Учёные, давшие начало понятию «культурный ландшафт»
Первым это понятие начал использовать немецкий учёный-географ Отто Шлютер. Он определял его как единство природных и культурных объектов, доступных для восприятия человеком.
Слово «ландшафт» – немецкого происхождения, оно образовано из двух слов: «land» (страна) и «shaft» (вид местности). Таким образом, культурный ландшафт в понимании Шлютера – это изменённый человеком природный ландшафт, то есть его можно назвать антропогенным.
Далее над трансформацией и эволюцией понятия работали такие учёные, как:
- Карл Зауэр (американский географ, который определял культурный ландшафт как результат взаимодействия человека с природой);
- Александр фон Гумбольдт;
- В. И. Вернадский;
- В. П. Семенов-Тян-Шанский (русские учёные также определяли культурный ландшафт как результат взаимодействия культуры и природы).
литература
- Андреас Бауэрохсе, Хеннинг Хассманн , У. Икеродт (ред.): Культурный ландшафт — административный — цифровой — туристический. Берлин 2007, ISBN 978-3-503-09794-4 .
- К. Бухвальд, В. Энгельхард: Справочник по планированию, проектированию и охране окружающей среды . 4 тома. BLV, Мюнхен и другие 1980, ISBN 3-405-12033-0 .
- К. Бухвальд, В. Энгельхард: Уход за ландшафтом и охрана природы на практике . BLV, Мюнхен и другие 1984, ISBN 3-405-11200-1 .
- П. Бургграаф, К.-Д. Клеефельд: Историко-культурный ландшафт и элементы культурного ландшафта . Прикладная ландшафтная экология 20, Бонн-Бад Годесберг 1998, ISBN 3-89624-318-7 .
- П. Бургграаф (Ред.): Уход за культурным ландшафтом. Преемственность против сохранения . Отчет о семинаре NUA 3, 1999, .
- V. Denzer et al. (Ред.): Культурный ландшафт. Восприятие — инвентаризация — региональные примеры . Найдите отчеты из Гессена , приложение 4, Висбаден 2005, ISBN 3-7749-3334-0 .
- D. Prince et al. (Ред.): Культурный ландшафт как пространство для действия. Институты и управление в работе с региональным общим культурным ландшафтом , Дортмунд 2008, ISBN 978-3-939486-06-0 .
- Вольфганг Хабер: Культурный ландшафт между изображением и реальностью . Отчеты об исследованиях и отчеты о заседаниях Академии пространственных исследований и регионального планирования, том 215, 2001: стр. 6–29.
- U. Harteisen et al. (Ред.): Культурные ландшафтные исследования и экологическое планирование . Документация конференции, GCA-Verlag, Herdecke 2000, ISBN 3-89863-043-9 .
- Майкл Джонс: Концепция культурного ландшафта: дискурс и нарративы. В: Х. Паланг, Г. Фрай (ред.): Пейзажные интерфейсы. Культурное наследие в меняющихся ландшафтах . Kluwer, Dordrecht 2003: стр. 21–51.
- Хансйорг Кюстер : История ландшафта в Центральной Европе. От ледникового периода до наших дней . 4-й, полностью переработанный и актуальный Издание, Бек, Мюнхен 2010, ISBN 978-3-406-60849-0 .
- Региональная ассоциация Рейнской области и другие (Ред.): Цифровой культурный ландшафт — исследование и применение . Документация конференции, вклад в региональное развитие 58, самоиздан, Кельн 2005.
- Региональная ассоциация Рейнской области и Региональная ассоциация Вестфалии-Липпе (Hrsg.): Lebendiges Erbe. Культурные пейзажи земли Северный Рейн-Вестфалия . Schnell + Steiner, Регенсбург 2009, ISBN 978-3-7954-2127-4 .
- С. Лютгерт (Ред.): Будущее прошлого? Устойчивое повышение ценности культурного ландшафтного потенциала в маргинализованных районах . Том конференции, самоиздание, Schöningen 2004, ISBN 3-00-010977-3 .
- U. Matthiesen et al. (Ред.): Культурные ландшафты как вызов пространственного планирования. Понимание — опыт — перспективы . Академия пространственных исследований и регионального планирования, Ганновер, 2006 г., ISBN 3-88838-057-X .
- К. Тролль: ландшафтная экология (геоэкология) и биогеоценология. Терминологическое исследование . В: Revue Roumaine de Geologie Geophysique et Geographie, Série de Géographie, 14 (1971), стр. 9-18.
- Вера Вичензотти: Цвишенштадтский дискурс. Анализ дикой природы, культурного ландшафта и города . стенограмма, Билефельд.
- Б. фон Дзембовски, У. Вейлахер, Дж. Веррен (ред.): NEULAND. Пейзаж между реальностью и воображением. Birkhäuser Verlag, Базель 2009, ISBN 978-3-0346-0085-9 .
- К. Виганд: К.-Д. Клифельд (Ред.), Культурные ландшафты в Европе — региональные и международные концепции инвентаризационной оценки и управления . Ганновер 2001, .
- HH Wöbse: Историко-культурные ландшафты как объекты охраны природы . В: И. Коварик, Э. Шмидт, Б. Сигель (ред.): Охрана природы и сохранение памятников. Дорожки к диалогу в саду . vdf, Цюрих, 1998: стр. 157–168.
- Landschaftsverband Rheinland / Landschaftsverband Westfalen-Lippe (Hrsg.): Lebendiges Erbe. Культурные ландшафты в Северном Рейне-Вестфалии , Schnell + Steiner, Регенсбург 2009, ISBN 978-3-7954-2127-4 .
Индивидуальные доказательства
- ^
- Герхард Курдес : Культурный ландшафт как «фактор мягкого местоположения». Региональное развитие через благоустройство. В: Информация о пространственном развитии, выпуск 5/6, 1999.
- Х. Джоб и Г. Стиенс: Сохранение и развитие культурных ландшафтов как мандат пространственного планирования. Вступление. В: Информация о пространственном развитии, выпуск 5/6, 1999.
- Хубертус Брейер: Коридоры жизни. В: Die Zeit , № 52/2002.
- ↑
- Дирке . Словарь общей географии. Брауншвейг 1984, ISBN 978-3-423-03422-7 .
- Мартин Швинд: культурный ландшафт как объективированный дух. В: Deutsche Geographische Blätter 46, 1951, стр. 4–5.
- Томас Гунцельманн: Памятник ландшафта и культурный ландшафт — ландшафт в сохранении памятников. Текст конференции по охране памятников и охране природы — обучение друг у друга и использование синергизма для сохранения природного и культурного наследия (Организатор: Федеральное агентство по охране природы — Международная академия охраны природы в сотрудничестве с Академией природы и окружающей среды штата Шлезвиг -Гольштейн), о. Вильм, 25. — 27. Октябрь 2007 г.
- Дитрих Денеке : культурный ландшафт, география поселений, культурная география. В: Клаус Фен и Аннгрет Симмс (ред.): Пути исторической географии и культурных исследований. Штайнер, Штутгарт 2005.
- Райнхард Пехоцки: Пейзаж — Дом — Пустыня. Мюнхен 2010. ISBN 978-3406541520 .
- Ханс Герман Вёбзе: «Культурный ландшафт» и «Историко-культурный ландшафт». В кн . : Информация о пространственном развитии, вып. 5/6, 1999.
- Ганс Герман Вёбзе: Пейзажная эстетика . О природе, значении и обращении с живописной красотой. Ульмер, Штутгарт 2002.
- Готфрид Бримле : Консолидация земель — обогащение или обеднение культурного ландшафта? В: Schwäbische Heimat 29, 1978, выпуск 4, стр. 226-233.
- Ханс Кэрол: Экономический ландшафт и его картографическое изображение. Kümmerly & Frey, Geographischer Verlag, Берн, 1946.
- ( английский ) EACEA. Проверено 8 июля 2019 года.
- ( Английский ) Studyportals BV, дата обращения 8 июля 2019 г.
Категории и виды культурных (антропогенных) ландшафтов
Есть три основных категории, по которым распределяются все существующие сейчас культурные ландшафты:
- органически развивающиеся ландшафты (те ландшафты, которые продолжают развиваться и являются наиболее уязвимыми; созданы аборигенными культурами);
- реликтовые ландшафты (реликтовые, соответственно, это такие, которые больше не развиваются, чей расцвет – уже история; носители культуры, создавшие подобный ландшафт уже исчезли);
- ландшафты, задуманные и исполненные людьми или целенаправленно созданные (парки, сады);
- ассоциативные ландшафты (включены в список культурного наследия; памятные места, места творчества известных людей и т. д.).
Рис 1. Развалины афинского Акрополя, как пример ассоциативного ландшафта
В настоящее время учёные выделяют пять видов культурных (антропогенных) ландшафтов:
- лесные (вторичные лесные посадки или искусственные леса)
- водные (искусственные озёра, водохранилища)
- сельскохозяйственный или аграрный (возделанные поля);
- промышленный (заводы, фабрики, дороги);
- городской или селитебный (инфраструктура любого населённого пункта, от маленького посёлка до мегаполиса).
Рис 2. Дороги, как пример промышленного ландшафта
Урбанистические зоны
Такие городские объекты представляют самые молодые и наиболее старые примеры культурных ландшафтов. Древние поселения создавались с учетом природных особенностей, в результате чего они оптимально вписывались в окружающую среду, не наносили ей вреда. Сохраняющаяся экосистема являлась необходимостью и нормой одновременно.
С началом индустриального развития бережное отношение к природным ресурсам кардинально изменяется. Наблюдается дисбаланс между необходимостью в колоссальных застройках географических зон и сохранностью естественной окружающей среды. По этой причине в настоящее время разрабатываются новые подходы, с которыми обязаны считаться застройщики и архитекторы.
Природные зоны и ландшафты должны сохраняться, дополняя и улучшая возводимые населенные пункты, города. Из ярких примеров отмечены следующие объекты:
- австрийский город Клагенфурт;
- деревня под названием Гальштадт;
- Национальный сиднейский Сад Камелий.
Ссылки
- Альварес Муньяррис, Луис; (2011). Категория культурного ландшафта. AIBR. Журнал иберо-американской антропологии, январь-апрель 57-80 гг. Восстановлено с redalyc.org.
- Эрнандес, Ана Мария (2010). Ценность культурного ландшафта как дидактической стратегии. Tejuelo, № 9 (2010), стр. 162-178 Получено с сайта redalyc.org.
- Сабате Бел, Дж. (2011). Культурные пейзажи. Наследие как основной ресурс для новой модели развития. Городская, 0 (9), 8-29. Получено с: polired.upm.es.
- Фонд культурного ландшафта (2016). О культурных ландшафтах в Национальном центре атмосферных исследований. Получено с: tclf.org.
- ЮНЕСКО (s / f). Культурный ландшафт. Получено с unesco.org.
Культурно-исторические ландшафты
В качестве культурно-исторических пространств можно приводить дворцово-парковые ансамбли, усадьбы дворян, комплексы монастырей, поля сражений, археологические комплексы, совокупность исторических сельских и городских объектов. Примеров таких территорий в мире очень много. Стоит назвать национальный парк Тонгариро в Новой Зеландии. Для местных жителей маори он несет религиозно-духовное значение. На просторах этого заповедника возвышаются купола из потухших и активных вулканов. Здесь же наблюдаются кратеры, источники, лавовые равнины, морены, ледниковые отложения. Также очень богата фауна парка.
Национальным памятником Португалии названа старая крепость Синтры с романтической европейской архитектурой. Это маврское сооружение расположено на вершине горного хребта Серра-да-Синтра. Временем ее строительства является 8-9 век. Когда христиане сражались с рабами за землю, сооружение было основным стратегическим объектом. Сегодня этот старинный вид ландшафта охраняет ЮНЕСКО. Также в Португалии находится еще один дворцовый комплекс — дворец Кинта да Регалейра.
Нельзя не вспомнить Национальный сад камелий в Сиднее. Многие австралийцы любят отдыхать здесь. Именно здесь можно полюбоваться не только множеством камелий, но и азалий, рододендронов. Каких только сортов этих растений здесь не встретишь. Также сад славится своим огромным розарием.
В Эфиопии есть уникальный город Консо. Здесь можно увидеть деревянные статуи прошлых поколений, каменные террасы. Город включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В его окрестностях расположены скульптуры религиозного назначения (вака). Также здесь много ископаемых останков гоминид. Жители Консо живут сельским хозяйством, пчеловодством, хлопкоткачеством. Недавно в окрестностях была построена пермакультурная ферма.
Старый речной пейзаж на реке Дунай в Австрии также заслуживает внимания. На холмах, между которыми течет Дунай, виднеются замки, шпили церквей, маленькие поселки и деревни. Туристы ассоциируют эти места со съемками фильмов по сказкам Братьев Гримм. Особенно запоминается Долина Вахау, тянущаяся вдоль Дуная до Мелька. Это самое красивое место в Австрии. Изображение, описание ландшафтов природы, живописные пейзажи привлекают множество художников и писателей. Эта местность также занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также недалеко от Зальцбурга есть долина, богатая очень красивыми озерами. Эта территория называется Зальцкаммергут. Там очень много достопримечательностей, музеев, исторических построек.
В густом лесу, возле горного массива Виндхья (Индия) расположился уникальный памятник доисторической культуры человечества — скальные жилища Бхимбетка. Здесь около 500 уникальных пещер, стены которых украшены рисунками примитивных людей эпохи мезолита. Эти жилища образовались естественным путем в массивных известняковых скалах из буро-коричневого песчаника. Далекими предками они использовались в качестве укрытий. Наскальная роспись Бхимбетка — это панорамные картины, которые воспроизводят повседневную жизнь доисторических людей: сбор урожая, охота, рождение потомства, ритуальные танцы.
В ходе описания напрашивается вывод, что примером культурной территории может быть все, что создавалось людьми. Самым знаменитым примером послужит Версаль во Франции. Фото этой достопримечательности вы видите выше. Это самый большой садово-парковый ансамбль во Франции, где находилась резиденция королей. Сегодня в замке находится национальный исторический музей, где находятся картины, бюсты, портреты. На территории Версаля также находятся великолепные аллеи, клумбы, фонтаны, искусственные водоемы.
Еще одним объектом культурно-этнического наследия является Великая китайская стена. Это поистине уникальное сооружение нашей цивилизации. Этому строению уже 1000 лет. Китайская стена таит в себе много интересных фактов. Во-первых, это самое длинное искусственное сооружение в мире. Во-вторых, во время ее строительства погибло более миллиона человек. В-третьих, для укладки каменных блоков стены использовалась клейкая рисовая каша и примесь гашеной извести. Каждый год достопримечательность Китая посещает более 40 миллионов туристов.
Комплексным культурным объектом Всемирного наследия является территория долины реки Орхон. Когда-то там располагалась столица Монгольской империи — Каракарум. ЮНЕСКО определила этот район представителем эволюции кочевой пастушеской цивилизации на протяжении двух тысячелетий. Здесь много памятников культуры в виде каменных тюркских статуй и стел. На них виднеются орхонские рунические надписи.
Кто дал начало понятию «культурного ландшафта»?
Первым о таком понятии стал говорить немецкий ученый Ото Шлютер. Под ним он подразумевал единство природных и культурных вещей, которые доступны для восприятия человеком. Само слово «ландшафт» имеет немецкое происхождение и состоит из двух слов. Первая часть слова означает «страну», вторая — «вид местности». Отсюда напрашивается вывод, что под этим понятием Шлютер подразумевал измененную человеком территорию — антропогенную. Трансформация и эволюция этого понятия также рассматривалась следующими учеными:
- Американским географом, определившим культурный пейзаж как результат взаимодействия человека с природой, Карлом Зауэром.
- Александром фон Гумбольдтом.
- В. И. Вернадским.
- Русским ученым, также определившим культурный ландшафт результатом взаимодействия человека и природы — В. П. Семеновым-Тян-Шанским.
Для определения тех или иных географических локаций, которые признаются объектами культурного наследия человечества, это понятие использует ЮНЕСКО.
Культурные ландшафты России
Изучением культурных ландшафтов России занимался российский географ В. Л. Каганский. Именно он создал целое описание всех имеющихся на сегодняшний день ландшафтов.
К реликтовым и развивающимся ландшафтам России можно отнести развалины древних городищ, архитектурные комплексы монастырей, дворянских усадеб, Кремлей, сохранившихся в разных городах (Казань, Нижний Новгород, Москва).
К целенаправленным ландшафтам относится знаменитый Петергоф – дворцово-парковый ансамбль, созданные во времена императора Петра I. Его также можно классифицировать как ассоциативным ландшафтам.
Рис 4. Петергоф – пример целенаправленного и, одновременно, ассоциативного ландшафта
Культурные ландшафты России
Изучением культурных ландшафтов России занимался российский географ В. Л. Каганский. Именно он создал целое описание всех имеющихся на сегодняшний день ландшафтов.
К реликтовым и развивающимся ландшафтам России можно отнести развалины древних городищ, архитектурные комплексы монастырей, дворянских усадеб, Кремлей, сохранившихся в разных городах (Казань, Нижний Новгород, Москва).
К целенаправленным ландшафтам относится знаменитый Петергоф – дворцово-парковый ансамбль, созданные во времена императора Петра I. Его также можно классифицировать как ассоциативным ландшафтам.
Рис 4. Петергоф – пример целенаправленного и, одновременно, ассоциативного ландшафта
Что такое ландшафт
Своему происхождению это слово обязано одному германскому монаху-христианину, который, переводя богословскую книгу в IX веке, применил термин для выражения из первоисточника «земля обетованная». Позднее его стали употреблять в административно-территориальной деятельности, в XVI—XVII веках — в изобразительном искусстве (ландшафтная (пейзажная) живопись), а затем в географии и картографии. В русском языке синонимами этого понятия являются следующие слова и словосочетания: окрестности, вид местности, пейзаж.
Под ландшафтом понимается территория, находящаяся в едином объемном пространстве, содержащая в себе всю совокупность находящихся на ней природных и антропогенных объектов.
Из определения следует, что существует некое множество различных видов ландшафта в зависимости от пропорционального отношения содержащихся в них составляющих.
Виды
Изначально на Земле существовал только природный ландшафт. В каждом географическом поясе и на разных широтах он индивидуален и взаимосвязан с окружающей его средой. Таким образом, вся поверхность земного шара составляет единую экосистему. По мере заселения человечеством новых земель, ведением добычи природных ресурсов и другой хозяйственной деятельности на планете сначала локально, а позднее и более глобально ландшафт стал изменяться. На месте единого вида стали появляться новые его модификации.
Выделяют три основных вида ландшафта:
- природный;
- природно-антропогенный;
- культурный.
Природный
Любая территория на земном шаре, где сохраняется живая природа в первозданном, диком виде, относится к природному ландшафту. Количество таких «островков» на территории России гораздо больше, чем в Западной Европе. Но и в нашей стране с каждым годом их становится все меньше. Исключения составляют национальные парки, заповедники, заказники и другие природоохранные зоны.
Природно—антропогенный
Ландшафт, возникший в результате деятельности человека на его природном основании.
Различают три основных подвида:
- Слабоизмененный. Жизнедеятельность человека на ограниченной территории внесла ряд изменений в окружающую среду, местность. При этом главные природные компоненты были сохранены, и не нарушилась их взаимосвязь с экосистемой.
- Среднеизмененный. При проведении каких-либо работ на определенной территории и под воздействием других видов жизнедеятельности человека возникли новые формирования, что повлекло к нарушению некоторых природных систем, структуры и их взаимосвязей.
- Сильноизмененный. Привнесенные искусственные изменения существенно повлияли на базовую экосистему местности вплоть до необратимых последствий (Чернобыль, Аральское море и другие экологические катастрофы).
Культурный ландшафт
Он получил свое названия благодаря высокому уровню требований к территории, которой присваивается данная категория.
Основные принципы создания культурного ландшафта в процессе освоения человеком конкретно взятой местности:
- не происходит нарушения базовых связей и скелетной структуры ландшафта;
- изменение других связей происходит осмысленно и целенаправленно для сохранения или улучшения и оздоровления существующей системы в целом;
- предусматривается воспроизводство затрачиваемых и расходуемых природных ресурсов;
- учитывается эстетическая составляющая, призванная к гармоничному симбиозу географического ландшафта с творениями рук человека;
- обеспечивается природоохранная деятельность на данной территории.
Типичными представителями культурного вида местности являются музейно-парковые комплексы, ботанические и зоологические сады, прибрежные зоны отдыха.
Влияние человека на культурный ландшафт:
Культурный ландшафт образуется в результате взаимодействия человека с природной средой. Человеческая деятельность оказывает существенное влияние на формирование и изменение ландшафта, а, в свою очередь, культурный ландшафт отражает особенности и ценности общества.
Одним из главных факторов влияния человека на культурный ландшафт является антропогенное воздействие. Человек осваивает территорию, строит поселения, дороги, производственные объекты, что приводит к изменению природных условий и характеристик ландшафта. Например, заводы и фабрики выбрасывают вредные вещества в атмосферу и водоемы, что негативно сказывается на экологическом состоянии окружающей среды. Таким образом, человеческая деятельность вносит свой след в культурный ландшафт, делая его уникальным и отражающим деятельность и культуру общества.
Кроме того, человек также вносит изменения в культурный ландшафт путем создания архитектурных сооружений и монументов, которые становятся символами идентичности и культурного наследия. Например, знаменитые архитектурные памятники, такие как Пирамиды в Египте или Великая Китайская стена, являются яркими примерами человеческого влияния на культурный ландшафт.
Также важным аспектом влияния человека на культурный ландшафт является ландшафтное планирование и озеленение городских пространств. Человек создает парки, скверы, зоны отдыха, которые придает городской среде эстетическую и расслабляющую функцию. Благодаря зеленым насаждениям в городах возникают уютные зеленые зоны, которые способствуют улучшению экологической ситуации и созданию комфортных условий для жизни людей. Это позволяет сохранить культурный ландшафт в гармонии с природной средой и придаёт ему уникальный облик.
Культурные ландшафты России
Изучением культурных ландшафтов России занимался российский географ В. Л. Каганский. Именно он создал целое описание всех имеющихся на сегодняшний день ландшафтов.
К реликтовым и развивающимся ландшафтам России можно отнести развалины древних городищ, архитектурные комплексы монастырей, дворянских усадеб, Кремлей, сохранившихся в разных городах (Казань, Нижний Новгород, Москва).
К целенаправленным ландшафтам относится знаменитый Петергоф – дворцово-парковый ансамбль, созданные во времена императора Петра I. Его также можно классифицировать как ассоциативным ландшафтам.
Рис 4. Петергоф – пример целенаправленного и, одновременно, ассоциативного ландшафта
Что мы узнали?
Ландшафт природный и ландшафт культурный – вещи разные, но сочетающиеся друг с другом. Так, согласно конвенции ЮНЕСКО, тайга также является культурным ландшафтом.
Понятие «культурный ландшафт» – очень сложное. Мир природных ландшафтов разнообразен. Каждый природный ландшафт – уникальное явление, которое характеризуется сочетанием природных условий (климата, рельефа, животного и растительного мира), социально-экономических особенностей региона и историко-культурных особенностей эпохи.
Более подробно о культурном ландшафте можно узнать на уроках географии в 6 классе.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Основные типы и их характеристики
Существует несколько основных типов культурных ландшафтов, каждый из которых имеет свои характеристики:
Тип ландшафта | Характеристики |
---|---|
Антропогенные ландшафты |
|
Природные ландшафты |
|
Исторические ландшафты |
|
Религиозные ландшафты |
|
Каждый тип ландшафта имеет свою уникальность и ценность. Изучение и сохранение культурных ландшафтов является важным аспектом современной географии и культурологии.
Антропогенный ландшафт и его особенности
Особенностью антропогенных ландшафтов является их высокая степень изменений исходной природной среды. Человеческая деятельность может привести к разрушению естественных экосистем, искажению геологических процессов, экологическим катастрофам и негативному воздействию на биоту и климат.
Антропогенные ландшафты имеют некоторые общие особенности. Во-первых, они характеризуются высокой степенью фрагментации, то есть разделением на отдельные участки с различными структурами и функциями. Это связано с наличием разнообразных объектов и инфраструктуры, таких как дороги, здания, промышленные сооружения.
Во-вторых, антропогенные ландшафты обычно имеют значительно большую производительность, чем естественные экосистемы. Это обусловлено тем, что человек использует природные ресурсы для собственных нужд, создает системы искусственного полива и обработки почвы, вносит удобрения и пестициды.
Кроме того, антропогенные ландшафты подвержены различным формам загрязнения, таким как выбросы промышленных предприятий, автотранспортные выбросы, отходы и сточные воды. Это может привести к нарушению экологического баланса и негативному воздействию на все живые организмы, включая человека.
Важно отметить, что антропогенные ландшафты не всегда негативно влияют на окружающую среду. Человеческая деятельность также может привести к созданию благоприятных условий для развития некоторых видов растений и животных, а также созданию комфортной среды для проживания людей
Однако необходимо стремиться к устойчивому развитию, чтобы минимизировать негативное воздействие человека на природную среду и сохранить биологическое разнообразие. Для этого требуется комплексный подход, который включает в себя совмещение экономического развития с охраной окружающей среды.
Основные подходы к изучению культурного ландшафта
В отечественной науке существуют три основных подхода к пониманию понятия культурного ландшафта
ТОП-1 статья
которые читают вместе с этой
Название подхода | Сущность подхода |
Информационно-аксиологический подход |
культурного ландшафта – это ландшафт, в формировании которого играют роль передаваемые в виде информации духовные и интеллектуальные ценности, испытавшие на себе влияние материальных компонентов ландшафта |
Этнокультурный подход |
Культурный ландшафт – это природно-культурный комплекс, появившийся в результате взаимодействия природы и этносов (наодов) |
Феноменологический подход |
Культурный ландшафт – это жизненное пространство большой группы людей, трансформировавших природу «под себя». |
Основные подходы к изучению культурного ландшафта
В отечественной науке существуют три основных подхода к пониманию понятия культурного ландшафта
Название подхода | Сущность подхода |
Информационно-аксиологический подход | культурного ландшафта – это ландшафт, в формировании которого играют роль передаваемые в виде информации духовные и интеллектуальные ценности, испытавшие на себе влияние материальных компонентов ландшафта |
Этнокультурный подход | Культурный ландшафт – это природно-культурный комплекс, появившийся в результате взаимодействия природы и этносов (наодов) |
Феноменологический подход | Культурный ландшафт – это жизненное пространство большой группы людей, трансформировавших природу «под себя». |
Категории и виды культурных (антропогенных) ландшафтов
Есть три основных категории, по которым распределяются все существующие сейчас культурные ландшафты:
- органически развивающиеся ландшафты (те ландшафты, которые продолжают развиваться и являются наиболее уязвимыми; созданы аборигенными культурами);
- реликтовые ландшафты (реликтовые, соответственно, это такие, которые больше не развиваются, чей расцвет – уже история; носители культуры, создавшие подобный ландшафт уже исчезли);
- ландшафты, задуманные и исполненные людьми или целенаправленно созданные (парки, сады);
- ассоциативные ландшафты (включены в список культурного наследия; памятные места, места творчества известных людей и т. д.).
Рис 1. Развалины афинского Акрополя, как пример ассоциативного ландшафта
В настоящее время учёные выделяют пять видов культурных (антропогенных) ландшафтов:
- лесные (вторичные лесные посадки или искусственные леса)
- водные (искусственные озёра, водохранилища)
- сельскохозяйственный или аграрный (возделанные поля);
- промышленный (заводы, фабрики, дороги);
- городской или селитебный (инфраструктура любого населённого пункта, от маленького посёлка до мегаполиса).
Рис 2. Дороги, как пример промышленного ландшафта