Начало творческого пути
Великий мастер эпохи Возрождения родился недалеко от Флоренции в 1386 году. На творческий путь он вступил ещё в детстве, будучи учеником в мастерской скульптора и живописца Биччи ди Лоренцо. Позднее, в 18-летнем возрасте молодой скульптор на 3 года ездил в Рим, чтобы закончить своё художественное образование. В это время он учился вместе с известным в то время архитектором Брунеллески. Художественное образование они закончили под наставничеством Лоренцо Гиберти, крупнейшего скульптора того времени.
В докладе о Донателло — художнике эпохи Возрождения, следует упомянуть одну из самых первых его работ — горельеф, изображающий Благовещение, выполненный из камня, имеющего мелкозернистую структуру. На нём художник запечатлел своё субъективное, авторское видение сцены Благовещения.
Изображение передаёт эпизод беседы Богородицы с архангелом. При взгляде на композицию кажется, что Дева Мария несколько отпрянула, будто бы испугавшись, когда услышала, о чём явился сообщить ей архангел
В то же время обращает на себя внимание практически одинаковое положение рук персонажей, что придает картине гармонию, вид единого, целостного произведения
Известный биограф XVI в. Джорджо Вазари, изучавший жизненные пути итальянских художников, писал о Донателло: «…Своё имя он прославил созданием Благовещения из песчаника…». В своих «Жизнеописаниях» он подробно описывает впечатление, которое производит композиция, изображённая на горельефе. Как многие коллеги Донателло, он признаёт, что скульптору как нельзя лучше удаётся передать характер, настроение и эмоции действующих персонажей.
Наряду с «Благовещением», к ранним работам скульптора Донателло относят статую Иоанна Богослова, изображённого в положении сидя. Она датируется периодом 1408−1433 гг. Искусствоведы говорят об этой культуре как о первом ренессансном изображении. От других ранее выполнявшихся в этом стиле работ она отличается реалистичностью. Сидящий апостол создаёт впечатление сдержанного, мужественного, благородного человека. Фигура полна спокойствия.
Описание
Сцена, изображенная в « Празднике Ирода» Донателло, сочетает в себе несколько различных элементов, обычно включенных в цикл баптистов (важные события в жизни Иоанна Крестителя ). В более ранних изображениях, таких как барельефы Андреа Пизано на южных дверях флорентийского баптистерия (1330–1336 гг.), Танец Саломеи, обезглавливание святого Иоанна и представление головы царю Ироду были разделены на разные сцены. . Донателло объединяет эти элементы вместе, используя непрерывное повествование (тип повествовательного искусства, которое иллюстрирует несколько сцен повествования в одном кадре), чтобы проиллюстрировать сцену и изобразить мученичество Джона без явного показа обезглавливания. Еще один способ, которым работа Донателло отличается от предыдущих представлений Сцена — эмоциональная выразительность фигур, поскольку Ирод и его товарищи реагируют на отрубленную голову, как она представлена.
Добавление архитектурных элементов позволило включить в сцену линейную перспективу , которая, в свою очередь, привлекает внимание к важным фокусным точкам и фигурам. Донателло был вдохновлен исследованием его современника Филиппо Брунеллески системы линейной перспективы, включающей ортогонали (диагональные линии, пересекающиеся в центральной точке схода) и трансверсали (линии, пересекающие эти ортогонали), которые работают вместе, чтобы привлечь внимание к точке схода и создать иллюзию пространства на двухмерной поверхности
Донателло немного манипулировал этой системой, установив фокус в виде буквы «V» открытого пространства, побуждая взгляд перемещаться по панели к двум отдельным группам, а не сосредотачиваться на каком-либо одном элементе. Включение линейной перспективы позже стало стандартным элементом в живописи и скульптуре эпохи Возрождения, после того как было описано Леоном Баттистой Альберти в его трактате 1435 года Della Pictura.
Еще один способ, которым Донателло описал пространство, в котором происходит сцена, — это использование высоких и низких рельефов. Одна из техник, которые Донателло применил в своем празднике Ирода, — это использование rilievo schiacciato , или неглубокого рельефа , который он ранее использовал в своей пределле Святого Георгия для церкви Орсанмикеле во Флоренции. Донателло использовал резьбу Schiacciato, чтобы создать атмосферный эффект и создать впечатление большей глубины. Чтобы создать эту глубину, Донателло сделал ставку на контраст между низким и высоким рельефом
Включение невысокого рельефа в архитектуру многослойных арок и фоновых фигур позволяет отдельным элементам выступать дальше, в то время как горельеф привлекает внимание к более детализированным фигурам на переднем плане, которые, кажется, простираются в зрительское пространство.
Путешествие в Рим
Донателло. Статуя на фасаде здания галереи УффициСкульпторы Джироламо Торрини и Джованни Бастианини
С 1402 по 1404 год Донателло вместе с Филиппо Брунеллески, который был на десять лет старше него, посетил Рим с целью изучения «антиков». Между ними сложилось профессиональное взаимопонимание. Пребывание в Риме имело решающее значение для последующего творчества обоих художников. Во Флоренции почти не осталось памятников античного искусства, которые в изобилии, несмотря на многие разрушения, сохранились в Вечном городе. Специальные исследования подтверждают раннее посещение Донателло и Брунеллески Рима ещё до начала их активного творчества во Флоренции. В те годы такое путешествие через границы постоянно враждующих между собой государств представляло собой весьма опасное предприятие. Прибыв на место и вооружившись киркой и лопатой, по рассказу Джорджо Вазари, архитектор и скульптор работали на Римском форуме, сооружения которого в то время были полузасыпаны землей. Жители Рима будто не замечали руин величественных сооружений и пасли на форуме коров. Его так и называли: «Коровий выгон» (Campo Vaccino). Дело дошло до того, что художников чуть было не убили, поскольку их приняли за искателей спрятанных в земле сокровищ. Время преклонения перед античностью в Риме ещё не наступило.
Брунеллески зарисовывал детали древнеримских ордеров, капители, обломки карнизов, обмерял планы отдельных сооружений, Донателло рисовал обломки античных статуй. Брунеллески в то время было 25 лет, а Донателло всего 16. После возвращения в родную Флоренцию оба художника стали работать по-новому.
Техника и стиль Донателло
Донателло был одним из ведущих скульпторов эпохи Возрождения. В своей работе он использовал различные техники и стили, которые сделали его творчество уникальным и отличным от других скульпторов своего времени.
- Рельеф. Донателло был мастером рельефа, он владел техникой создания глубоких и детализированных рельефных композиций. Его работы в рельефе часто показывали сцены из Библии или мифологии и отличались высокой степенью реализма.
- Статуи. Донателло создал множество статуй, как небольших, так и внушительных по размерам. Он обладал уникальным чувством пропорции и формы, что делало его статуи очень выразительными и живыми.
- Бронза. В отличие от многих скульпторов своего времени, которые предпочитали работать с мрамором, Донателло предпочитал работать с бронзой. Он владел техникой литья бронзы и создавал великолепные статуи, которые не только точно передавали анатомию человеческого тела, но и обладали оригинальностью и выразительностью.
- Натуральная поза. Донателло старался создать статуи, которые выглядели живыми и естественными. Он использовал так называемую «натуральную позу», когда фигура изображается в естественном состоянии без украшений и излишней пафосности.
Техника и стиль Донателло оказали значительное влияние на развитие искусства и скульптуры Возрождения. Его работы считаются шедеврами и по сей день восхищают искусствоведов и зрителей своей красотой и глубиной.
Поздние годы во Флоренции
«Кафедра Страстей». 1460-е гг. Базилика Сан-Лоренцо, Флоренция
Покинув Падую в конце 1453 года, Донателло вернулся во Флоренцию. 15 ноября 1454 года он снял дом на площади Пьяцца дель Дуомо, на углу Виа де Серви. Ныне на фасаде дома находится мемориальная доска.
Возвращение во Флоренцию скульптору далось нелегко, так как за время его отсутствия вкусы флорентийцев изменились. Однако творческая сила не покидала художника даже в преклонном возрасте, о чём свидетельствуют такие шедевры, как «Юдифь» и рельефы кафедр в базилике Сан-Лоренцо, созданные в семидесятилетнем возрасте, хотя и с помощью многочисленных помощников.
Перед средокрестием, по обе стороны главного нефа базилики на невысоких колоннах тёмного мрамора ионического ордера симметрично установлены две кафедры, или пульпита (лат. pulpitum — помост, подмостки) с бронзовыми рельефами на тему Страстей Христовых, поэтому их называют «Кафедрами Страстей» (Pulpito della Passione). Работа была начата около 1460 и закончена после смерти Донателло его помощниками Беллано и Бертольдо около 1470 года. Кафедры предполагалось установить у главного алтаря. Их форма в виде античных саркофагов подтверждает тот факт, что их предполагали использовать для захоронения герцога Козимо Старого и его супруги Контессины де Барди. Впервые их установили в нефе на колоннах в 1515 году к визиту во Флоренцию папы Льва X.
«В своём предсмертном произведении, как писал М. Я. Либман, Донателло отобразил круг тем, волновавших его в старости». Последние работы Донателло — «кризисные произведения». В рельефах «царит чувство усталости», но них явлено «замечательное мастерство, большой творческий опыт и, что главное, в них проявляются элементы нового…».
Донателло создал также вместе с Микелоццо ди Бартоломео несколько надгробных памятников в храмах Флоренции, это прежде всего Гробница антипапы Иоанна XXIII — надгробный памятник из бронзы и мрамора в баптистерии собора Санта-Мария-дель-Фьоре, послуживший образцом для многих надгробных памятников, созданных в XV—XVI столетиях в разных городах Италии.
Донателло, как писал Дж. Вазари, был скромным и не меркантильным человеком, не придавал значения деньгам и славе. Гонорары, которые он получал за свои работы, обеспечивали ему безбедное существование. Он их копил в корзинке, подвешенной к потолку мастерской, и его помощники могли свободно пользоваться деньгами при необходимости. Мастер также отказался от имения близ Флоренции, подаренного ему Пьеро Медичи. Другое имение он завещал не родственникам, а работавшему здесь крестьянину-арендатору.
Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции. Умер в 1466 году, погребён с большими почестями в базилике Сан-Лоренцо, где захоронены многие представители семьи Медичи. Его захоронение было устроено в склепе под алтарём, рядом с могилой Козимо Медичи Старого. Среди тех, кто нёс гроб, был Андреа делла Роббиа. Кенотаф Донателло был изготовлен в 1896 году скульптором Рафаэлло Романелли.
Ранний период творчества
Деятельность этого скульптора в ранний период, в 1410-е годы, связана была с коммунальными заказами, которые ему предоставлялись для украшения различных общественных построек Флоренции. Для здания Ор Сан Микеле (его фасада) выполняет Донателло статуи св. Георгия (период с 1415-го по 1417 год) и св. Марка (с 1411 по 1413 год). В 1415 года он завершает статую св. Иоанна Евангелиста, украсившую флорентийский собор.
Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Пять фигур находятся в музее собора. «Давид» и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры, идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния. Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи — героическую индивидуальную личность — Донателло. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Особенно это заметно в изображении св. Марка (1412 год), св. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания — 1423-1426). Постепенно формы приобретают ясность, становятся цельными объемы, портретностью сменяется типовое а складки одеяний облекают тело естественно, вторят его движению и изгибам.
Смерть
Донателло продолжал работать до глубокой старости, имел несколько мастерских и несколько сотен учеников, которые после смерти своего учителя заканчивали, не доведенные им до конца, проекты. Умер мастер в 1466 году. Похоронен в церкви Св. Лоренцо, которую когда-то украшал барельефами.
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Даже краткая биография Донателло изобилует интересными фактами. Известно, что Донателло очень много работал. Он брался за любые заказы, даже очень незначительные и мелкие. Деньги мастера не интересовали, он обожал творить. Интересно, что все вырученные средства он держал в подвесной корзине в своей мастерской. Каждый ученик мастера мог взять оттуда ровно столько, сколько ему было нужно.
- Донателло не хотели отпускать из Падуи. Мастера просто «заваливали» заказами только для того, чтобы он никуда не уехал, но он жить не мог без своей любимой Флоренции.
- Бронзовая статуя «Давид», величайшее творение мастера, украсившее сад Казимо Медичи, была очень смелой для своего времени. До Донателло никто не мог решиться изваять полностью обнаженную скульптуру.
- Одним из последователей Донателло был знаменитый скульптор и художник Верроккьо, который в свою очередь является учителем титана итальянского Ренессанса Леонардо да Винчи.
- Неизвестно, была ли у Донателло семья. О личной жизни мастера практически ничего нет, никаких сведений. Известно только, что очень многие во Флоренции любили и уважали его, а после его смерти горожанами было принято решение тщательнейшим образом оберегать его скульптуры и не давать вывозить их из Флоренции.
Падуанский период
Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Здесь начинается следующий этап его творчества. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже — в 1453-м. Образом послужил памятник Марку Аврелию. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Антония Падуанского, а также четыре рельефа, изображающих сцены из его жизни, которые считаются вершиной творчества этого мастера в живописном рельефе.
Даже и тогда, когда Донателло изображает настоящее движение, как в двух статуях св. во Флоренции (в casa Martelli и в Барджелло), он ограничивается самым скромным. В обоих случаях св. Иоанн представлен идущим, и все до последнего пальца на ноге участвует в этом движении. У природы была вырвана новая тайна.
Отличительная черта мастерства Донателло состоит в том, что этот скульптор изображал с одинаковым мастерством и энергию, силу, миловидность и грацию. Так, например, вырубленный в 1434 году барельеф балкончика из мрамора в соборе г. Прато изображает полунагих гениев и детей, которые играют на музыкальных инструментах и пляшут с венками цветов. Чрезвычайно живы их движения, игривы и разнообразны. То же самое можно отметить и о других барельефах из мрамора, выполненных для флорентийского собора.
Донателло в последние годы нахождения в Падуе мало работает. Судя по всему, он тяжело болеет. Скульптор возвращается в 1453 году во Флоренцию и продолжает здесь жить до самой смерти (в 1466 году), за исключением непродолжительной поездки в 1457 году в Сиену.
Скульптура флорентийского Возрождения (c.1450-1500)
Во второй половине 15 века спрос на крупномасштабные скульптуры из мрамора и бронзы заметно вырос. Церквям требовался ряд различных предметов для их алтарей, шатров, кафедр, гробниц и внутренних ниш, все они были вылеплены в новом динамичном стиле эпохи Возрождения, в то время как светским дворцам требовались новые фризы, части дымоходов, портретные бюсты и многие другие типы декоративной скульптуры. Самыми выдающимися скульпторами из мрамора во Флоренции конца 15 века были Дезидерио, братья Росселлино, Бенедетто да Майано и Мино да Фьезоле. Лучшими мастерами того же периода были Верроккьо и Поллайуоло.
Дезидерио да Сеттиньяно
Дезидерио да Сеттиньяно (1430–1464) впитал дух лучшей скульптуры Донателло, добавив в нее ощущение гармонии и утонченной элегантности. Его могила канцлера Карло Марсуппини в церкви Сан-Кроче является лучшим примером памятников этого типа. Как и его мраморная скиния в церкви Сан-Лоренцо. Также заслуживают внимания его величественные портретные бюсты Мариетты Строцци и принцессы Урбино, тогда как его детские бюсты по-прежнему ошибочно приписывают Донателло. Хотя он умер в возрасте 34 лет, его вклад в скульптуру итальянского Возрождения был прочным.
Бернардо и Антонио Росселлино
Хотя Бернардо Росселлино (1409–1464) технически совершенен, ему не хватало оригинальности как художника. В архитектуре он был преданным последователем Альберти, а в скульптуре он слишком много заимствовал у других, о чем свидетельствует его знаменитая гробница Леонардо Бруни (ум. 1444). Его младший брат Антонио Росселлино (1427-1479) преуспел: его Святой Себастьян в Соборной церкви в Эмполи считается одной из самых изящных статуй кватроченто. Его гробница кардинала Портогалло (ум. 1459) в Сан-Миниато, хотя и не имеет архитектурного значения, тем не менее, полна красоты. А барельефная скульптура и его портретные бюсты впечатляют не меньше, чем многие работы Дезидерио.
Мино да Фьезоле
По словам биографа Джорджо Вазари, ученика Дезидерио Мино да Фьезоле(1429-84) был ответственен за огромное количество алтарей, кафедр, гробниц, рельефов, статуй и бюстов. Искусный мастер, он отказывался от моделей и карикатур и отличался превосходной отделкой. Сочетая в себе большую часть утонченности Дезидерио, его работы, как правило, обладали очарованием отличия в сочетании с необычной манерностью. Несмотря на свое долгое пребывание в Риме, он мало позаимствовал у классической античности: действительно, его римская скульптура не идет ни в какое сравнение с его лучшими флорентийскими работами. Его лучшие скульптуры, все в соборе Фьезоле, включают гробницу епископа Леонардо Салютати, а также алтарь, изображающий Мадонну с младенцем Иисусом.
Бенедетто да Майано
Бенедетто да Майано (1442–1497), хотя и не был особенно оригинальным, был идеальным представителем общего этоса своего времени. Его алтарь св. Савина в Фаэнце (1470 г.), а также его алтарь св. Себастьяна в Мизерикордии во Флоренции заметно заимствованы у Антонио Росселлино, влияние которого также можно увидеть в работах Бенедетто в Сан-Джиминьяно. Более поразительна его знаменитая кафедра в церкви Санта-Кроче во Флоренции, украшенная живописными барельефами из жизни святого Франциска. Но его статуи Мадонны и барельефы лишены острых ощущений от работ более ранних мастеров, они напоминают сытых, зажиточных женщин среднего класса.
Маттео Чивитали
Родившийся в Лукке Маттео Чивитали (1435–1501) является истинным представителем флорентийской скульптуры, на работы которой оказали влияние Антонио Росселлино, Дезидерио и Бенедетто да Майано. Тем не менее, во многих его скульптурах есть намек на самые нефлорентийские эмоции. Его образы Христа — люди великой скорби, его ангелы обожают, его Мадонны — нежные матери. Очаровательные образцы его работ можно увидеть в Генуе, а также в Лукке.
Донателло, итальянский скульптор
Донателло (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 — 1466), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Одним из первых скульпторов Италии художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. В его лучших произведениях глубокий интерес к реальности во всём многообразии её жизненных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщению и героике. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм, измельчённой дробностью линейного ритма. В статуе св. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27; рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). В содружестве с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео создал ренессансный тип настенного надгробия , используя саркофаг античной формы, аллегорические фигуры и ордерное обрамление. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь «Благовещение» (так называемый алтарь Кавальканти; известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) — первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения — конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) — оба в Падуе. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий; группа «Юдифь и Олоферн», бронза, около 1456-57, площадь Синьории; рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., — все во Флоренции). Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Уччелло, А. Дель Кастаньо, А. Мантеньей, позднее Микеланджело и Рафаэлем.
Лит.: М. Я. Либман, Донателло, М., 1962; Castelfranco G., Donatello, Mil., 1963; Hartt Fr., Donatello, prophet of modern vision, L., 1974.
Выставка его работ
Флоренция
Большинство работ Донателло находится во Флоренции . Среди наиболее известных можно отметить:
Авраам готов принести в жертву Исаака — мрамор, Дом-музей
-
Museo dell’Opera del Duomo :
- Аввакум (прозванный Ло Цукконе , «большая тыква» из-за лысины изображенного персонажа)
- Кающаяся Магдалина , (1453-1455)
- Пророк , статуя, (1406-1409)
- Святой Иоанн Богослов , мрамор, (1410-1411)
- Кантория Донателло , (1433-1439)
- Жертвоприношение Исаака , группа, (1408-1421)
- Задумчивый человек , статуя, (1408-1421)
- Безбородый пророк , статуя, (1408-1421)
- Христос-Искупитель в окружении двух пророков , группы, Симоне ди Франческо Таленти и Донателло (1410-1431)
-
Музей творчества Санта-Кроче
Святой Людовик Тулузский , 1422-1425 гг., Позолоченная бронза, серебро, эмаль и горный хрусталь, 285 x 101 x 78 см.
:
- Церковь Санта-Кроче:
-
Церковь Орсанмикеле :
- Ниша для вечеринок гвельфов
- Святой Георгий (1416 г.) по заказу Arte dei Corazzai e Spadai (Corporation des Armuriers)
-
Палаццо Веккьо
Юдифь и Олоферн
:
-
Национальный музей Барджелло :
- Святой Георгий и Дракон , ок. 1417 г., мрамор, 50 × 172 × 21,5 см .
- Давид в мраморе,
- Давид в бронзе (очень разные композиции)
- Бюст Никколо да Уззано , расписанный терракотой, около 1432 г .;
- Распятие , 1450-1455 гг., Бронза, 93 х 70 см.
Пиза
Бюст-реликварий Святого Россоре , ок. 1424-1427 гг., Резная литая бронза, позолота и посеребрение, 56 × 60,5 × 37 см , Национальный музей Сан-Маттео .
Неаполь
Голова лошади, известной как Протом Карафа , около 1455 г., бронза, 176 × 182 × 140 см , Национальный археологический музей Неаполя .
Франция
- Саломея или Пир Ирода , около 1435 г., мрамор, 50 × 71,5 см , Дворец изящных искусств в Лилле .
- Спирителло из кантории Дуомо во Флоренции , 1439 г., бронза со следами позолоты, мраморная основа, 60,5 × 41 × 24 см , Коллекция Institut de France, музей Жакемара-Андре , Париж.
- Мадонна с младенцем , около 1445 г., горельеф, полихромная терракота, 102 × 74 см , Лувр , Париж.
Приписано: Мадонна Пиот , около 1440 или около 1460 года, полихромная терракота, Париж, Лувр .
Германия
- , ок. 1420-1425 гг., Мрамор, 74,5 × 73 × 6,5 см , Музей Боде , Берлин .
- , ок. 1415 г., терракота, Боде-музей, Берлин.
- , около 1440 г., терракота, музей Боде, Берлин.
- , около 1450 г., лепнина, музей Боде, Берлин.
- (из купели Сиенского собора), 1427-29, Боде-музей, Берлин.
-
, терракота, Боде-музей
Мадонна с младенцем ( бозцетто ), терракота, Боде-музей , Берлин.
, Берлин.
- , около 1460 г., бронза, Музей Боде, Берлин.
- , около 1430 г., мрамор, Боде-музей, Берлин.
Англия
- Мадонна с младенцем и четыре ангела (en) или Мадонна Челлини , ок. 1450 (1456), частично позолоченная бронза, Музей Виктории и Альберта , Лондон .
- Мертвый Христос, которого несли два ангела , около 1440 года, мрамор, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
- Мадонна с младенцем (Мадонна Дадли) , около 1435 г., мрамор, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
- Оплакивание мертвого Христа , c. 1455–1460, бронза, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Россия
- Бичевание , мрамор, около 1425-30 гг., ГМИИ, Москва, бывший Берлин, Музей кайзера Фридриха.
- Святой Иоанн Креститель , бронза, около 1430 г., ГМИИ, Москва, бывший Берлин, Музей Кайзера Фридриха.
Соединенные Штаты
- Работы выставлены в Национальной галерее искусств , Вашингтон, округ Колумбия , скульптуры:
- Вакханка , бронза
- Мертвый христос, удерживаемый ангелами
- Ангел играет , бронза
- Святой Иероним , бронза
- Сатир , бронза
Работа в Падуе
Памятник Гаттамелате в Падуе. Архивная фотография 1903 года
В 1443 году Донателло был призван в Падую для создания бронзовой конной статуи кондотьера Венецианской республики Эразмо да Нарни по прозванию «Гаттамелата», который был правителем Падуи и в этом же городе скончался. Скульптура из бронзы была завершена в 1453 году. Начало работы затянулось, поскольку требовалось специальное согласие венецианского Сената на создание кенотафа, то есть надгробного памятника, не содержащего останков (кондотьер захоронен в базилике Святого Антония). Для памятников такого рода в то время не было прецедентов. Памятник установлен на высоком пьедестале перед Базиликой дель Санто (Святого Антония). Это шедевр искусства итальянского Возрождения в жанре «кавалло» (конных монументов), ставший прообразом многих других подобных памятников вплоть до «петербургского кондотьера» — Памятника императору Петру I работы итальянского скульптора Б. К. Растрелли в 1716—1800 годах.
Гипсовый тонированный слепок шедевра Донателло установлен в «Итальянском дворике» рядом с конным памятником кондотьеру Коллеони работы Андреа Верроккьо и «Давидом» Микеланджело в Музее изобразительных искусств в Москве.
Другим шедевром искусства Донателло в Падуе является Алтарь дель Санто (итал. L’Altare di Sant’Antonio, Pala del Santo — Алтарь Святого) в пресбитерии центрального нефа Базилики дель Санто (Святого Антония) в Падуе, над которым выдающийся художник работал в 1447—1448 годах.
Вначале Донателло параллельно с созданием памятника Гаттамелате работал над сооружением алтарной стены и фигуры «Распятия» в главной апсиде, разработкой моделей рельефов и только затем приступил к композиции пресбитерия. В этой работе ему помогали до восемнадцати учеников и падуанский скульптор Никколо Пиццоло. Но замысел и главные детали принадлежат целиком Донателло: «На всех падуанских сооружениях лежит отпечаток могучего гения мастера».
Композиция состоит из почти двадцати барельефов и семи круглых бронзовых статуй. В центре алтаря на троне — бронзовая фигура Мадонны, относящаяся к иконографическому типу Маэста (итал. maestà — величание, возвеличивание). Дева Мария изображена фронтально, в торжественной позе, как бы возвышающейся над троном. Её голову венчает корона, образуемая крыльями Херувимов. Впереди себя Она держит Богомладенца. Боковые части трона оформлены в виде сфинксов. На плечи Девы накинута тяжелая мантия, скреплённая на груди брошью в виде Херувима. Фигура Мадонны (высота статуи 1,59 м) в образе «Царицы Небесной» приподнята на постаменте, по левую сторону от Неё — статуя Св. Антония Падуанского, по правую — Св. Франциска Ассизского. Над Мадонной — бронзовое Распятие (1443—1444); внизу, в пределле — рельефы, также работы Донателло, изображающие сцены чудес из жизни Св. Антония («Чудо заговорившего новорождённого», «Чудо с раскаявшимся сыном», «Чудо с ослицей», «Чудо сердца скупого»). По сторонам алтаря установлены фигуры Св. Иустины и Св. Даниила. В целом композиция Донателло следует иконографии Святого Собеседования, сформировавшейся ранее в венецианской живописи.
К сожалению, задуманная скульптором композиция была нарушена. Донателло изначально установил фигуры в открытом табернакле из расписного и позолоченного дерева постепенно уменьшающимися к центру, что создавало эффект глубины, перспективного сокращения (по краям композицию замыкали статуи падуанских епископов — Лудовико и Просдокима). В результате фигуры выглядели свободно, непринужденно стоящими, будто живыми. В 1582 и 1651 годах алтарь перестраивали, статуи были использованы в других сооружениях внутри собора. В 1895 году алтарь собрали снова, но весьма произвольно по проекту Камилло Бойто. Таким он и остается по настоящее время, и о замысле художника можно судить лишь по графическим реконструкциям. Деревянная менса (стол алтаря) расписана живописцем Ф. Скварчоне. Рельефы частично вызолочены и посеребрены, камень и мрамор разных цветов дополняют позолота и смальта.
Художник оставался в Падуе до 1456 года. В 1457 году Донателло переехал в Сиену, вероятно, с идеей поселиться навсегда и провести там свои последние годы. В Сиене Донателло работал над скульптурой Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции. Но работа по разным причинам не сложилась.