Маршрутная съемка
Безусловно, с одной точки (даже очень высокой)
никогда нельзя в деталях увидеть обширный
участок местности. Например, с крыши мельницы не
видно, куда поворачивает восточный берег озера.
Поэтому съемку местности часто дополняют
маршрутной съемкой, то есть той, которая делается
по ходу путешествия.
Мы вместе с отрядом островитян отправимся в
обход озера Гранта. «…Колонисты продолжили
исследование берега озера, который, сделав
небольшой изгиб, тянулся параллельно морскому
побережью. С этой стороны берег был не так лесист,
но редкие группы деревьев делали его пейзаж еще
живописнее… На севере озеро образовывало чуть
вогнутую излучину… Колонисты направились к
устью Красного ручья. Обход не превышал полутора
миль. Это была приятная прогулка, так как между
редкими деревьями оставался широкий проход…
Растительность была не столь обильной, как на
всем пространстве между Красным ручьем и рекой
Благодарности».
Нанесите все увиденное с помощью условных знаков
на план.
Поперечный масштаб
Основание AB нормального поперечного масштаба равно, как и в линейном масштабе, также 2 см. Наименьшее деление основания равно CD =1/10 АВ= 2мм. Наименьшее деление поперечного масштаба равно cd = 1/10 CD =1/100 АВ = 0,2мм (что следует из подобия треугольника BCD и треугольника Bcd).
Таким образом, для численного масштаба 1:2000 основание поперечного масштаба будет соответствовать 40 м, наименьшее деление основания (1/10 основания) равно 4 м, а наименьшее деление масштаба 1/100 АВ равно 0,4 м.
Пример: отрезок ав (рис. 2), взятый с плана масштаба 1:2000, соответствует на местности 137,6 м (3 основания поперечного масштаба (3х40=120 м), 4 наименьших деления основания (4х4=16 м) и 4 наименьших деления масштаба (0.4х4=1.6 м), т.е. 120+16+1.6=137.6 м) .
Остановимся на одной из важнейших характеристик понятия «масштаб».
Точностью масштаба называется горизонтальный отрезок на местности, который соответствует величине 0,1 мм на плане данного масштаба. Эта характеристика зависит от разрешающей способности невооруженного человеческого глаза, которая (разрешающая способность) позволяет рассмотреть минимальное расстояние на топографическом плане в 0.1мм. На местности эта величина будет уже равна 0.1 мм х М, где М – знаменатель масштаба.
Рис.2
Поперечный масштаб, в частности, позволяет измерить длину линии на плане (карте) масштаба 1:2000 именно с точностью данного масштаба.
Пример: в 1 мм плана 1:2000 содержится 2000 мм местности, а в 0,1мм, соответственно, 0,1 x М (мм) = 0.1 х 2000 мм = 200 мм = 20 см, т.е. 0,2 м.
Поэтому при измерении (построении) на плане длины линии ее значение следует округлить с точностью масштаба. Пример: при измерении (построении) линии длиной 58,37 м (рис. 3), ее значение в масштабе 1:2000 (с точностью масштаба 0,2 м) округляется до 58,4 м, а в масштабе 1:500 (точность масштаба 0,05 м) – длина линии округляется уже до 58,35 м.
Понятие географической карты
Географическая карта – это графическое изображение поверхности Земли или ее отдельных частей на плоскости. Карты являются неотъемлемой частью географического анализа и представляют собой удобный инструмент для исследования и визуализации географической информации.
Географические карты обладают определенной графической символикой, которая позволяет передать различные географические явления и объекты. Для обозначения рельефа, водных объектов, лесов, городов и других элементов используются условные знаки. Эти знаки обеспечивают единообразие и стандартизацию географических карт и позволяют упростить восприятие и понимание пространственной информации.
Условные знаки на географических картах классифицируются по различным признакам. Например, по виду географических объектов, которые они обозначают. Существуют знаки для обозначения озер, рек, гор, дорог, железных дорог и других объектов. Также условные знаки могут быть разделены по масштабу карты – на общие для большинства карт и специфические для конкретных масштабов.
Использование условных знаков на географических картах позволяет сделать информацию более наглядной и понятной для пользователей. Они помогают ориентироваться на карте, а также делают возможным изучение и анализ различных пространственных характеристик, таких как распределение населения, экономическое развитие, климатические условия и т.д.
Условный знак моста через реку
Условный знак моста через реку представляет собой две параллельные горизонтальные линии, пересеченные одной вертикальной линией посередине. Вертикальная линия символизирует корпус моста, а горизонтальные линии – дороги, идущие через мост.
Чтение условного знака моста через реку производится от верхней горизонтальной линии к нижней. Таким образом, верхняя линия соединяется с нижней линией через вертикальную линию посередине.
Условный знак моста через реку позволяет быстро определить местоположение и направление моста на карте. Это особенно полезно для путешественников, водителей и спасательных служб, которые должны планировать маршруты и преодолевать препятствия на дороге.
Пример: условный знак моста через реку:
===
Автомобильный мост
Обозначение автомобильного моста на плане местности может быть различным, в зависимости от используемой символики. Чаще всего на плане местности автомобильный мост обозначается прямоугольником с дорожкой, пересекающей реку. Рядом с прямоугольником может быть написано слово «Мост» или просто буквы «М».
Пример обозначения автомобильного моста на плане местности:
М
Мосты могут иметь различную длину, ширину и конструкцию в зависимости от требований проезжей части дороги и условий местности. Автомобильные мосты могут быть надземными или подземными, укрепленными или неукрепленными, железобетонными или металлическими.
Автомобильные мосты играют важную роль в сфере транспорта, обеспечивая безопасное и комфортное движение автомобилей через реки и другие преграды. Они также способствуют развитию социальной и экономической инфраструктуры, связывая разные районы и обеспечивая доступность для населения и грузовых перевозок.
Использование символов водоема и дороги
При составлении планов местности и картографических материалов, включающих мосты через реки, используются специальные условные знаки для обозначения водоемов и дорог. Эти символы помогают понять, где находится река и как через нее проложена дорога.
Для обозначения водоемов на карте используются символы вода, которые обозначаются залитыми голубым цветом областями. Это могут быть реки, озера, пруды или водохранилища. Знак водоема также может указывать на его направление и ширину, чтобы помочь определить, какой вид водоема находится перед нами.
Когда речь идет о планировании дороги через реку на карте местности, используется соответствующий условный знак моста. Этот знак обычно состоит из двух вертикальных линий, пересекаемых горизонтальной линией в центре. Такое обозначение символизирует мост или мостоподобную структуру, пролегающую через реку или другой водоем.
Эти символы позволяют наглядно представить местность и понять, какие объекты и линии связи находятся на плане. Они помогают проектировщикам и инженерам определить оптимальные маршруты дорог и сделать карты более информативными для пользователей.
Примеры символов водоема и дороги:
Знак водоема:
▧
Знак моста:
┼
Реки и водные ресурсы
Скорость и направление течения реки (0,6 м/с) | |
Характеристика рек и каналов: 30 — Ширина (м), 0,8 — Глубина (м), К — Тип грунта (К — каменистый, П — песок, Т — твердый, В — вязкий) | |
Отметка урезов воды, высота берега над уровнем моря (393м) | |
Броды: 0,3 — глубина, 10 — длина, К — каменистый грунт, 1,0 — скорость (м/сек) | |
Болото проходимое | |
Болото непроходимое | |
Характеристика мостов: Д — материал постройки (Д — деревянный, К — каменный, ЖБ — железобетонный), 43 — длина моста, 4 — ширина проезжей части (м), 10 — грузоподъемность в тоннах |
Растительный покров
Породы деревьев. Характеристика древостоя: 22 — высота деревьев, 0,30 — толщина, 4 — расстояние между деревьями. | |
Редкие деревья, лесотундра | |
Границы болота, леса и горной местности |
Тропы, дороги, похожие объекты
Лесная просека и ширина в метрах (2м) |
Полевые и лесные дороги |
Зимник, действующая автодорога только в зимнее время года, в холодный период. Может проходить по болотам. |
Грунтовая дорога, 6 — ширина проезжей части в метрах |
Гать — дорога с деревянным покрытием, настил из бревен, 3 — ширина проезжей части |
Гать |
Ж/Д полотно |
Газопровод |
Линии электропередач (ЛЭП) |
Разобранная железная дорога |
Однопутная железная дорога, узкоколейка. Также ж/д мост |
Шоссе: 6 —ширина покрытой части, 8 — ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Щ — материал покрытия (Б — булыжник, Г — гравий, К — камень колотый, Шл — шлак, Щ — щебень) |
Рельеф
Обрывистые берега рек, скальные обнажения, пармы |
Горизонтали рельефа с обозначением относительной высоты (260 м) |
Горная местность без растительного покрова, покрыта камнями-курумами и скалами-останцами |
Горная местность с растительным покровом и редкими деревьями, видна граница леса |
Скалы-останцы с высотой в метрах |
Ледники |
Скалы и скалистые обрывы |
Отметка высот (479,2 м) |
Степная область. Рядом граница леса |
Пески, пустыни |
- Граница леса и тундры, далее — горный пояс (гора Иремель, Юж. Урал)
- Магистральный зимник, проложенный через таёжный лес. Летом здесь заросли (Якутия)
- Лесная грунтовая дорога (Ивдельский р-н, Сев. Урал)
- Гать — дорога с деревянным покрытием (Лобненский лесопарк, Моск. обл)
- Скальное обнажение, парма (Камень «Великан», Ср. Урал)
- Скалы-останцы (скала Старик-камень, Ср. Урал)
Следует понимать, что все имеющиеся топографические карты Генштаба СССР уже давно устарели. Информация, содержащаяся на них, может датироваться 70-80 годами прошлого века. Если вас интересуют подробности прохождения по тем или иным тропам, дорогам, наличие населенных пунктов и географических объектов, то следует заранее проверить достоверность информации по другим источникам. Троп и дорог уже может не быть совсем. Мелкие населенные пункты могут быть заброшенными и представлять собой пустыри, зачастую уже поросшие молодняком.
Но, в любом случае, карты генштаба всё равно несут более точную информацию, и по ним можно более продуктивно рассчитать свой маршрут и расстояние. В данной статье я не стал забивать ваши головы лишними символами и условными знаками топографических карт. Я выложил только наиболее важные и значимые для горно-таёжного и степного региона. Кого интересуют подробности, могут посмотреть здесь.
Карты Генштаба СССР выполнены с использованием Советской системы разграфки и номенклатуры топографических карт. Эта система до сих пор применяется в Российской Федерации и в некоторых бывших Советских республиках.
Есть более новые карты, состояние местности на которых примерно 60-80-х годов прошлого века, и более старые карты, так называемый Генштаб РККА, выполненные геодезической разведкой довоенного времени.
«Карты составляются в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера, вычисленной по параметрам эллипсоида Красовского для шестиградусной зоны,» — а если не поняли,то не беда! Главное — запомнить (или записать, сохранить эту статью) те моменты, что я привёл выше. Зная их, вы можете умело пользоваться картами и планировать свой маршрут без использования gps.
Олег Приходько
6 класс. География. План и карта — Что такое план местности
Комментарии преподавателя
Виды изображений земной поверхности
Перед принятием решения о строительстве новых заводов, школ, спортивных учреждений, о прокладке дорог, о размещении сельскохозяйственных земель необходимо иметь изображение данной местности.
Небольшую по площади местность можно нарисовать или сфотографировать, но многие объекты земной поверхности по таким изображениям будет тяжело определить.
Наиболее распространенными изображениями земной поверхности являются аэрофотоснимки, снимки из космоса, карты и планы местности.
Рис. 1. Аэрофотоснимок (Источник)
Аэрофотоснимки и планы местности: сходства и различия
План – чертеж уменьшенного изображения местности, выполненный в условных знаках в крупном масштабе (обычно 1: 5000 и крупнее). Обычно планы составляют на небольшой участок местности, размером в несколько квадратных километров, кривизна поверхности Земли при этом не учитывается. Первые в истории карты были планами. Планы используются в самых разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. При строительстве зданий, прокладке дорог и коммуникаций без них не обойтись.
Размещенные на поверхности объекты (леса, реки, поселки, поля и т.п.) будет видно лучше, если участок фотографировать сверху, например с самолета. Такое изображение местности называется аэрофотоснимок. На нем объекты похожи на их истинный вид на местности, видны их размеры и взаимное расположение. Между планом и аэрофотоснимком существует много различий. План местности – это чертеж на бумаге, изображающий небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде. От других изображений поверхности план отличается тем, что все объекты на ней показаны условными знаками. В целом удобнее и информативнее использовать план.
Аэрофотоснимок и план местности:
Рис. 2. Аэрофотоснимок и план местности
План местности. Условные знаки
Направления на плане указывают стрелкой, острие которой всегда показывает на север. Обычно север на плане бывает наверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева. По плану можно определить взаимное положение предметов по сторонам горизонта, измерить расстояние между ними, пользуясь единым масштабом.
Рис. 3. План местности (Источник)
Рис. 4. План местности и условные знаки к нему
Условные знаки плана, во-первых, простые, во-вторых, непохожие друг на друга, в-третьих, напоминают самые предметы. При таких условиях они понятны всем, кто читает план. Так, реки и озера показаны голубым цветом воды, а леса – зеленым – цветом растительности. Для полей, огородов специального знака нет, поэтому такие участки оставляют на плане белыми. Знак лугов напоминает стебли травы. Пески изображены коричневыми точками. Небольшие ручьи, дороги, узкие улицы изображают условными знаками в виде линий. Такие условные знаки являются общепринятыми. Их используют на всех планах местности.
Рис. 5. Условные знаки (Источник)
Группы условных знаков
1. Площадные
Рис. 6. Площадные условные знаки (Источник)
2. Внемасштабные
Рис. 7. Внемасштабные условные знаки
3. Линейные
Рис. 8. Линейные условные знаки (Источ
4.3 Гидрография и болота
Эта группа включает элементы гидрографии и специальные типы грунтов и растительности, связанные с присутствием воды. Эта категория объектов важна, поскольку оказывает сильное влияние на пробегаемость, что в свою очередь влияет на выбор варианта движения. Элементы этой группы УЗ являются хорошими ориентирами для постановки КП. Чёрная береговая линия показывает непроходимость данного пространства при нормальном уровне воды. В засушливых районах, элементы данного раздела могут содержать воду только в некоторых сезонах.
301 ОзероБольшие водные пространства показываются регулярной точечной сеткой, маленькие — сплошной заливкой. Чёрная береговая линия показывает непроходимость объекта. Цвет: голубой 50% (60 линий/см) |
|
Цвет: голубой. |
|
Цвет: голубой. |
|
Цвет: голубой 50% (60 линий/см), чёрный. |
|
305 Преодолимая рекаПреодолимый река или канава шириной минимум 2 метра.Если ширина больше 5 метров, то объект показывается в масштабе карты. Цвет: голубой. |
|
Цвет: голубой. |
|
Цвет: голубой. |
|
Цвет: голубой. |
|
Цвет: голубой, чёрный. |
|
310 БолотоПреодолимое болото с четко видимыми краями. Знак 310 может комбинироваться со для отображения открытого болота. Залесённые болота могут быть показаны в комбинации со знаками растительности. Маленькие болота показываются на картене меньше, чем двумя штрихами. Если маленькое болотце показывается в сочетаниисо знаками /, то для улучшения читаемости, разрешается заменить эти знаки на /соответственно. Цвет: голубой. |
|
311 Нечёткое болотоЗаболоченный грунт, пересыхающее болото или места перехода нормального грунта в проходимое болото. Знак может быть использован в комбинациисо знаком или для открытых мест. Залесённое болото может быть показано в комбинациисо знаками . Минимальный размер знака четыре штриха. Цвет: голубой. |
|
Цвет: голубой. |
|
Цвет: голубой. |
|
314 Специальный объект гидрографииЗнак служит для показа специальных внемасштабных объектов гидрографии. Пояснение к использованию знака должно быть дано в легенде карты. Цвет: голубой. |
Подписи «Мост» и «Пешеходный мост» или «Автомобильный мост»
На плане местности условный знак моста через реку может иметь различные подписи в зависимости от его назначения и использования.
Подпись «Мост» применяется в случае, когда мост является многофункциональным и предназначен для движения как автомобильного, так и пешеходного транспорта. Такие мосты обычно имеют несколько полос для автомобильного движения и отдельные тротуары для пешеходов.
Подпись «Пешеходный мост» используется, когда мост предназначен исключительно для пешеходного движения. Такие мосты обычно имеют один или несколько тротуаров, но не предусматривают проезда автомобилей. Они служат для безопасной транспортировки пешеходов через водные преграды.
Подпись «Автомобильный мост» применяется, когда мост предназначен только для проезда автомобилей и другой транспортной техники. Такие мосты не имеют отдельных тротуаров для пешеходов и могут иметь несколько полос для движения автомобилей.
Правильное обозначение моста на плане местности помогает грамотному и безопасному использованию транспортных маршрутов и облегчает ориентацию в городской среде.
Изображение рельефа на планах и картах
На картах и планах рельеф показывают при помощи горизонталей и отметок высот.
Горизонтали,
как вы уже знаете, — это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем океана (абсолютную высоту) или над уровнем, принятым за точку отсчета (относительную высоту).
Рис. 5. Изображение рельефа горизонталями
Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту,
которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой (рис. 7).
Рис. 6. Изображение холма на плоскости
Рис. 7. Определение относительной высоты
Относительную высоту можно определить с помощью нивелира. Нивелир
(от фр.niveau
—
уровень, нивелир) — прибор для определения разности высот между несколькими точками. Прибор, устанавливаемый обычно на треножник (штатив), оборудован зрительной трубой, приспособленной к вращению в горизонтальной плоскости, и чувствительным уровнем.
Провести нивелирование холма —
это значит произвести замеры западного, южного, восточного и северного его склонов от подошвы до вершины с помощью нивелира и вбить колышки в тех местах, где был установлен нивелир (рис. 8). Таким образом, четыре колышка будут вбиты у подошвы холма, четыре — на высоте 1 м от земли, если высота нивелира равна 1 м, и т. д. Последний колышек вбивается на вершине холма. После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д.
Рис. 8. Невелирование холма
Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга. Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи
Они показывают, в каком направлении склон понижается
Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи. Они показывают, в каком направлении склон понижается.
Горизонталями на планах изображают не только возвышенности, но и впадины. При этом бергштрихи обращены во внутреннюю сторону (рис. 9).
Рис. 9. Изображение горизонталями различных форм рельефа
Крутые склоны обрывов или оврагов на картах обозначают мелкими зубцами.
Высота точки над средним уровнем океана называется абсолютной высотой.
В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань ниже этого уровня на 26 м. Отметки высот на географических картах указывают абсолютную высоту точек.
На физической карте рельеф изображают с помощью послойной окраски, т. е. цветом разной интенсивности. Например, участки, имеющие высоту от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет. Внизу карты помещена таблица, из которой видно, какой цвет какой высоте соответствует. Эта таблица называется шкалой высот.
Инструкции по установке условного знака моста через реку
- Выберите подходящее место для установки условного знака моста через реку. Учтите видимость знака с дороги и доступность для прохожих.
- Подготовьте фундамент для установки знака. Это может быть бетонная площадка или специально укрепленная земля. Обеспечьте прочность и надежность фундамента.
- Установите металлический столб знака в фундамент. Убедитесь, что столб стоит ровно и прочно закреплен. Используйте болты или сварку для надежной фиксации столба.
- Присоедините вертикальную планку к столбу. Убедитесь, что она закреплена крепко и надежно, без люфтов.
- Нанесите на планку изображение условного знака моста через реку с помощью специальных красок или наклеек. Гарантируйте четкость и ясность изображения.
- Проверьте качество установки и надежность знака. Убедитесь, что он стоит прямо и видимо с дороги, а также что знак не имеет повреждений и дефектов.
Следуя этим инструкциям, вы сможете успешно установить условный знак моста через реку на плане местности и обеспечить безопасность на дороге.
Определение и значение
Значение условного знака моста через реку заключается в информировании пользователя карты о наличии моста и его местоположении в данной области. Такой знак часто используется как в навигационных картах и путеводителях, так и в генеральных планах городов и градостроительных схемах.
Считывание условного знака моста через реку на плане местности происходит путем визуального определения символа и его интерпретации в контексте карты. Пользователь карты должен быть внимателен и искать этот условный знак на карте, чтобы узнать о наличии моста и необходимости его использования для пересечения реки.
Схема моста с указанием основных частей
Мост — искусственное сооружение, возведённое через реку, озеро, овраг, пролив или любое другое физическое препятствие. Мост, возведённый через дорогу, называют путепроводом, мост через овраг или ущелье — виадуком.
Мост является одним из древнейших инженерных изобретений человечества.
Как правило, мосты состоят из пролётных строений и опор. Пролётные строения служат для восприятия нагрузок и передачи их опорам; на них может располагаться проезжая часть, пешеходный переход, трубопровод. Опоры переносят нагрузки с пролётных строений на основание моста.
Пролётные строения состоят из несущих конструкций: балок, ферм, диафрагм (поперечных балок) и собственно плиты проезжей части. Статическая схема пролётных строений может быть арочной, балочной, рамной, вантовой или комбинированной; она определяет тип моста по конструкции. Обычно пролётные строения прямолинейны, однако в случае необходимости (например, при постройке эстакад и дорожных развязок) им придают сложную форму: спиралеобразную, кольцевую и т. д.
Пролётные строения поддерживаются опорами, каждая из которых состоит из фундамента и опорной части. Формы опор могут быть весьма разнообразными. Промежуточные опоры называются быками, береговые — устоями. Устои служат для соединения моста с подходными насыпями.
Материалами для мостов служат металл (сталь и алюминиевые сплавы), железобетон, бетон, природный камень, дерево, верёвки.