Что изучает социально-экономическая география
Что изучает социально-экономическая география
Эта наука изучает промышленные комплексы (сельское хозяйство, анализ полезных ископаемых и природных ресурсов, промышленность и т.п.) их развитие и взаимодействие. Она состоит из четырёх основных направлений:
Демография. Учёные, специализирующиеся в этой области, изучают законы воспроизводства населения, его зависимость от внешних факторов (экономических, природных и т. д.), миграцию, численность, состав… В общем, всё, что связано с населением.
Рекреационная география. Имея много общего с экономикой, рекреационная география изучает всё, что связано с местами отдыха. Это направление тесно связано с туризмом, социальной и медицинской географией, а также с землеведением – а как иначе, когда места отдыха напрямую связаны с теми или иными природными условиями и объектами?
Урбанистика. Наука о городах, занимающаяся изучением всех их систем, от транспортной инфраструктуры и экологии до здравоохранения, образования и прочего)
Возникли зачатки урбанистики ещё в Древней Греции, но только в современном мире, в котором появились по-настоящему крупные города, она приобрела такую важность.
Этногеография. Наука на стыке географии, истории, социологии, демографии, политологии и социологии
Она занимается изучением народов и их культур, выявляет их сходства и различия, закономерности и территориальную организацию.
Первые упоминания о географии
География как наука начала развиваться задолго до того времени, как мы начали использовать этот термин. В древние времена люди уже были заинтересованы в изучении земли и описании ее особенностей.
Одними из первых упоминаний о географии были картины, которые были изображены на стенах древних египетских храмов и пирамид. Некоторые из этих картины были выполнены более 4000 лет назад и изображали географические особенности Нила и окружающих областей.
Греки также делали свои вклады в развитие географии. Они создали первые карты мира и стали изучать земную поверхность, определяя размеры и расположение географических объектов. Один из наиболее известных географов Страны восходящего солнца Эратосфен, был первым, кто придумал способ измерения длины меридиана Земли.
Сегодня география является одной из наиболее рассматриваемых наук и продолжает развиваться с каждым годом.
↑яНЯРНЪМХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ГЮ ПСАЕФНЛ
гЮПСАЕФМЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Б 20 Б ОПНЬКЮ ОСРЭ НР ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ГЮДЮВХ НОХЯЮМХЪ ГЕЛМНИ ОНБЕПУМНЯРХ, ОПХПНДШ, УНГЪИЯРБЮ Х МЮЯЕКЕМХЪ, ДН ОНХЯЙЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ Х ГЮЙНМНБ. аНКЭЬНЕ НАЗЕДХМЪЧЫЕЕ БКХЪМХЕ МЮ ПЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХХ НЙЮГЮКХ УНПНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ МЕЛЕЖЙНЦН СВЕМНЦН ю. цЕРРМЕПЮ, БХДЕБЬЕЦН ГЮДЮВС ЦЕНЦПЮТХХ Б БШЪБКЕМХХ “ГЕЛМШУ ОПНЯРПЮМЯРБ ОН ХУ ПЮГКХВХЪЛ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШЛ БГЮХЛННРМНЬЕМХЪЛ”. уНПНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ Б яью Б РПСДЮУ п. уЮПРЬНПМЮ. мЮ ЩРНИ РЕНПЕРХВЕЯЙНИ НЯМНБЕ Б ОЕПБНИ ОНКНБХМЕ 20 Б. Б бЕКХЙНАПХРЮМХХ, яью, юБЯРПЮКХХ ЬХПНЙНЕ ПЮГБХРХЕ ОНКСВХКХ ПЮАНРШ ОН ПЮИНМХПНБЮМХЧ РЕППХРНПХХ. гМЮВХРЕКЭМШИ БЙКЮД Б ПЮГПЮАНРЙС РЕНПЕРХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ БМЕЯКХ Б цЕПЛЮМХХ г. оЮЯЯЮПЦЕ, ю. оЕМЙ, н. ьКЧРЕП, й. рПНККЭ, и. ьЛХРУЧГЕМ; Б яью – й. гЮСЕП, х. аНСЛЮМ. бН тПЮМЖХХ ЯТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЬЙНКШ ПЕЦХНМЮКЭМНИ Х ЙСКЭРСПМНИ ЦЕНЦПЮТХХ (о. бХДЮКЭ ДЕ КЮ аКЮЬ, щ. лЮПРНМ, ф. аНФЕ-цЮПМЭЕ). цЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ ДЕРЕПЛХМХГЛ, ОНОСКЪПМШИ Б ЮМЦКНЪГШВМНИ ЦЕНЦПЮТХХ МЮВЮКЮ 20 Б., ОПЪЛН БШБНДХК ХЯРНПХВЕЯЙХЕ Х ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЕ ОПНЖЕЯЯШ ХГ ОПХПНДМШУ СЯКНБХИ (щ. уЮМРХМЦРНМ).
б АХНЦЕНЦПЮТХХ ХДЕЪ ХГЛЕМЕМХЪ БН БПЕЛЕМХ ЯРЮКЮ ПСЙНБНДЪЫЕИ ОНЯКЕ ПЮАНР т. йКЕЛЕМРЯЮ. яТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЬЙНКШ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ Б яью (й. гЮСЕП) Х бЕКХЙНАПХРЮМХХ (у. дЩПАХ). й. гЮСЕП ГЮКНФХК НЯМНБШ ЩЙНКНЦХХ ВЕКНБЕЙЮ Х БХДЕК НЯМНБС ЕДХМЯРБЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ Б ХГСВЕМХХ ОПХПНДШ Х ВЕКНБЕЙЮ. оНКХРХВЕЯЙХЕ ЯНАШРХЪ ОЕПБНИ ОНКНБХМШ 20 Б. ЯРХЛСКХПНБЮКХ ПЮГБХРХЕ ЦЕНОНКХРХВЕЯЙХУ РЕНПХИ, ЙНРНПШЕ ХЯУНДХКХ ХГ ОПЕДЯРЮБКЕМХИ Н ЦНЯСДЮПЯРБЕ ЙЮЙ НПЦЮМХГЛЕ Я МЕНАУНДХЛШЛ ЕЛС ФХГМЕММШЛ ОПНЯРПЮМЯРБНЛ (т. пЮРЖЕКЭ, п. вЕККЕМ, у. лЮЙЙХМДЕП).
бН БРНПНИ ОНКНБХМЕ 20 Б. НЯМНБМШЕ СЯХКХЪ АШКХ МЮОПЮБКЕМШ МЮ ЯНГДЮМХЕ ЮООЮПЮРЮ ОПНЯРПЮМЯРБЕММНЦН ЮМЮКХГЮ. яКНФХКЮЯЭ РЕНПХЪ ЖЕМРПЮКЭМШУ ЛЕЯР б. йПХЯРЮККЕПЮ Х ю. кЕЬЮ, ОНГБНКХБЬЮЪ НАЗЪЯМХРЭ ХЕПЮПУХЧ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММНЕ ПЮЯОНКНФЕМХЕ ОНЯЕКЕМХИ. б ЦЕНЛНПТНКНХХ ПЮАНРШ п. уНПРНМЮ Х ю. яРПЮКЕПЮ ОНКНФХКХ МЮВЮКН ЙНКХВЕЯРБЕММНИ ЛНПТНКНЦХХ ПЕВМШУ АЮЯЯЕИМНБ. рЕНПХЪ НЯРПНБМНИ АХНЦЕНЦПЮТХХ НАЗЪЯМХКЮ ЙНКХВЕЯРБЕММШЕ ЯННРМНЬЕМХЕ БХДНБНЦН ПЮГМННАПЮГХЪ ФХБНИ ОПХПНДШ НР ОКНЫЮДХ НЯРПНБЮ Х ЕЦН СДЮКЕММНЯРХ НР ЛЮРЕПХЙЮ (п. лЮЙЮПРСП, е. сХКЯНМ). бМЕДПЪКЯЪ ЯХЯРЕЛМШИ ОНДУНД, ЯЮЛНПЕЦСКЪЖХХ, СЯРНИВХБНЯРХ (п. вНПКХ, а. йЕММЕДХ, п. уЮЦЦЕР, п. аЕММЕР, щ. мЕЕТ). б 70-80-Е ЦЦ МЮ ОЕПБШИ ОКЮМ БШДБХЦЮЕРЯЪ ХГСВЕМХЕ ОПНАКЕЛШ ХЕПЮПУХХ ОПНЖЕЯЯНБ БН БПЕЛЕМХ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШУ НАЗЕЙРНБ. б ПЮЛЙЮУ НАЫЕЯРБЕММНИ ЦЕНЦПЮТХХ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ ОНБЕДЕМВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ (АХУЕБХНПХГЛ) – д. сНКОЕПР, й. йНЙЯ, п. цНККЕДФ). я 90-У ЦЦ ОНОСКЪПМШ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ОН БНЯОПХЪРХЧ Х ЩЯРЕРХЙЕ КЮМДЬЮТРЮ, НЯНАЕММН БН тПЮМЖХХ (ф. аЕПРПЮМ, ю. дЕЙЮЛ). б 60-70-Е ЦЦ НАНГМЮВХКЮЯЭ ЩЙНКНЦХГЮЖХЪ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ (д. яРНДДЮПР, ц. уЮГЕ, х. яХЛЛНМЯ, т. уЩЕП). б 70-80-Е ЦЦ ТНПЛХПСЕРЯЪ КЮМДЬЮТРМЮЪ ЩЙНКНЦХЪ. нЯНГМЮМХЕ ЦКНАЮКЭМШУ Х ПЕЦХНМЮКЭМШУ ЩЙНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ ОНРПЕАНБЮКН ПЮГПЮАНРЙХ ЙНМЖЕОЖХИ ОПХПНДНОНКЭГНБЮМХЪ Х НУПЮМШ ОПХПНДШ. я 1982 Ц. ЯСЫЕЯРБСЕР лЕФДСМЮПНДМЮЪ ЮЯЯНЖХЮЖХЪ КЮМДЬЮТРМНИ ЩЙНКНЦХХ. нЯМНБМНЕ ОПХЙКЮДМНЕ ГМЮВЕМХЕ КЮМДЬЮТРМНИ ЩЙНКНЦХХ ГЮЙКЧВЮЕРЯЪ Б ОКЮМХПНБЮМХХ ГЕЛКЕОНКЭГНБЮМХЪ, АНКЕЕ ЬХПНЙН – Б КЮМДЬЮТРМНЛ ОКЮМХПНБЮМХХ.
Эллен Черчилль Сэмпл
Эллен Черчилль Сэмпл родилась 8 январяче, 1863 год в Кентукки. Она изучала историю, но заинтересовалась географией, когда посетила Англию. Она стала первой женщиной, занявшей пост президента Ассоциации американских географов. Эллен Сэмпл была одним из первых разработчиков географии в США. Сэмпл выдвинул теорию экологического детерминизма. Она продвигала идею о том, что человеческая культура и история в основном определяются физической средой, что вызвало много споров. Это противоречие было устаревшим из-за антидетерминистских подходов, которые появились позже. Антропогеография и энвайронментализм — вот некоторые из работ, которые отождествляются с ней.
Основные проблемы и дискуссии современной географии
В основе любой науки лежит представление об объекте изучения. Но со времени своего создания количество объектов изучения географии настолько увеличилось, что стали возникать споры о предмете исследований.
Изначально учеными выделялись три объекта:
- природа;
- люди;
- хозяйство.
В конце XIX века на основе знаний географии стали возникать отдельные науки. Среди них — климатология, гидрология, геоморфология. Это было связано с увеличением и разносторонностью полученной информации.
Казалось, принцип триединства, основанный на таких объектах, как природа, человек и хозяйство, исчезает. Отделившиеся отрасли географии развивались самостоятельно, комплексные исследования перестали достигать прежних результатов. Увеличилась пропасть между природной и социально-экономической областями географии.
Этот процесс, конечно, имел и положительные последствия: увеличилось количество полученной информации, началась разработка новых методов исследования окружающей среды, обозначился прогресс в прогнозировании климатических и природных ситуаций.
Следующий кризис в отношениях между физической и экономической географиями возник в середине XX века. Причиной стала теория о соотнесении физической географии с естественными науками, а экономической — с социальными. Недопустимым стало смешение законов природы и общества.
В ходе этого противостояния выделились сторонники географии как единой науки и сторонники разделения ее на две ветви. К тому же, были высказаны предложения о выделении в отдельную отрасль теоретической географии. К компромиссу в ходе горячих споров ученые так и не пришли.
Перед современной географией стоит та же самая проблема. Нежелание объединить усилия по решению экологических проблем, которые касаются как природы, так и общества, привело к возникновению новых ветвей географии. Это еще больше разобщило географов всего мира.
Среди множества обсуждаемых проблем географии в первую очередь требуют внимания:
- проблемы выбора единого объекта науки;
- проблема единства географии;
- проблема практичности каждой отрасли и науки в целом.
Географию сложно назвать отдельной наукой, она состоит из множества отраслей, каждая из которых имеет огромное значение в изучении явлений природы и общества.
Что изучает география и кто её придумал?
В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?
С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.
Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.
Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.
Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.
Эратосфен Киренский
Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.
Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.
- Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
- Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
- Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.
Карта Эратосфена — Обитаемая Ойкумена
Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.
Где и кем смогут работать выпускники
Николай Куричев
После выпуска перед бакалавром открывается две дороги — продолжить научную работу и стать ученым или применить свои знания в прикладных областях: создать свой бизнес, сделать карьеру в корпоративном секторе или на государственной службе. Наша программа дает свободу выбора обоих вариантов.
Подготовка в России нового поколения географов — одна из ключевых целей нашего факультета. Мы ориентируемся на подготовку исследователей, способных получать научные результаты мирового уровня, публиковаться в лучших международных журналах, сотрудничать с ведущими зарубежными университетами.
Но все же подготовка исследователей — задача не столько бакалавриата, сколько магистратуры (которая появится на факультете до того, как наши первые студенты окончат бакалавриат) и аспирантуры. Кроме того, учеба у нас может открыть выпускникам путь к поступлению в ведущие зарубежные вузы и на магистерские программы смежных факультетов Вышки.
Мы понимаем, что большинство наших выпускников пойдут не в академические исследования, а в бизнес и государственное управление, и должны иметь соответствующие для этого навыки. Студенты получат их на нашей программе и смогут применить в профессиональной деятельности.
Объем пространственных данных за последние 10 лет вырос на порядки и продолжает стремительно увеличиваться. На их основе создаются геоинформационные системы (ГИС) и множество различных сервисов, геоаналитика стала неотъемлемой частью самых разных видов бизнеса. ГИС-аналитик (Spatial Data Scientist), разработчик ГИС-приложений, специалист по визуализации пространственных данных и геоинфографике, эксперт по использованию космических снимков — это лишь немногие из профессий в этой сфере.
Другое прикладное направление — пространственные отраслевые и региональные исследования. Это локационные решения (где размещать предприятие или точку сбыта?), логистические (как оптимизировать транспортировку сырья, компонентов и готовой продукции?), геомаркетинговые (где выгоднее продавать товары и услуги, какие именно, когда и по какой цене?). Возможные профессии здесь — инвестиционный аналитик в промышленных компаниях, ритейле и девелопменте, консультант по локационным решениям, эксперт в области региональной политики.
Есть еще и экологическое направление, в том числе связанное с управлением природными ресурсами. «Зеленая» тематика — это не только риторика, но и огромные и быстро растущие отрасли: углеродные рынки, рынки энергоэффективного оборудования, экологически чистых материалов и технологий и проч.
Без экологической экспертизы не может быть реализован ни один инвестиционный проект. Без специалистов по экологическому праву не может обойтись ни одна крупная компания, работающая на международных рынках.
Риск-менеджер в управлении природными рисками, специалист по управлению водными и лесными ресурсами, консультант в области устойчивого развития территорий, эксперт по экологическому праву или экологическому аудиту — все эти профессии будут становиться все более востребованными и в мире, и в России. Кроме того, наши студенты получат навыки проведения и организации различных видов инженерных изысканий при проектировании и строительстве.
Как будут устроены занятия
Николай Куричев
Мы стремимся максимально использовать продвинутые формы аудиторных занятий: деловые игры, презентации проектов, дискуссионные форматы. На основе интенсивных аудиторных занятий строятся проекты и самостоятельные исследования — это неотъемлемая часть обучения в университете. Она включает дипломную работу и основные ступени к ней — научно-исследовательский семинар, курсовые и проектные работы.
Проекты, содержащие реальные задачи, будут формироваться в лабораториях Вышки и в компаниях-партнерах, студенты могут предлагать их и в инициативном порядке. Каждый студент получит базовые практические навыки: формировать готовые геоинформационные продукты, готовить аналитические материалы и экономическое обоснование проектов, проводить анализ нормативно-правовой базы по выбранной проблеме.
Научно-исследовательский семинар — это своего рода мастер-классы, где успешные ученые (в первую очередь из Института географии РАН, но и не только) делятся своим личным опытом построения исследований и научной карьеры. На этих примерах студенты поймут, как строится дизайн научного исследования — от общего замысла через подбор данных и инструментов до презентации результатов.
Особенно важен научно-исследовательский семинар для тех, кто выберет путь ученого-географа. Эти студенты наверняка будут потом учиться в магистратуре и аспирантуре. В Институте географии РАН и в академических организациях-партнерах проекта они уже с первых лет обучения смогут работать в исследовательских проектах, например, изучать ледниковые керны, перелеты птиц, исследовать проблемы границ, миграции населения различных стран и регионов.
Влияние географии на культуру и общество
География существенно влияет на образование культур и обществ по всему миру. Она определяет, как мы адаптируемся и используем окружающую нас среду, что, в свою очередь, влияет на наши образы жизни, традиции и общественные структуры.
Географические условия, такие как климат, рельеф и доступность природных ресурсов, могут определить многие аспекты нашей жизни. Например, климатические условия в значительной степени формируют сельскохозяйственные практики и типы культур, которые мы выращиваем, что в свою очередь влияет на нашу диету и пищевые традиции.
Рельеф территории может определить типы занятий и транспорта, которые становятся общепринятыми в данной области. Например, в горных областях часто развивается альпинизм и горнолыжный спорт, а в равнинных районах – велосипедный туризм.
Доступность и распределение природных ресурсов также влияют на экономические возможности и социальные структуры общества. Общества, обладающие богатыми природными ресурсами, могут развивать индустрии, основанные на их добыче и переработке, в то время как другие общества могут столкнуться с проблемами в связи с их отсутствием.
География также влияет на более широкие социальные и политические процессы. Например, границы, определенные географическими особенностями, могут стать причиной международных конфликтов или, наоборот, способствовать сотрудничеству между государствами. Взаимодействие между различными географическими областями приводит к культурному обмену и миграции, что также меняет социальное и культурное лицо обществ.
Методы исследования географии
География как научная дисциплина использует разнообразные методы исследования для изучения и анализа географических явлений и процессов. Ниже приведены некоторые из основных методов, применяемых в географии:
-
Натурные методы:
- Наблюдение: основной метод сбора информации, который включает непосредственное визуальное наблюдение за географическими объектами и явлениями.
- Измерение: применение различных измерительных инструментов для получения точных числовых данных о географических характеристиках, таких как площадь, высота, температура и т. д.
-
Документальные методы:
- Анализ карт и географических информационных систем (ГИС): использование географических данных и информации, представленной на картах и в электронных базах данных, для анализа пространственных паттернов и взаимосвязей.
- Исследование архивных и статистических данных: анализ старых карт, документов, отчетов и статистических данных для изучения географического развития и изменений в прошлом.
-
Исследования в полевых условиях:
- Экспедиции: организованные поездки или походы для наблюдения за, сбора образцов и изучения географических объектов в различных регионах.
- Обследование местности: систематическое изучение географических особенностей и характеристик местности путем наземных наблюдений и сбора данных.
-
Моделирование и численное моделирование:
- Математическое моделирование: создание математических моделей географических процессов и явлений для предсказания их поведения и динамики.
- Численное моделирование: использование компьютерных программ и моделей для анализа и визуализации географических данных.
Эти методы исследования географии позволяют ученым получать и анализировать данные о географических явлениях, их взаимосвязях и изменениях во времени и пространстве. Результаты исследований географии помогают лучше понимать и объяснить мир вокруг нас, а также разрабатывать эффективные стратегии управления и использования ресурсов Земли.
Что изучает современная география, главные цели и задачи
Перенаселение планеты, проблема преемственности поколений, глобальное потепление, ограниченность природных ресурсов — эти проблемы влияют на качество жизни каждого обитателя Земли. Большое значение для их решения имеет изучение одной из древнейших наук — географии.
Название науки переводится с греческого буквально как «землеописание» («гео» — земля, «графос» — описывать). Зародилась география еще в античные времена. Изначально географы занимались только описанием природных объектов и стран на основании собственных наблюдений и по рассказам путешественников. Позднее в их труды добавились сведения о народах, населяющих ту или иную территорию, их традициях и обычаях, культуре.
География объединила в себе естественные и социальные науки. В своих исследованиях она опирается на достижения точных наук, таких как математика, физика, химия.
В настоящее время в структуре выделяют физическую географию, социально-экономическую географию и картографию.
Физическая география включает в себя несколько областей:
- Геоморфологию, изучающую поверхность Земли и процессы, влияющие на ее формирование.
- Гидрологию, которая изучает воду в любом ее проявлении и состоянии.
- Гляциологию, занимающуюся изучением ледников, льдов и явлений, связанных с этим агрегатным состоянием воды.
- Биогеографию, выявляющую закономерности распределения животных видов на нашей планете.
- Климатологию, наблюдающую за климатом и прогнозирующую его изменения.
- Метеорологию, которая исследует атмосферу и дает прогноз погоды на короткий период времени.
- Почвоведение, направленное на изучение почв.
- Прибрежную географию, наблюдающую динамику взаимодействия суши и океана.
- Океанографию, которая изучает моря и океаны нашей планеты.
- Ландшафтную экологию, выявляющую влияние изменений ландшафта на экологические процессы.
- Геоматику, отвечающую за хранение и распространение полученных в ходе исследований и наблюдений данных.
Социально-экономическая география изучает людей, культуру, экономику, их взаимодействие с окружающей средой. В этой отрасли также можно выделить несколько видов:
- Культурную географию, анализирующую закономерности языка, экономики, религии и прочие области культуры.
- Географию развития, которая изучает качество жизни общества на всей планете.
- Экономическую географию, изучающую влияние разных экономических систем.
- Медицинскую географию, наблюдающую за развитием здравоохранения и борьбой с заболеваемостью.
- Историческую географию, исследующую развитие и изменение регионов с течением времени.
- Политическую географию, изучающую влияние пространственных явлений на политику.
- Географию населения, которая выявляет различия в составе, численности и миграции населения в зависимости от окружающей среды.
- Городскую географию, изучающую плотность населения, организацию территорий.
Картография занимается исследованием и моделированием пространства, объектов и явлений природы. Картографами создаются плоские и объемные карты, глобусы.
С течением времени изменились и цели географии.
Изначально главной миссией ученых было открытие, исследование и описание новых земель и народов.
Сейчас в область интересов географии добавились вопросы экологии, климата и даже космоса. Целью стало изучение взаимосвязей между многочисленными объектами.
Изменились и задачи этой науки. К основным из них можно отнести:
- Понимание закономерностей и сути всего существующего на Земле.
- Изучение проблем взаимодействия природы и людей.
- Решение вопросов экологии, потребления и восстановления ресурсов.
- Прогнозирование изменений климата и окружающей среды.
- Получение, обработка и хранение информации.
Принципы формирования отраслей географической науки
-
Принцип пространственности: географическая наука фокусируется на изучении пространственных взаимосвязей и паттернов. Она анализирует, как физические, биологические и социальные процессы взаимодействуют в рамках определенного местоположения или региона.
-
Междисциплинарность: географическая наука тесно связана с другими науками и стремится к сотрудничеству с ними. Она часто использует методы и техники из различных областей, чтобы сформировать комплексное понимание географических процессов.
-
Контекстуальность: географическая наука учитывает контекст местоположения и пространственного расположения. Контекст играет важную роль в понимании и объяснении причинно-следственных связей и взаимодействий в разных районах.
-
Принцип устойчивости: в современной географии все больше работы посвящается исследованию устойчивости нашей среды. Географическая наука анализирует последствия человеческой деятельности для окружающей среды и исследует способы достижения устойчивого развития.
Важно отметить, что структура и принципы формирования отраслей географической науки могут меняться в соответствии с развитием науки и изменением глобальных вызовов и задач. Однако, изучение различных аспектов Земли и их влияния на нашу жизнь остается важным компонентом географической науки
Основные аспекты и направления современной географии
Современная география является комплексным научным исследованием, изучающим различные аспекты географического пространства Земли. Ведущими направлениями исследований в современной географии являются:
- Физическая география. Изучает природные компоненты и процессы на поверхности Земли, такие как климат, рельеф, гидросфера, биосфера и другие. Физическая география позволяет понять закономерности природы и ее влияние на человека.
- Человеко-географические исследования. Изучает взаимодействие человека и географической среды. В рамках данного направления исследуются пространственные структуры общества, социально-экономическая география, демография, население, города и другие аспекты связанные с людьми в пространстве.
- Урбанизация и города. Города являются важным объектом исследования современной географии. Географы изучают процессы городского развития, городскую экономику, социальные аспекты, проблемы городской среды и устойчивого развития городов.
- Туризм и рекреация. Географы изучают влияние туризма и рекреации на географическую среду, социально-экономическое развитие регионов и стран. Туризм и рекреация рассматриваются как факторы развития территорий, а также как инструменты сохранения природных и культурных ресурсов.
- Геоинформатика и геоинформационные системы (ГИС). Геоинформатика является важным инструментом современной географии. Геоинформационные системы позволяют собирать, обрабатывать, анализировать и представлять географическую информацию. ГИС используются в таких областях как картография, территориальное планирование, экология, геология и др.
Это лишь некоторые из основных направлений современной географии. География является многогранной и разнообразной дисциплиной, объединяющей в себе различные научные подходы и методы исследования географического пространства.
Определение географии как науки
«Линейное изображение всей известной части Земли, со всем тем, что на ней расположено – заливами, крупными городами, народами, значительными реками». Такое определение географии дал Клавдий Птолемей еще во втором веке. Благодаря этой науке, как говорил известный древнегреческий астроном, мы получаем уникальную возможность «обозреть всю Землю в одной картинке».
В начале XIX века немецкий географ Карл Риттер предложил заменить «землеописание» термином «землеведение». Кстати, именно он впервые разделил географию на две самостоятельные ветки: физическую и общественную (политическую). «Территория влияет на жителей, а жители – на территорию» – эту справедливую мысль Риттер высказал еще в 1804 году.
Другой немецкий ученый Герман Вагнер он дал следующее определение географии: это наука о могуществе пространства, которое проявляется в местных различиях его вещественного заполнения. Вагнер был довольно близок по своим научным воззрениям к Карлу Риттеру.
Интересное определение географии дал известный советский почвовед Арсений Ярилов. По его утверждению, это та наука, которая должна ориентировать человека в пределах отведенного ему природой жилища.
Существует немало других любопытных трактовок данной научной дисциплины. Чтобы подытожить все вышесказанное, следует привести современное определение: география – это наука, изучающая так называемую географическую оболочку Земли, во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. О том, что это такое, мы более подробно расскажем в следующем разделе.
История географии
География как наука уходит корнями в древние времена. Уже в Древнем Египте и Месопотамии люди составляли карты своих земель для сельскохозяйственного планирования и торговли. Древние греки также внесли значительный вклад в развитие географии, особенно философы, такие как Анаксимандр и Птолемей. Их работы стали основой для дальнейших исследований и картографии.
Средневековая география была сильно связана с путешествиями и исследованиями новых территорий. В это время были созданы первые карты мира, которые стали основой для путешествий великих исследователей, таких как Кристофор Колумб и Васко да Гама.
На протяжении XVII-XIX веков география развивалась как научная дисциплина. Это был период систематических географических исследований, когда ученые начали классифицировать и изучать различные аспекты физической и человеческой географии.
В XX веке география продолжила свое развитие, особенно благодаря новым технологиям, таким как аэрофотосъемка и спутниковые снимки. Эти инструменты позволили географам получить еще более точные данные о местоположении и характеристиках различных объектов на Земле.
Сегодня география – это современная, разнообразная и междисциплинарная наука, которая охватывает широкий круг тем, от климатических изменений и экологических проблем до глобализации и социально-экономических вопросов. В современной географии используются передовые технологии, такие как геоинформационные системы (ГИС), дистанционное зондирование и большие данные, чтобы лучше понять и решать сложные проблемы нашего времени.
Этимологический Словарь Русского Языка
Латинское – geographia.
Слово «география» появилось в русском языке в начале XVII в. Слово является прямым заимствованием из латинского либо через польский (geografia). Латинское слово geographia восходит к греческому и образовано из сочетания слов, которые можно перевести как «земля» и «пишу, описываю». Буквально «география» – «землеописание».
Сейчас география – это «система естественных и общественных наук, изучающих природные условия земного шара, его население, экономические ресурсы, материальное производство и т.п.».
Родственными являются:
Украинское – география.
Польское – geografia.
Производные: географический, географ.
География как наука о пространстве
География является междисциплинарной наукой, изучающей взаимодействие между людьми и их окружающей средой. Одним из основных аспектов географии является изучение пространства и его компонентов.
Пространство в географии описывается как место, где происходят процессы и взаимодействия. Оно включает в себя не только поверхность Земли, но и атмосферу, гидросферу и биосферу. География анализирует структуру и функции пространства, а также их изменения со временем.
Одним из ключевых аспектов изучения пространства в географии является его местоположение. Знание местоположения объектов и областей позволяет понять, как они влияют на окружающую среду и как взаимодействуют между собой. Географы используют различные методы, такие как географические информационные системы и спутниковую картографию, чтобы определить местоположение и изучать пространственные паттерны и процессы.
География также изучает пространственные аспекты населения и его распределение по географическим областям. Эта информация позволяет понять демографические тенденции, такие как миграция, рост населения и концентрация людей в определенных регионах. Анализ пространственного распределения населения позволяет географам определить причины и последствия этих тенденций.
География как наука о пространстве также включает изучение взаимосвязи между человеком и окружающей средой. Географы изучают влияние человеческой деятельности на биологическое разнообразие, изменение климата и состояние экосистем. Они также исследуют, как окружающая среда влияет на человека, его здоровье и благосостояние.
В целом, география является наукой о пространстве, которая изучает его структуру, функции и влияние на человека и природу. Она предоставляет полезные знания о местоположении, пространственных паттернах и взаимодействии между людьми и окружающей средой.