Условные знаки

Классификация условных знаков топографических карт кратко

Особенности оформления топографических карт

Для топографических карт характерно цветовое и зарамочное оформление.

Цветом выделяют конкретные объекты:

  • зеленым — кустарники, леса и другую зеленую массу;
  • бирюзовым — водное пространство, ледники;
  • оранжевым — рельеф, разнообразные разновидности почвогрунта;
  • оранжевым — выделяют кварталы с плотной застройкой в населенных пунктах, где проживает более 50 тысяч человек;
  • коричневым — пески, каменистые поверхности;
  • черным — названия городов и другие обозначения.

На каждом листе топографической карты с внешней стороны рамки помещаются различные сведения, необходимые для работы

  • номер и год издания карты под номенклатурой;
  • данные о магнитном склонении, сближении меридианов и поправке направления под нижней стороной рамки слева;
  • масштабы карты и его величина, высота сечения рельефа — посередине;
  • шкала заложений для определения крутизны скатов — рядом с масштабом;
  • данные о времени создания карты и использовании метода — справа;
  • оцифровка вертикальных и горизонтальных линий километровой сетки и подписи географических координат — между внутренней и внешней линиями рамки;
  • минутные и секундные деления по широте и долготе — по сторонам рамки;
  • собственные названия населенных пунктов — внутри рамок;
  • название ближайшего города, поселка или станции у выходов железных дорог и шоссе с указанием расстояния в километрах от рамки до этого пункта.

Условные обозначения на географических картах

Условные обозначения на географических картах представляют собой специальные символы, легенды и обозначения, которые используются для передачи информации о различных географических объектах и особенностях местности. Они играют важную роль в обеспечении четкости, наглядности и единообразия представления географической информации на карте.

Условные обозначения используются для отображения широкого спектра географических объектов на карте. Это могут быть горы, реки, озера, океаны, леса, поля, границы стран и территорий, дороги, железные дороги, населенные пункты, аэропорты, пляжи, парки, памятники и многое другое. Каждый тип объекта имеет свою уникальную символику и обозначение, которые облегчают идентификацию и интерпретацию на карте.
Легенда, или ключ, является основным средством передачи информации об условных обозначениях на географической карте. Она представляет собой таблицу или раздел карты, где приводятся все используемые символы и их соответствующие значения или обозначения. Легенда позволяет пользователям понять, какие символы используются на карте и что они представляют, что делает карту более доступной и понятной.

Одним из важных аспектов условных обозначений на географических картах является их стандартизация. Международная картографическая ассоциация (ICA) разработала ряд стандартов и соглашений, которые определяют общепринятые символы и обозначения для различных географических объектов.

Это обеспечивает единообразие и согласованность картографической информации, позволяет пользователям легко интерпретировать карты разных стран и регионов.

Условные обозначения на географических картах значительно облегчают чтение и понимание карты. Они предоставляют информацию о географической реальности, помогают определить местоположение, ориентироваться в пространстве и понять характеристики местности. Без условных обозначений карта была бы лишена значительной части своей информационной ценности и применимости.

Условные обозначения на географических картах.

Разнообразие условных обозначений на географических картах

Разнообразие условных обозначений на географических картах является одной из ключевых особенностей, которая позволяет передавать различную информацию о географических объектах и особенностях местности. Условные обозначения разнообразны и многообразны, чтобы удовлетворить потребности различных пользователей карт.
В первую очередь, условные обозначения на географических картах включают символы и штриховку, которые отображают различные географические объекты. Например, горы могут быть изображены с помощью треугольников или конусов, реки — линиями с указанием направления течения, озера — закрашенными областями.

Леса, поля, пустыни и другие типы растительности могут быть обозначены различными штриховками, которые указывают на плотность и тип растительности. Кроме того, условные обозначения отображают различные элементы инфраструктуры.

Дороги и автострады могут быть обозначены различными линиями, указывающими на их тип и классификацию. Железные дороги, аэропорты, порты и другие транспортные объекты также имеют свои символы и обозначения. Границы стран и административные единицы могут быть отображены с помощью линий разных типов и цветов.

Важным аспектом разнообразия условных обозначений является их специализация. Существуют специальные условные обозначения для определенных областей, таких как горные районы, пустыни, острова, моря и океаны.

Например, для обозначения горнолыжных курортов или парковых зон могут использоваться специальные символы. Это позволяет картографам передать дополнительную информацию, специфичную для конкретного региона или объекта. Еще одним аспектом разнообразия условных обозначений является их масштабируемость.

На картах разного масштаба используются различные условные обозначения, чтобы отображать разное количество деталей. На крупномасштабных картах можно встретить более детализированные обозначения, позволяющие увидеть более мелкие объекты, в то время как на маломасштабных картах используются более упрощенные обозначения, чтобы передать общую картину больших территорий.

Необходимо отметить, что условные обозначения на географических картах должны быть стандартизированы. Международная картографическая ассоциация (ICA) устанавливает правила и соглашения относительно использования символов и обозначений на картах, чтобы обеспечить единообразие и понимание картографической информации.

Знаки на географических картах.

Классификация по масштабу

В зависимости от масштабов географические изображения делят на три типа.

  1. Мелкомасштабные, или обзорные. Карты в пропорции 1:200000, 1:1000000. Необходимы для изучения конкретной территории, планирования мероприятий народного хозяйства, расчета полезных ресурсов и водного пространства, при строительстве промышленных сооружений.
  2. Среднемасштабные, или обзорно-математические. Изображения промежуточного типа с пропорциями 1:250000, 1:50000, 1:100000. Планы местности с использованием этих масштабов отличаются высокой точностью и широко используются в народном хозяйстве, для военных целей, для различных подсчетов, при планировании геодезических или поисковых работ.
  3. Крупномасштабные, или топографические. Карты с пропорциями 1:5000, 1:10000. Используются при проведении разведок экспедициями геологов, планировании строительства промышленных и транспортных объектов, в тактико-стратегических военных целях.

Масштаб указывают на картах двумя способами:

  • численный: запись выглядит как дробь с единицей в числителе и знаменателем, равным степени уменьшения. Показатель масштаба равен одному сантиметру;
  • линейный: пояснение выглядит как линейка с равными отрезками, удобная для специалистов, которые одновременно с изучением топографической карты измеряют расстояния и переводят их в натуральные величины.

Топографические планы и карты создаются в географической и сферической системе координат.

Наиболее подробно объекты и их очертания изображаются на крупномасштабных картах. При уменьшении масштаба подробности исключают и обобщают, отдельные объекты заменяются их собирательными значениями.

Пример: населенный пункт в масштабе изображения 1:10 000 дается в виде отдельных строений, в масштабе 1:50 000 — кварталами, в масштабе 1:100 000 — специальным значком-пунсоном.

Примечание

Отбор и обобщение содержания при составлении географических планов называется картографической генерализацией, цель которой сохранить и выделить типичные особенности изображаемых явлений в соответствии с назначением карты.

Понятие географической карты

Географическая карта – это графическое изображение поверхности Земли или ее отдельных частей на плоскости. Карты являются неотъемлемой частью географического анализа и представляют собой удобный инструмент для исследования и визуализации географической информации.

Географические карты обладают определенной графической символикой, которая позволяет передать различные географические явления и объекты. Для обозначения рельефа, водных объектов, лесов, городов и других элементов используются условные знаки. Эти знаки обеспечивают единообразие и стандартизацию географических карт и позволяют упростить восприятие и понимание пространственной информации.

Условные знаки на географических картах классифицируются по различным признакам. Например, по виду географических объектов, которые они обозначают. Существуют знаки для обозначения озер, рек, гор, дорог, железных дорог и других объектов. Также условные знаки могут быть разделены по масштабу карты – на общие для большинства карт и специфические для конкретных масштабов.

Использование условных знаков на географических картах позволяет сделать информацию более наглядной и понятной для пользователей. Они помогают ориентироваться на карте, а также делают возможным изучение и анализ различных пространственных характеристик, таких как распределение населения, экономическое развитие, климатические условия и т.д.

Склеивание и складывание карты

Склеивание карты. Очень часто районы, боевых действий подразделений будут выходить за пределы одного листа карты. В этих случаях рабочая карта командира может состоять из нескольких листов. Для удобства пользования выбранными листами карт производится предварительное их склеивание, т. е. нужные листы подклеиваются друг к другу

Очень важно правильно расположить и склеивать выбранные листы. Нужно помнить, что если рабочая карта будет склеена из большого числа листов, то рекомендуется перед склеиванием составить схему расположения листов

Прежде чем приступить к склеиванию, нужно выполнить определенную подготовительную работу

Вначале необходимо правильно срезать края листа карты, но вместе с краями карты не должна срезаться часть самой карты. Для срезки краев карты следует пользоваться острим ножом или лезвием бритвы. Практика показывает, что при пользовании ножницам на срезку краев уходит больше времени и края получаются неровными

Прежде чем приступить к склеиванию, нужно выполнить определенную подготовительную работу. Вначале необходимо правильно срезать края листа карты, но вместе с краями карты не должна срезаться часть самой карты. Для срезки краев карты следует пользоваться острим ножом или лезвием бритвы. Практика показывает, что при пользовании ножницам на срезку краев уходит больше времени и края получаются неровными.

Срезать края листа карты следует в определенном порядке, который обусловливается удобством работы на ней, а также самим процессом склеивания. Срезать края карты следует: в первом ряду склейки — восточные (кроме листов крайней правой колонны) и южные края (за исключенном нижнего ряда) (ряс. 1, а).

Рис. 1. Подготовка карты к склеиванию: а – обрезание карты; б – склеивание листов в колонны; в – порядок склеивания

Вначале склеивают листы по колоннам или рядам в том направлении, где полоса получится короче, затем склеивают между собой ряды или колонны. Склейку листов в колоннах начинают снизу, а в рядах — справа. При склеивании карты кладут обрезанный лист оборотной стороной на смежный необрезанный лист и, сблизив их по линии склейки, наносят кистью на полосу склейки тонкий равномерный слой клея.

Иногда из-за деформации бумаги один лист (в пределах рамки) бывает несколько длиннее или короче другого. Для выравнивания рамок следует смазать короткий лист, так как смазанный влажный лист можно несколько растянуть и подогнать к смежному листу. Затем перевертывают верхний лист и совмещают рамки листов, километровые линии и соответствующие контуры. Место склейки протирают сухой тряпкой, делая движение поперек линии склейки в сторону обреза.

при склеивании длинных полос (рядов или колонн) рекомендуется полосу с обрезанным краем свернуть в рулон, нанести на ее край слой клея, затем, разматывая постепенно рулон, совмещать и проглаживать склеиваемые полосы.

Складывание карты. Ничто не оказывается так отрицательно на пользование рабочей картой в боевой обстановке, как небрежное ее складывание.

Правильное складывание рабочей карты обеспечивает:

  • удобное размещение карты в планшете, полевой сумке;
  • пользование картой без полного ее развертывания;
  • Быстрое нахождение на карте требуемого района;
  • сохранение карты от преждевременного износа.

Рис. 2. Порядок складывания карты

Форма сложенной рабочей карты может быть различной (рис. 2). Это зависит от масштаба карты, а также от того, в каких условиях она будет использована. Для занятий, проводимых в классе, сложенная рабочая карта должна соответствовать размерам и форме классного стола. Во время работы на местности, целесообразно, чтобы рабочая карта была сложена в соответствии с формой и размерами планшета или полевой сумки.

Рабочая карта при нахождении в бронетранспортере, танке, автомашине, оборудованных в качестве подвижных пунктов управления командиров подразделений, должна, быть сложена по форме и размерам специально оборудованного рабочего места.

На форму складывания рабочей карты влияет также характер выполнения предстоящей задачи. Так, например, если предстоит совершить марш, форма сложенной карты будет отличаться от формы карты, на которой показан район охраны и обороны.

Рабочую карту не следует складывать по линии склейки, так как сразу же произойдет разрыв карты в местах склейки. Плотное складывание карты обеспечивает лучшие условия для работы на ней.

Правильно сложенная карта обеспечивает длительную ее сохранность и пригодность для работы в любых условиях обстановки и является одним из показателей хорошей полевой выучки командира.

Градусная сеть

На глобусе и всех географических картах есть сетка из тонких линий, получившая название градусная сеть. Каково же понятие и значение градусной сети?

Градусная сеть Земли состоит из условных линий, пересекающихся друг с другом. Линии эти крайне необходимы для нахождения объектов.

Мы уже знакомы с двумя точками – Северным и Южным полюсом. На равнозначном расстоянии от полюсов проведена линия градусной сети в виде окружности – экватор. Параллельно этой окружности проходят линии, получившие название параллели. Протягиваются они с запада на восток. Через полюса проведены окружности, пересекающие параллели, получившие название меридианы и составляющие градусную сеть. Протяженность меридианов определяется с севера на юг.

Градусная сеть на глобусе Источник

Зная направление протяженности линий градусной сети, можем определить по сторонам горизонта, где находится участок на карте.

Длина параллелей по градусной сети может различаться. Длина по градусной сети меридианов везде одинаковая. В результате главной линией градусной сети считается нулевой или начальный меридиан. Эта главная линия градусной сети простирается по пригороду Лондона и ее легко найти на карте. Этот меридиан разбивает планету на 2 полушария: Западное и Восточное.

Важнейшие линии градусной сети изображены в виде окружности на карте. Поэтому длина параллелей и меридианов по градусной сети измеряется в километрах и градусах. Чтобы понять принцип определения расстояния в градусах, давайте разберемся, как устроена градусная сеть.

Возьмем любую окружность и разделим на 360 частей.

Точки деления соединим с центром окружности, в результате круг будет разбит на 360 углов. Каждый угол будет равен 1. На рисунке каждый угол равен 10, если бы мы провели через 1, то они бы слились друг с другом. Градусную сеть на карте обозначают так же, через определенное число градусов. Чаще всего линии проведены через 10. Очень хорошо видно градусную сеть на контурной карте.

Контурная карта 

Отсчет градусов по параллелям ведется от экватора, а по меридианам от начального или Гринвичского меридиана. На градусной сети экватор и начальный меридиан имеют обозначение 0.

По градусной сети карты можно определять расстояние между объектами в градусах и километрах. Рассмотрим на примере.

1) Выявим географические координаты: долгота самой западной точки на параллели 10° с.ш будет соответствовать 15° з.д.; долгота самой восточной точки на этой же параллели будет 52° в.д.

2) Рассчитаем протяженность материка в градусах по 10°с.ш., для этого найдем сумму полученных градусов 15° + 52° = 67°

3) Определим протяженность в километрах по 10° с.ш. Нам необходимо узнать длину параллели. Однако все параллели различны по длине. Можно воспользоваться таблицей, приведенной ниже для ее определения.

В таблице находим длину параллели 10, она составляет 109,6 км. Умножаем ее на выявленные градусы

109,6км • 67 = 7014 км

Получаем длину материка с запада на восток в километрах.

  • Выявим географические координаты: широта северной точки на этом меридиане будет равна 32° с.ш., а южной — 37° ю.ш.
  • Рассчитаем протяженность в градусах по 20° в.д., для этого сложим выявленные данные 32° + 37° = 69°
  • Найдем протяженность в километрах по 20° в.д. Для этого длину 1° меридиана умножаем на полученные градусы

111,3 км • 69 = 7659 км

Величина 1° по меридиану всегда соответствует 111,3 км, так как все меридианы равны друг другу.

По градусной сети можно найти расположение любого участка на планете, их называют географические координаты.

И УСЛОВНЫЕ НОМЕРА БОЕВЫХ МАШИН

1. Для опознавания своих боевых машин и определения их принадлежности к соединению, части и подразделению на них наносятся опознавательные знаки и условные номера.

2. Опознавательный знак соединения (части) представляет собой изображение геометрической фигуры круга, квадрата, прямоугольника, ромба, треугольника и других. Для увеличения количества вариантов опознавательных знаков допускается нанесение внутри знака линий в различном направлении, цифр, букв, условное изображение отдельных пород деревьев или их листьев, а также закрашивание одной из частей знака. Опознавательный знак соединения (части) назначается старшим командиром (начальником) и периодически меняется.

Условный номер представляет собой трехзначное чис­ло. Командир соединения на определенный период вы­деляет каждой воинской части одну-две сотни номеров, например: 200-299 или 800-999. Порядок нумерации боевых машин подразделений устанавливает командир части, при этом допускается повторение одних и тех же номеров для разной боевой техники. Например, танк командира полка (батальона) и командно-штабная (ко­мандирская) машина могут иметь один и тот же но­мер, а номера танков в танковых ротах мотострелково­го полка могут повторять номера боевых машин пехоты (бронетранспортеров) в мотострелковых ротах.

3. Опознавательный знак наносится на правой и левой сторонах башни (бортах машины) впереди условного номера.

Условные номера наносятся:

—  на танках – на башне с боков и сзади (разре­шается на внешней стороне ящиков для запасных час­тей, принадлежностей, оборудования для подводного вождения и личных вещей экипажа, прикрепленных к башне на этих местах);

—  на боевых машинах пехоты – справа и слева посередине бортов и в верхней части правой кормовой двери;

—  на самоходных артиллерийских орудиях – на башне с боков и на кормовом люке;

—  на бронетранспортерах типа БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80 и командно-штабных машинах на их базе – справа и слева по бортам в передней части наклонных броневых листов ниже уровня смотровых приборов и поручней для посадки (в местах, свободных от скоб для навешивания запасных частей и принадлежностей);

—  на остальной боевой технике – справа и слева посередине или в передней свободной части бортов.

Летом опознавательный знак и условный номер на­носятся белой краской, зимой и при действиях в пусты­нь, когда боевые машины имеют маскирующую окрас­ку,— красной или черной краской.

Высота цифр условного номера – 20-40 см в зависимости от конструктивных особенностей боевой машины. Ширина их составляет две трети высоты. Раз­мер опознавательного знака должен быть не больше высоты цифр условного номера, но не меньше двух третей их высоты. Толщина линий опознавательного знака и условного номера равна одной шестой их вы­соты.

* Цвет тактических знаков – по роду войск. Возле знаков или внутри них при необходимости могут наноситься дополнительные пояснительные надписи (время, состав, принадлежность и т. д.).

** Цифры внутри знака – в соответствии с типом станции (приёмника).

Виды условных знаков на картах

Условные знаки географических карт необходимы для отображения на плане местности схематических объектов, их особенностей и характеристик. Делятся на три разновидности, которые определяются масштабностью: линейные, площадные и точечные.

Каждая из них включает в себя схожие по особенностям объекты: индустриальные постройки и административные объекты (мосты, железнодорожные переправы, границы между областями и странами) или детали природного ландшафта. Каждая группа обозначается простым и легко запоминающимся значком. Например, хвойные леса представлены схематичным символом сосны (Рисунок 4).

Он достоверно отображает род предмета и универсален для большинства планов местности, что обеспечит удобную и мгновенную ориентировку в любых условиях.

Рисунок 4. Виды знаков на картах

Основные требования к значкам, по которым можно осуществить подбор подходящей географической карты:

  1. Удобочитаемость и узнаваемость;
  2. Отсутствие перегруженности элементов;
  3. Легкость в запоминании;
  4. Компактность и достоверность.

Что включают в себя условные знаки топографических карт, мы рассмотрим далее.

Линейные знаки

Линейные условные знаки на карте изображают объекты, имеющие определенную протяженность (Рисунок 5).

Среди них:

  1. Дороги (автострады, трассы, шоссе, тропинки). Разделяются на грунтовые и асфальтированные. Современные и пригодные для автомобильной езды выделяются оранжевым. Серым или черным представлены не асфальтированные участки дороги или тропы;
  2. Железнодорожные и трамвайные колеи. Разделяются по количеству путей (одна или несколько пар рельс), ширине (узкая или стандартная), а также общему состоянию (рабочие, закрытые и в режиме стройки). Обозначаются горизонтальной линией, на которую нанесены перпендикулярные черточки в порядке: одна колея – одна черта. На линию наносится прямоугольник, который обозначает здание вокзала или платформу;
  3. Мосты. Различаются в зависимости от материала (железобетонные, деревянные, каменные и другие), количества ярусов, динамики (цельный, раздвижной или подъемный). Понтонные (плавучие) обозначаются отдельными символами;
  4. Газо- или нефтепроводы;
  5. Линии электропередач;
  6. Вышки сотовой или радиосвязи;
  7. Реки любой длины или ручьи, каналы;
  8. Любые ограждения или стены,
  9. Границы между населенными пунктами и странами.

Рисунок 5. Пример линейных знаков

Представлены цветными тонкими, полужирными и жирными линиями (прямыми, кривыми). Стоит отметить, что точной является только их длина в миллиметрах с переводом в масштабе.

На географических картах отсутствует правильное обозначение ширины линейных знаков. Преувеличенная ширина упрощает процесс чтения. К данной группе относятся также изолинии (изогипсы), необходимые для объемного обозначения форм и особенностей территории.

Площадные знаки

Площадные (они же масштабные) условные знаки на карте местности нужны для правильной передачи формы и очертаний, рельефа, размеров и расположения крупных географических объектов (Рисунок 6). Также носят название «контурные».

В их число входят как отдельные участки местности, так и целые города. Имеют достоверную длину и ширину в двухмерной плоскости, представленную в уменьшенном масштабе (например, 1:10000) и максимально приближенные к действительности формы.

Их структура делится на контур и цветной фон, штриховку или сетку одинаковых символов, обозначающих свойства объекта.

Рисунок 6. Пример площадных знаков

Граница каждого знака выделяется цветом, вызывающим правильные ассоциации: водоемы и водохранилища – голубым и синим; естественный рельеф – от коричневого до зеленого; городские или сельские улицы – розовым

Стоит принимать во внимание, что размещенные внутри масштабного знака пояснительные обозначения не указывают достоверно, где именно расположен объект

 Что делать если заблудился в лесу

Точечные знаки

Точечные (они же безмасштабные) условные знаки военных карт применяются для точного отображения предметов и деталей ландшафта вне площадных ограничений. Не имеют никаких ограничений по размерам.

Достоверное месторасположение обозначается главной точкой, которая размещается:

  • Для строгих геометрических фигур – прямоугольников, треугольников, кругов – строго по центру;
  • Для перспективных фигур – маяков, башен – посредине основания;
  • Для фигур с прямоугольным основанием – разновидностей деревьев, столбов электропередач – на вершине угла;
  • Для сочетания нескольких фигур – нефтегазовых вышек, храмов, башен – в центре нижнего значка.

Зная расшифровку обозначений на карте (условных знаков), можно легко сориентироваться даже в самой труднопроходимой местности.

Измерение по карте

К релятивным условным меткам относятся символы дорог, ручьёв и иных местных линейных объектов, у которых лишь длина выражается в масштабе (ширина по карте не может быть измерена). Их точное размещение на документе угадывается серединой (продольной осью) знака. Нужно запомнить, что местные мелкие предметы (отдельно стоящие объекты, деревья, колодцы и так далее) наносятся внемасштабными метками, а более обширные (реки, населённые пункты и так далее) — в зависимости от диапазона диаграммы внемасштабными и контурными символами.

Внемасштабные метки не могут указать размер объектов или занимаемую ими площадь, поэтому невозможно, к примеру, измерить ширину моста по карте.

Для чего нужны условные знаки

В процессе формирования карт разных типов специалисты по картам применяют конкретное масштабирование, добавляют на карту условные обозначения. Они представлены на карте для лучшего ориентирования на месте. Масштаб показывает условные размеры территории, которую предстоит пройти, может помочь рассчитать путь, который нужно проделать от одного предмета к другому. При помощи условной системы обозначений картографы обозначают всевозможные предметы, населенные пункты, места нахождения природных ресурсов, препятствий и т.д. Интерпретировать эту знаковую систему возможно при помощи чтения легенды карты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: