Практические аспекты техники звукоизвлечения в начальный период обучения баянистов. упражнения для начинающих

Подбор мелодий на баяне

Если вы уже разобрались с тем, как научиться играть на баяне, и даже успели немножко попрактиковаться, можно приступить к комбинированию звуков. У некоторых даже получается подбирать мелодии на слух, что случается весьма нечасто. Если с первого раза у вас ничего не выходит, расстраиваться не следует. Нужно попытаться почувствовать свой инструмент, свыкнуться с ним. Техническая сторона должна проходить на подсознательном уровне, только тогда вы сможете сосредоточиться на музыке.

Научиться играть на баяне песни не так уж и сложно, как с первого взгляда может показаться новичку. Однако если у человека отсутствует и то без нотной грамоты ему не обойтись. Тут уж явно придется прибегнуть к помощи специалистов: записаться к репетитору, в музыкальную школу или на специальные курсы.

Если у человека есть сильное желание и стремление, то он во что бы то ни стало будет добиваться своей цели. Многие начинающие баянисты даже записывались в спортивные секции, чтобы потренировать мышцы и научиться более корректно обращаться с инструментом. Ничего удивительного в этом нет, ведь баян — не только очень интересный и оригинальный инструмент, он еще имеет приличный вес, с которым музыканту нужно очень ловко справляться, а порой даже и маневрировать. В этом случае от физических данных напрямую будет зависеть и качество игры.

Сегодня речь пойдет об удивительном и необычном для многих народов инструменте. Мы попытаемся рассказать вам об азах игры на баяне. Надеемся, что приведенные материалы, дорогой читатель, окажутся для вас полезными в деле освоения этого непростого инструмента. Итак:

Возможности обучения игре на баяне

Освоение любого музыкального инструмента для большинства людей является делом непростым. Но если иметь желание, то научиться можно всему. Человек в первую очередь должен задуматься не о том, как научиться играть на баяне, важней дать самому себе ответы на следующие вопросы:

  1. Серьёзно ли его желание заняться этим обучением.
  2. Какую цель или задачу он ставит перед собой.

Разумеется, эти вопросы не для маленьких детей. У шестилетних детей желания как появляются внезапно, так и пропадают с появлением первых трудностей. Вопросы должны возникнуть у их родителей. Они лучше знают собственных детей, чем они увлекаются и насколько усердны в учёбе.

И только после этого озаботиться тем, каким образом осуществить собственное обучение игре на баяне. Вот список возможных способов обучения игре на этом музыкальном инструменте.

  • обучение в музыкальной школе;
  • частные уроки;
  • самостоятельные занятия по самоучителю для начинающих;
  • освоение инструмента по слуху;
  • обучение по видеоурокам из интернета;
  • занятия с педагогом по скайпу.

Музыкальная школа

Обучение в музыкальной школе — эффективный путь к профессиональной игре на баяне. Но этот путь не для всех. И в первую очередь — не для взрослых любителей баяна. Хотя в некоторых заведениях и практикуют платные курсы обучения игре на музыкальных инструментах взрослого населения, но это не может сравниться с серьёзностью обучения на основных (детских) отделениях.

Но опять же — всё зависит от цели. Если хочется для себя играть, то добро пожаловать в музыкальную школу на курсы. Вполне прилично можно освоить инструмент, так как преподаватели там наверняка профессионалы. Но без одновременного теоретического обучения заниматься с учениками они точно не будут. Придётся изучить нотную грамоту.

Нотная грамота

Вот с нотной наукой многие начинающие музыканты почему-то никак не желают дружить. Считают её сложной. Хотя ничего сложного в нотной грамоте нет. Всего 7 нот, которые повторяются несколько раз. А длительности нот — это же элементарная арифметика! Нотный стан (нотоносец) — это место прописки нот. Одни и те же звуки всегда «живут» на нём в одном и том же месте. Поначалу будет нелегко запомнить ноты на нотоносце, но со временем все ноты прочно запишутся в память. Читая ноты по нотному стану, музыкант с хорошим слухом сразу может пропеть записанную музыку.

Частные уроки

Индивидуальные занятия с преподавателем, дающим частные уроки на дому, — также верный способ хорошо научиться играть на инструменте. Но только в том случае, если преподаватель действительно профессионал. В этом необходимо удостовериться по документам и по отзывам его учеников.

Но и тут, скорее всего, придётся изучать нотную грамоту. Конечно, не в таком объёме, как в музыкальной школе, но на достаточном уровне, чтобы быть музыкально грамотным. Это только ускорит обучение и повысит его качество в несколько раз.

Баян выборные аккорды на правой клавиатуре

Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян без нот

электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Звукам октавы даны обозначения 1 2 3 4 5 6 7.
Цифры соответствуют нотам До Ре Ми Фа Соль Ля Си.
Латинские буквенные обозначения C D E F G A H

Аккорды
Цифрой с буквой
До Ре Ми Фа Соль Ля Си
детского садаДо — Ре — Ми — Фа — Соль — Ля — Си — села кошка на такси.
простой эксперимент
сразу мгновенно — какая нота выше
Мгновенно — 6 выше 4

Буквы

  • б
    — мажорный аккорд
  • м
    — минорный аккорд
  • с
    — септаккорд

Например



На баяне с готовым аккомпанементом левый механизм позволяет брать аккорды одной кнопкой. Аккорд это созвучие трех или четырех звуков. Поэтому аккорды можно брать и на правой клавиатуре.
Однако это выборные аккорды. То есть для взятия аккорда нужно выбрать три или четыре клавиши на правой клавиатуре. Мелодия с аккордами звучит гораздо красивей и богаче.

Аккорды берутся на звуки мелодии, которые есть в этом аккорде. Три звука в мажорных и минорных аккордах. И четыре звука в септаккордах. Звук мелодии, на который берется аккорд всегда самый высокий в аккорде.
Поэтому в звисимости от мелодии один и тот же аккорд берется теми же нотами, но в разных позициях на клавиатуре.

Например

Мелодия песни Виновата ли я. Позиции Аккорда 6м
(Ля минор). В словах Виновата и Люблю
аккорд
играется на звук мелодии 3
(Ми). А в словах Голос и Ему
аккорд
играется на звук мелодии 6
(ля).

Играть аккордами на правой клавиатуре нужно одновременно с аккомпанементом слева. Научиться играть с аккордами и мелодией справа довольно сложно. Но это того стоит. Аккорды справа играются не на все а только на основные, опорные звуки мелодии.Аккорды справа гораздо точнее и гармоничнее вплетены в мелодию,
чем левый аккомпанемент
.

Например
. Аккорд Ля минор
готового аккомпанемента СЛЕВА только ОДИН. Аккорд слева всегда состоит из одних и тех же трех звуков
. Аккорд Ля минор
выборный справа. Имеет три позиции
, с верхними звуками Ми Ля До. И еще может играться во всем диапазоне баяна — четыре и даже пять октав
. Аккордов Ля минор СПРАВА целых ДВЕНАДЦАТЬ.

Подробное руководство по настройке правой клавиатуры баяна

Шаг 1: Определите звуки, которые вы хотите получить на правой клавиатуре баяна. Это может включать в себя различные аккорды, клавиши соло и звуки баса

Имейте в виду, что каждый баян может иметь разное количество клавиш на правой стороне, поэтому важно заранее запланировать, какие звуки вы хотите иметь

Шаг 2: Откройте крышку баяна и найдите механизм настройки правой клавиатуры. Обычно это набор винтов или кнопок, расположенных на задней или боковой стороне баяна. Просмотрите инструкцию к баяну для получения точной информации о настройке.

Шаг 3: Настройте каждую клавишу на правой клавиатуре в соответствии с желаемым звуком. Это может потребовать изменения натяжения струны или позиции клавиши. Возможно, вам понадобится использовать настройщик баяна для достижения нужных результатов.

Шаг 4: Проверьте настроенные клавиши на звучание. Отыграйте ноту на каждой клавише и оцените, правильно ли настроен звук. Если вы обнаружите какие-либо проблемы, повторите настройку соответствующей клавиши.

Шаг 5: Повторите шаги 3-4 для каждой клавиши на правой клавиатуре баяна. Это может занять некоторое время, но в результате вы получите отлично настроенную правую клавиатуру баяна.

Шаг 6: После завершения настройки всех клавиш на правой стороне баяна, закройте крышку и проверьте звучание инструмента в целом. Если требуется, отрегулируйте и согласуйте звучание правой клавиатуры с левой, чтобы обеспечить сбалансированное и гармоничное звучание баяна.

Следуя этим подробным руководством, вы сможете настроить правую клавиатуру баяна и получить желаемое звучание инструмента. Не бойтесь экспериментировать и настраивать звуки по своему вкусу, чтобы создать уникальное и выразительное звучание на своем баяне.

Начало обучения игре на баяне: важные основы

Правильная посадка и дыхание. Одной из важнейших основ игры на баяне является правильная посадка, которая позволяет играть на инструменте с комфортом и безопасностью для здоровья. Сидите прямой спиной, расслабьте плечи и руки

Важно контролировать дыхание и не задерживать его, чтобы обеспечить плавность и ритм в музыке

Изучение нот и аккордов. Чтение нот и освоение аккордов – это важный этап обучения игре на баяне. Ноты на баяне представлены на клавиатуре, их нужно изучить и научиться считывать

Также важно освоить основные аккорды и их расположение на клавиатуре баяна

Техника игры. Овладение правильной техникой игры на баяне необходимо для достижения хорошего звучания и исполнения сложных мелодий

Важно учиться правильно использовать клавиши и кнопки баяна, а также развивать координацию движений рук

Регулярные тренировки. Как и в любом другом виде искусства, регулярные тренировки являются основой прогресса и успеха. Отведите время на ежедневную практику игры на баяне, чтобы сохранить прогресс и развиваться в этом деле.

Начало обучения игре на баяне – важный этап, который требует настойчивости и постоянства. Чем практиковаться больше, тем лучше будет результат

Важно не бояться ошибаться и быть готовым к тому, что обучение может занять длительное время. Помните, что музыкальное искусство – это бесконечный процесс самосовершенствования и радость от прогресса

Вторая позиция: аккорды на основной ряд с расширениями

Во второй позиции аккорды играются на основном ряду клавиш с использованием расширений. Это позволяет добавлять различные нюансы и насыщенность звучанию аккордов.

Для формирования аккорда на основном ряду достаточно нажать одновременно соответствующие клавиши, расположенные в одну линию. Например, вторая позиция аккорда до мажор образуется при нажатии трех клавиш – «ми«, «си«, «до«.

Добавление расширений к основному ряду делает звучание аккордов более полным и интересным. Расширение обозначается нотой, которая добавляется к основному трезвучию аккорда. Например, если к основному ряду «ми-си-до» добавить ноту «соль», то получится аккорд до мажор с септаккордом.

Вторая позиция аккордов на основном ряду с расширениями позволяет играть множество вариаций и выразительных произведений. Этот прием широко используется в аккордеонной музыке и позволяет создавать интересные и яркие аккордовые ходы.

Основные принципы техники игры на правой клавиатуре

Техника игры на правой клавиатуре является одним из ключевых аспектов в мастерстве баяниста. Правильная настройка инструмента и правильное использование клавиш позволяют достичь высокой скорости и точности игры, а также разнообразить звучание инструмента.

Вот несколько основных принципов, которые помогут вам освоить технику игры на правой клавиатуре:

Правильная постановка рук: в начале изучения игры на баяне необходимо правильно поставить руки на клавиатуре. Большая часть пальцев должна контактировать с клавишами. Палец маленького пальца играет на внутренних клавишах, а остальные пальцы — на внешних.
Использование гибкости пальцев: при игре на правой клавиатуре необходимо использовать гибкость пальцев. Это позволяет увеличить скорость и точность игры. Для развития гибкости можно выполнять специальные упражнения и массаж пальцев.
Правильное дыхание: дыхание играет важную роль при игре на баяне. Оно помогает улучшить музыкальное выражение и влияет на фразировку

Важно научиться правильно дышать и контролировать дыхание во время игры.
Артикуляция и акуцустика: правильная артикуляция позволяет добиться четкости и выразительности звучания. Важно научиться правильно атаковать клавиши, выполнять слегка запоздавшие и задерживающиеся удары

Акустика инструмента также имеет большое значение, поэтому необходимо научиться находить наилучшие точки для атаки.
Использование аккордов и гармонии: правильное использование аккордов и гармонии позволяет создавать богатый и интересный звуковой образ. Необходимо научиться правильно строить аккорды, выполнять их в различных инверсиях и использовать разные способы связи.

Запомните, что освоение техники игры на правой клавиатуре требует времени и практики. Регулярные занятия и упражнения позволят вам совершенствоваться и достичь высокого профессионального уровня в игре на баяне.

Схемы расположения нот на баяне

На баяне левая клавиатура представляет собой множество клавиш, на каждой из которых располагается определенная нота. Для удобства игры и чтения нотной грамоты существуют различные схемы расположения нот на баяне.

Одной из самых распространенных схем является схема В. Г. Зубкова. В этой схеме ноты располагаются в две строки, где белые клавиши расположены выше черных. Белые клавиши соответствуют нотам мажорной тональности, а черные клавиши – нотам минорной тональности.

Нота Белая клавиша Черная клавиша
До Do ♭Si
Ре Re ♭Ля
Ми Ми Си
Фа Фа ♭До
Соль Соль ♭Ре
Ля Ля ♭Ми
Си Си Ми

Другая известная схема – схема Г. И. Кузнецова. Здесь ноты также располагаются в две строки, но схема отличается от схемы Зубкова. В этой схеме белые клавиши соответствуют нотам мажорной тональности, а черные клавиши – нотам дорийской тональности.

Выбор схемы расположения нот на баяне зависит от предпочтений и привычек музыканта. Каждая схема имеет свои особенности и позволяет удобно играть ноты в определенных тональностях. От выбора схемы также зависит переносимость навыков игры на другие инструменты клавишной группы.

Типы баянов и аккордеонов

Приходя в магазин музыкальных инструментов, чтобы купить себе подходящую гармонику, нужно знать, что есть еще один важный нюанс.

Как баяны, так и аккордеоны делятся на три типа: готовые, выборные, и готово-выборные. У готовых левая клавиатура настроена так, как описано выше. У выборных она, точно так же, как и правая, нужна для того, чтобы извлекать не аккорды, а отдельные ноты. У третьего типа – готово-выборных – между двумя режимами можно переключаться. Для переключения на левой клавиатуре есть специальная клавиша-регистр. В выборном режиме ряды с аккордами превращаются в подобие правой клавиатуры четырехрядного баяна, только отраженное зеркально.

Музыканты-профессионалы больше всего любят именно готово-выборные аккордеоны и баяны, так как возможности у этих инструментов очень широки. Они немного сложнее в освоении, чем готовые, зато сыграть на них можно практически все, что угодно – даже фуги Баха.

Возможности обучения игре на баяне

Обучение игре на музыкальном инструменте — непростая задача для большинства людей. Но если у вас есть желание, вы можете научиться чему угодно. Первое, о чем следует подумать, — это не о том, как научиться играть на аккордеоне, а прежде всего о том, как ответить на следующие вопросы:

  1. Серьёзно ли его желание заняться этим обучением.
  2. Какую цель или задачу он ставит перед собой.

Конечно, эти вопросы не подходят для маленьких детей. У шестилетних детей это желание появляется внезапно и исчезает при возникновении первых трудностей. Вопросы должны быть адресованы их родителям. Они лучше всех знают своих собственных детей, знают, что им нравится и как много они учатся.

И только после этого они задумываются о том, как перенести полученные знания на игру на аккордеоне. Вот список способов освоения инструмента.

  • обучение в музыкальной школе;
  • частные уроки;
  • самостоятельные занятия по самоучителю для начинающих;
  • освоение инструмента по слуху;
  • обучение по видеоурокам из интернета;
  • занятия с педагогом по скайпу.

Музыкальная школа

Обучение в музыкальной школе — эффективный путь к профессиональной игре на аккордеоне. Но этот путь подходит не всем. И особенно: не для взрослых любителей аккордеона. Хотя в некоторых учреждениях и практикуются платные курсы по обучению игре на музыкальных инструментах для взрослых, но это не может сравниться с серьезностью обучения в базовых (детских) классах.

Но опять же, все зависит от цели. Если вы хотите играть самостоятельно, вы можете записаться на уроки в музыкальную школу. Вполне возможно овладеть каким-либо инструментом, потому что преподаватели там, безусловно, профессионалы. Но они не будут делать этого без одновременной теоретической подготовки. Вам нужно выучить нотную грамоту.

Музыкальная нотация

Многие начинающие по каким-то причинам не хотят иметь дело с нотацией. Они считают, что это сложно. Хотя в музыкальной нотации нет ничего сложного. Есть только 7 нот, которые повторяются несколько раз. А длительность нот — это элементарная арифметика! Шкала (нотация) — это место, где записываются ноты. Одни и те же ноты всегда «живут» в одном и том же месте. Поначалу будет трудно запомнить ноты на партитуре, но со временем вы выучите их наизусть. Прочитав ноты, музыкант с хорошим слухом может сразу же спеть записанную музыку.

Частные уроки

Частные уроки с преподавателем, который дает частные уроки на дому, также являются верным способом научиться хорошо играть на инструменте. Но только если учитель — настоящий профессионал. Вам необходимо проверить его рекомендации и оценки его учеников.

Но здесь вам, возможно, стоит изучить нотацию. Конечно, не так много, как в музыкальной школе, но на достаточном уровне, чтобы быть музыкально грамотным. Это ускорит процесс обучения и многократно повысит его качество.

Трехрядный баян расположение нот

Учимся играть на баяне и гармошке, клавиатуры и расположение нот

В литературе я видел немало картинок клавиатур и расположения нот, но работать с ними одно мученье. Мне удобнее, когда на картинке я вижу в точности то, что видит играющий, если наклонит голову вперед, а не зеркальные отображения и прочую галиматью. Я привык к буквенным названиям аккордов и вместо «Ля септ аккорд» мне привычнее написать «A7», не говоря о том, чтобы искать аккорды по трезвучиям, записанным в басовом ключе. Поэтому левые клавиатуры разрисованы именно таким образом. Для правых клавиатур я поместил соответствующие ноты. Для тех, кто не знает нот очень рекомендую найти и почитать азы нотной граммоты и для начала просто усвоить на какой кнопке искать нужную ноту (не вдаваясь пока в длительности нот и прочие тонкости).

Слева играем аккомпанемент. Левая рука задает и размер мелодии, правая играет под нее (а не наоборот!). Собственно все то же самое как, например, на гитаре, то есть бас-аккорд или бас-бас-аккорд. Рядом с основными басами есть кнопочки дополнительных басов и я рекомендую не забывать про них, для того, чтобы разнообразить аккомпанемент, а не тупо лупить бас-аккорд. Напирмер для аккорда Am кроме баса A может быть и C и E или даже F. Очень часто такие нестандартные вещи так и записываются, к примеру Am/G — бас G с аккордом Am. Для использования доп. басов очень помогает использование четырех пальцев левой руки.

Вертикальные ряды. Имеем два ряда басов, 1й — дополнительный, 2й — основной, от которого есть еще три ряда готовых аккордов. Аккорды нарисованы кружками побольше. Первый ряд — мажор, потом минор, потом мажор-септ, например, C(бас) — C(мажор) — Cm(минор) -C7 (мажор-септ). Дополнительные басы часто находятся на ряд выше-ниже во втором ряду, например для C это может быть бас G. Горизонтальные ряды расположены через квинту (5 полутонов), то есть никаких проблем играть аккомпанемант в любой тональности с той же аппликатурой. Основные звуки и аккорды это белые кнопочки, черные — диез/бемольные полутона. Короче говоря есть все звуки и основные аккорды для них. (Прим. аккордеоны и некоторые баяны имеют шестой вертикальный ряд минорных септаккордов типа Cm7, Am7 etc).

В отличие от баяна обычная гармошка-хромка (25×25) играет только в двух тональностях, например в моем примере это C-мажор и A-минор. Хочу отметить, что это условные тональности, на самом деле чаще всего гармошки настроены в Fm-Ab. Но при записи нот подразумевается именно C/Am. Почему именно Fm? Дело в том, что если петь под гармошку, Am не очень удобен для многих голосов. Первый веркальный ряд — басы. Это ряд вспомогательных басов в том смысле, что аккорды построены не от них. Второй вертикальный ряд — минор/септ. Расположены они в порядке бас-аккорд, через квинту. Например, типичным аккомпанементом будет Am-Dm-H7-E7-Am. Третий вертикальный ряд — басы и мажорные аккорды, расположенные точно так же как и во втором ряду. Для многих частушек, например будет такой аккомпанемент — F-C-G-C.

Все вышесказанное про баян в полной мере справедливо и здесь, то есть игра четырьмя пальцами и чередование басов.

Здесь играется мелодия. Именно правая рука играет под левую. Ноты обычно записываются в унисон (мелодия как она есть). Очень часто приходится переделывать если петь под баян/гармонь, потому как петь в унисон не очень удобно.

Играть надо четырьмя или пятью пальцами. Чаще всего большой палец правой руки «достается» из-за грифа только для исполнения каких-то мест произведения, а потом «прячется» обратно.

Тут все понятно. Белые кнопки — основные тона, черные — диез-бемольные. Очень удобно, что если играть на ряд выше-ниже с той же аппликатурой, то уезжаем на полтора тона вверх-вниз (для настройки под голос например).

Мелодия соло и под голос чаще всего играется в пределах малой-первой октавы.

Как я уже говорил, хромка играет только в двух тональностях. Соответственно и звукоряд обрезан и загнан в соответствующую тональность. Звукоряд повышается не так как у баяна, а наоборот (не слева-направо-вверх, а справа-налево на нижнюю кнопку). Диез-бемольные ноты (их только три) вынесены на самый верх. Очень часто используеся диез-бемольная нота из другой октавы и используется большой палец правой руки. Не очень удобно, но все же лучше, чем ничего.

Источник

Тоника

Повторяю (до меня это долго «доходило»), если играть в Ля-миноре, то тоника мелодии будет обозначаться 6м, и в До-миноре (также как и в любой другой минорной
тональности) тоника будет тоже обозначаться 6м. Тоника в мажоре для всех тональностей будет обозначаться 1б.

Самое удивительное для меня оказалось, что левая клавиатура баяна и аккордиона уже приспособлена для аккомпонемента. В первых двух
вертикальных рядах левой клавиатуры (если считать от меха) находятся басовые звуки, а следующих трёх — готовые аккорды (в третьем ряду мажорные (б),
в четвёртом — минорные (м) и в пятом — септакорды (с) от соответствующего звука напротив во втором горизонтальном ряду.

Мало этого, все самые нужные аккорды располагаются рядом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: