Основные понятия геодезии
Геодезическая сеть – система взаимосвязанных геодезических пунктов, которые расположены на поверхности Земли и служат для определения географических координат точек, а также для проведения геодезических измерений и построения картографических материалов.
Прямая геодезическая задача – это задача определения геодезического положения одной или нескольких точек на поверхности Земли по известным параметрам (например, координаты, углы) других точек.
Обратная геодезическая задача – это задача определения размеров, формы и положения Земли по результатам геодезических измерений, проведенных на ее поверхности.
Координаты – числовые значения, позволяющие определить положение точки на поверхности Земли. Обычно задаются в виде географической широты и долготы, а также высоты над уровнем моря.
Точность – степень близости результатов геодезических измерений к истинным значениям. Измерения должны быть произведены с высокой точностью, чтобы обеспечить правильность выполнения геодезических задач.
Картографические материалы – графические изображения, отображающие географические объекты на поверхности Земли. Могут быть представлены в виде карт, планов, схем и других географических материалов.
Геоинформационные системы – комплекс программных и аппаратных средств, предназначенных для сбора, хранения, обработки, анализа и визуализации геодезической информации.
Топография – раздел геодезии, занимающийся определением и описанием природных и искусственных объектов на поверхности Земли, их размерами, формой и положением.
Рельеф – характерный облик поверхности Земли, представляющий собой перепады высот и наклонов между точками.
Примеры
Решение прямой геодезической задачи
Для решения прямой геодезической задачи, неоходимо создать объект класса .
var directEllipsoid = new DirectProblemService(new Ellipsoid()); var directSpheroid = new DirectProblemService(new Spheroid());
В качестве параметра в конструктор следует передать объект реализующий интерфейс , в котором задаются полярный и экваториальный радиус, а так же коэффициент полярного сжатия.
Для решения прямой задачи вызвать метод , в который передать в качестве параметров, начальную точку, азимут = направление и расстояние:
var point1 = new Point(15, 25, 53, CardinalLongitude.W, 28, 7, 38, CardinalLatitude.N); var azimuth = 21; var distance = 2000; var directAnswer = directEllipsoid.DirectProblem(point1, azimuth, distance);
Ответ содержит вторую точку ортодромии и обратный азимут .
Решение обратной геодезической задачи
Для решения обратной геодезической задачи, неоходимо создать объект класса .
var inverseEllipsoid = new InverseProblemService(new Ellipsoid()); var inverseSpheroid = new InverseProblemService(new Spheroid());
В качестве параметра в конструктор следует передать объект реализующий интерфейс , в котором задаются полярный и экваториальный радиус, а так же коэффициент полярного сжатия.
Для решения обратной задачи вызвать метод , в который передать в качестве параметров, две точки:
var point1 = new Point(15, 25, 53, CardinalLongitude.W, 28, 7, 38, CardinalLatitude.N); var point2 = new Point(59, 36, 30, CardinalLongitude.W, 13, 5, 46, CardinalLatitude.N); var inverseAnswer = inverseEllipsoid.OrthodromicDistance(point1, point2);
Ответ содержит прямой и обратный азимуты , , а также расстояние между точками .
Вычисление точки пересечения ортодромий
Для вычисления точки пересечения ортодромий, неоходимо создать объект класса .
var intersectEllipsoid = new IntersectService(new Ellipsoid()); var intersectSpheroid = new IntersectService(new Spheroid());
В качестве параметра в конструктор следует передать объект реализующий интерфейс , в котором задаются полярный и экваториальный радиус, а так же коэффициент полярного сжатия.
Для рассчёта вызвать метод , в который передать в качестве параметров, по две точки для каждой из двух ортодромий:
var point1 = new Point(22, 36, 30, CardinalLongitude.E, 13, 5, 46, CardinalLatitude.N); var point2 = new Point(27, 25, 53, CardinalLongitude.E, 15, 7, 38, CardinalLatitude.N); var point3 = new Point(20, 36, 30, CardinalLongitude.E, 17, 5, 46, CardinalLatitude.N); var point4 = new Point(26, 25, 53, CardinalLongitude.E, 13, 7, 38, CardinalLatitude.N); var intersectCoord = intersectEllipsoid.IntersectOrthodromic(point1, point2, point3, point4);
Ответом будет точка — объект класса , в котором определены долгота и широта, в десятичных градуса (,) или в радианах (,).
Вычисление широты по долготе или долготы по широте
Для рассчётов, неоходимо создать объект класса .
var intermediateEllipsoid = new IntermediatePointService(new Ellipsoid()); var ntermediateSpheroid = new IntermediatePointService(new Spheroid());
В качестве параметра в конструктор следует передать объект реализующий интерфейс , в котором задаются полярный и экваториальный радиус, а так же коэффициент полярного сжатия.
Для вычисления широты вызвать метод , в который передать значение долготы, для которого мы вычисляем широту, и две координаты характеризующие ортодромию.
var coord1 = new Point(10, 10); var coord2 = new Point(30, 50); var lat = intermediateEllipsoid.GetLatitude(20, coord1, coord2);
Для вычисления долготы вызвать метод , в который передать значение широты, для которого мы вычисляем долготу, и две координаты характеризующие ортодромию.
var coord1 = new Point(10, 10); var coord2 = new Point(30, 50); var lat = intermediateEllipsoid.GetLongitude(20, coord1, coord2);
В обоих случая ответом будет значение типа .
[править] Пример программной реализации
Исходники вышеприведённых функций можно найти в архиве Sph.zip в файле sph.c. Кроме того, в файл sph.h включены следующие определения:
#define A_E 6371.0 // радиус Земли в километрах #define Degrees(x) (x * 57.29577951308232) // радианы -> градусы #define Radians(x) (x / 57.29577951308232) // градусы -> радианы
Теперь напишем программу, которая обращается к функции SphereInverse для решения обратной задачи:
#include <stdio.h> #include <stdlib.h> #include "sph.h" int main(int argc, char *argv) { char buf1024; double pt12, pt22; double lat1, lon1, lat2, lon2, azi1, azi2, dist; while (fgets(buf, 1024, stdin) != NULL) { sscanf(buf, "%lf %lf %lf %lf", &lat1, &lon1, &lat2, &lon2); pt1 = Radians(lat1); pt11 = Radians(lon1); pt2 = Radians(lat2); pt21 = Radians(lon2); SphereInverse(pt2, pt1, &azi2, &dist); // Решение обратной задачи SphereInverse(pt1, pt2, &azi1, &dist); // Вычисление обратного азимута printf("%f\t%f\t%.4f\n", Degrees(azi1), Degrees(azi2), dist * A_E); } return ; }
В архиве Sph.zip этот код находится в файле inv.c. Создадим исполняемый модуль inv компилятором gcc:
$ gcc -o inv inv.c sph.c -lm
Впрочем, в архиве есть Makefile. Для MS Windows готовую программу inv.exe можно найти в архиве Sph-win32.zip.
Программа читает данные из стандартного ввода консоли и отправляет результаты на стандартный вывод. Для чтения и записи файлов используются символы перенаправления потока «>» и «<» соответственно. Из каждой строки ввода программа считывает координаты двух точек φ₁, λ₁, φ₂, λ₂, которые должны быть в градусах, решает обратную задачу и записывает в строку вывода α₁, α₂, s (азимуты прямого и обратного направлений в градусах; расстояние между пунктами в километрах, а точнее, в единицах, определённых константой A_E).
Создадим файл inv.dat, содержащий одну строку данных:
30 0 52 54
После запуска программы
$ inv < inv.dat
получим α₁, α₂, s:
44.804060 262.415109 5001.1309
В архиве Sph-py.zip находятся скрипты на языке Питон. Выполнение скрипта в командной консоли:
$ python inv.py inv.dat
[править] Алгоритм
Существует великое множество подходов к решению поставленной задачи. Рассмотрим простой и надёжный векторный метод.
Последовательность решения:
- преобразовать углы φ₂ и λ₂ в декартовы координаты,
- развернуть координатные оси вокруг оси Z на угол λ₁,
- развернуть координатные оси вокруг оси Y на угол (90° − φ₁),
- преобразовать декартовы координаты в сферические.
Можно устранить второй пункт, если в первом заменить долготу λ₂ на разность долгот (λ₂ − λ₁).
Пример реализации алгоритма в виде функции языка Си:
/* * Решение обратной геодезической задачи * * Аргументы исходные: * pt1 - {широта, долгота} точки Q1 * pt2 - {широта, долгота} точки Q2 * * Аргументы определяемые: * azi - азимут начального направления * dist - расстояние (сферическое) */ void SphereInverse(double pt1, double pt2, double *azi, double *dist) { double x3, pt2; SpherToCart(pt2, x); // сферические -> декартовы Rotate(x, pt11, 2); // первое вращение Rotate(x, M_PI_2 - pt1, 1); // второе вращение CartToSpher(x, pt); // декартовы -> сферические *azi = M_PI - pt1; *dist = M_PI_2 - pt; return; }
Следует заметить, что прямая и обратная задача математически идентичны, и алгоритмы их решения зеркально отражают друг друга.
Преобразование сферических координат в декартовы
В данном случае в качестве сферических координат φ, λ подставим φ₂, λ₂.
Реализация на Си:
/* * Преобразование сферических координат в вектор * * Аргументы исходные: * y - {широта, долгота} * * Аргументы определяемые: * x - вектор {x, y, z} */ void SpherToCart(double y, double x) { double p; p = cos(y); x2 = sin(y); x1 = p * sin(y1); x = p * cos(y1); return; }
Вращение вокруг оси
Представим оператор вращения вокруг оси X на угол θ в следующем виде:
Операторы вращения вокруг осей Y и Z получаются перестановкой символов.
Реализация вращения вокруг i-ой координатной оси на Си:
/* * Вращение вокруг координатной оси * * Аргументы: * x - входной/выходной 3-вектор * a - угол вращения * i - номер координатной оси (0..2) */ void Rotate(double x, double a, int i) { double c, s, xj; int j, k; j = (i + 1) % 3; k = (i - 1) % 3; c = cos(a); s = sin(a); xj = xj * c + xk * s; xk = -xj * s + xk * c; xj = xj; return; }
Преобразование декартовых координат в сферические
В данном случае в роли сферических координат φ, λ окажутся углы (90° − σ), (180° − α₁).
Реализация на Си:
/* * Преобразование вектора в сферические координаты * * Аргументы исходные: * x - {x, y, z} * * Аргументы определяемые: * y - {широта, долгота} * * Возвращает: * длину вектора */ double CartToSpher(double x, double y) { double p; p = hypot(x, x1); y1 = atan2(x1, x); y = atan2(x2, p); return hypot(p, x2); }
[править] Алгоритм
Существует великое множество подходов к решению поставленной задачи. Рассмотрим простой и надёжный векторный метод.
Последовательность решения:
- преобразовать углы (90° − σ) и (180° − α₁) в декартовы координаты,
- развернуть координатные оси вокруг оси Y на угол (φ₁ − 90°),
- развернуть координатные оси вокруг оси Z на угол −λ₁,
- преобразовать декартовы координаты в сферические.
Если третий пункт пропустить, на выходе вместо долготы λ₂ получится разность долгот (λ₂ − λ₁), что упростит алгоритм. Останется только прибавить долготу первого пункта. С другой строны, благодаря третьему пункту долгота λ₂ всегда будет в диапазоне .
Пример реализации алгоритма в виде функции языка Си:
/* * Решение прямой геодезической задачи * * Аргументы исходные: * pt1 - {широта, долгота} точки Q1 * azi - азимут начального направления * dist - расстояние (сферическое) * * Аргументы определяемые: * pt2 - {широта, долгота} точки Q2 */ void SphereDirect(double pt1, double azi, double dist, double pt2) { double pt2, x3; pt = M_PI_2 - dist; pt1 = M_PI - azi; SpherToCart(pt, x); // сферические -> декартовы Rotate(x, pt1 - M_PI_2, 1); // первое вращение Rotate(x, -pt11, 2); // второе вращение CartToSpher(x, pt2); // декартовы -> сферические return; }
Следует заметить, что прямая и обратная задача математически идентичны, и алгоритмы их решения зеркально отражают друг друга.
Преобразование сферических координат в декартовы
В данном случае в качестве сферических координат φ, λ подставим углы (90° − σ), (180° − α₁).
Реализация на Си:
/* * Преобразование сферических координат в вектор * * Аргументы исходные: * y - {широта, долгота} * * Аргументы определяемые: * x - вектор {x, y, z} */ void SpherToCart(double y, double x) { double p; p = cos(y); x2 = sin(y); x1 = p * sin(y1); x = p * cos(y1); return; }
Вращение вокруг оси
Представим оператор вращения вокруг оси X на угол θ в следующем виде:
Операторы вращения вокруг осей Y и Z получаются перестановкой символов.
Реализация вращения вокруг i-ой координатной оси на Си:
/* * Вращение вокруг координатной оси * * Аргументы: * x - входной/выходной 3-вектор * a - угол вращения * i - номер координатной оси (0..2) */ void Rotate(double x, double a, int i) { double c, s, xj; int j, k; j = (i + 1) % 3; k = (i - 1) % 3; c = cos(a); s = sin(a); xj = xj * c + xk * s; xk = -xj * s + xk * c; xj = xj; return; }
Преобразование декартовых координат в сферические
В данном случае в роли сферических координат φ, λ окажутся φ₂, λ₂.
Реализация на Си:
/* * Преобразование вектора в сферические координаты * * Аргументы исходные: * x - {x, y, z} * * Аргументы определяемые: * y - {широта, долгота} * * Возвращает: * длину вектора */ double CartToSpher(double x, double y) { double p; p = hypot(x, x1); y1 = atan2(x1, x); y = atan2(x2, p); return hypot(p, x2); }
Практическое применение вычисления дирекционного угла
Вычисление дирекционного угла имеет широкое практическое применение в различных областях, связанных с геодезией и картографией. Ниже приведены несколько примеров использования вычисления дирекционного угла:
Прокладка трасс – вычисление дирекционного угла позволяет определить направление по которому должна пролегать трасса дороги, трубопровода, электропередачи и других инженерных сооружений
Это особенно важно при проектировании новых объектов или модернизации существующих.
Определение координат земных объектов – при обновлении карт или создании новых картографических материалов необходимо знать координаты каждого объекта. Вычисление дирекционного угла помогает не только определить координаты объекта, но также его относительное расположение по отношению к другим объектам.
Навигация – вычисление дирекционного угла позволяет определить путь и направление движения, а также точное положение в пространстве
Это особенно важно для мореплавателей, пилотов, автомобилистов и других людей, работающих в сфере транспорта.
Геофизические исследования – в геофизических исследованиях, например, при поиске месторождений полезных ископаемых, вычисление дирекционного угла позволяет определить точное направление взаимодействия и получить максимально точные результаты.
Архитектура и строительство – при проектировании зданий, сооружений или жилых комплексов очень важно определить направление, размеры и расположение объектов. Вычисление дирекционного угла помогает сделать эти расчеты и построить объекты в точности согласно заранее заданным параметрам.
Это лишь некоторые примеры практического применения вычисления дирекционного угла. Благодаря точным расчетам и использованию современных геодезических инструментов, мы можем получить максимально точные результаты и эффективно применять их в различных областях деятельности.