2 вида буквенного обозначения нот
Щелчок ПКМ по ноте откроет меню с её свойствами – время начала звучания, высота, громкость и длительность. Их мы рассмотрим в уроке 4. В поле Pitch обозначена высота ноты в виде буквы – C и цифры – 5. Это до 1-ой октавы. Так можно указать высоту ноты без её рисования на нотоносце.
С буквенным обозначением нот мы знакомы из урока 2. Цифра рядом с буквой – номер октавы. Есть 2 вида обозначений:
Учебный вид
1-ый вид – учебный – применим в русских книгах и учебниках по теории музыки и в основном советских. В нём ноты большой октавы и ниже обозначены большими буквами, а малой октавы и выше – маленькими. Это логично.
Цифра 1 под большими буквами значит, что ноты большой октавы опущены на 1 октаву – в контр-октаву, а цифра 2 – на 2 октавы – в субконтроктаву.
Цифра от 1 до 5 справа вверху от маленькой буквы, это, соответственно, ноты 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой и 5-ой октав.
Иногда вместо цифр пишут чёрточки. Если цифра была вверху, то чёрточки тоже вверху и наоборот. Их число соответствует цифре: например, у ре 2-ой октавы вместо двойки 2 чёрточки вверху, а у ноты ля контроктавы 1 чёрточка внизу.
Примечание: в учебниках иногда нота си вместо буквы B обозначена буквой H, а си-бемоль – B. Помните об этом.
Программный вид
Но в музыкальных программах и на западе принят 2-ой вид – программный. В нём си обозначена буквой B, а си-бемоль – буквой B с бемолем.
Здесь все буквы большие, а нумерация начинается от субконтроктавы, как самой низкой, и не с 1, а с 0 и до 8 по возрастанию.
Это видно на клавиатуре в раскладке пианино – Piano Roll. Но почему-то до 1-ой октавы здесь C5, а не C4. Просто в Сонаре по умолчанию отсчёт октав не с 0, а с 1. Исправить это можно через меню Options – настройки –> Global – всеобщие и в поле Base Octave for Pitches – основная октава для высоты нот — поставить -1. Теперь до 1-ой октавы – C4.
Важно разделять понятие октава по 2-м смыслам:
1 – октава как расстояние между 2 одноименными нотами: до-до, ре-ре и т.д. Её можно построить от любой ноты.
2 – октава как участок звукоряда. В этом случае она всегда начинается с ноты до и заканчивается нотой си. Следующая нота до уже относится к другой октаве.
Ноты всех октав в разных видах представлены на рисунке – клавиши, буквы учебного и программного вида и ноты на нотоносце + с октавными пунктирами.
Цвет, материал и уход за клавиатурой
Раскраска
Обычно на современной фортепианной клавиатуре (z. B. на крыльях и автоклавировании верхние клавиши (cis / Des, Dis / Es), суб-клавиши (C, D, E, F, G, A, H) в ярком , F-диез / Ges, G-диез / A-диез, A-диез / си-бемоль) в темном оттенке. Раньше также использовался вариант с темными нижними и светлыми верхними клавишами.
материал
Клавиатура органа из бивня мамонта , черного дерева и клена
Материал ключа должен быть по возможности стабильным по размерам, чтобы предотвратить заклинивание ключей в случае климатических колебаний. Материал верхнего и нижнего покрытия клавиш должен иметь высокую устойчивость к поту рук, а также высокую стойкость к истиранию и легко очищаться. Клавиши клавиатуры механических инструментов обычно изготавливаются из мелкозернистой ели. В качестве покрытия для нижних клавиш используется пластик, кости, бивень мамонта и все породы дерева. Использование слоновой кости запрещено из соображений защиты видов. В качестве покрытия топовых клавиш используются пластик, черное дерево , гренадилла или другие породы дерева. Помимо упомянутых материалов, для пуговиц также используются перламутр и черепаховый панцирь .
Для фортепиано и роялей цвет слоновой кости (беловатый оттенок) использовался для покрытия нижних клавиш и черного дерева (оттенок черного) для покрытия верхних клавиш. Однако у большинства клавесинов и некоторых органов нижняя часть клавиш темная, а верхняя — светлая. Здесь цвет часто определяется выбором дерева, из которого сделаны крышки клавиш. В случае электронных клавишных инструментов клавиша и крышка клавиши сделаны из пластика как однородный компонент.
Уход и профилактические меры
При использовании деревянных музыкальных инструментов всегда следует избегать сильных климатических колебаний. В случае клавиатур это может привести к отслоению покрытия клавиатуры от клавиши и, если оно слишком быстро высыхает, к образованию трещин. Клавиатура из слоновой кости должна выделять влагу, впитанную пальцами после игры. Этого не происходит должным образом под закрытой крышкой пианино, поэтому крышка должна оставаться открытой примерно столько, сколько вы играете. Между тем, для защиты от пыли можно использовать дорожку для фортепиано , которая пропускает влагу, но не пропускает пыль. С появлением альтернативных покрытий для клавишных инструментов, бегунок для фортепиано стал излишним.
Гигантская электронная уличная клавиатура
Основы игры на пианино с помощью клавиатуры: что вам понадобится
Игра на пианино с помощью клавиатуры может быть увлекательной и удобной альтернативой для тех, кто не имеет доступа к реальному инструменту или только начинает свой музыкальный путь. В этой статье мы рассмотрим основы игры на пианино с использованием клавиатуры компьютера или ноутбука.
Чтобы начать играть на пианино с помощью клавиатуры, вам понадобится следующее:
- Компьютер или ноутбук с клавиатурой;
- Программа для эмуляции пианино;
- Знание нотной грамоты и основных музыкальных понятий;
- Стремление к обучению и практике.
Клавиатура компьютера или ноутбука может быть использована в качестве дешевого и доступного инструмента для обучения игре на пианино. Однако, перед стартом обязательно убедитесь, что клавиши клавиатуры функционируют исправно и реагируют на нажатия.
Следующий шаг — установка специальной программы для эмуляции пианино. Такие программы позволяют вам превратить клавиатуру компьютера в полноценное пианино со звуковым выводом и различными настройками
При выборе программы обратите внимание на ее функциональность и поддержку разных нотных форматов (например, MIDI)
Без знания нотной грамоты и основных музыкальных понятий будет трудно разобраться в игре на пианино. Возьмите время, чтобы изучить ноты, аккорды, тонику, доминанту и другие основные элементы музыки. Существуют специальные учебники, онлайн-курсы и приложения, которые могут помочь вам освоить эти навыки.
Игра на пианино — это процесс, который требует времени, терпения и практики. Начните с простых упражнений и пьес, постепенно повышая сложность и скорость игры. Практикуйте регулярно, чтобы развивать свои навыки и улучшать свою игру.
Игра на пианино с помощью клавиатуры — увлекательный способ научиться играть на этом красивом инструменте. Следуйте основным принципам и не бойтесь экспериментировать. Вскоре вы сможете исполнять свои любимые мелодии и наслаждаться музицированием.
Расположение нот на нотном стане
Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):
Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.
Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.
Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:
Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:
А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1
Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:
У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».
Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:
Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:
Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.
Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.
Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.
Что было до того, как появились первые ноты
История нотной записи началась очень давно ㅡ она уходит своими истоками в далекое прошлое. Первые источники с изображением нот дошли до нас из Древней Греции и представляют собой изображение нот в виде букв. Примером такой записи служит Гимн Аполлону (128-127 до н.э), который находится в дельфийском археологическом музее, в Греции.
Позже, в средние века, в церковном пении применялась так называемая невменная нотация. Невма переводится с латинского языка как “кивок головой”. Специальными значками фиксировалась не абсолютная высота ноты и длительность звучания, а только направление движения мелодии. Невмы служили напоминанием для певца, который уже знал музыкальное произведение. Но те, кто ни разу не слышал музыку, не могли её прочесть только по знакам.
В древней Руси невмы получили название крюков, а такая запись называлась крюковой. Народная музыка передавалась из уст в уста, а вот для церковной музыки отсутствие нотной записи было большой проблемой. Сейчас любой музыкант может взять ноты и проиграть или пропеть написанную мелодию. Но когда не было единой системы записи музыки, церковным певцам приходилось учить все гимны и распевы наизусть. Поэтому их обучение было очень сложной задачей, на него уходили годы.
Классификация клавиатуры фортепиано по типу действия
● синтезаторная клавиатура (synth action)
Cамый распространенный тип клавиатуры, такой клавиатурой оснащается большинство современных синтезаторов и рабочих станций. Визуально синтезаторная клавиатура не полная, как у фортепиано, а с тонкими (около сантиметра толщиной) клавишами;
● рояльная клавиатура (hammer action)
Тип клавиатуры, которым оснащаются все инструменты, основное назначение которых — это имитация игры на фортепиано. Визуально не отличается от обычных клавиш фортепиано. Самый трудный тип клавиатуры, в основе которого находится настоящий молоточковый механизм.
● органная клавиатура (waterfall action)
Именно такая клавиатура была в классических электроорганах. Визуально этот тип похож на фортепианный, но клавиши внутри пустые и сделаны из пластика, как и синтезаторные. Сегодня большинство производителей электроорганов также оснащают свои инструменты этим типом клавиатуры, поскольку он более приспособлен для органной игры (игра с подъездами и глисандо). Хотя, наверное, логичнее будет сказать, что именно клавиатура и продиктовала такой стиль игры.
Клавиатуры рояльного типа можно также поделить на:
● молоточковые сбалансированные (balanced hammer action);
● молоточковые градуированные, или прогрессивные (graded hammer action).
Максимально приближенной к клавиатуре акустического рояля является градуированная клавиатура. Для нее характерно больший вес клавиш в нижнем регистре и меньший в верхнем. Необходимость такой градации связана с тем, что в настоящем фортепиано молоточки верхнего регистра значительно легче, чем в нижнем, соответственно — для их нажатия нужны меньшие усилия.
Но это не значит, что сбалансированная клавиатура не имеет права на существование. Музыканту, который до этого играл в основном на клавиатуре синтезаторного типа, градация веса клавиш будет только мешать. Кроме того, такая клавиатура обычно имеет меньший вес, чем градуированная.
По чувствительности к скорости касания (velocity):
● не динамическая — такая клавиатура не реагирует на силу прикосновения. Для некоторых тембров (например, органа) это может быть полезно. Но сейчас такую клавиатуру можно встретить преимущественно в детских учебных инструментах.
● динамическая — такая клавиатура реагирует на силу прикосновения, то есть позволяет играть форте или пиано. На сегодня стандартом градации динамики есть 128 единиц (0-127), 7-битное разделения.
Также, компанией Casio была разработана система с 14-битным разрешением, что позволяет отразить более 16000 градаций (примерно в 125 раз больше). Таким образом точность передачи всех нюансов динамики максимально приближена к акустическому роялю.
Полутон и его значение в герцах
В каждой октаве кроме 7 белых клавиш есть 5 чёрных, и в сумме получается 12 ступенек или нот.
Наименьшее расстояние между соседними или ближайшими нотами независимо от их цвета называется полутоном. Например, между белой нотой до и черной справа – полутон, а от неё же до белой слева – тоже полутон.
1 полутон – это мельчайшее деление на музыкальной шкале, равно как и 1 градус или 1 чёрточка на шкале термометра. А октава – это как участок шкалы размером в 10 градусов.
Одноимённые ноты в 2-х соседних октавах отличаются по частоте в 2 раза. Если нота Ля 1-ой октавы – 440 Гц, то ля во 2-ой – 880, а ля в малой – 220.
1 полутон в Гц – это разница между частотами в 1,059463 – это корень 12-ой степени из 2-х – далее множитель.
Так частота ноты чёрной клавиши справа от ля 1-ой октавы равна 440 х на множитель = 466,16, а слева – 440 поделить на множитель = 415, 3 Гц. Частоты всех нот можно увидеть в таблице.
Расстояние в 2 полутона или через 1 любую по цвету клавишу называется тоном. Например, между клавишами «до» и «ре» есть чёрная – это тон, между «ре» и «ми» – тоже тон, а между «ми» и «фа» – нет чёрной, поэтому между ними полутон.
Также тон есть между нотами фа и соль, соль и ля, ля и си, а между си и до – снова полутон.
Запомнить чередование чёрных клавиш легко: если название ноты заканчивается на гласную «и», как в нотах ми и си, то справа от неё не будет чёрной клавиши.
Между нотой «до» и черной слева от неё тоже тон. Вывод: в октаве 6 тонов или 12 полутонов.
Названия чёрных клавиш, диезы и бемоли
Белые клавиши называются основными – у них есть свои названия.
Черные клавиши – производные, так как их названия образуются от основных.
Любую черную клавишу можно получить движением вверх от белой ноты слева или движением вниз от белой ноты справа.
Повышение ноты на полутон в музыке называется диезом. Поэтому черная нота справа от ноты «до» называется до-диезом.
Понижение ноты на полутон называется бемолем. Белая клавиша справа от до – это ре. Поэтому черную клавишу между ними можно назвать как до-диезом, так и ре-бемолем.
Когда одна и та же нота имеет 2 названия, это называется энгармонизмом. «Эн» от греч. «в», а гармония – «созвучие» — то есть звучания нот совпадают, а их названия — нет. Точно также ноту «фа» можно назвать «ми диез», а ноту си – «до-бемоль».
Это как в математике: цифру 3 можно выразить как 2+1, а можно как 4-1. В музыке плюс – это диез, а минус – бемоль.
Ещё это как синонимы в русском языке – бегемот и гиппопотам.
История обучения нотной грамоте
Важно отметить, что мы читаем музыку
слева направо
, точно так же, как вы читаете книгу. Причина, по которой мы читаем музыку именно так, заключается в том, что нотная грамота возникла как способ горизонтального рассмотрения прогрессии шкалы
До девятого века, когда одновременно играли или пели более одного голоса, это обычно происходило в унисон. Однако сразу после девятого века полифония стала популярной, и композиторам пришлось начать заниматься вертикальной гармонией.
Чтобы удовлетворить меняющуюся эстетику письменной музыки, люди создали клавишные инструменты, такие как фортепиано, клавесин и орган.
Почему в нотном стане 5 линеек
Нотным станом называются пять линеек, на которых располагаются ноты. Иногда используют добавочные линейки для отображения нот выше или ниже используемого стана.
Отцом существующей системы записи нот считается все того же монах Гвидо Аретинский, который придумал запись нот в три линейки нотного стана. Четвертая линейка добавлялась при необходимости то сверху, то снизу.
Позже решили использовать все пять основных линеек, а дополнительные рисовать только при необходимости. Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их. Меньшее число линеек требует постоянное добавление дополнительных, а большее – делает нотный стан слишком сложным для восприятия.
На чем же лучше слушать музыку? Конечно, на специализированных устройствах, способных раскачать любые наушники. Например, на одном из лучших плееров на рынке – FiiO X5 III.
Судите сами: двойной ЦАП AK4490EN, по одному чипу на канал, поддержка PCM и DSD, частота дискретизации до 768 кГц. Есть все необходимое от Wi-Fi до батареи на 3400 мАч. А еще плеер можно подключать к компьютеру в качестве USB-ЦАП!
Как мотивировать себя
У всех бывает творческий кризис или эмоциональный спад. В такие моменты себя необходимо зарядить позитивом и найти источник мотивации. Способы могут быть самими разными, и каждый может найти свой источник вдохновения. Если вы знаете что вас вдохновляет, пользуйтесь этим. Если нет, я дам несколько советов, которые когда-то помогли мне самому.
1) Поставьте себе цель
Древняя мудрость гласит: «Когда корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Помните об этом и обязательно ставьте себе цель. Нельзя браться за дело, не имея конкретной цели. Если вы хотите научиться играть на пианино, вам нужно решить чего именно вы хотите: подбирать музыку на слух, играть по нотам, а может быть вам достаточно будет выучить пару-тройку произведений? Когда вы шаг за шагом двигаетесь к цели, избежать творческого кризиса гораздо проще. Вы знаете, как должен выглядеть результат, вы видите на каком уровне находитесь сейчас. Это дает вам понимание, какие шаги осталось проделать чтобы достичь цели.
Будьте реалистами. Не берите непосильных задач. На одном энтузиазме долго не протянешь, поэтому выбирайте такие произведения, которые вы сможете осилить в достаточно короткие сроки. Идите от малого к великому.
2) Смотреть видео
Смотрите видеоролики, на которых музыкант играет вашу любимую музыку. Хорошо если на видео видны руки и клавиши. Кроме удовольствия, из таких видео можно почерпнуть не мало полезного. Но будьте разумны, не сравнивайте себя с другими музыкантами, умоляя свои достижения. Вы можете сравнивать себя только с самим собой – собой вчерашним. А легкое чувство зависти должно вас по-хорошему заводить = мотивировать.
3) Играйте под фонограмму
Массу положительных эмоций может вызвать игра под фонограмму. Это что-то вроде караоке, только вместо вокала вы играете на инструменте. Найти фонограмму, или минус, как ее еще называют, можно в интернете. Это занятие здорово развивает мелодический слух, а кроме того доставит вам немало удовольствия, смотрите сами:
https://youtube.com/watch?v=KSnZzLMu_ws%3F
Этот минус вы можете скачать тут Скачать
4) Публичные выступления
Этот пункт подойдет не всем, но попробовать должен каждый.
Выступление перед публикой – это выброс адреналина и, как следствие, стресс. Одни легко с ним справляется, а для других это трясущиеся руки, и целый день «отходняка». Люди повсюду ищут острые ощущения: кто-то прыгает с парашютом, а кто-то участвует в мотогонках… Публичные выступления имеют такой же эффект. Артисты сначала привыкают к сцене, а потом жить без нее не могут. Певец заявляет о завершении публичной деятельности, но через пару месяцев снова на сцене – в этом нет ничего удивительного.
Попробуйте выступить перед друзьями или родными. Быть может это ваш путь. К тому же, опыт выступления перед публикой, может быть полезен в обычной жизни.
Заключение
Научиться играть может каждый, главное иметь желание и упорно заниматься по 30 минут в день. Как говорят мастера фортепианного искусства: «Занимаясь каждый день, ты делаешь по одному шагу вперед. Пропустив один день занятий, ты делаешь 3 шага назад».
https://youtube.com/watch?v=9Cw4wZ0ez-U%3F
Мне нравится эта статьтя27Не нравится статья3
Можно ли заниматься на пианино с клавиатурой из 85 клавиш?
По количеству клавиш на инструменте можно примерно определить возраст инструмента и если покупается недорогое, советское пианино для ребенка, то лучше выбирать инструмент с 88 клавишами. Больше шансов, что у такого пианино еще остался ресурс для дальнейшей эксплуатации и ему не нужен будет дорогой ремонт.
Если же к покупке рассматривается инструмент с последующим ремонтом (к таким фортепиано относятся обычно старинные инструменты или инструменты высокого класса но изношенные), то количество клавиш значения не имеет.
Многие старинные или просто старые пианино звучат значительно лучше, чем новые, но часто требуют дорогостоящего ремонта.
В принципе, 85 клавиш или 88 у инструмента, разницы почти нет. Произведений, в которых используются 3 последние ноты не много.
На пианино с 85 клавишами успешно занимаются даже студенты, обучающиеся в специализированных школах, музыкальных училищах и высших учебных заведениях.
Занятия на таких фортепиано не мешают процессу обучения, главное чтобы сам инструмент был исправен и настроен.
P. S.
Ответов на вопросы связанные с пианино в Интернете довольно много. К сожалению далеко не все из них верные.
Например, на вопрос «Сколько клавиш у пианино?» не редко отвечают люди, у которых даже фортепиано нет.
Кто-то пытается вспомнить инструменты своего детства, кто-то считает клавиши на синтезаторе, после чего вводят в заблуждение тех, кто спрашивал. Поэтому вынужден сделать на этом акцент.
Синтезатор не является фортепиано, и для обучения или занятий необходим инструмент со стандартным количеством клавиш.
Стандартом же является клавиатура из 88 или 85 клавиш.
P. P. S.
Исключения встречаются, но они практически не несут в себе функции полноценного фортепиано.
Одним из таких примеров является детское пианино. Несмотря на то, что его урезанная механика практически полностью повторяет устройство обычного пианино, это скорей игрушка, чем музыкальный инструмент.
Обозначение чёрных клавиш на нотоносце
Заметьте: все ноты на нотоносце – основные: только белые клавиши фортепиано.
А как записать чёрные? Из урока 2 мы знаем, что они производные и образуются от основных. Для этого их нужно повысить или понизить на полтона, то есть изменить. Менять по англ. alter. Отсюда производные ноты называются альтерированными или изменёнными.
А для их записи на нотоносце есть знаки альтерации — диез и бемоль.
Диез или повышение на полтона, выглядит как решётка #. По англ. он sharp в переводе острый, колкий. Он похож на маленькую лесенку – подъём вверх или на колючку с шипами – обостряет звук, добавляет ему напряжения.
Чтобы из ноты до сделать до-диез, нужно поставить слева от неё знак диеза. Для этого в меню ноты в поле Pitch после буквы допишем решётку #.
Карандашом при нажатой букве C – chord – аккорд можно вписать букву ноты с диезом.
Бемоль или понижение на полтона, выглядит как маленькая латинская буква b. Он мягкий, округлый – смягчает звук, понижает его напряжение. По англ. он flat – плоский, ровный.
Если в диезе торчат колючки, то в бемоле всё гладко, ровно. Через меню ноты поставим бемоль после буквы E – ноты ми и получим ми бемоль.
Заметьте: на нотоносце знаки изменения ноты всегда пишутся перед нотой и на одном уровне с ней. У ноты в виде буквы, наоборот, после неё.
Помним про энгармонизм – когда одну и ту же ноту можно написать с разными знаками. Так чёрная клавиша между до и ре одновременно и до-диез, и ре-бемоль. Звучит одна и та же нота и прямоугольники в раскладке пианино на одной высоте.
Нота со знаком не обязательно чёрная клавиша. Так белую клавишу или ноту фа можно записать как ми-диез, а си как до-бемоль. Да, проще сказать до, чем си-диез, но иногда так правильней. Об этом в уроке 6.
Случайные знаки альтерации
Участок между 2-мя тонкими вертикальными линиями называется тактом – о нём будет в уроке 4. 3 важные правила о зонах действия знаков альтерации.
- Правило 1 – если внутри такта повторяется изменённая нота, то знак будет только перед 1-ой из них: на остальные он тоже действует.
- Правило 2 – если в такте 1-ая нота основная, а 2-ая – производная, то знак будет только у 2-ой.
- Правило 3 – если после изменённой ноты, например, до-диез, написать основную – до, то перед ней появится ещё один знак – бекар.
Он отменяет действие диеза и бемоля: из производной ноты делает основную или чистую. Он похож и на диез, и на бемоль и его из них можно получить. Для этого диез нужно частично побрить. А у бемоля копию повернуть, приставить к нему и выпрямить линии.
Бекар их приятель и может договориться с каждым: слушай, давай я будут крышевать эту ноту. Да не вопрос, брателло: она твоя – уступаю. Если у изменённых нот в виде букв справа диез и бемоль, то у основных бекара нет: и без него всё ясно.
Это 1-ый вид знаков изменения нот — случайные – пишутся слева от нот и действуют только: 1 — в пределах 1-ого такта – в следующем их полная отмена; 2 — только на ноты той октавы, перед которыми написаны.
Так диез у до 1-ой октавы не действует на до 2-ой октавы в том же такте и на до 1-ой октавы в следующем. Тоже и с бемолем у ноты ре.
Ключевые знаки альтерации
2-ой вид знаков – ключевые – пишутся справа от ключа и действуют на одноимённые ноты во всех тактах и октавах. Они упрощают нотную запись: не надо писать знаки перед каждой нотой.
Так диез на линейке ноты фа значит, что она поднята на полутон во всех местах. Перед каждой не поднятой нотой при этом знак бекар. Тоже и с бемолем на линейке ноты си.
Вот мелодия с 3-мя повышенными нотами – до, фа и соль. Через меню Insert – вставка – Meter/Key Change – смена размера и ключевых знаков добавим 3 диеза у ключа – ищем в списке 3 Sharps.
3 важные вещи о ключевых знаках:
- На каких линейках и промежутках они стоят, только те ноты изменены. Так диезов нет на уровне нот си, ля и ми, поэтому они основные.
- Все они всегда одного вида – или все диезы, или все бемоли. Они никогда не смешиваются.
- Они действуют до конца музыкального произведения или до следующей их смены.
Так все ноты следующей мелодии основные. Поэтому в списке знаков при ключе выбираем букву C, где их нет. Теперь ключевые бекары отделёны двойной тактовой чертой от прошлых ключевых диезов и отменяют их действие.
В другой знакомой мелодии опущено 3 ноты – си, ре, ля. Пробуем добавить 3 бемоля у ключа – ищем в списке 3 flats.
Заметьте 2 вещи: 1-ое — 1 бемоль не там, где нам нужно – на ноте «ми», а не на «ре». 2-ое — опущены только 1 нота ля и 1 нота ре во 2-ом такте. Другие ре и ля основные: у ре нет бемолей в других тактах, а перед ля бекары. Значит у нот ре и ля случайные знаки и ключевых знаков здесь 2 – у ми и си — выберем их.
Заметьте: ноты ми в мелодии нет – композитор сознательно её пропустил, поэтому остаётся только 1 бемоль на ноте си. О пропуске нот и порядке появления ключевых знаков поговорим в уроке 6 про лад и тональность.
Бесплатные видео-уроки по Фортепиано.
Нотная грамота за 15 минут
Уроки
3 урока
Длина
45 мин.
Тренажер
есть
Интерактивный курс изучения нотной грамоты. Всего за четыре 15 минутных занятия вы выучите все ноты на нотном стане. Нотный тренажер в комплекте.
Аккорды на пианино для начинающих
Уроки
5 уроков
Длина
80 мин.
Тренажер
есть
Изучаем основные аккорды на пианино и тренируемся играть их на примере популярных песен. Тренажер аккордов для практических упражнений в комплекте.
Как играть на онлайн пианино?
Для удобства игры на онлайн пианино компьютерной клавиатуре была разработана специальная раскладка, при которой каждой кнопке соответствует клавиша на виртуальном фортепиано. Раскладка очень напоминает реальные клавиши пианино, поэтому к ней очень легко привыкнуть и начать играть с удовольствием. Схема раскладки показана на картинке ниже. Так же на каждой клавише написано, какой кнопке она соответствует, так что вы никогда не запутаетесь. Нажатая клавиша для наглядности подсвечивается на виртуальной клавиатуре до тех пор, пока кнопка нажата.
Интерфейс пианино онлайн?
В левой верхней части – окно выбора инструмента, и типа реверберации. Вы можете выбрать один из доступных инструментов (пианино, фортепиано, орган, гитара) для игры на виртуальной клавиатуре. Так же, Вы можете подобрать тип реверберации (большой зал, средняя комната, маленький кабинет, церковный холл, и др.), чтобы придать звуку большей реалистичности и красоты.
В правой верхней части – регуляторы громкости онлайн пианино и реверберации. Интуитивно понятный интерфейс позволит быстро настроить звучание именно так, как вам нравится. Отрегулируйте громкость звука инструмента и количество реверберации на свой вкус и наслаждайтесь игрой!
В центральной части – навигатор клавиатуры. Поскольку все 7 октав не смогут поместиться в экран компьютера, а тем более мобильного или планшета, мы сделали удобный и понятный навигатор. Вы можете увеличивать и уменьшать масштаб клавиш онлайн пианино, двигаться в право и влево вдоль них. Раскладка будет автоматически подстраиваться под выбранную вами область.
В нижней части находится сама виртуальная клавиатура пианино онлайн. Приложение поддерживает multitouch, т.е. нажатие сразу несколькими пальцами на мобильных устройствах. Это позволит вам играть на пианино онлайн, как на настоящем инструменте, даже обеими руками.
Возможные проблемы при игре на онлайн фортепиано.
При тестировании приложения особых проблем не было выявлено, но мы все же не рекомендуем использовать браузер Internet Explorer и его приемника EDGE браузер, поскольку они не поддерживают современные технологии обработки аудио, что делает их непригодными для реализации работы приложения.