§ 1. географическое положение роcсии

География россии

3. Транспортно-географическое положение

На осо­бен­но­сти гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния вли­я­ет транс­порт­но-гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние Рос­сии. После рас­па­да СССР мно­гие же­лез­но­до­рож­ные, ав­то­мо­биль­ные, тру­бо­про­вод­ные, га­зо­про­вод­ные оста­лись в пре­де­лах неза­ви­си­мых го­су­дарств. Ис­поль­зо­ва­ние их по­тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных за­трат на пе­ре­воз­ку тран­зит­ных гру­зов. По­это­му в на­сто­я­щий мо­мент в стране раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся стро­и­тель­ство новых дорог и ре­кон­струк­ция ста­рых. Рос­сий­ская им­пе­рия и СССР имели че­ты­ре ос­нов­ных вы­хо­да в ми­ро­вой океан: во-пер­вых, на Бал­ти­ку, про­руб­лен­ную Пет­ром в 18 веке, во-вто­рых, Чер­но­мор­ский, в-тре­тьих, в Се­вер­ный и в-чет­вёр­тых, в Ти­хо­оке­ан­ский. В связи с рас­па­дом СССР и об­ра­зо­ва­ни­ем новых неза­ви­си­мых го­су­дарств у Рос­сии ухуд­ши­лось транс­порт­но-гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние. Резко со­кра­ти­лось ко­ли­че­ство пор­тов в Бал­тий­ском и Чер­ном морях. У Рос­сии на Бал­ти­ке оста­лись Ка­ли­нин­град­ский, Санкт-Пе­тер­бург­ский и Вы­борг­ский порты, а Ста­лин­ский, Вентс­пил­ский, Риж­ский стали пор­та­ми су­ве­рен­ных го­су­дарств. (см. рис.3)

Рис. 3. Бал­тий­ские порты (белым от­ме­че­ны рос­сий­ские, крас­ным — порты су­ве­рен­ных го­су­дарств)

В Азов­ско-Чер­но­мор­ском бас­сейне си­ту­а­ция почти такая же, Рос­сии при­над­ле­жат два порта: Ту­ап­се и Но­во­рос­сийск, а Одес­са и  Хер­сон стали пор­та­ми неза­ви­си­мой Укра­и­ны. (см. рис.4)

Рис. 4. Порты Азов­ско-Чер­но­мор­ско­го бас­сей­на (белым от­ме­че­ны рос­сий­ские, крас­ным — порты су­ве­рен­ных го­су­дарств)

Порты Бал­тии и Укра­и­ны редко ис­поль­зу­ют­ся этими стра­на­ми, по­сколь­ку были по­стро­е­ны для обес­пе­че­ния всего СССР.  Рос­сии необ­хо­ди­мо за­клю­чать новые тор­го­вые со­гла­ше­ния по об экс­плу­а­та­ции дан­ных транс­порт­ных путей.

Транс­порт­но-гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние на Даль­нем Во­сто­ке ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как до­ста­точ­но бла­го­при­ят­ное для нашей стра­ны. Так как Рос­сия может вы­сту­пить транс­кон­ти­нен­таль­ным «ко­ри­до­ром»  между стра­на­ми Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ско­го ре­ги­о­на и Ев­ро­пы, то для этого необ­хо­ди­мо новое стро­и­тель­ство мо­стов.

Геополитическое значение России: история и современность

История:

Геополитическое значение России имеет долгую историю, оказывающую огромное влияние на судьбу не только самой страны, но и всего мирового сообщества. Уже с древних времен Россия являлась одной из важнейших геополитических держав Евразии

Великая Германия была связана с Востоком через Русь, а Россия играла ключевую роль в битвах за преимущество в стратегически важном Каспийском регионе

Современность:

В настоящее время геополитическое значение России остается высоким и сохраняет свою актуальность во многих аспектах. Россия является одной из крупнейших стран мира с огромным территориальным пространством, богатыми природными ресурсами и сильной армией. Это позволяет ей играть важную роль на международной арене и влиять на мировую политику, экономику и безопасность.

Геополитическое положение России определяет ее важность как великой державы и ключевого игрока в региональных политических и экономических вопросах. Ее границы и расположение способствуют развитию сотрудничества с различными регионами, а ее влияние можно наблюдать как в Европе, так и в Азии

Благодаря своему геополитическому положению Россия имеет возможность активно участвовать в разрешении международных конфликтов и формировании внешнеполитической повестки дня.

Преимущества:

Главным преимуществом геополитического положения России является ее важная географическая позиция. Россия расположена на пересечении многих континентальных путей и имеет доступ к различным водным путям, таким как Балтийское, Черное, Каспийское и Берингово моря. Это позволяет ей иметь преимущества в торгово-экономических отношениях с другими странами и контролировать деятельность важных морских путей.

Еще одним преимуществом является наличие значительных энергетических ресурсов, таких как нефть и газ. Россия является крупнейшим мировым производителем энергии и поставщиком многих стран. Это дает ей значительное экономическое и политическое влияние.

Геополитическое значение России продолжает оставаться ключевым в современности, и страна продолжает активно использовать свое положение для укрепления своего влияния и защиты своих интересов в мире.

Географическое положение России

Россия – страна, полностью расположенная в Северном полушарии, и практически полностью, за исключением восточной части Чукотки с прилегающими островами, в Восточном полушарии. Около 24% площади России находится в Европе, занимая примерно треть от её общей территории. Примерно 76% — в Азии, полностью покрывая её север. Общая площадь России — 17 125 191 км², что составляет около ¹∕₉ площади всей суши Земли.

Основная уникальность России – цифры. Кратко описать можно только словом «много». Много часовых поясов. Много климатический типов и областей. Форм ландшафта, километров границы и, конечно, квадратных километров площади.

Главные экономические потенциалы западной Сибири

Нефтегазовая отрасль

Одним из ключевых экономических потенциалов западной Сибири является нефтегазовая отрасль. Регион богат нефтью и газом, что делает его одним из крупнейших поставщиков этих ресурсов на мировой рынок. Нефтегазовая отрасль является основой экономики региона, создает рабочие места и привлекает инвестиции.

Добыча полезных ископаемых

Еще одним значимым экономическим потенциалом западной Сибири является добыча полезных ископаемых. Регион богат металлами и углем, что предоставляет возможности для развития металлургической отрасли и создания новых рабочих мест. Добыча полезных ископаемых является важным фактором в экономике региона.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство также является важным экономическим потенциалом западной Сибири. Регион обладает плодородными землями и благоприятным климатом для сельского хозяйства. Земледелие и животноводство являются важными отраслями экономики региона и обеспечивают местную продовольственную безопасность.

Транспортная инфраструктура

Транспортная инфраструктура играет важную роль в экономике западной Сибири. Регион расположен на пересечении важнейших транспортных магистралей, что обеспечивает доступность и связность с другими регионами России и международными транспортными потоками. Развитие транспортной инфраструктуры является ключевым фактором для создания условий для развития экономики региона.

Наука и культура России

Начиная с XVIII века Россия традиционно обладала существенным научным потенциалом. Первоначально научная работа была преимущественно локализована в Санкт-Петербурге и в Москве, где возникли первые университеты и структуры российской Академии наук. 

В итоге многие регионы севера и юга России, а также большинство регионов Дальнего Востока фактически лишены реального научного потенциала (в силу отсутствия, либо незначительного числа исследователей). Выше среднего удельная численность исследователей в ряде регионов Центральной России, в традиционных центрах науки восточной части страны (Свердловская, Новосибирская, Томская области).

Особенности тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры на­ро­дов Рос­сии от­ра­жа­ет их слож­ную ис­то­рию в по­сто­ян­ном взаи­мо­дей­ст­вии друг с дру­гом, в раз­ных гео­гра­фи­че­ских, при­род­ных и хо­зяй­ст­вен­ных ус­ло­ви­ях. 

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию — завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для?перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в?период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района — Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает?первое место по площади бассейна и третье по водности.

География и экономика

Экономико-географическое положение страны принято определять на 3-х уровнях:

  • макроуровень (положение, которое занимает страна на мировой арене);
  • микроуровень (положение среди ближайших соседей);
  • мезоуровень (положение внутри страны).

Российская Федерация играет на мировой арене значительную роль. С ней приходится считаться странам Запада и Азии, США и государствам Южной Америки. В настоящий момент Россия поддерживает дипломатические отношения со 190 государствами.

РФ входит в постоянную пятерку стран — членов Совета безопасности ООН. Страна часто принимает участие в урегулировании международных конфликтов. Также Россия состоит в таких международных организациях как ОБСЕ и Совет Европы и входит в «Большую двадцатку» экономически развитых государств.

Преимуществом в «соседских» отношениях остается создание формальных интеграционных объединений (Содружество Независимых Государств — СНГ, Евразийское экономическое сообщество — ЕЭС, Таможенный союз и другие). В Азиатском регионе бывших советских республик происходит более тесное сотрудничество за счет создания международных и региональных организаций (ШОС, БРИКС). В настоящее время у страны имеются проблемы в дипломатических отношениях с Грузией и Украиной. Некоторые страны-соседи имеют разногласия по международным границам, так Япония претендует на Курильские острова, Украина не признает Крым территорией Российской Федерации.

ЭГП регионов страны существенно отличается. Связано это с огромной территорией страны и экономическими, географическими и природно-ресурсными особенностями каждого из них. В России выделяют 11 экономических районов, которые относятся к двум разным группам:

  • благоприятным ЭГП;
  • неблагоприятным ЭГП.

Районы с благоприятным экономико-географическим положением находятся в зоне национальных транспортных узлов (Москва, Московская область, Екатеринбург, Пермская и Свердловская области), в приморских территориях (Приморский край и Калининградская область). К ним также относятся западные регионы страны, расположенные на транзитных магистралях в Европу (Мурманская область, Карелия).

К неблагоприятным относятся районы, находящиеся в глубине страны (Западная и Восточная Сибирь, Волго-Вятский район), территории на периферии с плохо развитой транспортной инфраструктурой (республика Коми, Магаданская область, Северный Кавказ).

Инфраструктура западной Сибири и ее влияние на развитие

Инфраструктура является одним из ключевых факторов развития любого региона

В случае западной Сибири, развитие ее инфраструктуры имеет важное значение для привлечения инвестиций, улучшения условий жизни населения и увеличения экономического потенциала региона

Одной из главных проблем западной Сибири является отдаленность от центральных регионов России и нехватка инфраструктуры. Однако, за последние годы в регионе произошел значительный прогресс в создании новых дорог, железных дорог, аэропортов и мостов, что увеличило связь региона со всей Россией и другими странами мира.

Развитие инфраструктуры также оказывает положительное влияние на развитие промышленности. Например, создание новых дорог и железных дорог открывает новые возможности для транспортировки грузов, что увеличивает производство и экспорт продукции региона. Также улучшение условий транспортировки и связи помогает в привлечении новых инвесторов и предприятий в регион.

  • Новые технологии в строительстве помогают быстро и эффективно расширять существующую инфраструктуру, что обеспечивает еще большую связь в регионе
  • Развитие инфраструктуры также повышает качество жизни населения, облегчает доступ к медицинской помощи и образованию, а также создает новые рабочие места.

Таким образом, разработка инфраструктуры в западной Сибири необходимо для улучшения жизни населения, привлечения инвестиций и поддержки экономического роста. Имея развитую инфраструктуру, западная Сибирь получает уникальный шанс для открытия новых возможностей и достижения новых горизонтов в развитии региона.

В равнинной части Западной Сибири, а именно в Тюменской и Томской областях, сосредоточены огромные, но малоиспользуемые запасы торфа, достигающие 100 млрд т, или 50-60% общероссийских запасов.

Велика потенциальная мощность гидроэнергетических ресурсов района. Гидроэнергетический потенциал крупных рек Западной Сибири достигает 16 млн кВт, однако не может быть использован в связи с угрозой крупных затоплений равнинных территорий. Иначе в зону затопления могут попасть месторождения нефти и газа, лучшие сельскохозяйственные угодья, большие массивы леса, многие населенные пункты, усложнятся транспортные условия из-за появления ранних осенних ледоставов и более позднего вскрытия рек весной, серьезно пострадает рыболовство.

Железорудная база ЗСЭР выделяется значительными месторождениями — Нарымским, Колпашевским и Южно-Колпашевским, расположенным в центральной части Томской области, которые в настоящее время не разрабатываются из-за низкого содержания железа в залегающих здесь бурых железняках. Более богатые месторождения магнетитовых руд разрабатываются в Горной Шории на юге Кемеровской области (объем добычи около 3 млн т), однако их ресурсов недостаточно для обеспечения местной мощной черно-металлургической базы. Такая задача может быть решена при освоении богатых магнетитовых руд Белорецкого (открыто в 1774; разведанные запасы 289,2 млн. т; залежи выявлены на глубине от 0 до 15 м; руда содержит 31,1% железа) и Инкского (открыто в 1952; разведанные запасы железной руды свыше 160 млн. т; рудные тела залегают на глубине от 0 до 400 м; содержание железа в руде свыше 45%) месторождений в Алтайском крае.

Западная Сибирь. Географическое положение, основные черты природы

Состав Западно-Сибирского экономического района

Со­став За­пад­но-Си­бир­ско­го эко­но­ми­че­ско­го рай­о­на:

На­се­ле­ние рай­о­на – 16,7 млн. чел.;

Пло­щадь рай­о­на – 2 427 тыс. кв. км.

Рис. 1. За­пад­но-Си­бир­ский эко­но­ми­че­ский район (Ис­точ­ник)

Географическое и экономико-географическое положение Западной Сибири

Осо­бен­но­сти эко­но­ми­ко-гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния рай­о­на:

1. От­но­си­тель­ная бли­зость к раз­ви­тым рай­о­нам ев­ро­пей­ской части Рос­сии

2. Бли­зость к ре­сур­сам

3. Тран­зит­ное по­ло­же­ние

4. На­ли­чие вы­хо­да к морю (и Се­вер­но­му мор­ско­му пути)

За­пад­но-Си­бир­ский эко­но­ми­че­ский район за­ни­ма­ет об­шир­ное про­стран­ство к во­сто­ку от Ураль­ских гор, про­сти­ра­ясь почти до Ени­сея. Но осо­бен­но ве­ли­ка про­тя­жен­ность с се­ве­ра на юг. На за­па­де район гра­ни­чит с Се­вер­ным и Ураль­ским эко­но­ми­че­ски­ми рай­о­на­ми, на юге – с Ка­зах­ста­ном, Ки­та­ем и Мон­го­ли­ей, на се­ве­ре – имеет выход в Кар­ское море, на во­сто­ке – Во­сточ­но-Си­бир­ским эко­но­ми­че­ским рай­о­ном.

Климат и природа региона

Кли­мат и при­ро­да За­пад­ной Си­би­ри.

Боль­шую часть тер­ри­то­рии рай­о­на за­ни­ма­ет За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на. На юго-во­сто­ке рас­по­ло­же­на гор­ная си­сте­ма Алтай – самая вы­со­кая часть За­пад­ной Си­би­ри (гора Бе­лу­ха – 4506 мет­ров). Боль­шая часть За­пад­ной Си­би­ри рас­по­ло­же­на в пре­де­лах кон­ти­нен­таль­но­го кли­ма­та уме­рен­но­го пояса, а се­вер­ная ее часть на­хо­дит­ся в пре­де­лах суб­арк­ти­че­ско­го и арк­ти­че­ско­го по­я­сов, по­это­му ее кли­мат носит кон­ти­нен­таль­ный ха­рак­тер. За­пад­ная Си­бирь охва­ты­ва­ет пять при­род­ных зон: тунд­ру, ле­со­тунд­ру, тайгу, ле­со­степь и степь. Боль­шая часть За­пад­ной Си­би­ри за­бо­ло­че­на, здесь наи­боль­шая пло­щадь болот в мире.

Рис. 2. Бо­ло­та За­пад­ной Си­би­ри (Ва­сю­га­нье) (Ис­точ­ник)

На юге рай­о­на про­хо­дит Транс­си­бир­ская же­лез­но­до­рож­ная ма­ги­страль, ко­то­рая пе­ре­се­ка­ет круп­ней­шие си­бир­ские реки (Обь, Иртыш). Круп­ней­шее озеро ре­ги­о­на – Чаны. Зна­чи­тель­ная часть тер­ри­то­рии на­хо­дит­ся в пре­де­лах веч­ной мерз­ло­ты.

Рис. 3. Река Обь в Бар­нау­ле

Природные ресурсы региона

При­род­ные ре­сур­сы За­пад­ной Си­би­ри.

За­пад­ная Си­бирь бо­га­та по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми – нефтью, газом, углем, ру­да­ми. Пло­щадь пер­спек­тив­ных неф­те­га­зо­нос­ных тер­ри­то­рий оце­не­на более чем в 1,7 млн. км2. ос­нов­ные ме­сто­рож­де­ния при­уро­че­ны к Сред­не­му Прио­бью (Са­мот­лор­ское, Ме­ги­он­ское и дру­гие в рай­оне Ниж­не­вар­тов­ска; Усть-Ба­лык­ское, Фе­до­ров­ское и дру­гие в рай­оне Сур­гу­та). Ме­сто­рож­де­ния при­род­но­го газа в при­по­ляр­ном рай­оне – Мед­ве­жье, Урен­гой и дру­гие, в За­по­ля­рье – Ям­бург­ское, Иван­ков­ское и дру­гие. Новые ме­сто­рож­де­ния от­кры­ты на по­лу­ост­ро­ве Ямал. Име­ют­ся ре­сур­сы нефти и газа в При­ура­лье.

Рис. 4. Га­зо­про­вод «Ямал-Ев­ро­па» (Ис­точ­ник)

Ме­сто­рож­де­ния газа от­кры­ты в рай­оне Ва­сю­ган­ска. В общем, в За­пад­ной Си­би­ри были от­кры­ты более 300 ме­сто­рож­де­ний нефти и газа.

Этот район также богат и углем. Ос­нов­ные его ре­сур­сы на­хо­дят­ся в Куз­бас­се (Ке­ме­ров­ская об­ласть), за­па­сы ко­то­ро­го оце­ни­ва­ют­ся в 600 млрд. тонн. Около 30% куз­нец­ких углей – кок­су­ю­щи­е­ся. Уголь­ные пла­сты от­ли­ча­ют­ся боль­шой мощ­но­стью и за­ле­га­ют близ­ко от по­верх­но­сти, что дает воз­мож­ность на­ря­ду с шахт­ным спо­со­бом вести от­кры­тую до­бы­чу. На се­ве­ро-во­сто­ке Ке­ме­ров­ской об­ла­сти на­хо­дит­ся за­пад­ное крыло Кан­ско-Ачин­ско­го бас­сей­на бурых углей.

Ве­ли­ка и руд­ная база За­пад­ной Си­би­ри. Име­ют­ся в За­пад­ной Си­би­ри за­па­сы соды и дру­гих солей в озе­рах Ку­лун­дин­ской степи. Но­во­си­бир­ская и Ке­ме­ров­ская об­ла­сти бо­га­ты из­вест­ня­ка­ми. За­пад­ная Си­бирь рас­по­ла­га­ет тер­маль­ны­ми йо­до-бро­ми­сты­ми ис­точ­ни­ка­ми. Алтай богат стро­и­тель­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми.

По­дав­ля­ю­щая часть лес­ных ре­сур­сов рай­о­на со­сре­до­то­че­на в зоне за­пад­но-си­бир­ской тайги, а осталь­ная часть при­мер­но по­ров­ну рас­пре­де­ля­ет­ся между Ал­тай­ским краем и Ке­ме­ров­ской об­ла­стью, где пре­об­ла­да­ют гор­ные леса. Кроме того, За­пад­ная Си­бирь бо­га­та вод­ны­ми ре­сур­са­ми и чер­но­зем­ны­ми поч­ва­ми.

Природные ресурсы и полезные ископаемые региона

Природные ресурсы этого края очень разнообразны. Западная Сибирь дает более 70 % общероссийской добычи нефти и около 10 % — древесины. Именно здесь находится мощнейший нефте- и газодобывающий комплекс в стране.

Кроме нефти и природного газа, в Западной Сибири есть немалые запасы угля, торфа и соли. Однако освоить минеральные ресурсы края весьма непросто. Ведь матушка-природа надежно защитила местные месторождения при помощи мерзлых грунтов и непроходимых болот. Зимой рабочим здесь мешают морозы и ветра, летом – стаи кровожадных комаров.

Еще одно огромное и практически неисчерпаемое богатство Западной Сибири – это ее вода. Помимо многочисленных пресных озер и рек, в регионе обнаружены крупные запасы подземных вод. Издавна озера Сибири снабжали человека рыбой, а леса – пушниной и древесиной.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию — завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для?перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в?период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района — Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает?первое место по площади бассейна и третье по водности.

Геополитическое положение России

                Современное геополитическое положение страны напрямую уходит корнями в события конца 20 века, а именно в распад СССР. Главной проблемой является то, что Россия потеряла большинство выгодных позиций в экономической и политической сферах. Отделение союзных республик привело к потери огромного количества портов и железнодорожных связей. Резко уменьшилось влияние в Европе и Азии. Россия отдалена от стран Европы и буквально отрезана появившимися независимыми государствами.

Большинство из них имеет явную нацеленность на Европу, что приближает сферу влияния НАТО к границам Российской Федерации. Россия вынуждена пересмотреть множество вопросов касательно экономического взаимодействия и военной политики в отношении новых и старых европейских государств.

                Вопрос отношений с Западом стоит остро. Санкционное давление со стороны стран Европейского Союза и США, кризис отношений с Украиной, выход США из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Сирийский конфликт и информационные войны стали ярким примером конфронтации интересов и рычагов воздействия на геополитической арене.

                Отсутствие положительного прогресса отношений с Западом дало дополнительный толчок к укреплению отношений с Востоком. Значительно усиливается взаимоотношение с КНР. Китай успешно наращивает экономическое благополучие, выйдя в лидеры по ВВП. Из наиболее крупных событий – договор о поставке газа и строительство газопровода по проекту «Сила Сибири». Укреплению экономической и дипломатической связи с Японией будет всё также мешать неразрешённый территориальный вопрос, касающийся курильских островов. Однако, заключен ряд договорённостей о совместной добыче углеводородов на сахалинском шельфе. Укрепляются отношения с Вьетнамом, Индией и Ираном. В обход санкций идут поставки вооружения.

Однако, бурный рост геополитического интереса Китая у многих вызывает опасения в связи с возможными столкновениями сфер интересов КНР и России. Китай наращивает своё влияние в странах Средней Азии, инвестируя в сельское хозяйство и развитие инфраструктуры. Укрепление позиций Китая становится вызовом для интересов России.

Природные зоны Западной Сибири

В пределах края четко прослеживается широтная зональность. Здесь выделяется пять природных зон, границы которых сменяют друг друга с невероятной правильностью:

  • Тундра.
  • Лесотундра.
  • Тайга.
  • Лесостепь.
  • Степь.

Безлесная тундра со мхами и лишайниками занимает крайние северные просторы Западной Сибири (полуострова Гыданский и Ямал). Южнее ее сменяет лесотундра, в которой мозаично сочетаются участки болот, кустарниковых зарослей и редколесья.

Лесная зона (или тайга) – это почти 1000-километровая зона между 55-м и 66-м градусами северной широты. Типичный ландшафт этой зоны – темнохвойный лес с преобладанием пихты, ели и кедра. Местами встречаются сосновые и березово-осиновые леса.

Южнее тайги начинается лесостепь. Здесь ее отличительной чертой является большое количество бессточных соленых озер. Еще южнее эта природная зона сменяется степью. Помимо классического разнотравья, здесь встречаются сосновые ленточные боры. Они сформировались в ложбинах стока вод древних ледников.

Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

Подобные документы

Общая характеристика размещения производительных сил экономического района. Экономико-географический анализ важнейших отраслей промышленного производства района (топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия). Транспортная система района.

контрольная работа , добавлен 08.02.2011

Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Северо-Западного федерального округа, их роль в российском производственном потенциале. Общая характеристика транспортной системы. География пассажирских перевозок.

курсовая работа , добавлен 24.03.2015

Анализ экономико-географического положения Северо-Западного федерального округа. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства, их роль в российском производственном потенциале. Характеристика транспортной системы.

дипломная работа , добавлен 21.02.2015

Административно-территориальный состав экономического района и района тяготения Приволжской железной дороги. Характеристика населения и трудовые ресурсы. Характеристика транспортной сети Поволжского экономического района. Отправление и прибытие грузов.

курсовая работа , добавлен 12.03.2014

Характеристика транспортной сети Северо-Западного экономического района. Экономико-географическая характеристика Октябрьской железной дороги. Расчёт густоты железнодорожной сети по областям, входящим в Северо-Западный район тяготения и по району в целом.

курсовая работа , добавлен 31.05.2010

Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района, межрегиональные различия в формировании доходов бюджетов субъектов РФ, входящих в него. Потенциал населения района, характеристика транспортной сети и перспективы развития.

курсовая работа , добавлен 06.06.2012

Экономическая оценка природных условий, ресурсов. География отраслей хозяйственного комплекса. Расчет платы за загрязнение окружающей среды АГНКС «Газпром» в Западно-Сибирском экономическом регионе. Применяемые методы переработки и обезвреживания отходов.

курсовая работа , добавлен 29.03.2014

Общая характеристика Западно-Сибирского экономического региона. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. Население и трудовые ресурсы. География отраслей хозяйственного комплекса. Территориальная организация хозяйства, перспективы развития.

курсовая работа , добавлен 06.03.2009

Административно-территориальный состав Дальневосточного экономического района. Природные ресурсы и демографические показатели территории. Добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности. Рыбное хозяйство, агропромышленный комплекс, транспорт.

реферат , добавлен 28.11.2010

Особенности географического положения Уральского экономического района и его административно-территориальный состав. Экономическая оценка природных условий и ресурсов региона, железнодорожного транспорта. Характеристика Южно-Уральской железной дороги.

Какая особенность климата повлияла на положение природных зон?

Бо́льшая часть обеих великих равнин лежит в умеренном климатическом поясе. Однако наветренные западные склоны Уральских гор затрудняют путь в Сибирь для влажных атлантических масс воздуха. Урал разделяет умеренно континентальный климат Русской равнины и континентальный климат Западно-Сибирского региона. Северные части обоих регионов располагаются в субарктическом, а северные острова и побережье Карского моря в Западной Сибири (полуострова Ямал, Гыданский) — в арктическом климате. При этом климат Арктики в европейском секторе (несмотря на более северное положение его континентальной части) гораздо более мягкий, чем в Западной Сибири. Это обусловлено смягчающим влиянием теплого Северо-Атлантическою течения.

Коэффициент увлажнения (отношение годовой суммы осадков к годовой испаряемости) показывает обеспеченность территории влагой, от чего зависит большинство природных процессов.

Русская равнина — классический пример умеренно континентального климата. При этом с севера на юг возрастает испаряемость, а с запада на восток уменьшается влажность климата. Результатом этого является направленное уменьшение коэффициента увлажнения с северо-запада на юго-восток (от Балтики к Каспию) — примерно от 1,3 до 0,5.

Столь же «правильно» с запада — юго-запада на восток — северо-восток равнины вытянуты природные зоны. В тайге количество осадков — 700—800 мм/год (здесь доминируют подзолистые почвы), а далее они постепенно уменьшаются, и на смену тайге приходят смешанные леса на дерново-подзолистых почвах (в этой подзоне расположена Москва), затем — широколиственные леса на серых лесных почвах (правобережье Оки). Широколиственные леса выклиниваются в Заволжье, на Бугульминско-Белебеевской возвышенности (в Сибири их уже нет). Южнее коэффициент увлажнения становится равным единице, и этим условиям соответствует подзона лесостепи. Далее к юго-востоку — уже в условиях недостаточного увлажнения (осадков не хватает для произрастания леса) — распространены луговые степи на самых плодородных черноземных почвах. Луговые степи сменяются сухими (на каштановых почвах), а в Астраханской области господствуют полупустыни на бурых почвах (150—200 мм/год осадков).

За Уралом, в континентальном климате Западно-Сибирской равнины, на тех же широтах осадков в 1,3—1,5 раза меньше, чем на Русской равнине. Кроме того, понижаются зимние температуры (среднеянварские температуры здесь на широте Москвы примерно на 8—10 °С ниже московских). Именно этим объясняется, например, отсутствие в Западной Сибири широколиственных лесов. Основная природная зона Западной Сибири — темиохвойная тайга, в которой к «европейским» ели и пихте добавляется сибирская сосна (которую в Сибири называют кедром).

Из-за сильной (около 50% площади) заболоченности в западносибирской тайге, наряду с подзолистыми почвами, широко развиты и торфянистые. Южнее узкая полоска смешанных (преимущественно мелколиственных) лесов на дерново-подзолистых почвах вскоре разбивается на отдельные осиново-березовые рощи (их называют здесь колки), которые перемежаются с луговыми степями. Юг Западной Сибири — это преимущественно луговые степи на черноземах и сухие степи на каштановых почвах.

НАРАСТАНИЕ КОНТИНЕНТАЛЬНОСТИ И СУХОСТИ КЛИМАТА В НАПРАВЛЕНИИ С СЕВЕРО-ЗАПАДА НА ЮГО-ВОСТОК ПРИВОДИТ К ВЫКЛИНИВАНИЮ ЗОНЫ ШИРОКОЛИСТВЕННЫХ ЛЕСОВ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ТАЙГИ НА ОГРОМНЫХ ПЛОЩАДЯХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: