Слайд 25 Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоИсточники представлений:Окружающая
среда, местность вокруг школы => наблюдений в природе и
за хозяйственной деятельностью населения + краеведческий подход в обучении Личное
непосредственное знакомство с территорией особенно важно, ибо «свой глаз — алмаз», а собственный опыт, личные наблюдения, трудно чем-либо заменить. Н
Н. Баранский2. Наглядные средства обучения т.к. объекты отсутствуют в окружающей местности. ГЕОфотографииВиофрагментыВ течение многих десятилетий главным средством формирования образов реальных объектов считались стенные географические картины, которые выпускались целыми сериями еще в дореволюционной России. Поскольку первое издание «Методики» Н. Н. Баранского вышло давно, в 1960 году, не удивительно, что и он придавал картинам едва ли не первостепенное значение
Немалое внимание этому способу было уделено и в более поздних работах. Тем не менее никто не отрицал того, что постепенно стенные картины стали отходить на второй план3
Картографические представления возникают с помощью различных карт, в том числе контурных, заполняя которые школьники запоминают относительное расположение одних объектов по сравнению с другими, особенности их очертания, форму.
Значение, виды географических представлений
Основы индуктивного формирования
Индуктивное формирование географических понятий основано на принципе познания мира через наблюдение и анализ конкретных фактов и явлений.
В основе процесса индуктивного формирования лежат следующие принципы:
- Активное включение учащихся. Во время индуктивного формирования учащиеся активно участвуют в поиске и анализе информации, что позволяет им лучше усвоить новые знания и развить критическое мышление.
- Работа с конкретными примерами. Индуктивное формирование предполагает работу с реальными примерами, фактами и явлениями географического характера. Это позволяет учащимся увидеть закономерности и общие принципы, лежащие в основе данных примеров, и применить их в других ситуациях.
- Систематизация и анализ данных. После сбора исходных данных, учащиеся проводят их систематизацию и анализ, выявляя общие закономерности и особенности географического объекта или явления. Это позволяет лучше понять и запомнить полученные знания.
- Формирование обобщений и заключений. На основе анализа данных учащиеся делают обобщения и выводы, которые помогают им обрести глубокое и всестороннее понимание изучаемых географических понятий.
- Межпредметная связь. Индуктивное формирование позволяет учащимся устанавливать связи между географическими знаниями и знаниями из других предметов, такими как биология, физика, история и т.д. Это помогает им лучше понять и анализировать сложные географические явления и процессы.
Основы индуктивного формирования позволяют создать эффективную и интерактивную образовательную среду, в которой учащиеся активно и самостоятельно осваивают новые знания и развивают компетенции в области географии.
Слайд 53 Особенности формирования ОТД:а) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний
и умений в новую ситуацию – психологическая обстановка +
личностные особенности + приемы обучения;б) видение новой проблемы в знакомой
ситуации личностные особенности + приемы обучения;в) видение новой функции объекта – психологическая обстановка + личностные особенности + приемы обучения;г) осознание структуры объекта– психологическая обстановка + личностные особенности + приемы обучения;д) поиск нового способа решения задачи — личностные особенности;е) комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новой ситуации — личностные особенности.
Опыт творческой деятельности
Роль индуктивной методики в географическом образовании
Индуктивная методика играет важную роль в географическом образовании, помогая студентам формировать прочное понимание и полное представление о мире вокруг нас. В отличие от дедуктивного подхода, который основан на эмпирических наблюдениях и обобщении результатов, индуктивная методика позволяет учащимся самостоятельно формировать свои географические понятия на основе наблюдений и опыта.
Основная задача индуктивной методики в географическом образовании заключается в стимулировании мыслительного развития студентов, а также развитии их наблюдательности и критического мышления. Через активность и самостоятельность в процессе изучения географии студенты учатся анализировать и обобщать полученные данные, делать выводы и принимать обоснованные решения на основе полученных знаний.
Индуктивный подход в географическом образовании позволяет студентам осваивать географический материал на практике, через участие в полевых исследованиях, экскурсиях и прочих внеурочных мероприятиях. Это помогает им лучше понять материал и увязать его с реальным миром, а также осознать взаимосвязи между географическими процессами и явлениями.
Индуктивная методика также способствует развитию интереса студентов к изучению географии, так как она позволяет им активно участвовать в процессе обучения, открывает для них возможность самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Она помогает студентам осознать значение географии в их жизни и ее применение в реальном мире.
Итак, индуктивная методика является неотъемлемой частью географического образования, играя важную роль в формировании географических понятий и понимания мира. Она помогает студентам развивать навыки самостоятельного мышления, анализа и обобщения информации, а также укрепляет их интерес к изучению географии и пониманию роли географической науки в современном мире.
Ключевые элементы индуктивного формирования понятий
Наблюдение и сравнение. Важным элементом индуктивного формирования понятий является наблюдение и сравнение объектов, явлений и ситуаций. Учащимся предлагаются различные примеры и задания, которые позволяют им осознать сходства и различия, выделить общие признаки и установить закономерности.
Анализ и обобщение. После наблюдения и сравнения объектов, учащиеся проводят анализ полученных данных и делают обобщения. Они выявляют основные признаки, выделяют общие закономерности и формулируют понятия на основе своих наблюдений и размышлений.
Рефлексия и обратная связь. В процессе индуктивного формирования понятий важным элементом является рефлексия и обратная связь. Ученикам предлагается обсудить и оценить свои наблюдения, сделать выводы и проверить свои понятия на практике
Важно, чтобы учащиеся понимали, что их идеи и размышления имеют значение и учитываются
Наблюдение и описание
Во время наблюдения географического объекта или явления, исследователь обращает внимание на его различные характеристики, такие как форма, размеры, цвет, текстура и так далее. Описание представляет собой запись и систематическое изложение наблюдаемых характеристик
Здесь важно использовать ясные и точные слова для того, чтобы передать информацию о географическом объекте или явлении. Описание может включать и анализ наблюдаемых особенностей, а также установление связей и взаимосвязей между различными элементами. Описание представляет собой запись и систематическое изложение наблюдаемых характеристик
Здесь важно использовать ясные и точные слова для того, чтобы передать информацию о географическом объекте или явлении. Описание может включать и анализ наблюдаемых особенностей, а также установление связей и взаимосвязей между различными элементами
Описание представляет собой запись и систематическое изложение наблюдаемых характеристик
Здесь важно использовать ясные и точные слова для того, чтобы передать информацию о географическом объекте или явлении. Описание может включать и анализ наблюдаемых особенностей, а также установление связей и взаимосвязей между различными элементами
Наблюдение и описание могут быть представлены в виде списка или маркированного списка, что позволяет упорядочить и организовать информацию. Такой подход облегчает понимание и анализ географических понятий, а также способствует их запоминанию.
- Наблюдение и описание сопровождаются визуальными материалами, такими как фотографии, карты или графики, которые увеличивают понимание и наглядность.
- Наблюдение и описание помогают формированию индивидуальных представлений и предположений о географических объектах и явлениях.
- Наблюдение и описание стимулируют развитие наблюдательности, внимательности и системного мышления.
Слайд 47 Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоФормирование географических
карту 2. Умение работы с учебником географии. 3. Умение работать
с различными приборами (термометр, компас и др.)4. Умение описывать объекты и явления по типовым планам (плана-характеристик)Особенность современной МОГ — широкое использование — типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений – использование типологического подхода.5. Обучение сравнению, нахождению причинно-следственных связей, обобщению и выделению самого существенного, умению делать выводы имеет свои особенности. Умственные действия, как правило, с трудом осознаются школьниками. Поэтому необходимо обеспечить учащихся различными инструкциями, памятками, помогающими их осознанию.
Слайд 40 Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоЗначение умений
1. Способствуют развитию познавательной деятельности => только обучение самостоятельно
добывать знания. Сделать это можно только путем формирования у школьников
умений и навыков. 2. Умения — это операционная часть знаний. 3. Географические умения и навыки в значительной степени определяют качество знаний. 4. Способствуют общему развитию ученика5. Важный фактор для самостоятельного приобретения знанийЗнания и умения тесно между собой связаны и формируются одновременно. Например, знания о географических координатах и умение их определять по карте, знание существенных признаков понятия «ресурсообеспеченность» и умение определять ее по статистическим показателям для разных стран мира и т. д.
Слайд 27 Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоСвязь понятий
формирования обобщенных представлений, а на их основе — понятий использовать
несколько наглядных средств. Представление о саваннах = фото саванн Африки, Австралии и Южной Америки + карта природных зон +…..2. Формирование представлений и понятий — длительный по времени и сложный по содержанию процесс.На всем протяжении изучения географии происходит систематическое расширение круга вновь усваиваемых и углубление содержания ранее усвоенных понятий. Усвоенные понятия служат основой для формирования новых понятий, между понятиями устанавливаются правильные соотношения и т. д.3. Овладеть понятием практически означает усвоить содержание понятия и связанное с понятием представление. 4. Овладеть приемами умственной деятельности, с помощью которых возможно применение, понятия, => уметь самостоятельно применить усвоенное понятие в решении учебных и практических задачФормирование представлений происходит теме же путями, что и понятийКакими???