Повышение эффективности гармониста
Важным аспектом является размещение правой руки на клавишах. Гармонисты часто используют пальцы для нажатия нот, поэтому раскладка клавиатуры должна быть организована таким образом, чтобы рука могла свободно перемещаться по клавишам.
Одним из способов повышения эффективности является использование стрелок для переключения между аккордами. Это позволяет гармонисту быстро переходить от одного аккорда к другому и обеспечивает плавность игры.
Дополнительные функциональные клавиши могут также значительно повысить эффективность гармониста. Например, клавиша для изменения тональности позволяет легко переключаться между разными тональностями, что очень полезно при исполнении различных музыкальных произведений.
Еще одним важным аспектом является назначение клавиш для выполнения дополнительных действий, таких как изменение громкости или скорости игры. Это позволяет гармонисту добиться разнообразия звучания и добавить эмоциональности в исполнение.
Помимо правильной раскладки клавиш, эффективность гармониста зависит от его навыков и умений
Регулярная практика, изучение новых композиций и развитие музыкального слуха также имеют важное значение для достижения высокой производительности на гармонике
Важно помнить, что каждый гармонист имеет свои индивидуальные предпочтения и стиль игры. Поэтому оптимальная раскладка клавиш может различаться в зависимости от личных предпочтений и потребностей каждого гармониста
Тем не менее, правильная раскладка клавиатуры и постоянное развитие навыков помогут гармонисту повысить свою эффективность и получить больше удовольствия от игры на гармонике.
Устройство левой клавиатуры гармони
Состоит левая клавиатура из трех рядов кнопок(всего их 25, как и в правой). В первых двух рядах(если считать от руки) кнопки расположены по принципу чередования басов и аккордов. То есть если перебирать их по одной с самой нижней,т о сначала идет бас, потом-аккорд, потом-опять бас и так далее. Что такое аккорд? Аккорд-это стройное, гармоничное, созвучие из трех и более звуков, звучащих одновременно.
Существуют определенные правила построения аккордов,но мы в них сейчас не будем углубляться. Во-первых, потому что это из области музыкальной теории и нотной грамоты, во-вторых, потому, что в левой клавиатуре эти самые аккорды уже готовые. То есть, мы нажимаем лишь одну клавишу, а получаем целый аккорд из нескольких звуков, благодаря особо устроенной механике, когда при нажатии одной кнопки, открывается сразу три-четыре клапана, дающих доступ воздушному потоку к конкретным голосам инструмента.
Все готовые аккорды левой клавиатуры можно сыграть и в правой, но уже, нажимая ВСЕ нужные клавиши, составляющие аккорд. Вот, например:
В третьем ряду(опять же,если считать от руки),находятся только басы, причем те же самые,что уже есть в двух других рядах. Если понажимать кнопки третьего ряда, то можно увидеть, что вместе с ними нажимаются и кнопки в других рядах, те которые и дублируются. Таким образом, этот ряд является вспомогательным и нужен он для того, чтобы избежать больших скачков руки, если нужную кнопку проще и удобнее нажать в третьем ряду, чем тянуться до неё куда-то ещё.
Снижение нагрузки на левую руку
Правильное расположение клавиш на правой руке помогает снизить нагрузку на левую руку и распределить рабочую нагрузку между обеими руками. Правая раскладка клавиатуры для игры на гармони включает в себя следующие особенности:
- Клавиши левой руки располагаются на левой половине клавиатуры, а клавиши правой руки – на правой половине. Таким образом, левая рука отвечает за задержку звука, а правая – за игру аккордов и мелодических линий.
- Клавиши правой руки, имеющие удлиненное нажатие (аккордовые и басовые), располагаются на передней части клавиатуры, чтобы они были ближе к пальцам правой руки и освободить большой палец от лишней работы. Это помогает уменьшить усталость при игре на гармони.
- Дворники и басовые клавиши, на которых левая рука производит аккорды, также располагаются на правой половине клавиатуры. Это позволяет удобно разместить пальцы левой руки на клавишах, а также снижает нагрузку на левую руку.
- Семиступенчатый ряд клавиш в левой половине клавиатуры особенно удобен для ведения мелодических линий и солирования. Он расположен таким образом, чтобы пальцам было удобно и легко перемещаться между ними.
- Аккордовые клавиши, на которых играются аккорды сопровождения, располагаются в правой верхней части клавиатуры. Это помогает разгрузить левую руку от игры аккордов, так как правая рука обычно более сильная и лучше справляется с аккордами.
Все эти меры помогают снизить нагрузку на левую руку и сделать игру на гармони более комфортной и эффективной. Они позволяют распределить рабочую нагрузку равномерно между обеими руками и предотвращают неравномерную нагрузку на левую руку, что может привести к усталости и травмам.
Ноты С ЦИФРАМИ для гармони к песне “Кабы не было зимы”.
Ноты и цифры для гармони даны на двенадцати страницах нотного текста в семи вариантах:
- Основная тема.
2. Вариант для игры “на всю Ивановскую” на морозе – громко, крайне задорно, шевеля пальцами по минимуму :-).
Любым из фрагментов можно украшать основную тему.
3. Вариант учебно-поясняющий. Раскрывающий суть “переборной” обработки.
С активным использованием Приёма “Крючок”.
Любым из фрагментов можно украшать основную тему.
4. “Этюдный” вариант. (Вся песня “Кабы не было зимы” – переборами).
Приемлемый для игры соло, и для игры под другой инструмент, играющий основную мелодию.
В том числе под голос.
Любым из фрагментов можно украшать основную тему.
5. “Этюдный” вариант.
Прямо вся-превся песня переборами. Игра от начала до конца только шестнадцатыми нотами. Что зачастую даже легче, чем в предыдущем варианте.
Примерно как в мультике, только ещё и проигрыш переборами.
6. Этюдный вариант без диезных кнопок – очень упрощает Игру. Делает её надёжной.
7. Пример свободного комбинирования приёмов в полноценную игровую обработку –
Одну из миллионов возможных…
Из вариантов, описанных в этих нотах, Вы можете, как из кубиков, составлять свою собственную Игру.
Все ноты снабжены правильной, удобной, скоростной АППЛИКАТУРОЙ!!!
Это делает их бесценными для тех, кто хочет научиться играть правильно и легко.
Игру трёх из этих вариаций Вы можете посмотреть в видео:
Типы музыки, которые лучше всего подходят для игры на правой клавиатуре гармони
Одной из наиболее популярных и подходящих для игры на правой клавиатуре гармони музыкальных жанров является классическая музыка. Её многогранность и разнообразие музыкальных стилей позволяют исполнителю проявить свои навыки и почувствовать всю силу и выразительность инструмента. Классическая музыка отличается мелодичностью, гармоничностью и полифоничностью, что предоставляет возможности для создания богатых и детальных аранжировок, а также развития технических навыков.
Джазовая музыка — еще один прекрасный выбор для игры на правой клавиатуре гармони. Она отличается богатыми гармониями, импровизацией и уникальным стилем исполнения. Джаз предоставляет возможность для развития слухового восприятия, ритмической гибкости и креативности в интерпретации музыки. Умение играть джаз на правой клавиатуре гармони позволит выразить свою индивидуальность и запомниться слушателям своим уникальным звучанием.
Игра на правой клавиатуре гармони также отлично сочетается с аккомпанементом в популярной музыке. Этот жанр музыки характеризуется простыми, но запоминающимися мелодиями и аккордами. Правая клавиатура гармони идеально подходит для создания гармонического сопровождения и добавления разнообразия к популярным композициям. Выбрав популярную музыку, можно научиться играть известные хиты и выступать на различных мероприятиях или виртуальных площадках.
Более экспериментальные и современные жанры музыки, такие как электронная и современная музыка, также могут быть интересны для игры на правой клавиатуре гармони. Эти стили характеризуются использованием синтезаторов, эффектов и звуковых текстур, которые можно воплотить в звуки правой клавиатуры гармони. Экспериментируя с различными эффектами и звуками, можно создавать уникальные и оригинальные композиции, позволяющие проявить свою креативность и экспериментальный подход к музыке.
Игра на правой клавиатуре гармони — это возможность раскрыть потенциал инструмента в различных музыкальных жанрах. Выбирая музыку, которая соответствует особенностям и ограничениям инструмента, можно развиваться как музыкант и достичь новых высот в игре на правой клавиатуре гармони.
Самоучитель игры на баяне Басурманов А.
Эта книга поможет исполнить мечту далекого детства или недавно возникшее желание — овладеть умением игры на баяне.
Как известно, мир музыки окружает нас повсюду, он способен поднимать настроение, избавляет от депрессии и меланхолии, объединяет людей к совершению добрых поступков. Эта книга написана человеком, увлеченным игрой на баяне, профессиональным музыкантом, который хочет поделиться своим умением с каждым человеком, лишенным музыкального образования, но жаждущим освоить подобное мастерство.
Самоучитель игры на баяне позволит шаг за шагом новичку узнать все тонкости и секреты игры на этом удивительном музыкальном инструменте, музыка которого завораживает всех слушателей уже на протяжении многих столетий.
Гайд по самообучению игры на гармони
Познакомьтесь с гармонью и ее устройством
Первый шаг на пути к овладению игрой на гармони — это понимание, что такое гармонь и как она устроена. Гармонь является инструментом клавишного типа, состоящим из клавиш, регистров и механизмов аккордеона. На гармони могут звучать сольные мелодии, аккордовые композиции и многое другое.
Прежде чем приступать к обучению игре, изучите устройство инструмента, разобравшись в функциональной значимости каждого его элемента. Это даст вам представление о том, как различные зонты, кнопки и клавиши взаимодействуют между собой.
Начните с основных аккордов
Это первый шаг в обучении игре на гармонь. Основные аккорды помогут вам привыкнуть к основным звукам инструмента и повысить уровень комфорта во время игры. Начните с простых аккордов, таких как До, Фа, Соль и Ля минор, потом перейдите к продвинутым, как Си минор, Фа мажор и До мажор.
Учите музыкальные термины и знаки
Понимание терминов и знаков музыки, таких как тональности, аккорды, мажор и минор, беспрозвоночные ноты, паузы и динамика, является важной частью обучения игре на гармони. Строго следуйте инструкциям вашего учителя и не бойтесь задавать вопросы, если что-то не понятно
Практикуйте каждый день и активно слушайте музыку
Практика делает мастера. Помните, что на пути к обучению игре на гармони вы можете столкнуться с множеством трудностей, но будьте настойчивы и не вступайте в заранее проигрышную битву. Практикуйте каждый день и становитесь все лучше и лучше. Помимо практики, активно слушайте музыку, особенно ту, на которой вы учитесь играть. Это поможет вам смоделировать свой звук и развить свой стиль.
Особенности расположения нот для разных стилей игры
Каждый стиль игры на гармони имеет свое особенное расположение нот на клавиатуре
Разные стили музыки требуют разных приемов и техник игры, поэтому важно знать особенности расположения нот для каждого стиля
В традиционном стиле игры на гармони используется главным образом правая клавиатура. Ноты располагаются на клавишах в определенном порядке, который требует высокой координации движений пальцев. В этом стиле играется классическая музыка, а также многие народные мелодии.
Современные стили игры на гармони, такие как джаз, блюз и рок, имеют свои особенности в расположении нот на клавиатуре. В этих стилях акцент делается на аккорды и импровизацию. Игроки активно используют и левую, и правую клавиатуру, чтобы создать сложные аккомпанементы и плотное звучание.
Еще одной особенностью стилей игры на гармони является инвертированное расположение нот. Вместо того, чтобы начинать с нижней октавы и двигаться вверх, игрок начинает с верхней октавы и двигается вниз. Это делается для того, чтобы создать более выразительное звучание и лучшую артикуляцию.
Независимо от стиля игры, важно практиковаться и освоить особенности расположения нот на гармони. Это поможет вам стать более уверенным и мастеровитым игроком
азиатские и кавказские гармоны
русские гармоны были популярны не только у русских, но и у других народов Российской Империи и Советский Союз. Практически все национальные гармоны созданы на основе тульских, вятских и хромкинских гармонов с изменениями, необходимыми для соответствия местным национальным музыкальным традициям. Некоторые из них были профессионально изобретены на музыкальных фабриках в 20 веке.
Поволжский, Уральский и Сибирский регионы
- Мари аккордеон (марла-кармон) — семикнопочная диатоническая, основанная на тульском гармоне.
- марийский кога-кармон и чувашский кубос на основе Хромки.
Кавказский
Phændur или осетинский аккордеон был разработан на основе Европейский аккордеон. Он был разработан с учетом особенностей осетинской народной музыки, но затем другие кавказцы сочли его актуальным, и инструмент стал популярным на всем Кавказе.
Восточный аккордеон
Восточный баян или аккордеон был изобретен в 1936 году на Казанской музыкальной фабрике, у него правая фортепианная клавиатура, но она немного меньше по размеру, поэтому фактически имитирует фортепианный аккордеон. В 1961 году на Казанском заводе она была переработана, и левая клавиатура была зеркальной, хотя левые кнопки не прямоугольные, а круглые, как у баянов. Этот тип популярен в музыке Азербайджана, где он известен как гармон и был популяризирован в Турции благодаря записям.
Изучаем основы
При освоении любого музыкального инструмента, есть базовые вещи, не изучив которые, не получится двигаться вперед. Для гармошки они тоже есть и это: изучение устройства инструмента, правильная посадка, постановка рук на гармошке, а также освоение принципа звукоизвлечения. Изучим эти моменты подробнее.
Как устроена гармошка
Гармошка имеет такие основные элементы:
Сам инструмент делится на два полукорпуса: правый и левый. Между ними находится так называемый мех;
- Правая клавиатура используется для исполнения мелодий. Здесь клавиши расположены на специальном грифе;
- Левая клавиатура располагается в самом левом полукорпусе, хотя в некоторых моделях гармошек и слева также есть клавиатура. Служит она для исполнения аккомпанемента;
- Звук в инструменте возникает в результате прохождения воздушного потока, создаваемого движением меха, через голосовую планку. Она спрятана внутри корпуса, имеет специальную рамку с колеблющимися язычками, которые и создают звук.
Также конструкция гармошки подразумевает наличие двух ремней для того, чтобы одевать ее на плечи и играть стоя, на ходу, даже сидя, но удобно зафиксировав инструмент. Правда, лишь после того, как человек будет уверенно играть сидя, он сможет понять, как научиться играть на гармошке стоя, а может даже пританцовывая!
Правильная посадка
Правильная посадка с гармонью
Играть стоя – это удел опытных гармонистов. Для новичка потребуется для начала освоить игру в сидячем положении. Посадка гармониста имеет следующие особенности:
- Благодаря легкости инструмента его легко держать на коленях. Пробуйте держать гармошку как на одном, так и на обоих коленах;
- Высота стула для игры выбирается такой, чтобы обе стопы надежно касались пола. Рекомендуется ноги держать на ширине плеч.
Важно при начале репетиции отрегулировать ремни, чтобы они не давили. Они должны быть натянуты так, чтобы не пережимали ни плечо, ни запястье
Что касается рук, то при игре они обычно находятся сбоку инструмента, чтобы иметь легкий доступ до любой клавиши, как слева, так и справа
Учась играть на гармошке с нуля, уделите внимание расположению рук, так как если они будут размещены неправильно, слишком низко или высоко, то будет сложно играть по всей клавиатуре. Также неправильное положение рук помешает гармонисту играть длительное время, так как он будет быстро уставать
Звукоизвлечение
Звукоизвлечение на гармони
На любом инструменте очень важно освоить принципы правильного звукоизвелечения. Для гармошки таким процессом служит сжимание и растяжение меха, так как оно создает поток воздуха, который проходит через установленную внутри голосовую планку с язычками, контролируемыми клавишами
Вот основные советы по грамотному извлечению звука с гармошки:
- Движение меха должно быть плавным, без рывков. Это касается и смены направления движения, так как звук извлекается с голосовой планки как при сжатии, так и растяжении мехов;
- Смена направления должна производиться в звуковых паузах, особенно удачно делать смену движения меха перед сильными тактовыми долями;
- При игре одного такта лучше направление движения не менять, чтобы звук был более ровным.
Также не рекомендуется растягивать или сжимать меха до максимального предела. Это создаст ненужные паузы. Что касается игры первых нот, то тренируйтесь исполнять один звук на сжатии и растяжении мехов так, чтобы он звучал одинаково.
Учимся играть по цифрам
Схема правой клавиатуры
Как в случае с гитарой, когда не знающие нот гитаристы играют по табулатурам, или по цифрам, обозначающим ноты на грифе, так и новички гармонисты должны учиться играть по цифрам. Играть на гармошке по цифрам необходимо каждому человеку, который освоил основы и начинает учить какие-то композиции.
Новичкам будет проще играть, если не осваивать сначала ноты, а заменить их по принятой схеме цифрами. Происходит это так:
- Вместо сети классических нот До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си используются цифры от 1 до 7. Чем больше цифра, тем выше звук: 4 выше 2, 7 выше 3, 1 ниже 2 и т.п.;
- Правая клавиатура: ряды 1-2 – диезы, 2-5 – набор самых низких звуков (басов), 5-8 – средняя семерка нот, 9-12 – наиболее высокие ноты. Ряды – это условные линии на клавиатуре, в каждый ряд, кроме крайних, попадает по 2 ноты;
- Левая клавиатура: вверху находятся басы (цифры 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), аккорды – на втором (7с — 7, 3с — 3, 6м — 6, 2м — 2) и третьем рядах (2б — 2, 5б — 5 1б — 1, 4б — 4).
Сразу освоить цифры и игру по ним не получится. Надо настойчиво упражняться каждый день, выделяя хотя бы 20-30 минут на занятия.
Техника нажатия нот на гармони
1. Позиция рук
Держите руки в арке над клавишами гармони, чтобы пальцы легко могли достигать всех нот. Рука должна быть расслабленной и естественной, не сжата и не изогнута. При нажатии нот, используйте кончики пальцев, чтобы получить максимальный контроль над звуком.
2. Сила нажатия
Нажимайте на клавиши с достаточной силой, чтобы получить ясный и резонирующий звук. Однако не нужно слишком сильно нажимать, чтобы избежать излишнего напряжения и переусердных звуков.
3. Равномерность
Постарайтесь быть равномерным в нажатии нот. Каждый палец должен звучать с одинаковой силой и ясностью. Используйте метроном или другой ритмический инструмент, чтобы развить ритмическую точность и равномерность.
4. Удержание нот
После нажатия ноты, удерживайте ее до момента, когда звук должен угаснуть. Не отпускайте ноты сразу же, чтобы предотвратить обрыв звучания и создать более плавный и продолжительный звук.
5. Сброс нот
После удержания ноты, плавно сбросьте ее, не резко отрывая палец от клавиши. Это улучшит контроль звука и поможет избежать ненужного шума или стука.
Следуя этим советам, вы сможете развить технику нажатия нот на гармони и достичь высокого уровня игры на инструменте!
Преимущества и недостатки
Раскладка клавиатуры гармони соль мажор имеет свои преимущества и недостатки, которые важно учесть при ее использовании
Преимущества | Недостатки |
---|---|
1. Эргономичность. Раскладка гармони соль мажор разработана с учетом удобства и комфорта при наборе текста. Она позволяет снизить нагрузку на пальцы и сократить перемещение рук на клавиатуре. 2. Увеличение скорости печати. Благодаря оптимальному расположению символов, клавиатура гармони соль мажор способствует более быстрому и плавному набору текста. Пользователи этой раскладки могут достигать высокой скорости печати. 3. Совместимость с другими раскладками. Раскладка гармони соль мажор совместима с другими популярными раскладками клавиатуры, что позволяет легко переключаться между ними и использовать разные раскладки в зависимости от ситуации. |
1. Учение новой раскладке. Переход на раскладку гармони соль мажор требует времени и усилий для освоения новой раскладки и привыкания к новому расположению символов. Необходимы тренировки и практика, чтобы достичь высокой скорости и точности печати. 2. Ограниченная поддержка. Раскладка гармони соль мажор не является стандартной и может быть не поддерживаема некоторыми операционными системами или устройствами. Это может создать проблемы при работе на различных компьютерах и в разных средах. 3. Неоднозначность символов. Использование гармони соль мажор может вызывать проблемы с набором специальных символов, так как их расположение не всегда интуитивно понятно. Это может усложнить работу с текстами, требующими много специальных символов. |
История
В 1891 году баварский мастер Г. Мирвальд из города Зилетуе (Германия) несколько улучшил конструкцию ручной гармоники. У нового инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура хроматического строя с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял из 12 басовых звуков в первом ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во втором и третьем ряду соответственно.
Уже в конце XIX века такая гармоника благодаря Чулкову Павлу Леонтьевичу стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной». В 1894 году Павел Леонтьевич открыл гармонную мастерскую в Самаре, где изготовил трёхрядную хроматическую гармонь, которая и стала первым отечественным баяном. Позже, — когда в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера (в частности — Ф. М. Захаров, П. П. Ватутин), а затем в других городах Центральной России, — этот звукоряд стали называть московским. В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.
Русские гармонные мастера внесли важное усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда — они применили валиковый механизм, вместо механизма из гнутых рычагов. Валиковая система используется в современных ручных гармониках.. С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой в основном изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».
С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой в основном изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».
Баян включён в основную программу конкурсной программы молодёжных Дельфийских игр России.
Название
Иллюстрация 1897 года
Инструмент назван по имени древнерусского сказителя Бояна.
С 1890-х годов баяном называли различные виды гармоник, в том числе диатонические, которые обладали определённым качеством звучания. Их особенностью была чистая унисонная настройка двух или трёх одновременно звучащих язычков (в отличие от настройки в «розлив», характерной для аккордеонов). Так например в 1891 году в рекламном объявлении петербургского магазина А. Е. Кулакова встречается название «Кларнетные гармонии „Баян“» (это была диатоническая однорядная гармоника с тембром похожим на кларнет). Ещё в 1890 годах была популярна «Азиатская гармония „Баян“ с пятнадцатью клавишами и чрезвычайно приятным тоном». В 1903 году вышел «Новейший практический самоучитель : Для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя, Вятской, Ливенской и кларнетной „Баян“» (составил С. П. Егоров. г. Рославль).
По отношению к хроматической 3-рядной гармонике слово «баян» впервые применено в «Прейскуранте музыкальных инструментов» П. А. Розмыслова в 1900 году в Санкт-Петербурге.
Баян Стерлигова
В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов после более чем двухлетней работы изготовил баян для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, который стал использовать название инструмента «баян» на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Так же называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя выговаривал:
Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони, Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд. Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской, и позднее — ленинградской (см. на ). В период 1930—1935 годов эта раскладка была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой.
В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие.
УЧЕБНЫЕ Ноты С ЦИФРАМИ к песне “Верила верила верю”
Пожалуй, это самый масштабный и фундаментальный НОТНО-ЦИФРОВОЙ материал Школы, имеющийся на сегодня.
Это грандиознейшие ноты!!!
По сути, это полноценное учебное пособиепо применению наигрышевых приёмов для народной аранжировки вальсовых песен.
Ноты демонстрируют переход от игры мелодии к использованию несложных приёмов, существенно украшающих игру.
Пять готовых форм,
Девятнадцать упражнений на отработку приёмов.
Это — 37 (ТРИДЦАТЬ СЕМЬ!) страницы нотного текста.
И это — не простые ноты. А полноценный обучающий материал. Дающий все ключи к тому, как построить тысячи композиций этой (да и любой) песни, используя просты народный приёмы игры.
Я с уверенностью могу сказать, что таких нот Вы больше нигде не найдёте.
Основные элементы гармони
Басовая клавиша
Басовая клавиша — это основная клавиша в гармони, которая играет низкие звуки и задает темп музыки. Она расположена на левой стороне инструмента и имеет одну или две октавы.
Регистры
Регистры — это высота звуков, которые играются с помощью правой руки на гармони. Их можно изменять с помощью специальной ручки на инструменте. Регистры позволяют играть на разных октавах и создавать разные тональности.
Аккорды
Аккорды — это несколько звуков, играющихся одновременно. Они обычно играются с помощью левой руки и задают тональность музыкальной композиции. На гармони аккорды играются путем нажатия нескольких клавиш одновременно.
Бас-партии
Бас-партии — это музыкальная линия, которая играет роль басового сопровождения в музыке. Она играется на басовой клавише и может иметь несколько вариантов сыграть эту партию, в зависимости от тональности композиции.
Ритмический рисунок
Ритмический рисунок — это отличительная особенность каждой музыкальной композиции в гармони. Он задает темп и ритмические пульсации в музыке. Ритмический рисунок может быть проигран при помощи басовой клавиши или аккордов.
Закономерности расположения нот на нотном стане и их соответствие клавишам гармони
Теперь самое главное. В расположении нот в нотной записи для гармони-хромки есть одна закономерность, которая облегчит вам нахождение нужной клавиши, соответствующей написанной ноте: запомните, ноты первого(от руки)ряда правой клавиатуры всегда лежат так, что пересекаются линейками, а ноты второго ряда лежат между линейками. Таким образом, звукоряд первого от руки ряда правой клавиатуры(клавиши с 3 по 13) будет записан нотами вот так:
а второго ряда(клавиши с 15 по 25)-вот так:
Самые низкие звуки пишутся внизу нотного стана(на клавиатуре они находятся вверху), а самые высокие-вверху(на клавиатуре они находятся внизу). Таким образом, чем выше звук, тем ниже он находится на правой клавиатуре.
Почему я не говорю про клавиши №№ 1, 2, 14? А потому, что клавиши 1, 2 и 14 — это, так называемые, полутона. Записываются они вот так (слева направо- кнопки 14, 1, 2):
Их расположение нужно просто запомнить. Записываются они со специальным знаком «решётка»(который читается, как «диез»), стоящим перед каждой нотой и наличие этого знака сразу же говорит нам, что данную ноту нужно искать среди трёх первых клавиш сверху.
Следующее, что вам нужно запомнить, это расположение ноты «До» каждой октавы(на стандартной гармони три полных октавы из 7-ми звуков и один звук «до» четвертой октавы — клавиша №25). Их я обозначил на следующей картинке(слева-направо: клавиши №№ 3, 18, 10, 25):
Обратите внимание, что ноты, соответствующие клавишам 3, 10 и 25 пишутся на так называемых добавочных линейках. Добавочные линейки применяются, когда в произведении присутствуют ноты, записываемые на них
То есть: есть нота — есть добавочная линейка, нет ноты — нет линейки.
Но, если у нас в каком то месте произведения есть, например, нота «до» четвертой октавы(25-ая клавиша), а между ней и верхней линейкой нотного стана никаких нот нет, то пустые добавочные линейки всё равно пишутся.
Теперь разберемся, для чего я вам рассказывал про запоминание местоположения нот, соответствующим клавишам 3, 18, 10 и 25. Смотрите, как мы будем применять эти знания. Допустим, мы видим в нотной записи вот такую ноту:
Во-первых, мы сразу видим, что эта нота находится в первом от руки ряду клавиатуры, так как лежит НА линейке(таким образом, область поиска мы сразу же снижаем вдвое!).
Во-вторых, вспоминаем, что на добавочной линейке под нотным станом у нас лежит нота «до», соответствующая клавише №3. Берём её за точку отсчёта и отсчитываем четыре клавиши вниз: три, четыре, пять, ШЕСТЬ. Таким образом получаем искомую клавишу №6.
Давайте рассмотрим для примера первую фразу песни «В лесу родилась ёлочка»:
Смотрим на первую ноту и видим, что она находится ровно на три линейки выше ноты «до» первой октавы, расположеной, как мы знаем, на добавочной линейке под нотным станом. Отсчитываем от неё три клавиши вниз, соответственно(за первую берём ту самую ноту «до»(клавишу №3)). Получаем клавишу №5, с которой и начинается песня. Далее смотрим следующую ноту. Видим, что она находится МЕЖДУ линейками нотного стана, значит она — во втором от руки ряду. Вспоминаем, что между третьей и четвёртой линейкой(снизу) находится нота, соответствующая клавише 18, а искомая нота — всего на одну линейку выше, значит, наша следующая клавиша — №19, которая идёт сразу после 18-ой. То есть, если на нотном стане две ноты, принадлежащие одному ряду клавиатуры находятся на соседних линейках, то и на клавиатуре это будут соседние клавиши(эта закономерность не относится к трём полутонам-диезам( 1, 2, 14),вынесенным вверх клавиатуры). Смотрим следующую ноту песни: это такая же нота, как и предыдущая. Значит, просто нужно нажать ещё раз клавишу 19. Следующую(четвёртую) ноту песни находим также, как и первую: отсчитываем от клавиши №3 количество линеек, на которое она отстоит от неё и выясняем, что это клавиша №7. Попробуйте разобрать фрагмент песни до конца самостоятельно.
Как видите, ничего особо сложного здесь нет. Не пугайтесь! Мучиться с подсчётом клавиш вам не придётся долго: через некоторое время, вы будете находить каждую клавишу практически на автомате, стоит только разобрать несколько простых песен.
Школа игры на аккордеоне Бажилин
Предлагаемая школа может быть использована для обучения людей всех возрастов. Но так как чаще всего приобщение к игре на аккордеоне начинается в шести-семилетнем возрасте, то и материал изложен применительно к детям.
Главная цель данного пособия — воспитать любовь к музыке посредством прекрасного инструмента аккордеона. Тайны исполнительского искусства помогут глубже понять внутренний мир музыкального творчества, слагаемые, из которых оно состоит.
В основе школы лежит принцип сознательного постепенного развития всех навыков и знаний, необходимых для игры на аккордеоне. Игрой одного звука создается первоначальный музыкальный образ. С увеличением количества нот усложняется звуковая палитра и даются необходимые, более глубокие теоретические знания, совершенствуются исполнительские приемы.
Таким образом, полноценные теоретические знания и игровые навыки обучающийся приобретает по мере возрастания сложности изучаемых произведений.
Научить не только играть, но и понимать то, что играешь, — сложно. По Этой причине, особенно на первых порах, включено достаточно большое количество теоретического и поясняющего материала. Автор пытался максимально упростить повествование, чтобы научным языком не отпугнуть пытающихся работать по этой школе, однако без минимума теоретических положений обойтись невозможно.
Нотный материал в основном составлен на оригинальной музыке. Пьесы, написанные для других инструментов, адаптированы к фактурным особенностям аккордеона. Порядок упражнений, этюдов и пьес способствует формированию постановки исполнительского аппарата. В конце каждого учебного цикла предлагаются пьесы для практических занятий. Они могут служить в качестве образца для подбора пьес определенной сложности из других репертуарных сборников.
Начальные аккорды для гармони
Начать изучение гармони необходимо с основных аккордов. Среди них выделяются:
- До мажор — самый базовый и простой аккорд. Его можно исполнить на всех клавишах
- Фа мажор — очень часто используется в классической музыке и имеет свою специфическую мелодику
- Соль мажор — один из наиболее универсальных аккордов, который пригодится при исполнении многих композиций
- Ля минор — порой может быть сложен для исполнения, но он дает возможность придать произведению эмоциональную насыщенность
На первых порах лучше потренироваться в игре этих аккордов, чтобы научиться основам и понимать, как они сочетаются с другими в процессе музыкального творчества. В дальнейшем можно будет продолжать свое обучение и изучать более сложные аккорды для гармони.
Подведём итоги
Ну вот, наверное, для первой части достаточно.
Давайте выделим самое главное, что мы узнали из этого урока и что нужно усвоить в первую очередь:
- нотная запись читается слева направо
- ноты для правой руки, расположенные НА линейках нотного стана, играются в первом от руки ряду клавиш; ноты, расположенные, МЕЖДУ линейками, играются во второму ряду клавиш; но к клавишам №№ 1, 2, 14 это правило не применяется
- соответствие ноты конкретной клавише клавиатуры определяется её положением на конкретной линейке нотного стана(для каждой ноты оно неизменно), а длительность звучания ноты определяется её внешним видом(чем короче звучит нота, тем больше у неё «флажков» при штиле)
Я думаю, этих знаний достаточно, чтобы начать изучать мелодии по нотам. Вот только начинать я посоветую с самых простых, а ещё лучше — с мелодий знакомых, чтобы вы сами могли понять свои ошибки, если что-то сделаете неправильно.
Ну а во второй части мы рассмотрим специальные знаки, знание и правильное использование которых играет важнейшую роль для правильного чтения нотной записи. Это будет часть, пожалуй, даже более важная, чем первая…