Оценка

Свойства психологического климата B

Преобладает добрый, жизнерадостный тон настроения

3

2

1

1

2

3

Преобладает подавленное настроение

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

3

2

1

1

2

3

Конфликтность в отношениях, антипатия

В отношениях между группировками существует взаимное расположение, понимание

3

2

1

1

2

3

Группировки конфликтуют между собой

Членам класса нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

3

2

1

1

2

3

Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов класса

3

2

1

1

2

3

Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

С уважением относятся к мнению других

3

2

1

1

2

3

Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей

Достижения и неудачи класса переживаются как свои собственные

3

2

1

1

2

3

Достижения и неудачи класса не находят отклика у ее членов

В трудные для класса дни происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного»

3

2

1

1

2

3

В трудные дни класс «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения

Чувство гордости за группу, когда ее отмечает руководство

3

2

1

1

2

3

К похвалам и поощрениям класс относится равнодушно

Класс активна, полна энергии

3

2

1

1

2

3

Класс инертна, пассивна

Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе

3

2

1

1

2

3

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

В классе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

3

2

1

1

2

3

Класс заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

3

2

1

1

2

3

Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

Анализ психологического климата в школьном коллективе

Вид отчет по практике Язык русский Дата добавления 06.01.2015 Размер файла 45,5 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Институт естественных наук Кафедра психологии Педагогическая практика Выполнил студент гр. Преподаватель: 2014 Оглавление 1. Общие сведения о классном коллективе 2.

Психологическая оценка коллектива 3.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Что такое психологический климат и почему он важен

Важность психологического климата заключается в его прямом влиянии на производительность, эффективность и благополучие персонала. Позитивный психологический климат способствует более высокой мотивации сотрудников, улучшенным взаимоотношениям и коммуникации

Это, в свою очередь, приводит к более успешным результатам работы коллектива.

Если психологический климат негативный, ухудшаются отношения между сотрудниками, возникают конфликты, падает производительность. Негативные эмоции и стресс отрицательно сказываются на физическом и психическом здоровье людей, что может привести к выгоранию и высокому уровню текучести кадров.

При организации рабочей среды и формировании психологического климата, важно учесть потребности и ожидания каждого сотрудника. Команда должна ощущать взаимодействие и уважение, чтобы создать атмосферу, где люди чувствуют себя комфортно и могут свободно выражать свои идеи и мнения

Для создания положительного психологического климата необходимо уделять внимание коммуникации, поддержке коллективных и индивидуальных ожиданий и целей, а также предоставлению возможностей для профессионального роста и развития. Использование методики Лутошкина может быть эффективным инструментом в формировании и поддержании оптимального психологического климата в организации

Принципы проведения теста Лутошкина

Тест Лутошкина представляет собой инструмент для оценки психологического климата в организации. Он позволяет выявить основные проблемы и недостатки в коллективе, а также определить уровень удовлетворенности сотрудников своей работой и условиями труда.

Принципы проведения теста Лутошкина включают следующие шаги:

1. Подготовка и разработка вопросника. Вопросник состоит из ряда утверждений, на которые необходимо ответить в соответствии с предложенной шкалой ответов. Вопросы охватывают различные аспекты рабочей среды, включая отношения в коллективе, организационную культуру, руководство и др.

2. Проведение опроса. Опрос может быть анонимным, чтобы сотрудники могли честно выразить свое мнение и оценку. Опрос проводится в спокойной обстановке, чтобы участники могли сосредоточиться и дать более точные ответы.

3. Анализ результатов. После проведения опроса необходимо проанализировать полученные результаты. Оцениваются средние значения ответов на каждый вопрос, а также вычисляется общая оценка психологического климата. Анализ позволяет выявить основные проблемы, степень их влияния и определить направления для корректировки ситуации.

4. Обратная связь и дальнейшие действия

Важной частью процесса является обратная связь, которая предоставляется сотрудникам после анализа результатов. Это позволяет участникам узнать об общей картине их оценки и может стать основой для дальнейших изменений в организации

5. Мониторинг и повторение проведения теста. С целью оценки эффективности предпринятых мер необходимо периодически повторять тестирование психологического климата. Это позволяет отслеживать изменения и сравнивать результаты на различных этапах.

Тест Лутошкина основан на научных принципах и представляет собой важный инструмент для оценки психологического климата в организации. Его проведение позволяет выявить и устранить основные проблемы, улучшить условия работы и повысить удовлетворенность сотрудников.

Уровень доверия и открытости в группе: основные показатели и методы их измерения

Измерение уровня доверия и открытости в группе может быть достигнуто с помощью различных методов и показателей. Один из наиболее распространенных методов — использование опросников и анкет. Эти инструменты позволяют собрать данные о мнениях участников группы относительно их уровня доверия друг к другу и открытости в общении.

Один из ключевых показателей уровня доверия и открытости — это уровень конфликтности в группе. Группа с низким уровнем доверия и открытости часто сталкивается с конфликтами, напряженностью и недостатком сотрудничества между участниками. Это может обозначать, что в группе существуют преграды для открытого обмена информацией и межличностного взаимодействия.

Другим показателем может быть степень взаимного понимания и эмпатии между участниками группы. Высокий уровень доверия и открытости подразумевает глубокое понимание, возможность поставить себя на место другого человека и эмоциональную поддержку.

Также можно измерить уровень открытости и доверия через наблюдение за поведением участников группы. Например, можно наблюдать за тем, какие темы чаще всего обсуждаются, насколько участники склонны делиться своими идеями и мнениями, как часто возникают конфликты или обсуждения.

Важно отметить, что измерение уровня доверия и открытости в группе должно основываться на достоверных данных и быть объективным. Для этого необходимо использовать надежные и проверенные инструменты и методы, а также учитывать контекст и особенности группы

Исследование уровня доверия и открытости в группе является важной задачей для понимания и улучшения психологического климата. Открытая и доверительная атмосфера в группе способствует более полному взаимодействию, развитию участников и достижению общих целей

Карта-схема определения психологического климата в коллективе

Положительные особенности

+3

+2

+1

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает    бодрое и жизнерадостное настроение

Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают доброжелательность   во взаимоотношениях,    взаимные симпатии

Преобладают конфликтность в   отношениях, агрессивность, антипатии

В   отношениях   между группировками    внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

Группировки конфликтуют между собой

Членам  коллектива  нравится бывать  вместе,    участвовать    в совместных делах, вместе проводить свободное время

Члены   коллектива проявляют безразличие   к более тесному общению,

выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи   или   неудачи   отдельных членов коллектива вызывают сопереживание,  участие  всех членов коллектива

Успехи  и  неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных,   а иногда вызывают зависть   и злорадство

Преобладают    одобрение    и поддержка,   упреки   и критика высказываются с добрыми намерениями

Критические замечания   носят характер   явных   и скрытых выпадов

Члены   коллектива   с   уважением относятся к мнению других

В  коллективе  каждый считает свое   мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В  трудные  для  коллектива минуты    происходит эмоциональное единение  по  принципу  «один  за всех, все за одного»

В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения     или   неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения   или неудачи    всего коллектива    не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив   участливо   и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

Новички   чувствуют себя    лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив    активен,    полон энергии

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

Коллектив невозможно поднять на   совместное   дело, каждый   думает только  о  собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам,  здесь  поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив разделяется на «привилегированных» и   «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к   слабым, высмеивают их

У   членов   коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

К    похвалам    и поощрениям коллектива    здесь относятся равнодушно

Обработка и интерпретация результатов

1. Сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. 2. Все индивидуальные значения сложить и разделить на количество отвечающих. Полученную цифру сравнить с «ключом».

Ключ:

+22 и более – высокая степень благоприятности социально-психологического климата; От +8 до +21 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата; От 0 до +8 – низкая степень благоприятности социально-психологического климата; От 0 до – 8 – начальная неблагоприятность социально-психологического климата; От 8 до – 10 – средняя неблагоприятность; От 10 и ниже в отрицательные значения – сильная неблагоприятность социально-психологического климата.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

1. Записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса; 2. Полученную цифру разделить на число участников: получаем индексы по каждому свойству. 3. Проранжировать показатели по степени убывания величины индексов. Таким образом, выявляются свойства, способствующие сплоченности коллектива (положительные индексы) или противодействующие (отрицательные индексы). При многократном исследовании можно проследить динамику развития групповой сплоченности, а также изменение вклада в неё каждого диагностируемого свойства.

Методика №4. Что важнее?

Цель:определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ).

Ход проведения: учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организаторские умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35).

Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.

Качества личности

Качества личности

1

Дисциплинированность

19

Требовательность к себе

2

Эрудированность

20

Критичность

3

Сознание общественного долга

21

Духовное богатство

4

Сообразительность

22

Умение объяснить задачу

5

Начитанность

23

Честность

6

Трудолюбие

24

Инициативность

7

Идейная убежденность

25

Внимательность

8

Умение контролировать работу

26

Ответственность

9

Моральная воспитанность

27

Принципиальность

10

Самокритичность

28

Самостоятельность

11

Отзывчивость

29

Общительность

12

Общественная активность

30

Рассудительность

13

Умение планировать работу

31

Скромность

14

Любознательность

32

Осведомленность

15

Умение работать с книгой

33

Справедливость

16

Целеустремленность

34

Оригинальность

17

Коллективизм

35

Уверенность в себе

18

Прилежание

Обработка полученных данных.

Учитель составляет матрицу таблицу. В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся класса (С), вычисляется по следующей формуле:

где — среднее число выборов, приходящееся на одно из пяти качеств личности, получившее максимальное число выборов,— среднее число выборов, приходящееся на одно из остальных качеств личности,N— число учащихся, принявших участие в эксперименте.

Иногда пользуются и другой, более простой формулой, которая может быть получена из приведенной путем некоторых преобразований:

где n— сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов,N— число учащихся, принявших участие в эксперименте.

С ≥ 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если 0,3 ≤ С < 0,5, то класс промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С ≤ 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класс как коллектива.

Если наиболее весомые качества принадлежат одной классе свойств, значит учащиеся связывают успех своей совме6стной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют.

Проведение оценки психологического климата

Для проведения оценки психологического климата группы по методу Лутошкиной необходимо выполнить следующие шаги:

1. Подготовка к диагностике

Важно определить цели и задачи оценки психологического климата, а также выбрать подходящую адаптированную методику Лутошкиной. Также стоит обозначить понятие «психологический климат» для группы и описать его основные элементы

2. Наблюдение и выполнение методики. Проведение наблюдения за поведением группы и заполнение соответствующих листов по выбранной методике Лутошкиной. Методика включает определение уровня эмоционального комфорта в группе, а также выявление взаимоотношений между участниками.

3. Анализ и интерпретация результатов. После проведения наблюдения необходимо анализировать и интерпретировать результаты оценки психологического климата. Для этого используются соответствующие методические рекомендации и указания Лутошкиной. Результаты могут быть представлены в виде графиков, таблиц или описательного анализа.

4. Обратная связь и разработка плана действий. После анализа результатов оценки, следует организовать обратную связь с группой. На основе полученных данных необходимо разработать план действий по улучшению психологического климата

Важно сделать акцент на ключевых проблемах и предложить конкретные мероприятия для их решения

5. Реализация плана действий. Для успешной коррекции психологического климата необходимо активное участие группы в реализации плана действий

Важно контролировать и оценивать результаты внедрения мероприятий и, при необходимости, вносить корректировки в план

Таким образом, проведение оценки психологического климата группы по методу Лутошкиной помогает выявить ключевые факторы, влияющие на эмоциональное состояние и взаимоотношения внутри группы. Она является важным инструментом для психологической диагностики и развития коллектива.

Правила прохождения теста

Для успешного прохождения теста опросника Лутошкина необходимо соблюдать следующие правила:

1. Будьте честны и отвечайте на вопросы исключительно по своим действиям и ощущениям.
2. Отвечайте на вопросы максимально точно и без пропусков.
3. Не думайте слишком долго над ответом, выбирайте первое пришедшее в голову решение.
4. Доверяйте своим первым инстинктам и интуиции при выборе ответов.
5. Не пытайтесь влиять на результаты теста, ответы должны быть объективными и отражать ваше реальное поведение.
6. Если вопрос кажется вам двусмысленным или непонятным, выбирайте ответ, который наиболее приближен к вашей ситуации или ощущениям.

Соблюдение указанных правил позволит получить наиболее точные результаты теста и более полную информацию о вашем психологическом климате.

Польза и эффективность теста

  • Опросник Лутошкина является эффективным инструментом для изучения психологического климата в организации. Он позволяет получить необходимую информацию о состоянии сотрудников и их восприятии рабочей среды.
  • Тест позволяет выявить проблемные области в работе коллектива, а также определить потенциальные истории конфликтов, что способствует раннему их предотвращению.
  • Оценка психологического климата с помощью данного теста может помочь в улучшении взаимодействия между сотрудниками и повышении командной работоспособности.
  • Тест Лутошкина также позволяет провести анализ уровня мотивации сотрудников, выявить причины оттока персонала и предложить меры по его снижению.
  • Полученные результаты теста позволяют развивать систему управления персоналом, принимать обоснованные решения и внедрять необходимые изменения в организации.
  • Использование теста Лутошкина в качестве инструмента для изучения психологического климата позволяет повысить эффективность работы коллектива и создать благоприятную рабочую атмосферу.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: