Географический детерминизм монтескье кратко

Для социально-политических взглядов французского просветителя ш.л.монтескье характерен географический детерминизм

Что такое эпоха Просвещения

Период Средневековья закончился с началом эпохи Нового времени, которая принесла с собой изменения в культуру, религию, научную мысль и повседневность европейцев. Великие географические открытия, Реформация церкви, складывание единых централизованных государств – способствовали научной революции XVII века, в результате которой наука преодолела свою зависимость от религии.

Благодаря бурному развитию точных и естественных наук, к началу XVIII века в европейском обществе утвердилась уверенность в том, что познавать окружающую действительность человеку помогают наука и разум, но не вероучения священнослужителей и цитаты из Библии. Началась эпоха Просвещения, которая занимает в европейской истории период с начала XVIII до первой половины XIX века.

Отличительные особенности эпохи Просвещения:

  • Освобождение человеческого разума от религиозного фанатизма, средневекового невежества.
  • Осуждение феодального режима.
  • Разработка концепции правового государства.
  • Повышение в европейском обществе уровня грамотности, образования, интенсивное развитие естественных и точных наук.
  • Распространение теории естественных прав человека.
  • Критика монархизма.
  • Стремление к секуляризации — конфискации церковных богатств и земель в пользу государства.
  • Зарождение политики просвещенного абсолютизма.

Запоминаем новые слова!

Правовое государство – государство, деятельность которого полностью подчинена правовым нормам. В таком государстве соблюдать закон обязаны все, начиная от представителей верховной власти и заканчивая рядовыми гражданами, таким образом, закон превыше всего. Главной задачей для правового государства является защита прав и свобод собственных граждан, в том числе, и от произвола властей.

Естественные права человека – это неписанные права, которыми естественным образом наделяется каждый, с момента его рождения. К таким правам сегодня относят право на жизнь, безопасность, благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, личную неприкосновенность, равенство и свободу.

Просвещенный абсолютизм — это политика европейских монархов второй половины XVIII века, основанная на идеях просветителей:

  • необходимость ограничения абсолютной власти монарха рядом реформ, заботящихся о всеобщем благосостоянии;
  • необходимость создания светского государства, то есть государства, свободного от контроля религии;
  • необходимость отхода от феодальных порядков и натурального типа хозяйства в пользу развития рыночных отношений;
  • устранение некоторых сословных привилегий;
  • защита со стороны государства права на частную собственность;
  • необходимость государственной заботы о низших классах.

Шарль Луи де Секонда Монтескьё

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — представитель философии французского
Просвещения. Он происходил из дворянского гасконского рода. Получив классическое
и юридическое образование, был на различных должностях в судебных учреждениях,
что дало ему возможность изучить юридическую практику Франции того времени.
Затем отходит от всего этого и посвящает себя изучению естественных и
общественных наук. Первый его литературный опыт — роман «Персидские письма»
(1721) — имел огромный успех. В нем он подверг критике феодально- абсолютистский
режим. Основной работой Монтескье по праву считается произведение «О духе
законов» (1747). Еще он написал «Рассуждение о причина величия и падения римлян»
(1734).

В своей социальной философии Монтескье рассматривает причины существования
разных форм общества, полагая, что для того, чтобы снять ту или иную форму
общественного развития, необходимо почитать то законодательство, которое
существует в данном обществе.

Монтескье различал два типа законов, существующих в обществе:

1) «естественные», которые определяются биологическими, природными
характеристиками человека и выражают его отношения к природе я к другим людям,
но, так сказать, во внеобщественном состоянии;

2) социальные законы.

Монтескье выделял три основных образа правления, существовавших в истории:
республиканский, монархический, деспотический. Он полагал что юридические нормы
государства определяются формой государства, законы же — это юридические
выраженные правила, определяющие отношения между верховной властью и членами
общества. Эти законы, согласно Монтескье, формируют политическую свободу,
состоящую в том, что каждый имеет право делать все, что дозволено законами.
Смысл концепции Монтескье сводился к утверждению, что законодательства,
характерные для определенных форм правления, а именно демократического,
монархического и деспотического, детерминированы различными факторами:
характером политической власти, почвой, рельефом (т.е. географической средой),
нравами, обычаями, религиозными верованиями, численностью населения.

Тем самым Монтескье попытался осознать общество как целое, связанное в единое
целым рядом условий, факторов. Эта целостность и определяет, согласно Монтескье,
«дух народов». Каждая форма правления — своеобразная структура, все элементы
которой взаимосвязаны и необходимы для функционирования целого. В каждой
социальной структуре главным элементом Монтескье считал ту или иную человеческую
страсть, которая дает возможность действовать, чтобы сохранить устойчивое
состояние. Для республики характерна добродетель, для монархии — честь, для
деспотии — страх. Если та или иная «страсть», или психологический принцип,
ослабляется, то этот образ правления рушится. Тем самым Монтескье устанавливал
определенную зависимость между образами правления и психологией народов, что
имело под собой важные основания. Монтескье выводил эти зависимости из
географической среды
, в которой главную роль играли климат, почва и рельеф
местности.

Составная часть учения Монтескье — его концепция «разделения властей»,
которая в определенной степени была развитием идей Локка. Монтескье указывал,
что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей должно быть
при любой форме правления, как при монархии, так и при демократии. Он писал, что
необходимо разделить «власть создавать законы, власть приводить в исполнение
постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или
тяжбы частных лиц». Только подобное государственное устройство, в котором все
эти власти разделены, может обеспечить такое положение, «при котором никого не
будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что
закон ему позволяет» . Эта концепция
Монтескье имела огромное демократическое содержание и не потеряла своего
значения до настоящего времени.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.

Влияние географических факторов на историческое развитие

Географические факторы играли и продолжают играть значительную роль в историческом развитии человечества. Они оказывают влияние на формирование политических, экономических и культурных особенностей тех или иных регионов и стран.

Одним из основополагающих положений географического детерминизма Монтескье является идея о том, что физическое окружение, включая горы, реки, климат и растительность, определяет характер населения, его способности и потребности. Например, гористые районы могут создавать препятствия для развития сельского хозяйства и способствовать формированию отраслей, таких как скотоводство или горная промышленность. Плодородные почвы и благоприятный климат, напротив, могут способствовать более разнообразному сельскому хозяйству и развитию городской цивилизации.

Географические факторы также могут влиять на политическую организацию и взаимодействие народов. Наличие естественных границ, таких как реки или горные хребты, может стимулировать возникновение независимых государств или определенных территориальных претензий. Примером является ситуация с государствами в Альпийском регионе, которые долгое время были изолированы друг от друга из-за гор и в то же время часто были подвержены воздействию соседних стран.

Кроме того, географические факторы могут оказывать влияние на развитие экономики и торговли. Например, наличие портов и доступ к водным путям может способствовать развитию морских торговых путей и формированию процветающих торговых городов. Климатические особенности и природные ресурсы также могут определять, какие отрасли будут развиваться, например, добыча руды в горных районах или сельское хозяйство в плодородных равнинах.

В целом, географические факторы имеют сложное и многогранный характер и оказывают влияние на различные аспекты исторического развития. Они объясняют, почему страны или регионы имеют свои уникальные характеристики и особенности. Понимание этого влияния является важным для изучения истории и развития общества в целом.

Жизнь и карьера Шарля Монтескье

Шарль Луи де Шекуа де ла Брейд маркиз де Монтескье был французским философом, писателем и политиком. Он родился 18 января 1689 года во Франции в семье аристократов. Монтескье получил образование в Коллеж де Ла Марш в Бордо, а затем поступил в парижскую Юридическую школу.

В своем произведении «О духе законов», опубликованном в 1748 году, Монтескье исследовал политические и социальные системы различных стран и выдвинул свою теорию географического детерминизма.

За свою карьеру Монтескье занимал различные государственные должности, включая должности президента Парламента в регионе Бордо. Он также служил судьей и был избран членом Французской Академии. Своими размышлениями о законе и правосудии Монтескье оказал большое влияние на модернизацию французской юстиции.

Монтескье был признан одним из величайших политических мыслителей своего времени. Его работы, помимо «О духе законов», включают «Персидские письма» и «Дневник путешествия по Пруссии и России». Он также внес значительный вклад в область политической теории и философии.

Шарль Монтескье скончался 10 февраля 1755 года в своем замке во Франции, оставив после себя наследие в виде своих важных работ, которые продолжают быть актуальными и влияют на современные исследования в области политики и социологии.

Географические факторы и политическая организация

Теория географического детерминизма Монтескье утверждает, что географические факторы оказывают существенное влияние на политическую организацию различных обществ. Основные принципы теории географического детерминизма Монтескье можно применить и к анализу политической организации государств и народов, так как географические условия определяют возможности и ограничения, с которыми сталкиваются политические структуры и лидеры.

Один из главных географических факторов, влияющих на политическую организацию, — это рельеф местности. Горы, реки и моря могут выступать естественными границами, создавая препятствия для расширения влияния и контроля политических субъектов. Например, горные хребты могут создавать естественные барьеры для вторжения и защиты народов и государств, а реки и моря могут являться естественными путями торговли и взаимодействия, влияя на политическую организацию и формирование государственных структур.

Климатические условия также могут оказывать существенное влияние на политическую организацию. Различные климатические зоны имеют разную плодородность почвы и доступность ресурсов, что может приводить к различным формам политической организации, таким как охотничье-собирательские общества или сельскохозяйственные цивилизации. Климат также может влиять на формирование государственных структур и политическое поведение народов, например, через определение особенностей экономических деятельностей и социальной организации.

Наличие природных ресурсов, таких как земля, вода, минералы, также играет важную роль в политической организации. Распределение ресурсов может приводить к конкуренции и конфликтам между политическими субъектами, а их наличие или отсутствие может определять экономическую и политическую мощь различных регионов.

Таким образом, географические факторы имеют непосредственное влияние на политическую организацию общества. Понимание этих факторов и их взаимосвязи с политическими процессами позволяет более глубоко анализировать и понимать различные формы политической организации и динамику политической жизни.

Жизнь и творчество философа

Франсуа Мари Аруэт, более известный как Вольтер, родился 21 ноября 1694 года в Париже. С самого раннего детства он обладал острым умом и необычайной сообразительностью, что позволяло ему блеснуть своими талантами как в обычной жизни, так и в области литературы и философии.

Вольтер был одним из наиболее ярких представителей эпохи Просвещения. Он выступал против тирании и неравенству, отстаивал свободу слова и религиозную толерантность. Его философия была направлена на развитие рационального мышления и расширение знаний. В своих работах Вольтер выступал за прогресс, образование и науку.

Одним из самых известных произведений философа является «Философский словарь», в котором он исследовал и анализировал различные концепции и идеи. Вольтер провозгласил принцип «разумного рассудка» и критиковал нездоровую власть церкви и абсолютизм.

Кроме философии, Вольтер был известен как писатель и драматург. Он написал множество пьес, романов и поэм, включая известные произведения «Кандид», «Задриппополь», «Золотой век» и «Оедип»

Его работы отличались остротой и полемикой, а его критический подход к обществу и религии привлекал внимание и вызывал скандалы

Вольтер постоянно боролся за свои идеи и принципы, что привело его к множеству конфликтов и преследований. Он был дважды отправлен в тюрьму и неоднократно высылался из Франции. Несмотря на это, Вольтер не сдавался и продолжал свою философскую и литературную деятельность даже в эмиграции.

Вольтер оказал огромное влияние на развитие философии, литературы и политики. Его идеи о свободе и разуме закладывали основы для дальнейшего прогресса и расцвета светской мысли. Сегодня философ Вольтер остается одной из ярчайших и значимых фигур в истории французской культуры и европейской мысли.

Синтетическая теория: Греция — рай для прогресса

Учение о климате Иоганна Гердера носило синтетический характер. Он учитывал различия в рельефе, климате, плодородности почвы, наличие или отсутствие выхода к морю для анализа трудовой деятельности человека и особенностей формирования цивилизации.

Некоторых сама природа огораживала от соприкосновения с другими культурами. Китай оказался защищен от внешних влияний заслоном пустынь и гор, а также океаном почти без бухт и заливов. Та же участь, по мнению Гердера, постигла Японию, Корею и страны Юго-Восточной Азии, расположившиеся вдали не только от основных торговых путей, но и от идеи смешения культур. Поэтому до сих пор в Японии доля коренного населения близится к 100 %.

Не полагаясь на международную торговлю, китайцы выработали необыкновенное трудолюбие и уникальную культуру. И ее неотъемлемой частью были не только роспись фарфора или шелковое шитье, но и дополнительная система ограждения себя от мира, то есть Великая китайская стена. В культурном же плане изоляция приводила к тому, что отсутствовал сам концепт развития. Основанием искусства было копирование каноничных образцов, а не создание новых форм.

Совсем по-другому Гердер описывает развитие культуры Вавилона. Он не только располагался на стыке Европы, Азии и Африки, но и был своеобразным оазисом. Плодородная долина Тигра и Евфрата, окруженная горами и пустынями, манила огромное количество кочевников-завоевателей. Природа предоставляла людям много глины, поэтому Вавилон быстро стал центром оседлого земледелия и местом развития ремесел и искусств (глиняная утварь, клинопись).

Меньше повезло другой стране Западной Азии — Финикии. У нее не было ни Тигра, ни Евфрата, только пустыня, через которую финикийцы однажды добрались до Красного моря. Единственным шансом выжить было мореходство, а вместе с ним и торговля. Финикийцы начали бороздить морские просторы, всё больше укрепляя связи с другими странами и обмениваясь не только товарами, но и знаниями. Такова особенность любого племени купцов, считал Гердер: они способствуют не только собственному развитию, но и развитию всего мира.

Однако страны Азии и Африки преимущественно консервировались внутри своих границ.

Влияние географического детерминизма на развитие наук

Географический детерминизм оказал значительное влияние на развитие различных наук, особенно в прошлом. Вот несколько примеров:

География

Географический детерминизм является одним из основных подходов в географии. Он помогает объяснить взаимосвязь между физической средой и обществом, а также их влияние на развитие географических объектов и явлений. Например, географический детерминизм помогает объяснить, почему некоторые регионы развиваются быстрее других из-за своего климата, рельефа или доступности ресурсов.

Антропология

В антропологии географический детерминизм помогает понять, как физическая среда влияет на культуру и поведение людей. Например, климатические условия и доступность ресурсов могут определять типы сельского хозяйства, формирование социальных структур и образ жизни различных этнических групп.

История

Географический детерминизм также оказал влияние на исторические исследования. Он помогает объяснить, как физическая среда влияет на формирование и развитие государств, империй и культурных центров. Например, доступность рек и морей может определять развитие торговли и экономического процветания, а гористые местности могут создавать естественные границы и влиять на политическую организацию.

Экология

В экологии географический детерминизм помогает понять, как физическая среда влияет на распределение и взаимодействие живых организмов. Например, климатические условия и типы почвы могут определять виды растений и животных, которые могут существовать в определенных регионах, а также их взаимодействие в экосистемах.

В целом, географический детерминизм оказал значительное влияние на развитие наук, помогая понять взаимосвязь между физической средой и обществом, а также их влияние на различные аспекты жизни и развития.

Наука

Хотя Монтескье занимал высокую государственную должность, вскоре у него пропал всякий интерес к государственным делам. Это привело к тому, что в 1726 г. он оставил политику, предпочтя ей научную деятельность.

Мужчина вел обособленный образ жизни, не стремясь посещать какие-либо светские мероприятия. В период биографии 1728-1731 гг. он часто путешествовал по европейским странам, проводя глубокие исследования в разных областях науки.

Интересен факт, что тогда же Шарль Луи де Монтескье стал членом масонской ложи «Горн». В Париже он регулярно посещал литературные салоны и клубы. Одновременно с этим, он работал над своим ключевым сочинением «О духе законов», которому посвятил более 20 лет жизни.

Данная книга представляла собой трактат по политической философии, ставший одним из главных трудов эпохи Просвещения. И хотя книга оказалась под запретом, она в кратчайшие сроки обрела известность не только во Франции, но и далеко за ее пределами.

В сочинении «О духе законов» Монтескье сформулировал идеи о потребности разделения властей и отмены рабства, которые легли в основу доктрины либерализма. В ней красной нитью проходила тема, касающаяся политической свободы: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».

При этом Шарль Монтескье разделял принципы правления: для республики наиболее действенна политическая добродетель, для тирании – страх, а для монархии – честь

Важно отметить, что он был одним из первых, кто пропагандировал идеи о разделении властей

Политолог заявлял, что в каждом государстве власть должна делиться на – законодательную, судебную и исполнительную. При этом исполнительная власть обязана находиться в руках правителя страны. Позднее он вывел ключевые факторы политического либерализма: отделение государства от гражданского общества, разделение властей и индивидуальная свобода, основанная на естественном праве.

Идея разделения властей по принципу Монтескье, сегодня лежит в основе каждого современного демократического строя. Он также был сторонником географической школы – концепции, согласно которой общественное развитие является не следствием проявления объективных закономерностей развития общества, а результатом влияния природных сил.

Таким образом, климат, почва, животный и растительный мир, наряду с другими подобными факторами, собственно, и определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты населения.

За годы научной биографии Монтескье добился большого признания в мире. Он был членом Французской академии и Лондонского королевского общества, а также являлся иностранным членом Берлинской академии наук. Его знаменитыми трудами также считаются «Персидские письма», «Книдский храм» и «Опыт о вкусе».

Биография Монтескье

Шарль Луи де Монтескье появился на свет 18 января 1689 в родовом замке Ла-Бред под Бордо. Он рос и воспитывался в семье чиновника Жан де Секонда. В детстве, мальчик проводил много времени с детьми крестьян, вследствие чего всегда одевался в скромные наряды.

В данный период биографии Монтескье отличался находчивостью и острословием, которые помогли ему позже стать автором ряда афоризмов. Когда ему было около 7 лет скончалась его мать, успевшая к тому моменту родить еще четверых детей.

В возрасте 16 лет Шарль окончил католический колледж, после чего изучал правоведение в учебных заведениях Бордо и Парижа. В 1714 г. его избрали советником парламента Бордо, а спустя пару лет он унаследовал от дяди пост вице-президента парламента и титул барона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: