Агломерации не должны отодвигать в тень малые города

Состав московской агломерации: города, население, инфраструктура

Инфраструктура московской агломерации

Московская агломерация обладает развитой и современной инфраструктурой, которая обеспечивает комфортные условия для жизни и работы жителей.

Транспортная система агломерации включает в себя высокоскоростные железные дороги, метро, автобусы, трамваи и троллейбусы. Это позволяет быстро и удобно перемещаться по городам и населенным пунктам агломерации.

Кроме того, московская агломерация обладает развитой дорожной сетью, включающей автострады, шоссе и магистрали, которые связывают города агломерации между собой и с Москвой.

Важной частью инфраструктуры агломерации являются аэропорты, включая международный аэропорт Шереметьево. Они обеспечивают связь агломерации с различными регионами России и другими странами мира

Московская агломерация также предлагает многообразие коммерческих и развлекательных объектов. Здесь можно найти торговые центры, рестораны, кафе, кинотеатры, спортивные клубы и многое другое.

Ведущие университеты и научные центры расположены в агломерации, что создает благоприятные условия для развития науки и образования.

Таким образом, инфраструктура московской агломерации способствует комфортному и разностороннему развитию городов и населенных пунктов, обеспечивая жителям широкий спектр возможностей для работы, отдыха и саморазвития.

Характеристика и численность населения

Вам будет интересно: Чукотский язык: значение, история появления, этапы развития, диалекты и письменность

Агломерация Москвы включает более семидесяти городов, в том числе четырнадцать населенных пунктов с населением более ста тысяч человек. Некоторые из них имеют вокруг себя агломерации второго порядка. Численность агломерации Москвы в пределах пригородной зоны в радиусе 70 км от МКАД оценивается в 14,5-17,4 млн человек. Площадь этой зоны составляет 13,6 тыс. кв. км.

Сложно рассчитать объемы поездок из пригородов в столицу и обратно. Ежедневно поезда Московского пригородного железнодорожного узла перевозят более 1,5 млн пассажиров, что дает свыше 700 тысяч человек, которые участвуют в миграции каждый день. Губернатор Московской области в 2012 году озвучивал и большие цифры — около 830 тысяч человек. Колоссальной загруженностью отличается сообщение на городском и личном транспорте. В часы пик пробки на въездах и выездах иногда достигают нескольких километров.

Вам будет интересно: Слово «простофиля»: значение и происхождение

Агломерация Москвы быстро расширяется и уплотняется. По состоянию на 2006 год зоной сплошной застройки были покрыты десятки километров от кольцевой автодороги. Через столицу от Подольска до Пушкино проходит почти сплошная урбанизированная полоса, длина которой составляет около 80 км. В ближайшее время планируется строительство города-спутника Москвы и Домодедова — Константиново. Согласно планам, в ближайшем будущем количество новых городов вокруг агломерации может достигнуть двенадцати.

Характер агломерации Москвы на сегодня таков, что здесь преобладают сервисные виды деятельности. Это отличает агломерацию от остальных регионов РФ, которые связаны с производством (и вообще преобладанием промышленного потенциала). Подобная характеристика агломерации Москвы подтверждает, что надгородское объединение вступило в постиндустриальную стадию развития. Значит, что имеются дальнейшие перспективы развития (в отличие от других регионов РФ, которые связаны исключительно с промышленностью, а это большинство городских агломераций, созданных в период СССР).

Что такое городская агломерация?

Городские агломерации образуются в результате урбанизации – увеличение доли городского населения стран по отношению к сельскому. Населенные пункты объединяются друг с другом, между ними стираются границы. Такие скопления образуют большую динамическую систему с взаимосвязанными экономиками, промышленностью и культурой.

Самые крупные городские агломерации мира приведены в таблице:

Агломерация Страна Население, чел. Плотность населения, чел./кв.км.
Токио – Иокогама Япония 38 600 000 4 710
Джакарта Индонезия 34 400 000 10 220
Дели Индия 28 200 000 12 615
Манила Филиппины 25 100 000 13800
Сеул – Инчхон Южная Корея 24 400 000 8 913
Мумбаи Индия 23 800 000 26 915
Шанхай Китай 22 200 000 5 500
Нью-Йорк США 21 100 000 1 700
Сан-Паулу Бразилия 21 000 000 6 910
Мехико Мексика 20 400 000 8 600
Гуанчжоу — Фошань Китай 20 200 000 5 205
Пекин Китай 19 500 000 4 705
Дакка Бангладеш 18 600 000 41 100
Осака – Кобе – Киото Япония 17 200 000 5 510
Каир Египет 16 900 000 8 800
Москва Россия 16 600 000 2 900
Бангкок Таиланд 16 000 000 5 305

Мировая агломерация за 2011 год

Агломерация – это в географии возможность более эффективно выстраивать социально-экономические отношения между населением, так как снижаются потери от дальности расположения производства (все они сконцентрированы рядом). Другой экономический плюс – это удобное взаимодействие покупателей и продавцов, находящихся в географической близости друг от друга.

Образование агломераций обеспечивает следующие эффекты:

  • Огромный масштаб для рыночных отношений между покупателями и продавцами, увеличение рынков товаров и услуг, увеличение спроса и предложения.
  • Развитая инфраструктура позволяет эффективно использовать экономический потенциал страны. Именно в агломерациях транспортная инфраструктура (порты, дороги, железнодорожный транспорт) имеют наибольшую экономическую отдачу.
  • Огромный рынок трудовых ресурсов – большое количество работников разных квалификаций и специальностей.
  • Опора на традиции государства, образование и науку.

Как видно из списка, преимущества агломераций перед обычными городами огромно.

Концепция мегалополиса Москва — Санкт-Петербург

В соответствии с данной концепцией, при определенных условиях в будущем возможно формирование мегалополиса между Москвой и Санкт-Петербургом . Предпосылками для этого могут стать, в частности, открытие скоростного автомобильного и железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом, что приведет к развитию городских агломераций в пределах данного транспортного коридора. Но в настоящее время, области лежащие между названными мегаполисами (Тверская и Новгородская) отличаются людской истощенностью и отсутствием достаточного количества городских поселений для формирования единой агломерационной структуры. В то же время, за счет скоростного железнодорожного движения между Москвой и Петербургом, влияние Москвы через связанный с ней Петербург сможет простираться и до Балтийского региона.

Первым идею линейного развития Москвы по направлению к Ленинграду предложил в 1931 году Н. А. Ладовский («»).

Население агломерации

Ключевой город Москва является крупнейшим в России по численности населения. Его население превышает 12 миллионов человек и продолжает расти. Около трети населения агломерации проживает именно в Москве.

Однако помимо Москвы, агломерацию составляют и другие города, такие как Зеленоград, Новомосковск, Красногорск, Химки, Дзержинский и другие. По мере развития инфраструктуры, многие люди выбирают жить в этих городах и селах, но продолжают работать в Москве.

Широкий выбор жилья и рабочих мест, возможность получить качественное образование и медицинское обслуживание, а также наличие культурных и спортивных объектов и природных резерватов делают агломерацию привлекательным местом для проживания и развития.

Однако с ростом населения возникают новые проблемы: перегруженность инфраструктуры, пробки на дорогах, дефицит жилья и услуг. Власти активно работают над их решением, строят новые дороги, метро, школы и больницы.

Население агломерации имеет разнообразный социальный состав, включая представителей различных этнических групп, профессий и социальных слоев. Благодаря этому, агломерация обогащается многообразием культур и традиций, что делает ее значимым центром развития и инноваций.

«Чем ниже уровень доверия к судам, больницам, тем выше — к роботу-хирургу или роботу-судье»

Вернемся к вопросу доверия технологиям. Например, роботу-судье в России доверяют вовсе не те люди, которые верят, что техника — это хорошо. Роботу-судье в России доверяют те, кто не доверяет судам.

Беспилотный автомобиль пользуется поддержкой не тех, кто считает, что технический прогресс сможет изменить мир к лучшему и решить все проблемы человечества. Беспилотному автомобилю доверяют те, кто считает, что люди в сущности своей идиоты: «Вы только посмотрите, как они водят!».

Чем ниже уровень обобщенного доверия, доверия к незнакомым людям, тем больше доверие к беспилотному автомобилю. Чем ниже уровень доверия к институциям, судам, больницам, тем выше уровень доверия к роботу-хирургу или роботу-судье.

Соответственно, даже в тот момент, когда мы пытаемся изменить отношения доверия при помощи градостроительных или технологических решений, в действительности эти самые отношения и меняют наши градостроительные или технологические решения. Социальная ткань города оказывается первичной по отношению к пространству и технологиям.

Насколько можно в формате форсайта представить себе город 2050 года, спроектировать такого рода социальные отношения в городе будущего? Насколько в принципе возможно выстраивать новые социальные графы? Мы оказываемся в положении тех, кто пытается при помощи архитектуры и техники решить то, что решить при помощи них невозможно: перестроить социальные связи между людьми, заставить их доверять тому, чему или кому они вовсе не доверяют. (. )

Кажется, социальные связи и отношения не поддаются какого-либо рода проектированию

Все, что мы можем, — попытаться зафиксировать тенденции, которые уже есть, посмотреть, как они могут развиваться в ближайшем будущем, а потом выстраивать свои технологические и архитектурные фантазии, приняв во внимание эту информацию, используя ее как независимую переменную

Крупнейшие агломерации России

Россия – это крупнейшая по территории страна мира с населением в 146 млн. человек. Россия обладает высоким уровнем урбанизации населения – около 74% населения (108 млн. человек) живет в городах и поселках городского типа.

На территории нашей страны расположено 124 агломерации, из которых:

  • 17 насчитывают население более 1 млн. человек.
  • 28 – от 500 тыс. до 1 млн.
  • 79 – до 500 тыс.

Как и многие мировые агломерации в России они характеризуются высоким уровнем промышленного развития и инфраструктуры.

Московская агломерация

Крупнейшая агломерация России и одна из крупнейших мировых агломераций. Население – 16,6 млн. человек. В связи с постоянным расширением столицы агломерация сформировала первый в России центральный мегаполис. Эксперты прогнозируют увеличение численности населения до 22-23 млн. к 2025 году.

Столицу, как центр, окружают 70 городов, из которых в 14 проживают более 100 000 человек. Площадь территории Москвы и окружающих поселений в радиусе 70 км составляет 13 600 кв.км.

Количество трудовой миграции из пригородов в Москву составляет около 800-900 тыс. человек. Эти цифры оценивают транспортные компании пригородного сообщения, по данным которых ежедневно совершается более 1,5 млн. поездок в Москву и из Москвы.

На сегодняшний день московская агломерация завершает финальную стадию постиндустриализации – увеличивается доля сектора услуг по сравнению с долей промышленного производства. Агломерация Москвы обладает огромными перспективами в развитии образования, науки и медицины. Активно развиваются и различные инновационные проекты, развиты торговые сети.

Самарско-Тольяттинская

В зависимости от определения границ численность населения варьируется от 2,35 до 2,71 млн. человек. Расположена в Поволжье, вдоль левого берега Волги и частично вдоль правого. Полицентрическая агломерация (Самара – Тольятти) объединилась в результате обширных культурных, географических и производственных связей.

Развитые секторы производства:

  • автомобилестроение;
  • космическое ракетостроение;
  • авиационная промышленность;
  • переработка нефти;
  • металлургия;
  • химические технологии.

Екатеринбургская

Четвертая по величине агломерация России с населением в 2,2 млн. человек с центром в городе Екатеринбург. Является межрегиональным центром экономического, социального и промышленного развития Западной Сибири, Европейской части России и Северного Казахстана.

В агломерации сосредоточены основные предприятия легкой, пищевой и обрабатывающей промышленности. В Екатеринбурге расположены крупные предприятия машиностроения и оборонного комплекса. Активно развивается культура, сектор услуг и наукоемкое производство.

Нижегородская

Агломерация насчитывает 2,1 млн. наличного населения (64% от населения Нижегородской области). Крупный промышленный центр Приволжского федерального округа.

Главные секторы промышленности:

  • автомобилестроение;
  • стекольная промышленность;
  • информационные технологии и инновации;
  • целлюлозно-бумажная промышленность;
  • производство нефтепродуктов.

Новосибирская

75% населения Новосибирской области (более 2 млн. человек) образуют крупнейшую в Сибири агломерацию с центром в городе Новосибирск (третий по численности населения город России и центр Сибири).

Является социально-экономическим, научным и культурным центром Сибири. Имеет большое количество учебных заведений. Население агломерации растет с каждым годом в связи с притоком студентов и работников из других городов и областей Сибири.

Санкт-Петербургская агломерация

Санкт-Петербургская агломерация — крупная городская агломерация, уникальность которой придает Санкт-Петербург — великий город, культурная столица России, в своей исторической части — образец градостроительного искусства.

Санкт-Петербург — единственный из российских центров начал свое существование с одновременным созданием в своем окружении поселений-спутников: резиденций правителей, крепостей, промышленных центров, портов.

Своеобразие агломерации придает приморское положение. Агломерация приобретает характерный рисунок следуя природным объектам и ландшафтам. Вдоль полноводной Невы сформировался Невский луч расселения, завершающийся у Шлиссельбурга (64 км от Санкт-Петербурга) перед Ладожским озером. Карельский перешеек благодаря своим природным условиям, изобилующий красивыми озеро-лесными ландшафтами и выходящий на берега Ладожского озера и Финского залива, представляет обширный рекреационный ареал и почти входит в пригородную зону, являясь частью агломерации. Карельский перешеек, обладая большой рекреационной ёмкостью, является местом отдыха, лечения, туризма и спорта.

Рекреационная составляющая присуща многим городам Санкт-Петербургской агломерации, в том числе и тем, которые выполняют и другие функции — портовые, промышленные, научные, административные.

Агломерация в целом, как и ее ядро Санкт-Петербург, многогранна. В составе агломерации примерно 35 городских поселений, в т.ч. 15 городов. Общая численность населения (на начало 2006 г.) — 5257 тыс. человек; на долю Санкт-Петербурга приходится 87%. Доля населения спутниковой зоны невысока. Среди городов и поселков агломерации много знаменитых, занимающих видное место в истории, хозяйстве, культуре, и территориальной организации России. В административном подчинении Санкт-Петербурга находятся 8 городов и 21 посёлок городского типа общей численностью 560 тыс.человек. Города Колпино, Сестрорецк, Зеленогорск, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Пушкин, Петродворец сохраняют обособленность, отделены от центрального города значительными пространствами, которые вряд ли в обозримом будущем будут застроены. Находясь в административных границах Санкт-Петербурга, они фактически образуют первую (ближнюю) зону спутников в составе агломерации.

После революции, когда бывшая столица империи была отрезана от традиционных зарубежных сырьевых и топливных баз, вокруг Ленинграда была создана система городов-спутников — производственных дополнений, которые обеспечили его предприятия электроэнергией, топливом, металлом, химическим сырьем. Города при электростанциях разного типа (тепловых, гидравлических, атомной) составили «отряд» энергетиков. В настоящее время происходит развитие городов-портов, предназначенных, в частности, обслуживать экспорт нефти. Санкт-Петербург, будучи крупнейшим научным центром, стимулировал возникновение и развитие наукоградов — центров, ускоряющих научно-технический прогресс. Среди них Сосновый Бор, рожденный Ленинградской АЭС, Приморск, Гатчина, Петродворец, Колпино и др.

В условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. Санкт-Петербургская агломерация испытывала значительные трудности, что выразилось в спаде промышленного производства, сокращении научных исследований и рекреационной деятельности, в последовательном уменьшении численности населения. В Санкт-Петербурге (Ленинграде) за 1989–1998 гг. число жителей сократилось на 6,1%, в то время как за предшествующее 10-летие (1979–1989 гг.) увеличилось на 9,5%.

Сокращение числа жителей продолжается. Сказывается дефицит демографических ресурсов в России.

Однако Санкт-Петербургская агломерация — вторая по своему потенциалу в России — сохраняет динамику развития. В 1990-х годах продолжалось образование новых городов, построены и строятся новые порты; район Санкт-Петербурга привлекает значительные инвестиции отечественных и зарубежных предпринимателей, расширяются возможности отечественного и иностранного туризма.

«Поляризация нарастает»

Максим Чаховский, советник генерального директора АО «Росатом Инфраструктурные решения», генеральный директор АО «Цифровые платформы и решения умного города»:

В ближайшем будущем электроэнергия и многие городские сервисы станут для нас бесплатными, а та инфраструктура, которая создается уже сейчас, будет обобществляться. Каршеринг в Москве — это уже стандарт, и такой подход будет развиваться и углубляться.

Например, зачем носить с собой компьютер, если он будет доступен в любом кафе: подсоединился к облаку со своими файлами и работаешь из любой точки в городе.

Вполне вероятно, гаджеты станут частью общественной инфраструктуры города, и само пользование ею будет дешеветь или станет бесплатным. Сейчас в общественных местах есть розетки для подзарядки, и ни у кого нет желания выставлять счета за электроэнергию тем, кто их использует. Вероятно, таким же будет и каршеринг, и самокаты — берите, пользуйтесь.

Я убежден, что в ближайшие десятилетия термоядерная проблема будет решена, и для человечества это будет новая революция. К сожалению, более 70 лет о ней говорят, а она все никак не наступит. Но с появлением вычислительных мощностей и встраиваемого искусственного интеллекта управление термоядерным реактором даст реальный эффект. Так что при планировании будущего надо учитывать, что энергия может стать бесплатной.

«Тула, Калуга, Рязань, Тверь, Владимир смогут войти в новую агломерацию Москвы»

Развитие транспортной инфраструктуры — внедрение скоростных поездов между городами — приведет к тому, что города в радиусе 200 километров окажутся в зоне 30-минутной доступности от Москвы. Тула, Калуга, Рязань, Тверь, Владимир могут войти в новую агломерацию Москвы.

Эти города, сохранившие человеческий масштаб застройки (два-пять этажей), благоприятную экологическую обстановку по сравнению со старой территорией Москвы, станут наиболее престижными для жизни.

Качество жизни спальных районов массовой застройки будет стремиться к такому же разнообразию, как в центральных районах исторической застройки (общественные пространства, сервисы). Будет внедрена концепция 15-минутного города. Жители все меньше будут стремиться выехать за пределы своего района, «анклава».

Игорь Бахирев, заместитель директора Института Генплана Москвы:

Будущее базируется на наших размышлениях, представлениях о нем в настоящем. Если не думать о будущем столицы сейчас, за нас домыслят другие, и стихийное развитие города приведет к очень плачевным результатам.

Нам очень повезло — мы можем не просто угадать будущее, а смоделировать его. Я уверен, что за полтора месяца работы форсайта мы, специалисты, сделаем это качественно и профессионально.

Фото: предоставлено Институтом Генплана Москвы

Екатерина Шульман, политолог, кандидат политических наук:

Как только москвич в наши дни переходит на удаленную работу, у него сразу повышаются требования к месту жительства. Ему хочется иметь поблизости и кафе, и парк, и развлекательно-досуговый центр, и другую инфраструктуру. Раньше он за всем этим ехал в центр, в котором теперь уже не хочет бывать так часто.

«Это будет город, совмещающий виртуальную и физическую реальности»

Смешанный город будет предлагать расширенную реальность, индивидуализированную для каждого из нас. В XIX или ХХ веке можно будет оказаться передвижением слайда. Это будет город, совмещающий две реальности — виртуальную и физическую.

Лечить нас будут нановрачи, повсеместным станет видеонаблюдение. Широчайшее распространение получат цифровые маски, или «цифровая вуаль», которая значительно преобразит формат общения в онлайне. Причем наверняка где-то в «Сколково» уже сидят стартапы, которые сделают это возможным.

И, конечно же, все изменит когнитивная сеть. Сейчас Алиса, Афина, Джой, ОК Гугл не понимают друг друга. В будущем все эти интеллектуальные помощники научатся общаться на своих уникальных языках и находить решения, позволяющие сделать нашу жизнь более комфортной.

В последние 20 лет мы столкнулись с тем, что экспоненциальный рост науки и технологий может замедлиться. Ни для кого не секрет, что вместо 60 процентов инновационных предприятий, о необходимости которых говорил президент, у нас в России шесть процентов таких предприятий. И если мы не придумаем, как перестроить города, в том числе Москву, то вместо инноваций и роботов у нас будет что-то другое.

Планирование надо применить для развития как информационных систем, так и социума. Чтобы объединить материальный базис города со знаниями самих москвичей, необходимо объединить известные современным строителям и планировщикам системы управления зданиями с системами управления знаниями.

То, что сегодня мы воспринимаем как понятное, — например, солнечная энергетика, электрические автомобили, — это только тонкий срез того, что может быть сделано. Технологический потенциал гораздо шире, чем тренды, которые мы видим в новостях.

Первый пригородный пояс вокруг Москвы

В ближний (первый) пригородный пояс входят города-спутники столицы, которые расположены в пределах 10-15 км от МКАД. Это Балашиха, Химки, Долгопрудный, Мытищи, Зеленоград (хотя формально Зеленоград является частью Москвы), Одинцово, Видное, Королев, Реутов, Люберцы, Красногорск. Сюда же входит лесопарковый защитный пояс, который официально был включен в состав столицы с 1960 по 1961 год (исключая города Железнодорожный и Королев). По этому критерию понятие «первый пригородный пояс Москвы» можно еще более детализировать.

Вам будет интересно: Слово «простофиля»: значение и происхождение

Структура агломерации

В таком масштабном образование как агломерация различаются принципиально отличающиеся зоны. Скромная по размерам территория, являющаяся административным, деловым и культурным центром образования, является историческим ядром города. Оно с близлежащими интенсивно застроенными территориями представляет центральную зону. Территория старого пригорода, которая превращается в деловые кварталы, именуется внешней зоной города. Спальные районы, промышленные зоны объединяются в многоэтажные массовые застройки. Пригородными считаются развивающиеся территории, отдалённые от ядра.

«Все устроено с точностью до наоборот: социальные отношения первичны»

Анализ таких форсайтов позволяет увидеть важную вещь: когда мы говорим о людях, технологиях и архитектуре, мы зачастую думаем, что отношения между людьми являются производными того, как выстроено пространство вокруг них, или того, какие технологии были применены. Что такие понятия, как доверие, солидарность, готовность действовать сообща и связанное с этим удовлетворение от жизни являются производными от техники, архитектуры, градостроительных или технологических решений. Что если мы создадим правильные общественные пространства, люди будут туда ходить, самореализовываться, и все у них будет хорошо. Что если мы создадим правильные технологические платформы, то люди будут ими пользоваться, у них будут завязываться социальные отношения.

Но выясняется, что все устроено с точностью до наоборот: социальные отношения первичны и по отношению к градостроительству, и по отношению к технике. Технологические инновации, которые будут приняты, будут приняты потому, что так в данный момент устроены социальные отношения.

Простой пример: по данным нашего исследования («Евробарометр в России»), Россия сегодня является одной из самых технооптимистичных стран. Более половины населения полагают, что в ближайшем будущем благодаря научно-техническому прогрессу будут решены все основные проблемы человечества. При этом такой декларативно-технологический оптимизм довольно слабо связан с поддержкой конкретных технологических инноваций.

Поддерживаются только те инновации, которые снижают наше взаимодействие с государством и повышают взаимодействие со знакомыми людьми. (. )

Нас приучают к цепочке технологических посредников. Взаимодействие через смартфон между вами и крупной финансовой институцией повышает доверие к ней, а непосредственный контакт с ней — снижает.

То же самое касается и медицинских учреждений: в 2018 году опрос «Евробарометра в России» показал, что 52 процента населения Российской Федерации предпочтут умереть в процессе самолечения, но не пойдут в больницу, если там нет знакомого врача. Поэтому соотношение сильных и слабых связей, доверие к друзьям и минимально необходимое признание знакомыми оказываются первичным в стране, где 74 процента жителей по знакомству устроились на ту позицию, на которой работают в данный момент.

Это, к слову, о восприимчивости к технологиям: сегодня в России около четверти населения работает там, где работает, потому что непосредственно знакомы либо с самим работодателем, либо с тем, кто их с ним познакомил. (. )

Этапы формирования агломераций

Формирование подобных образований происходит в 4 этапа:

1. Агломерация — конгломерат урбанизированных территорий, которые располагаются близко и объединены производственными связями. Отсутствует единый рынок земли, труда, недвижимости. Такие не до конца сформировавшиеся объединения можно называть «индустриальными».

2. Усиливаются маятниковые миграции в сторону центра агломерации. Появляется единый рынок труда.

3. Этап развитой агломерации. Появляется функционально связанное пространство, образуется единый рынок, и теперь ряд функций ядра образования перемещается на периферию, города-спутники. На этом этапе развиваются пригороды. Агломерация трансформируется в важную единицу в территориальной структуре экономики на национальном уровне.

4. Этап встраивания в глобальные экономические процессы. Это стадия постиндустриальной агломерации. Развивается интеллектуальная городская инфраструктура.

Всё в этом мире имеет свойство изменяться. Причем иногда эти изменения происходят очень стремительно. Еще столетие назад большинство жителей планеты проживали в селах. Сегодня же города становятся локомотивами научно-технического прогресса, центрами экономической, политической и культурной жизни. Города увеличиваются в своих размерах, разрастаются и в конце концов сливаются друг с другом, формируя крупные агломерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: