Республика саха

Рельеф якутии кратко и понятно

Уникальные природные условия и их влияние

Якутия, расположенная в Северо-Восточной части России, обладает уникальными природными условиями, которые оказывают значительное влияние на ее развитие и характеристики.

Одной из особенностей является климат. Якутия расположена в арктической зоне и находится под влиянием холодных воздушных масс из Сибири. Благодаря этому, здесь царят очень суровые зимы, средняя температура которых в январе составляет около -40°C. Такие условия представляют огромные вызовы для местного населения, но также определяют особенности экономической и социальной сферы региона.

Природные ресурсы также играют важную роль в развитии Якутии. Регион богат различными природными богатствами, включая нефть, газ, уголь, алмазы и другие полезные ископаемые. Это создает благоприятные условия для развития горнодобывающей, энергетической и других отраслей промышленности.

Наиболее известным природным условием Якутии является присутствие перманентных морозных грунтов. Такие грунты отличаются высоким содержанием влаги и постоянным замерзанием. Это вносит определенные ограничения и сложности для строительства и инфраструктуры региона, поэтому требуются специальные технологии и инженерные решения при вскрытии и использовании перманентных морозных грунтов.

Уровень влияния Природные условия
Климат Суровые зимы средней температурой -40°C
Природные ресурсы Наличие нефти, газа, угля, алмазов и других полезных ископаемых
Перманентные морозные грунты Сложности и ограничения для строительства и инфраструктуры

Эти уникальные природные условия явно оказывают влияние на различные аспекты жизни и развития Якутии. Их понимание и учет позволяют оптимизировать процессы в регионе и использовать его потенциал для достижения устойчивого развития.

Отдых — Республика Саха (Якутия)

Несмотря на суровый климат, отдых в республике Саха (Якутия) осуществляется круглый год. В Якутске работает несколько театров, государственные музеи народов мира и народов севера, национальный художественный, краеведческий и музей мамонта. Туристы посещают Сокровищницу Якутии и Преображенскую церковь.

В регионе развивается спортивный, познавательный, водный, этнографический туризм. Круглый год идет активная рыбалка и трофейная охота, организуются приключенческие туры.

На землях республики обнаружено уникальное Берелехское кладбище мамонтов, а в одном из крупнейших озер Якутии – Лабынкыре – обитает реликтовая рептилия – Лабынкирский черт. Казавшееся легендой животное реально было обнаружено учеными.

Зимние туры выходного дня и недельные туры по Якутии включают в себя: катание на собачьих и оленьих упряжках и снегоходах, обучение в школе каюров, подледную рыбалку на Лене, экскурсии по Якутску, знакомство с национальной кухней, поездку на Ленские столбы, к ледовым туннелям и скульптурам «Царства вечной мерзлоты», осмотр Якутска с площадки горы Чочур Муран.

На собаках туристов, интересующихся этнографией и бытом коренных народов Якутии, завозят на сопку с шаман-деревом, где совершается старинный обряд поднесения ему даров. По дороге от Якутска до Батамая располагаются скалы и гроты с древними наскальными рисунками.

Любителей испытать себя в экстремальных климатических условиях ждут поездки в Оймякон. По дороге туристы посещают оленеводов, коневодов и села коренных жителей севера, знакомятся с их бытом, ремеслами и обрядами. Путешественники проводят опыты по мгновенному замораживанию кипятка, забиванию гвоздей бананом и становятся участниками прочих удивительных событий.

На большей части территории Республики Саха (Якутия) зимой, во время полярной ночи, можно насладиться зрелищем северного сияния.

Летом туристы тоже могут совершать ознакомительные туры по республике и ее столице, но к ним добавляются поездки, которые можно совершить только в теплое время года: к колыбели якутской культуры народа Саха – в этнографический тур в Черкех и Ытык-Кюель Таттинского района и ландшафтно-этнографическому комплексу «Земля Олонхо», построенному по мотивам якутского эпоса.

Развивается круизный туризм по Лене и ее притокам с посещением историко-архитектурного музея-заповерника «Дружба», Ленских столбов, археологического заповедника «Диринг Юрях», питомника бизонов и других достопримечательностей.

Нетронутая северная природа, разнообразие ихтиофауны, растительного и животного мира, своеобразие культуры являются потенциальными факторами развития туризма в Якутии, который сейчас находится в стадии развития. В перспективе республике предстоит пройти путь разработки новых туристических маршрутов, строительства баз отдыха, горнолыжных комплексов и других инфраструктурных объектов.

Слайд 30 ПКгиро будет истирать коренную кимберлитовую руду до частиц

структуры кристаллов алмазов и полной их сохранности извлекать из дезинтегрированной

породы затем алмазосодержащую породу фракции 50-80 мкм подвергать, например, липкостной сепарации, извлекая мельчайшие алмазы. Оставшаяся путая порода фракции 50-80 мкм будет направлять вместе с вяжущим составом головку 3Д-строительного принтера, который будет заключать выработанное ПКгиро пространство кимберлитовой трубки в режиме on-lain прочностью не менее прочности коренных пород и без всякой усадки. Работой 3Д-строительного принтера будет управлять 3Д-сканер, создающий трехмерную цифровую модель выработанного пространства.

Прохладные лета и холодные зимы

Физико-географическое положение Якутии оказывает значительное влияние на климат этого региона. Несмотря на то что лето в Якутии довольно короткое, оно отличается прохладными температурами. Средняя температура в летние месяцы колеблется от +10°C до +20°C. В связи с этим, воздушные массы Якутии считаются наиболее свежими в Сибири.

Зимы в Якутии очень холодные и длительные. Средняя температура зимы составляет от -30°C до -40°C, иногда погода может становиться еще холоднее, достигая отметок ниже -50°C. Якутия имеет репутацию самого холодного населенного пункта на планете: город Усть-Нера получил звание «полюс холода», где была зафиксирована рекордно низкая температура в -67.7°C.

Прохладные лета и холодные зимы являются характерной особенностью климата Якутии, обусловленной ее географическим положением, удаленностью от влияния океана и близостью к Арктике.

Промышленный комплекс Якутии

Суровые климатические условия и транспортная изоляция долгое время препятствовали экономическому развитию. Территория считалась источником ценных мехов. Основными занятиями местного населения были пушное звероводство и оленеводство. Там были известные месторождения золота. Но недоступность региона и отсутствие транспортной сети препятствовали разработке открытых месторождений.

В первые годы советской власти началась постепенная разведка и освоение природных ресурсов региона. Этот процесс ускорился после открытия Северного морского пути. В то же время началось развитие авиационных маршрутов.

Освоение минеральных ресурсов Якутии активизировалось во второй половине ХХ века. Промышленность Якутии превратилась в центр добычи драгоценных и топливных полезных ископаемых. Главные богатства Якутии:

  • Золото;
  • бриллианты;
  • Оловянные руды;
  • урановые руды;
  • Масло;
  • природный газ;
  • Бурый уголь и уголь.

Благодаря разведанным месторождениям полезных ископаемых до начала 1980-х годов Якутия имела статус промышленной и сельскохозяйственной республики. Прогнозировалось, что она будет иметь значительные перспективы для развития добывающих отраслей в будущем. В настоящее время Республика Саха (Якутия) имеет хорошо развитую алмазодобывающую промышленность и инфраструктуру. Алмазы добываются на востоке республики, недалеко от Мирного.

Современный промышленный комплекс республики ориентирован на добычу и переработку полезных ископаемых (угольных, оловянных и урановых руд). Месторождения угля разрабатываются в центре, на юге и востоке Якутии (Томпонский, Верхнеколымский, Кобяйский районы). Оловянные руды добываются в Верхоянской области (Ессэ-Хая). Современный топливно-энергетический комплекс сформирован на базе бурого и каменного угля и Вилюйской ГЭС.

Развивается лесное хозяйство и деревообрабатывающая промышленность. На базе звероферм и охотничьих хозяйств развиваются такие легкие производства, как пушнина и меховая и кожевенная обувь. Судостроение развивается для нужд национальной экономики. Пищевая промышленность развивается. Машиностроительная промышленность и промышленность строительных материалов имеют сервисное значение.

Территориальная структура белорусской промышленности находится в стадии развития. Основные промышленные центры ограничены средним течением реки Лены и побережьем моря Лаптевых. Дальнейшее развитие промышленности в регионе требует дальнейшего расширения транспортной сети.

Слайд 22 Карьерная добыча (добыча отрытым способом) производится до глубины

Добытая тем или другим способом руда самосвалами доставляется на обогатительную

фабрику, где подвергается следующим операциям: Дробление руды. Измельчение породы происходит сначала в дробилках на куски до 1,5 метров, затем в мельницах мокрого самоизмельчения до 0,5 метра. Спиральные классификаторы распределяют сырье по плотности. Вибрационное сито (грохот) просеивает материал.Обогащение при помощи отсадочных машин. В условиях пульсации воды куски породы средних фракций оседают на дно. Мелкий материал вместе с водными реагентами поступает в пневмофлотационную машину, где мелкие кристаллы притягиваются пузырьками пены и направляются вместе с ней в доводку.

Способ добычи

Мощная река Лена и ее значение

Так как воздушный путь в якутский регион затруднен, река Лена выполняет важную роль в транспортной системе региона. Она является одним из главных водных путей для перевозки грузов и пассажиров. Лена связывает разные населенные пункты и обеспечивает им доступ к необходимым товарам и услугам.

Несмотря на непредсказуемость местного климата, река Лена имеет большое значение в сельском хозяйстве Якутии. Она является источником воды для полива полей, а также основным источником питьевой воды для населения. Кроме того, река Лена обеспечивает рыбой, в том числе промысел водных биоресурсов стал одной из основных отраслей экономики региона.

Река Лена также является важным экологическим объектом. Ее воды обогащаются кислородом и питательными веществами, что благоприятно влияет на биоразнообразие флоры и фауны. Множество рыбных видов обитает в реке, а также в ее береговых зонах можно встретить множество видов птиц и животных.

Название Характеристики
Расположение Восточная Сибирь
Длина 4409 км
Площадь водосбора 2590 тыс. км²
Средний расход воды 16200 м³/с
Чистота воды Высокая

Река Лена играет важную роль в географическом расположении Якутии. Ее мощные воды являются источником жизни для местного населения и важным экологическим ресурсом. Благодаря доступности и богатству реки Лена, развитие региона получило дополнительный импульс и стало возможным.

Экономика[править | править код]

Промышленностьправить | править код

Перевоз рабочих на золотые прииски, конец XIX, начало XX века.

Промышленность Якутии ориентирована на добычу и обогащение сырья, республика богата природными ресурсами. На территории Якутии находится крупнейшее в стране Эльконское урановое месторождение с разведанными запасами около 344 тысяч тонн. В 2011 году начата отгрузка угля с крупнейшего в России Эльгинского угольного месторождения.

Основные секторы промышленностиправить | править код

Наиболее развитие отрасли промышленности в Якутии:

  • добывающая (алмазо-, золото, нефте-, газо-, угле- и другие полезные ископаемые);
  • перерабатывающая (гранильная, ювелирная, нефте-газоперерабатывающая, деревообрабатывающая, производство строительных материалов и др.)
  • топливно-энергетический комплекс (производство энергоносителей)
  • лесная;
  • Машиноремонт;
  • Лёгкая промышленность (кожевенно-обувная и.т.д.);
  • Пищевая промышленность.

Сельское хозяйствоправить | править код

Аграрный сектор экономики Якутии представлен следующими направлениями:

  • Мясо-молочное животноводство
  • Коневодство
  • Картофеле-овощное
  • Пушно-меховое
  • Оленеводство

Транспортправить | править код

Бо́льшая часть грузопотока приходится на водный транспорт. В период навигации основными транспортными артериями становятся реки (Лена, с притоками Вилюй и Алдан, Яна, Индигирка, Колыма). В северные районы республики грузы доставляются Северным морским путём.

Развивается автомобильная сеть республики. 25 октября 2008 года официально открыта для круглогодичного движения на всём своём протяжении автодорога федерального значения «Колыма» (Якутск — Магадан). В 2007 году автодорога «Вилюй» (Якутск — Вилюйск — Мирный — Ленск — Усть-Кут — Тулун) включена в список федеральных дорог. Однако фактически такой дороги не существует: участок Ленск — Усть-Кут является зимником, по которому автомобильное сообщение возможно около трёх месяцев в году. В перспективе планируется выход автодороги «Амга» (Якутск — Амга — Усть-Мая) к порту Аян в Хабаровском крае. Также планирутеся строительство круглогодично действующих трасс «Яна» (Хандыга — Батагай — Усть-Куйга) и «Анабар» (Мирный — Удачный — Оленёк — Юрюнг-Хая). В то же время автодорога федерального значения «Лена», которая связывает Якутск с общероссийской автомобильной сетью, требует очень серьёзного ремонта.

Развит воздушный транспорт. В республике действует 32 аэропорта.

Действует участок Амуро-Якутской железнодорожной магистрали Беркакит — Алдан — Томмот. Продолжается строительство участка до посёлка Нижний Бестях (официально открыт в сентябре 2011 года, рабочая загрузка еще не начата), рассматривается возможность строительства совмещённого автомобильного железнодорожного моста через Лену с выходом железной дороги на Якутск, а также продолжения строительства железной дороги на Мому — Магадан. В юго-восточной Якутии также близко к завершению строительство тупиковой железнодорожной линии Улак — Эльга, соединяющей БАМ с Эльгинским угольным месторождением.

Из сфер услуг наибольшее внимание на данный момент уделяют развитию туризма.

Расположение на востоке России

Якутия, или Республика Саха, расположена в восточной части России. Это крупнейшая субъект Федерации по площади, занимая примерно 20% территории всей страны. Граничит с Магаданской областью на севере, с Нерюнгринским районом Иркутской области на западе, с Республикой Сахах (Якутия) и Чукотским автономным округом на юге. На востоке омывается водами Охотского моря и Лаптевых морей.

Географическое положение Якутии является одним из факторов, определяющих ее уникальность и значимость. Регион находится в зоне сурового климата, где зимы длительные и очень холодные, а лето короткое и прохладное. Это влияет на природные условия и биоразнообразие региона, а также на хозяйственную деятельность его жителей.

Природные ресурсы

Территория Якутии располагается в пределах четырех географических зон: арктической пустыни, тундры, лесотундры и таежных лесов, которые занимают почти 80% площади.

Почти вся континентальная территория Якутии представляет собой зону сплошной вечной мерзлоты. Средняя мощность мерзлого слоя достигает 300-400 метров, а в бассейне реки Вилюй — 1500 метров: это максимальное промерзание горных пород на Земле. В горах Восточной Якутии 485 ледников общей площадью 413 кв.км. и с запасом пресной воды более 2 тысяч кб.км.

Запасы лесных ресурсов республики оцениваются в 10,3 млрд кб.м. В таежных районах преобладает даурская лиственница (85% лесной площади), также повсеместно распространены сосна, кедровый стланик, ель, береза, осина, в южных районах распространен сибирский кедр, в горных — душистый тополь и чозения.

Якутия входит в таежно-тундровую зоогеографическую зону с необыкновенно богатой фауной. На островной территории обитают морж, нерпа, тюлень, белый медведь. На континентальной территории распространены лось, северный олень, кабарга, снежный баран, изюбрь, бурый медведь, волк, а также животные с ценным мехом — рыжая лисица, песец, соболь, горностай, колонок, американская норка и др.

В морских, речных и озерных водоемах республики насчитывается около 50 видов рыб, преобладающими из которых являются лососевые и сиговые.

На территории Якутии гнездятся более 250 видов птиц. Среди них такие редкие, как розовая чайка, белый и черный журавль, кроншнеп-малютка и кречет, занесенные в Международную Красную книгу.

Географические характеристики Якутии

Главная крупная река – Лена, с ее мощными притоками Витим и Алдан. Территория Якутии находится внутри водораздела Северного Ледовитого океана и Тихого океана, который проходит по водораздельному бугру Нижнего Амура. Горное строение Якутии формируется выветриванием в трехлистных и непотерянных горах. Большая часть территории составлена в основном кристаллическими породами (гранитами, гнейсами, сланцами).

Якутия имеет определенные уникальные природные объекты. К ним относятся озера, заповедники, национальные парки и т.д. Большую часть территории республики занимают тундры, лесотундры и тайга.

  • Озера: Байкал, Кулунды, бытья и другие.
  • Заповедники: Заповедник «Большая Богдо», заповедник «Ленский столбик», заповедник «Дельта Лены» и другие.
  • Национальные парки: Национальный парк «Таймырский», национальный парк «Поволжский» и другие.

Климат Якутии является суровым и континентальным. Зимы холодные и длинные, средняя температура в январе составляет около -40 °С. Лето короткое и прохладное, средняя температура в июле около +20 °С. Часто бывают морозы до -60 °С и жары до +38 °С.

Слайд 24 Влияние на экосистемуВ 1974 году при строительстве обогатительной

вплоть до 2006 года. В процессе добычи руды увеличивается приток

воды из подземных горизонтов, расположенных ниже 200 метров. Эта вода (подземный рассол) содержит токсичные элементы (сероводород), загрязняющие воздушный бассейн. Для предотвращения экологических проблем захоронение рассолов осуществляют подземным способом, который воздействует на геологическую среду и степень загрязнения пород на данный момент определить невозможно.При обогащении породы образуются промышленные стоки. После локальной очистки и отстоя они попадают в водоёмы.В результате механического и химического воздействия почвы в районах интенсивной добычи алмазов деградируют и накапливают свинец, цинк, никель, хром, мышьяк и другие микроэлементы, концентрация которых в десятки раз превышает региональный фон.

Дороги — Республика Саха (Якутия)

Железнодорожный транспорт республики Саха (Якутия) находится в стадии становления. Амуро-Якутская магистраль до сих пор не достроена, последней станцией, до которой осуществляется движение, является Нижний Бестях. После строительства моста через Лену в районе Якутска столица республики получит выход на общероссийскую железнодорожную сеть. Все железные дороги Якутии не электрифицированы. На участках Нерюнгри-Томмот и Нерюнгри-Тында ходят пригородные поезда.

65% пассажирских перевозок осуществляется воздушным транспортом, так как территория республики огромна, а большинство автодорог не может эксплуатироваться круглый год. Три аэропорта имеют государственное значение: в Якутске, Чокурдах и Тикси. В Якутии действует более 30 аэропортов и почти 200 посадочных площадок. Состояние многих из них далеко от идеального.

В столице располагается два аэропорта – Маган и Якутск, из которых осуществляется около двухсот рейсов, среди которых полеты в российские города: Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Сочи, Улан-Удэ, Иркутск м другие. Аэропорт Якутск имеет статус международного, так как из него можно вылететь в Пекин. Внутри республики самолеты летают практически во все населенные пункты.

Водный транспорт Якутии главенствует в грузоперевозках, но не последнее место занимает и в доставке пассажиров. В республике развит и морской, и речной транспорт, но морские поездки из-за раннего установления ледового покрытия длятся около 2 месяцев в году. Главными морскими портами Якутии считаются Тикси и Якутск, между которыми осуществляется водное сообщение. Из Якутска можно доплыть до Хатангского залива, а оттуда по морю – до Певека.

Речным скоростным транспортом по Лене с притоками можно попасть в Сангар, Жиганск, Оклеминск, Пеледуй, Ленск, Витим, Усть-Кут, Киренск, Томмот, Усть-Маю, Нюрбу, Синкс, Тикси, Хандыгу. С речных вокзалов Якутии в указанных городах можно отправиться на быстроходных катерах или моторных лодках в другие менее крупные населенные пункты. Планируя поездку по республике Якутия по воде (а иногда и другими видами транспорта) нужно учитывать, что в расписании можно наткнуться на формулировки «без чёткого расписания» или «довольно часто», что объясняется низкой плотностью населения и, соответственно, загрузкой судов.

В республике Саха действует несколько паромных переправ, которые в летнее время заменяют зимники. Среди них – паром в Якутске, на котором можно добраться до Н. Бестяха и Хандыги, паром в Мохсоголлохе, следующий до Качикатцев, и в Кангалассах – до Соттинцы.

Сеть автодорог Якутии отличает сезонность. Круглогодичных дорог мало, и большинство из них расположены на юге республики, а север выживает за счет зимников, которые составляют 65% всех дорог и эксплуатируются около 8 месяцев в году. Проезд по автодорогам Якутии с твердым покрытием возможен только по 16 районам из 33. Состояние всех дорог республики Саха (Якутия), и круглогодичных, и зимников, оставляет желать лучшего. Постоянные дороги нуждаются в ремонте, а на зимниках к февралю образуются огромные колеи, что делает движение по ним небезопасным.

Основные дороги республики Саха (Якутия) соединяют Якутск с Большим Невером (трасса «Лена»), Магаданом («Колыма»), Мирным («Вилюй»), Покровском и Мохсоголлохом («Покровский тракт»), Амгой («Амга»), Намцами («Намский тракт»). «Алдан» соединяет Хандыгу и Эльдиканом, «Анабар» – Ленск, Мирный и Удачный, «Яна» – Багатай с Белой горой. Автодорогами в Якутии соединены Югорёнок и Эдилькан, Борогонцы и Соттинцы, Майя и Чериктей, Верхоянск и Багатай, Кюмбе и Томтор, Олёкминск и Бирюк.

Проезд по трассе «Колыма» осложняется отсутствием моста через Алдан; по трассе «Вилюй» – отсутствием нескольких мостов и некоторыми участками, превращающимися летом в болота; по Покровскому тракту – разбитым асфальтом. Автодорога «Яна» на участке от Багатая до Усть-Куйги является зимником, проходящим по льду Яны. Самым длинным зимником является дорога из Усть-Неры на Чукотку через Зырянку и Черский.

Автобусное сообщение соединяет Якутск с Нерюнгри (через Томмот и Алдан), с Мохсоголлохом (через Покровск), с Намцами, Нюрбой (через Верхневилюйск и Вилюйск). С автовокзалов Мирного и Якутска ходят пригородные автобусы. По погодным условиям рейсы могут отменяться.

Рельеф и площадь Якутии

Рельеф Якутии представляет собой сложную композицию гор и равнин, а также речных и озерных систем. На территории республики расположены несколько горных хребтов, самые известные из которых – северные отроги Сибирского хребта и Верхоянский хребет.

Горы Якутии придавались существенное значение для формирования климата республики. Высоты хребтов с огромными пространствами покрытых льдом площадей создают условия для формирования холодных и суровых климатических условий.

Однако горы занимают менее 2% всей площади Якутии. Большую часть республики составляют равнины, где преобладают тундровые и тайговые ландшафты.

Обширные речные системы, такие как Лена, Вилюй, Яна, Оленек и другие, занимают значительную часть республики и играют важную роль в ее географии. Эти реки не только обеспечивают водоснабжение и судоходство, но также являются важными элементами экосистем Якутии.

В целом, рельеф и площадь Якутии влияют на климат, ландшафты и природные ресурсы республики, делая ее уникальной и удивительной частью России.

История[править | править код]

Пароход на Лене, конец XIX, начало XX века.

Доисторические и дороссийские периодыправить | править код

Археологами установлено, что древний человек заселил Якутию уже в раннем палеолите. Тогда же появились первые археологические памятники, датируемые в рамках от 300 тысяч до 3 млн лет назад по максимальным оценкам. По более скромным оценкам возраст этих памятников — десятки тысяч лет. Наиболее известный и хорошо изученный из них, это нижнепалеолитическая стоянка Диринг-Юрях, которая расположена в среднем течении реки Лены.

Начиная с середины I тысячелетия н. э. на территории Якутии появились предки эвенов и эвенков. К XIII в. тунгусские племена расселились на Средней Лене, Вилюе, Олёкме. Приход предков якутов в Ленский край заставил их отойти к западу и востоку от Лены.

Предполагается, что тюркоязычные племена переселялись на территорию современной Якутии несколькими волнами, последняя из которых приходится на XIV—XV века. Якуты как народность сформировались в бассейне Средней Лены. Здесь произошло окончательное формирование народа на основе смешения пришлых тюркоязычных племен с местными палеоазиатскими родами, а также с пришлыми монголоязычными хоринцами и тунгусами.

Распространение скотоводства внесло значительные изменения в хозяйственную жизнь региона. Предки якутов привнесли в регион ремесленное производство (кузнечное, ювелирное, гончарное и др.), строительство жилищ постоянного типа. Уже к началу XVII века якутские роды жили в бассейнах Индигирки и Яны, продвинув в арктические районы Якутии культуру разведения крупного рогатого скота и табунного коневодства.

Якутия в составе Российского государстваправить | править код

В первой четверти XVII века казаки-землепроходцы достигли берегов реки Лены. Основанные русскими зимовья и остроги: Якутск, Жиганск, Верхоянск, Зашиверск, Среднеколымск и др. стали форпостами продвижения русских на северо-восток Азии и далее на северо-запад Америки.

В 1632 году на правом берегу Лены был заложен Якутский острог, положивший начало будущему городу Якутску. Острог заложил Петр Бекетов. Эта дата считается датой вхождения Якутии в состав Российского государства. В 1638 году был образован Якутский уезд, позднее преобразованный в Якутскую провинцию (1775 год) и Якутскую область (1784 год) Иркутской губернии.

В XVIII веке произошла массовая христианизация коренных жителей края. С деятельностью православного духовенства связаны развитие народного образования и просвещения народов Якутии, появление литературы на национальных языках, углубление процессов межэтнических взаимодействий.

Отдельной страницей в истории Якутии является ссылка. Ссылка началась ещё с 1640-х годов. Начиная с XIX века якутская ссылка по большей части становится политической. В ссылке в Якутии побывали декабристы, участники польского восстания 1863 года, народники, эсеры, социал-демократы.

Якутия в годы Советской властиправить | править код

27 апреля 1922 года была образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР) в составе РСФСР. Это политическое решение дало правовую, конституционную основу для формирования государственности в рамках автономной республики.

Советский период истории Якутии связан с широкомасштабным промышленным освоением её природных богатств, начало которому положила разработка в 1920-е годы золотоносных алданских месторождений. В 1930-е годы началась эксплуатация Северного морского пути, в устье реки Лена был построен морской порт Тикси; судоходные и воздушные трассы связали ранее труднодоступные районы республики. В 1950-е годы с открытием алмазоносных месторождений на западе республики была создана мощная алмазодобывающая промышленная инфраструктура.

Республика Саха (Якутия)править | править код

Новый этап в истории Якутии начался 27 сентября 1990 года, когда была провозглашена Декларация о государственном суверенитете. В октябре 1991 года был учреждён пост президента республики. Первым президентом в декабре 1991 года стал Михаил Ефимович Николаев. Тогда же было изменено название республики на Республика Саха (Якутия).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: