Типы ландшафтных территориальных структур реферат

1.1.ландшафт, ландшафтные объекты и способы их описания.

Насколько важен цвет в создании гармоничной композиции ландшафта?

С помощью разнообразных цветовых решений (в малых архитектурных формах и растениях) можно удивительным образом разнообразить пейзаж. Однако, цвет является очень неустойчивым, хотя и наиболее примечательным фактором. Цветовые схемы создаются на основании цветового круга.

Создание монохромной композиции

В монохромной ландшафтной композиции используется только один цвет, кроме зеленого, который преобладает в листве и траве. Примером идеальной монохромной композиции может служить комбинация зелени в саду с белыми цветами.

Создание ландшафтной композиции в соответствии с аналоговой цветовой схемой

Аналоговую цветовую схему еще называют гармоничной, в ее состав входят 3-5 цветовых оттенков, которые расположены рядом в цветовом круге. Например, пастель, розовый и красный. Это связанные цвета, которые при смешивании формируют один вторичный и два третичных оттенков, гармонирующих между собой.

Создание ландшафтной композиции в соответствии с комплементарной цветовой схемой

В данной схеме используются контрастные цвета, которые в цветовом круге расположены друг напротив дружки.

Вы можете создавать следующие цветовые схемы:

  • Желтый и фиолетовый.
  • Зеленый и красный.
  • Оранжевый и синий.

Цвет позволяет создавать нужные акценты. Но особенность цветовой схемы ландшафтного дизайна в том, что она непостоянна и меняется на протяжении года. В летнее время ваш сад будет более ярким и насыщенным, зимний сад тяготеет к серой однотонной гамме.

Пространство и границы

Считается, что визуальные границы расположены в тех местах, где массивность ограждающих элементов переходит в открытое пространство. Однако такой переход должен быть мягким, незаметным. Это связано с природой ландшафтных элементов. По большей части они растительные. Насаждения объединяют пространство. Переходы между участками должны быть выполнены с учетом пространственных тонкостей, экологических и социальных возможностей.

Таким образом, от степени прозрачности пространства во многом зависит его восприятие. Оно может быть закрытым или открытым

Крайне важно, чтобы границы объекта были созданы с учетом пространственных тонкостей, социальных и экономических возможностей. Это позволит сделать соседствующие участки гармоничными, позволит им не выбиваться из общего ландшафта.

Создаем нужные формы, чтобы получить правильную ландшафтную композицию

Формы ландшафтного дизайна образуются с помощью элементов малой архитектуры (фонтанчики, беседки, светильники, лавочки), цветы, деревья и кустарники.

Формы могут быть геометрически правильными: это может быть прямоугольник, треугольник, квадрат, круг. Плетистые контуры и расплывчатые грани позволяют создавать неправильные, свободные формы.

Формы в саду определяют его стиль. Строгая геометрия является базисом для создания регулярных садов, а свободные формы используются в пейзажных, естественных композициях.

Значение круга в композции вашего сада

Ландшафтная композиция, или ее элементы в форме круга позволяют обратить внимание на центральные акценты сада. Очень оригинально смотрятся эллиптические, сегментарные и овальные решения в создании композии

Идеальные квадратные формы ландшафтной композиии

Квадратные формы встречаются на наших загородных участках довольно часто. Это и кирпичные, или деревянные конструкции, отделочные материалы (плитка). Квадрат, в свою очередь, может состоять из нескольких сегментов, которым можно придать более оригинальную и более сложную форму.

Композиция с «острыми углами»

Можество колючих углов образуют многоугольные формы. Как правило, они не очень приятно смотрятся самостоятельно, но позволяют создавать отличные комбинации с другими формами.

Композиция сада со свободными формами

Свободные формы в ландшафтном дизайне воспринимаются очень спокойно, они отлично работают в дорожках, цветниках, ручейках. Плетистость линий добавляют некой интриги в садовую композицию, постепенно раскрывая перед зрителем новые элементы.

Формы растений в ландшафтной композиции

Форма деревьев и кустарников представляет наибольший интерес, поскольку может меняться при групповых посадках. Форма, которая отличается от других форм в группе, создает основной акцент. Однако нужно не переборщить с использованием таких акцентных форм, в противном случае, получится хаос.

С помощью горизонтальных форм можно увеличить участок в ширину, а с помощью вертикальных – в высоту.

Формы деревьев и кустарников позволяют изменять пространство композиции ландшафтного дизайна, добавляя округлостей и углублений. К примеру, деревья с выгнутыми ветвями образует вогнутое пространство, где можно высадить куполообразные растения.

Существует огромное разнообразие форм деревьев.

Здесь они круглые:

А здесь – столбчатые, или колоннообразные:

Пирамидальные:

Кроме эстетической привлекательности деревья разной формы несут важные практические функции. Так, например, овальные и круглые деревья эффективно используются для создания тенистого участка. Для экранирования формируйте колоневидные и пирамидальные кроны.

Существует также такое понятие, как почвопокровная форма в композиции ландшафтного дизайна. Это ковровые, игловидные, комковатые, растянутые и стелющиеся формы.

Варианты расположения растений

Главной красотой сада являются растения. Но как именно их стоит расположить, какой логики надо придерживаться при посадке? Для начал определимся с видами садовых композиций:

  • Композиция кругового обзора;
  • Композиция одностороннего обзора.

Логика построения садовой композиции кругового обзора

Это может быть группа деревьев, кустарников, травянистых многолетников, островок из водных растений в центре озера. Есть несколько вариантов построения такой композиции.

Можно сделать акцент на одном крупном растении, скульптуре, фонтане и вокруг них высадить кустарники и многолетники. Преобладают правильные геометрические формы.

Не всегда имеет смысл придерживаться круглой формы, можно также представить композицию в виде фигуры с 3 ответвлениями.

Логика построения садовой композиции одностороннего обзора

Такой варинат подходит для того, чтобы спрятать любые вертикальные поверхности, беседки, заборы, стены дома. Самым распространенным вариантом такой композиции является миксбордер. Это линейная растительная композиция.

Сюда можно объединить растения разных форм, размеров, времени цветения. Пик расцвета у рядом посаженных растений будет разный. Для правильной посадки проще всего разделить растения на быстрорастущие и медленнорастущие.

Организация пространства

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих взаимосвязанных элементов: 

— планировочных (аллеи, тропинки, площадки и др.), 

— объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы), 

— плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и др.). 

Композиционные сочетания этих элементов определяют пространственный характер того или иного пейзажа. 

Как отмечал «отец нового садоводства» У. Кент, пространственность, а также контраст света и тени являются наиболее важными в ландшафтном проектировании. 

Г. Рептон установил правила построения пространственных планов

Чтобы привлечь внимание к композиционному центру проектируемого пейзажа, необходимо создать определенную глубину перспективы. Этой цели служат следующие элементы многоплановой перспективы: 

1. Точка обзора и первый пространственный план. Основные элементы первого плана служат своеобразным обрамлением главной пейзажной картины. Глубиной первого плана должна быть удвоенная (или утроенная) высота самого высокого объекта. Например, дерево своеобразным обрамлением главной пейзажной картины имеет высоту 10 м, следовательно, оптимальным расстоянием для его наилучшего обзора будет 20 м. 

2. Промежуточный средний план. Он влияет на степень открытости или закрытости вида. Поэтому в зависимости от поставленной задачи, его могут формировать густые куртины деревьев и кустарников, поляна, склоны речной долины над водной поверхностью и др. 

Задний план и фокус композиции, на который и направляется перспектива

Фокус композиции — это самый выразительный элемент многопланового ландшафта, концентрирующий на себе внимание зрителя. В зависимости от масштабов композиции фокусом перспективы могут быть: декоративная группа деревьев, солитер, водоем, водопад, архитектурное сооружение или же ландшафтный фон — теряющаяся в дымке бескрайняя водная гладь, вершины холмов и др. 

Соотношение глубины пространства между планами выражается пропорцией 1:2:4. Например, высота дерева 10 м, следовательно, глубина первого плана 20 м, среднего — 40 м, заднего — 80 м. Причем каждый из основных пространственных планов может представлять серию более мелких нюансных планов, которые различаются в процессе их более внимательного рассмотрения . 

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия. К ним относятся: 

— величина угла зрения на объект или пейзаж; 

— закон линейной перспективы (взаимосвязь видимой величины предмета и его удаленности); 

закон воздушной перспективы (ослабление четкости контуров и окраски предметов по мере их удаления). Знание и применение законов перспективы особенно необходимо при создании панорам с дальними видами и большими открытыми пространствами.

Особенности текстуры в создании ландшафтной композии

Существует 3 основных разновидности текстуры: тонкая, средняя и грубая. Наличие разных структур в композиции ландшафтного дизайна позволяют создать разнообразный, контрастный и интересный дизайн. Текстуру имеют как растения, так и малые архитектурные формы. Причем, одно растение может обладать разными структурами. Например, у дерева отличаются структура коры, структура листьев, цветов, плодов.

С помощью крупно-текстурированных растений в саду можно привлекать и удерживать внимание на элементах сада. Грубая текстура зрительно уменьшает расстояние между элементами ландшафтного дизайна, тем самым уменьшая пространство

Грубой текстурой обладают крупные листья, листья с рванными краями, толстые стволы деревьев, ветви, сучья, колючки и пр.

Тонкая текстура, наоборот, используется для увеличения пространства, она придает саду некой легкости и открытости. Такая деликатная структура характерна нежным травинкам, мелким цветкам, тонким стеблям.

Текстуру некоторых растений сложно отнести к грубой, или тонкой, это листья средней величины, обладающие простыми формами. Растения со средней текстурой часто выполняют роль фона для крупно-текстурных элементов.

Характеристика и степень прозрачности

Работая с участком, ландшафтный архитектор определяет, на сколько пространство будет открытым или закрытым. Во втором случае удается добиться скрытности, полного уединения, приватности, что может быть крайне важным в ряде случаев.

Однако высокий уровень закрытости считается положительным не всегда. Если это городское пространство, чрезмерное уединение и сокрытие от чужих глаз может повысить уровень опасности подобного места. Его будут воспринимать как зону, которая подходит для совершения действий, противоречащих общественной морали или закону. По этой причине часто используют закрытие пространства с 2 или 3 сторон. Такой подход позволяет обеспечить уединение, но при этом сохраняет обзор.

Не менее важна высота закрытой плоскости. Она влияет на масштаб пространства. Если проектировщик только начинает деятельность, часто он создает закрытые и слишком высокие пространства. Посещение таких участков может вызвать приступ клаустрофобии, а также вызвать страх у посетителей.

Использование слишком легких границ также не всегда полезно. Их применение может стать причиной монотонности, унылости пейзажа.

Закрытые пространства и их характерные особенности

Тип «закрытости» во многом зависит от характерных особенностей пространства. Для разграничения могут использовать:

  • стены, сложенные по типу «сухой» кладки;

  • полупрозрачное стекло;

  • луг;

  • неоднородный кустарник;

  • монолитная сплошная бетонная стена.

Это не весь комплекс допустимых элементов. Все они несут разные особенности, текстуру, ассоциации, свойства, что оказывает непосредственное влияние на итоговое восприятие места.

Закрытое пространство и создание микроклимата

Если выполнено закрытие пространства, это оказывает влияние на микроклимат, а также на то, как человек ощущает себя в этой зоне, использует ее

Крайне важно, где именно находится участок. Если он локализован в климате умеренных широт, необходимо создавать стены, которые обращены на юг

Их наличие способствует расти нежным теплолюбивым растениям.

Если в рассматриваемом пространстве предполагается размещение пляжа, он должен быть обращен к солнцу. Это создаст благоприятные условия для загара и отдыха. Если рядом много деревьев с густыми кронами, это приведет к появлению тени и охлаждению воздуха.

А вот наличие сосен и дюн полезно. Они обеспечивают защиту от ветра, приходящего с моря. Если есть открытые проходы и лощины, ветер будет проходить в города, температура воздуха в которых гораздо выше, чем за пределами частой застройки.

Климат считается основополагающим вопросом в ландшафтном проектировании

Архитектор в обязательном порядке должен принять его во внимание.

Вертикальная, горизонтальная, или изогнутая?

Да, вы правильно поняли, одним из основных нюансов в создании грамотного и гармоничного ландшафтного дизайна является линия, вернее, линии. Они могут быть прямыми и кривыми, вертикальными и горизонтальными и так далее.

Основные задачи линий в композиции ландшафтного дизайна

  • Подчеркивать нужные акценты.
  • Задавать маршрут передвижения по участку.
  • Выделять ключевые объекты участка.

Давайте рассмотрим на примере, если прямая тропинка сразу же направляет наш взгляд к ключевым объектам сада, то петляющая дорожка способна удивить, заинтриговать.

Правильно подобранные линии в ландшафте способы нацелить наш взляд на те участки, которые являются самыми значимыми

Поэтому, при создании пути, или маршрута в своем саду, или на даче, уделите внимание фокусным точкам. Если же тропинка направляет нас в никуда, то наш взгляд рассеивается, акценты теряются, и возникает сомнения по поводу того, нужно ли идти по этому пути

Как создать красивую композицию с помощью прямых линий?

Сделайте так, чтобы дорожка вела к лавочке, интересному растению, скульптуре, или другому яркому объекту вашего сада. Примеры вы можете видеть на фото ниже:

Кривые линии позволяют создать эффект непредсказуемости

С помощью извилистых дорожек вы сможете сделать некий сюрприз и достичь эффекта неожиданности. Причем, сами по себе плетистые тропинки не представляют интереса. Гораздо более интересным является тот объект, к которому они ведут. Сделайте так, чтобы на каждом повороте установите небольшой фокусный элемент, который заинтригует и «позовет» идти дальше.

При этом дорожка не должна проглядываться до конца пути, лучше, если она будет прятаться за зеленой маскировкой, которую можно создать из растений.

Кроме дорожек линии создают высаженные растения, архитектурные формы и другие объекты ландафтного дизайна

Линии вызывают чувство упорядоченности, привлекают внимание к фокусным элемента и позволяют созерцать дизайн сада как нечто целостное

Архитектурно-пространственное композиционное решение ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Для достижения определенного художественного впечатления от архитектурно-пространственной организации застройки микрорайона выбирают и выявляют общий прием построения создаваемого жилого комплекса в целом, выявляют композиционную идею, на основе которой и решается застройка и компонуется пространство .

— характер города, его генеральный план (положение городских общественных центров, направление основных магистралей);

природные условия местности (климат, рельеф, зеленые насаждения, водоемы).

Архитектурно-пространственная композиция микрорайона должна быть связана с общим композиционным решением жилого района и города, должна органически войти в их масштабный строй, отражать местные условия и традиции.

Существенное значение на композицию застройки жилого квартала (микрорайона) оказывает близость городских, общественных и торговых центров, архитектурных ансамблей и памятников архитектуры, крупных массивов зелени и водоемов. Не меньшее значение имеет и характер улиц, граничащих с микрорайоном или жилым кварталом.

Так, например, выход границы жилого квартала и микрорайона на магистральную улицу диктует необходимость замкнутой композиции, способствующей, с одной стороны регулярной застройке улицы, с другой — выключению пространства микрорайона из неблагоприятного влияния улицы. Пример планировки жилых кварталов вдоль магистрали приведен на рис. 13.

Рис. 13. Пример планировки жилых кварталов вдоль магистрали: цифровые значения элементов означает этажность зданий

Расположение микрорайона или желого кварталавблизи массива зелени или водоема, наоборот, определяет метод приема свободной застройки с внутренними пространствами, открытыми в сторону природного ландшафта.

Отдельные здания и их группы могут рассматриваться при проектировании территории застройки жилого квартала как элементы ее объемно-пространственной композиции. Соотношение их размеров, чередование, взаиморасположение в пространстве должны исходить из законов гармонии, в основе которых лежат такие категории, как тождество, контраст, нюанс, ритм, метр, симметрия, асимметрия.

Примеры некоторых композиционных приемов группировки зданий, применяемых в практике свободной и гармонированной застройки микрорайонов, приведены на рис. 14.

Рис. 14. Примеры группировки жилых зданий: а) свободная застройка: б) строго гармонировашшя застройка

Тождество — повторяемость одинаковых элементов (жилых домов, lpynn), необходимое условие организации микрорайона, без него невозможен контраст, метрические и ритмические построения.

Контраст в градостроительстве, чаще всего, применяется как акцент, фиксирующий определенное место в пространстве, изменение направления движения, транспортную обстановку.

Не меньшее значение, чем объемная композиция имеет и организация пространства, которая может быть как простой (единой), так и сложной (расчлененной, многоплановой). На рис. 15 приведен пример планировки жилых домов по кривой с композицией, основанной на контрасте разных по высоте зданий.

Рис. 15. Пример планировки по кривой с композицией, основанной на контрасте разных по конфигурации и высоте зданий

На рис. 16 приведен пример застройки территории жилых кварталов с периметральной расстановкой зданий.

Рис. 16. Пример застройки с периметральной расстановкой зданий

Архитектурно-планировочная композиция, определение, понятия, ее компоненты2) Общие правила планировки и застройки территории производственного комплекса3) Основные стороны и важнейшие принципы планировки, их взаимосвязь

Ландшафтный анализ проектируемого участка и окружающей территории

Рельеф является той основой, на которую опираются все остальные ландшафтные составляющие, поэтому во многих случаях именно рельеф предопределяет характер создаваемых ландшафтов и их декоративный облик. Например, ландшафт парка «Монрепо» в г. Выборг составляют скалистые гряды — сельги, поросшие соснами и елями, нагромождения валунов различной величины, болотистые низинки. Благодаря различиям в структуре рельефа формируется разнообразие как природных, так и культурных ландшафтов. 

Известно, что рельеф оказывает влияние на перераспределение тепла и влаги даже на равнинных территориях, где имеются незначительные перепады высот, но особое значение он приобретает в холмистой местности или в горах. Условия обитания растительности на склонах зависят от их крутизны, экспозиции и состава материнских пород. В верхних частях склона вследствие поверхностного стока почва более сухая, в пониженных частях рельефа скапливается больше влаги за счет дополнительного притока поверхностных и грунтовых вод. Кроме того, более затененные северные и восточные склоны обладают более ровным тепловым режимом и высокой относительной влажностью, а южные и юго-западные склоны — более солнечные, для них характерны резкие перепады температуры и испарения влаги. 

Именно поэтому всесторонняя предварительная оценка состояния и возможностей изменения геоморфологической основы является обязательным условием правильной организации проектируемого ландшафта. Даже незначительные перепады высот рельефа могут служить сюжетной основой для проектирования самых разнообразных пейзажей. 

На предварительном этапе самым тщательным образом должны исследоваться формы рельефа не только проектируемого объекта, но и прилегающей территории. Только в результате натурного, полевого обследования можно определить возможности использования холмов, склонов, скалистых обнажений, речных долин и т.д. для включения их в интересные пейзажные картины и раскрытия на них видов. 

В этой связи уже на предпроектной стадии должен быть проведен подробнейший ландшафтный дизайн территории. Он заключается в детальном обследовании всех элементов и компонентов ландшафта, расположенных как на проектируемой территории, так и на прилегающей местности. В процессе изучения составляют климатическую оценку территории в целом, а также ее отдельных участков. Особенно тщательно исследуется растительность, произрастающая на проектируемой территории и вокруг нее. Все насаждения должны быть оценены с точки зрения использования в будущем строительстве, хозяйственной или эстетической ценности. При этом следует использовать уже имеющиеся крупные деревья, так как на формирование новых посадок таких размеров потребуется как минимум несколько десятилетий. Выяснение состояния и характера растительности окружающих ландшафтов поможет в подборе ее ассортимента для проектируемого объекта, а также в установлении единства между культурным ландшафтом и растительностью окружающей местности.

География и Природные ресурсы

2023 год, номер 1

Типы пространственной структуры, интеграции и дифференциации ландшафтного покрова

С.В. Осипов

Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Владивосток, Россияsv-osipov@yandex.ru
Ключевые слова: ландшафт, геосистема, геокомплекс, почвенный и растительный покров, континуальный, дискретный, паттерн
Страницы: 5-14

Аннотация

Обоснованы четыре наиболее общих типа пространственной структуры (паттерна/строения/узора/рисунка) ландшафтного покрова. Регулярный нуклеарный паттерн состоит из повторяющихся элементов, и есть морфологически выраженная доминанта — ядро (одно или более). Регулярный денуклеарный паттерн образован повторяющимися элементами, ядро не выражено. Иррегулярный нуклеарный паттерн состоит из неповторяющихся элементов, и есть морфологически выраженная доминанта — ядро (одно или более). Иррегулярный денуклеарный паттерн образован неповторяющимися элементами, ядро не выражено. На основе пространственных особенностей выделены и охарактеризованы наиболее общие типы интеграции и дифференциации ландшафтного покрова. Фоновая интеграция обусловлена единым процессом (комплексом процессов), который организует все рассматриваемое пространство и часто предопределяет единообразие территории. Центральная интеграция вызвана воздействием центра-ядра на окружение и окружения на центр-ядро. Катенарная интеграция определена средними и дальними латеральными потоками любой природы и воздействием на них. Пограничная интеграция обусловлена связями и взаимодействиями соседних участков на общей границе. Фоновая дифференциация вызвана единым процессом (комплексом процессов), который за счет разной интенсивности формирует неоднородность. Центральная дифференциация заключается в формировании центра-ядра, играющего роль ведущего (доминирующего) элемента в функционировании и развитии геокомплекса/геосистемы, и определяется разными характером и интенсивностью его взаимодействия с другими элементами. Катенарная дифференциация проявляется в направленном изменении свойств ландшафтного покрова по градиентам и обусловлена изменением латеральных потоков. Пограничная дифференциация связана с тем, что границы часто являются следствием барьерного эффекта одних процессов и причиной формирования барьерного эффекта для других процессов (синэкологических, геохимических, геофизических, геологических). Локусная дифференциация заключается в формировании отдельности в геокомпонентах и геокомплексе, в обособлении некоторой части или в разделении геокомплекса на части. Подчеркнуто, что выделенные типы пространственной структуры, интеграции и дифференциации применимы к геокомплексам/геосистемам всех уровней и ко всем геокомпонентам.
DOI: 10.15372/GIPR20230101 EDN: GJFFOG

Добавить в корзинуТовар добавлен в корзину

Элементы современной ландшафтной композиции

Ландшафтная композиция – это не только работа с растениями, но и с элементами декора, дорожками и др. Все должно подходить друг другу и создавать единый стиль, отражающий желания владельца участка.

Цветники

Правил при составлении цветочных групп нет, однако стоит следовать нескольким рекомендациям.

Лучше использовать в качестве ограничителей бордюры, отказаться от хаотичной высадки цветущих растений. Подбирать цветы по группам согласно времени цветения (однолетние, двулетние, многолетние).

Виды цветников:

  • Клумбы;
  • Группы;
  • Рабатки (грядки);
  • Бордюры из миниатюрных растений;
  • Миксбордеры;
  • Солитеры (одиночные посадки);
  • Партер (участок у въезда);
  • Цветовые пятна;
  • Аренарий (засушенная местность).

Газоны

Декоративные газоны бывают партерными, обыкновенными, дикими, луговыми и мавританскими. Газон подойдет участкам без лесного массива, переувлажненной почвы, т.к. без солнечного света и при высокой влажности зеленая поляна может стать желтой. Газон также нуждается в стрижке, не считая луговых вариантов, где допустим естественный рост.

Рокарии

Участок, на котором создана композиция из камней. Они бывают двух видов: плоский и горкой. Для рокариев необходимо твердая устойчивая почва. Рядом с рокарием высаживают карликовые растения, добавляют песок, гальку для создания атмосферы дикой природы. Особой популярностью пользуются альпийские горки – каменное сооружение для высадки горных растений.

Водоемы

Водоемы могут быть естественными или искусственными. В них можно пустить рыб, высадить болотные растения: незабудку, рауфольфию, пушицу, ситник, лютик, рогоз.

Дорожки и ограды

На самом деле именно с дорожек начинается планирование сада. Они не просто соединяют крыльцо и калитку, но и служат связующим элементов всего дизайна. Дорожки бывают из песка, плитки, дерева, камней и т.д.

Забор служит ограждением участка, а также фоном для всего дизайна. Если внешний вид ограды оставляет желать лучшего, его можно облагородить живой изгородью.

Другие элементы

Остальные элементы можно отнести к мало функциональному декору. Это могут быть арки, беседки, скамейки, садовые принадлежности. Сюда же можно отнести и освещение.

Искусственный свет особенно актуален вечером. В современных композициях осветительные приборы незаметно дополняет дизайн, а не служит исключительно для освещения участка.

Фитоценотический принцип

Своей задачей ставит аспекты взаимодействия растений в естественных и культурных ландшафтах. Известно, что в смешанных лесах определенные древесные породы особенно хорошо взаимоприспосабливаются (например, береза и ясень, дуб и бук, сосна и ольха), и в то же время существует ряд видов, отрицательно влияющих друг на друга (ясень и бук, дуб и грецкий орех). 

При проектировании пейзажей растительность рассматривается как естественные или искусственно созданные растительные группировки, которые должны быть сходными с природными фи-тоценозами по своему облику и по внутренним взаимосвязям. При этом не обязательно полностью копировать определенные естественные растительные сообщества, а достаточно подчеркнуть фитоценотическое единство объединяемых растений. К тому же нужно четко представлять пределы усиления декоративного эффекта, не увлекаясь экспериментами в области колористики. Например, размещение в сухом сосновом бору подлеска из кустарника с серебристой листвой (облепиха, лох) и с золотисто-желтыми цветами (ракитник, карагана, курильский чай), гармонирующего с медно-красными стволами сосен, усилит впечатление солнечности и жизнерадостности. Однако попытка введения в такой бор даже одного вида растения, гармонирующего по цвету, но принадлежащего к совершенно иному растительному сообществу (например, калужница болотная), сразу внесет диссонанс в общий облик ландшафта. Калужница произрастает исключительно во влажных местообитаниях и не только не выживет в засушливых условиях, ее размещение нарушит фитоценотический и экологический принципы формирования пейзажа в целом. 

Таким образом, размещение растений вне их природных связей с определенными фитоценозами или помещение их в группировки, не свойственные естественным условиям, вызывает жестокую конкуренцию между растениями, ухудшает их развитие и даже приводит к гибели. В результате задуманная композиция разрушается. 

В данном отношении лучшим учителем является природа, обладающая множеством прекрасных примеров сочетаний растений, исключительных по красоте и выразительности, внимательное изучение которых позволит проектировать сочетания, наиболее приближенные к естественным растительным сообществам.

Функциональное зонирование территории

В основе планирования ландшафтной композиции лежат цели использования участка

Для дальнейшего благоустройства важно понять на какие зоны нужно разделить участок. Относительно пространства на территории участка можно выделить следующие элементы:

  • Плоскость, поверхность земли;
  • Объемы (насаждения, сооружения, рельеф, малые архитектурные формы);
  • Пространства (пустоты между объектами).

Участок можно разделить на зону отдыха, активного времяпрепровождения, сада, огорода и т.д. Чтобы распределить зоны правильно, нужно определить структуру участка.

Типы пространственной структуры:

  • Закрытый (с горизонтальной или вертикальной сомкнутостью). Участок заполнен высокими или низкими деревьями частой посадки, лесная растительность;
  • Открытый (замкнутый и обращенный). Нет крупных объектов, присутствуют газоны, плоские цветники.

Единственный выход – объединить зоны различного назначения, чтобы сохранить деревья. Открытый тип удобен, так как позволяет придумать дизайн в любом стиле без дополнительных раздумий о выборе подходящего места.

Экологический принцип

Внешний вид каждого растения является своеобразным отражением тех географических условий, в которых оно сформировалось. Поэтому для достижения впечатления естественности на определенных формах рельефа должны высаживаться именно те виды растительности, которые приспособились в процессе своего исторического развития к подобным условиям обитания. 

К сожалению, необходимыми знаниями в области географических наук обладают не все специалисты-проектировщики, поэтому в культурных ландшафтах часто можно видеть насаждения, расположенные в не соответствующих им местообитаниях, например, липу и дуб — на песках, иву — на холмах, ель и ясень — на сухих и жарких склонах. В результате неблагоприятных условий деревья, как элементы композиции, быстро теряют свои декоративные качества. Резко меняются их рост и форма, размеры и окраска листьев и цветков и др. Такие деревья могут даже погибнуть, обрекая на провал даже самое продуманное планировочное решение. 

Таким образом, основным критерием выбора и размещения древесно-кустарниковой растительности должны быть условия местопроизрастания. Выбор растительности определяется также составом почвенных грунтов, поскольку те растения, которые предпочитают кислые почвы, выглядят угнетенными и даже погибают на щелочных, и наоборот.

Правила ландшафтной композиции

Любой дизайн базируется на определенных законах, которые определяют на основании чего будут соотноситься элементы пространства. Важнейшие принципы создания ландшафтной композиции:

  • Единство и соподчиненность;
  • Пропорции;
  • Законы линейной и воздушной перспективы.

Основные составляющие единства

Единство важно во всех стилях, даже тех, которые построены на противоречиях. Для того, чтобы все объекты выстраивались в единое целое, необходимо помнить о составляющих этого принципа:

  • Доминанта. Дизайн всегда строится вокруг одного или нескольких центральных элементов – доминантов. Различают абсолютные (крупный объект, дом, водоем, лужайка) и второстепенные доминанты (большое дерево, беседка, фонтан). Весь дизайн строиться вокруг такого объекта.
  • Акцент. Является центральным элементом отдельной композиции на участке. Это могут быть скульптура, небольшой пруд, цветник – что-то яркое, небольшое, выделяющееся;
  • Фон. Фоном может быть вид на лес, живая изгородь, газон. Часто люди забывают облагородить задний план. Даже самые яркие цветы будут смотреться неуместно перед прогнившим забором.

Приемы ландшафтной композиции

Для придания целостности и соблюдения пропорций дизайнерами используются следующие приемы композиции:

  • Симметрия и асимметрия. Отношение объектов дизайна к оси или плоскости;
  • Контраст. Совмещение противоположностей, например, низких и высоких деревьев, ярких цветов, светлых и темных участков;

  • Нюанс. Незаметный переход от одного вида растительности к другому;
  • Тождество. Даже при асимметричном дизайне должно быть сочетание по объемам, акцентам;
  • Ритм. У участка должно быть единое настроение, отражение общего стиля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: