Составление простейшего плана местности с ответами в рамках практической работы номер 4 по географии для учеников 6 класса

Белова м., климанова о. 	 |
составление плана местности | журнал «география» № 40/2002

Составление простейшего плана местности по описанию

Остановимся на составлении плана местности по описанию. Если есть описание маршрута движения или небольшого участка местности, то мы, используя условные знаки, можем составить план.

Рассмотрим на примере движения геологов:

Поэтапно составим алгоритм действий для составления рисунка плана местности.

На бумаге необходимо провести стрелку, обозначающую стороны горизонта. Это необходимо для ориентирования по плану местности.
Выберем оптимальный масштаб и обозначим на плане местности. В данном случае приемлем, будет масштаб в 1 см – 100 м.
Так как геологи двигались в северном и северо-восточном направлении, начальную точку отметим ближе к югу. Началом пути считается родник, поэтому нанесем его условным обозначением на план местности.
От родника они двигались в северо-восточном направлении 400 м, значит, отмеряем с помощью линейки 4 см. Путь они проходили по грунтовой дороге, обозначаем ее условным знаком на плане местности.
Достигли они реки, которая протекала с востока на запад. Отмечаем на плане реку и направление ее течения. Через реку обозначаем мост.
Путь они продолжили по дороге и через 600 м увидели озеро. Линейкой отмеряем 6 см на север и рисуем озеро

Обращаем внимание, что озеро имеет определенные размеры.
По всей дороге слева от них рос смешанный лес, а справа – хвойный. С помощью условных знаков обозначаем на плане местности.
От озера отмеряем 5 см на северо-восток и по обеим сторонам тропинки обозначаем луг.
Затем они вошли в хвойный лес и увидели домик лесника.

В результате проделанной работы у нас должен получиться географический план местности с условными знаками, схожий с представленным ниже рисунком.

Чем же отличается карта от плана местности?

  1. Масштаб плана более крупный, а на карте более мелкий.
  2. На плане местности и географической карте объекты изображаются в масштабе, однако на карте это происходит не всегда. Например, города на карте обозначены кружочком, а на плане города есть отдельные улицы и дома.
  3. Направление на плане определяется по прямой стрелке, а на карте по линиям градусной сети.

Несмотря на все эти различия,они изображают земную поверхность в масштабе с помощью условных знаков.

Практические задания по географии

Практические задания по географии помогают ученикам активно применять полученные знания на практике и развивать навыки наблюдения, анализа и работы с географической информацией.

В ходе выполнения практических заданий ученик может:

  • составить простейший план местности;
  • построить график изменения климата на заданной территории;
  • сравнить изображения снеговой линии на разных высотах;
  • проанализировать карты и диаграммы для выявления закономерностей и особенностей рельефа, климата и других географических процессов;
  • провести наблюдения и исследования на местности;
  • подготовить презентацию о географическом объекте или явлении.

Практические задания помогают ученикам лучше усвоить учебный материал и развивают их творческое мышление. Они также помогают закрепить теоретические знания и учат работать с различными географическими материалами и инструментами.

Выполнение практических заданий по географии помогает ученикам лучше понять и оценить окружающий мир, развивает у них интерес к изучению географии и осознание своей роли в сохранении природы и рациональном использовании ее ресурсов.

Изучение карты местности

Основное назначение карты местности – показать местоположение географических объектов, таких как реки, горы, озера, города и деревни. Карта местности может также содержать информацию о дорогах, железных дорогах, аэропортах и других инфраструктурных объектах.

Изучение карты местности помогает нам лучше понять географические особенности и связи в районе, а также прогнозировать возможные проблемы или преимущества при путешествии или освоении новой территории. Кроме того, изучение карты местности может помочь развивать наши навыки ориентирования и навигации в пространстве.

Важно уметь читать и интерпретировать информацию на карте местности. На карте используются различные символы и обозначения, которые демонстрируют разные типы объектов и их характеристики

Например, главные дороги могут быть обозначены толстыми линиями, а реки – извилистыми линиями.

Чтение карты местности требует также умения различать масштаб карты. Масштаб показывает отношение между расстояниями на карте и в реальном мире. Например, масштаб 1:100 000 означает, что 1 сантиметр на карте соответствует 100 000 сантиметрам или 1 километру в реальности.

Изучение карты местности – важный навык, который поможет нам лучше понимать и оценивать окружающую нас среду. Карта местности является универсальным инструментом для путешествий, исследований и планирования.

ГДЗ по географии 6 класс рабочая тетрадь Карташева Курчина

ГДЗ готовые домашние задания к рабочей тетради по географии 6 класс Карташева, Курчина ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) учебников и рабочих тетрадей необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн

3 Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ Тема «Земля – планета Солнечной системы»

1 2 5 6 7 8 9 10 11

7 Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ Темы «Масштаб», «Стороны горизонта. Ориентирование»

1 2

10 Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ Тема «Изображение на плане местности неровностей земной поверхности»

17 Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ Тема «Географическая карта»

23 Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ Тема — Литосфера

31 Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ Тема «Гидросфера»

38 Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ Тема «Атмосфера»

42 Обобщение по курсу

Градусная сеть

На глобусе и всех географических картах есть сетка из тонких линий, получившая название градусная сеть. Каково же понятие и значение градусной сети?

Градусная сеть Земли состоит из условных линий, пересекающихся друг с другом. Линии эти крайне необходимы для нахождения объектов.

Мы уже знакомы с двумя точками – Северным и Южным полюсом. На равнозначном расстоянии от полюсов проведена линия градусной сети в виде окружности – экватор. Параллельно этой окружности проходят линии, получившие название параллели. Протягиваются они с запада на восток. Через полюса проведены окружности, пересекающие параллели, получившие название меридианы и составляющие градусную сеть. Протяженность меридианов определяется с севера на юг.

Градусная сеть на глобусе Источник

Зная направление протяженности линий градусной сети, можем определить по сторонам горизонта, где находится участок на карте.

Длина параллелей по градусной сети может различаться. Длина по градусной сети меридианов везде одинаковая. В результате главной линией градусной сети считается нулевой или начальный меридиан. Эта главная линия градусной сети простирается по пригороду Лондона и ее легко найти на карте. Этот меридиан разбивает планету на 2 полушария: Западное и Восточное.

Важнейшие линии градусной сети изображены в виде окружности на карте. Поэтому длина параллелей и меридианов по градусной сети измеряется в километрах и градусах. Чтобы понять принцип определения расстояния в градусах, давайте разберемся, как устроена градусная сеть.

Возьмем любую окружность и разделим на 360 частей.

Точки деления соединим с центром окружности, в результате круг будет разбит на 360 углов. Каждый угол будет равен 1 0 . На рисунке каждый угол равен 10 0 , если бы мы провели через 1 0 , то они бы слились друг с другом. Градусную сеть на карте обозначают так же, через определенное число градусов. Чаще всего линии проведены через 10 0 . Очень хорошо видно градусную сеть на контурной карте.

Отсчет градусов по параллелям ведется от экватора, а по меридианам от начального или Гринвичского меридиана. На градусной сети экватор и начальный меридиан имеют обозначение 0 0 .

По градусной сети карты можно определять расстояние между объектами в градусах и километрах. Рассмотрим на примере.

1) Выявим географические координаты: долгота самой западной точки на параллели 10° с.ш будет соответствовать 15° з.д.; долгота самой восточной точки на этой же параллели будет 52° в.д.

2) Рассчитаем протяженность материка в градусах по 10°с.ш., для этого найдем сумму полученных градусов 15° + 52° = 67°

3) Определим протяженность в километрах по 10° с.ш. Нам необходимо узнать длину параллели. Однако все параллели различны по длине. Можно воспользоваться таблицей, приведенной ниже для ее определения.

В таблице находим длину параллели 10 0 , она составляет 109,6 км. Умножаем ее на выявленные градусы

109,6км • 67 = 7014 км

Получаем длину материка с запада на восток в километрах.

  • Выявим географические координаты: широта северной точки на этом меридиане будет равна 32° с.ш., а южной — 37° ю.ш.
  • Рассчитаем протяженность в градусах по 20° в.д., для этого сложим выявленные данные 32° + 37° = 69°
  • Найдем протяженность в километрах по 20° в.д. Для этого длину 1° меридиана умножаем на полученные градусы

111,3 км • 69 = 7659 км

Величина 1° по меридиану всегда соответствует 111,3 км, так как все меридианы равны друг другу.

По градусной сети можно найти расположение любого участка на планете, их называют географические координаты.

Шаги и этапы работы

Для составления простейшего плана местности необходимо следовать определенным шагам и этапам:

Выберите область для составления плана местности.
Создайте основу плана, которая будет представлять собой плоскость или лист бумаги.
Отметьте на плане основные объекты местности, такие как дороги, реки, озера, здания и т.д.
Добавьте символы или легенду, чтобы обозначить каждый объект на плане.
Отметьте направления на плане с помощью стрелок или указателей, чтобы показать движение.
Добавьте названия объектов на плане, чтобы сделать его более информативным.
Расположите объекты на плане в соответствии с расстоянием и масштабом

Обратите внимание на пропорциональность.
Проверьте план на точность и полноту.
Сделайте необходимые правки или дополнения.
Завершите план, добавив заголовок и дату.. Следуя этим шагам и этапам, вы сможете составить простейший план местности с ответами и ясно представить его структуру и детали

Следуя этим шагам и этапам, вы сможете составить простейший план местности с ответами и ясно представить его структуру и детали.

Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга

Остановимся на видах изображения земной поверхности:

  1. Глобус – это объемная модель нашей планеты, уменьшенная во много раз. Это изображение земной поверхности отражает действительное соотношение размеров и взаимное расположение различных географических объектов. Также рассматривая глобус, мы можем понять форму и размеры Земли.

В чем же отличие глобуса от планеты Земли? Самое главное отличие в размере – он намного меньше. Объекты показаны с помощью специальных обозначений получивших название условных знаков.

  1. Карты и планы считаются еще одним способом изображения земной поверхности и отображены на плоскости.

На плане чаще всего представлено изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости. Карта несет в себе изображение значительного участка земной поверхности, всегда уменьшенное в масштабе. Здесь представлены отдельные материки, океаны, страны и даже вся планета. Однако во всех случаях географические объекты отмечаются с помощью условных знаков.

  1. Большое количество карт по определенной тематике объединяются в сборник, получивший название атласа. Они могут различаться в зависимости от разных параметров, познакомимся с ними на рисунке.
  1. Одним из способов изображения местности считаются аэрофотоснимки и космические снимки. С помощью снимков получают подробное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

Сходство всех фотографических изображений то, что они отображают земную поверхность чаще всего в цвете, однако есть и отличия. Например, если выполнять съемку с самолета, то можно получить изображение всех неровностей земной поверхности. Такое изображение получило название аэрофотосъемка.

С помощью спутников из космоса делают наглядные снимки с изображением земной поверхности на плоскости. В данных снимках все зависит от высоты, на которой находится спутник – чем выше, тем менее детальным будет изображение. Такие снимки называются космические.

Космический снимок Земли

Мы познакомились с различными способами изображения земли. Чем же отличаются все представленные изображения земной поверхности? Представим данный материал в таблице.

1 вариант

Часть А

А1. Как называется изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости в уменьшенном виде при помощи условных знаков?

1) рисунок
2) карта
3) аэрофотоснимок
4) глобус

А2. Как называется масштаб, записанный в таком виде: 1 : 100 000?

1) именованный
2) численный
3) линейный
4) дробный

А3. Во сколько раз расстояние на местности больше расстояния на плане, если местность изображена в масштабе 1 : 30 000?

1) в 30
2) в 300
3) в 3000
4) в 30 000

А4. Если встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находиться запад?

1) справа
2) слева
3) сзади
4) впереди

А5. С какой стороны ствола дерева гуще растут лишайники?

1) с северной
2) с южной
3) с западной
4) со всех сторон одинаково

А6. Как называется угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет?

1) масштаб
2) азимут
3) компас
4) горизонт

А7. Какой стороне горизонта соответствует азимут 90°?

1) северу
2) востоку
3) западу
4) югу

А8. Отсчет азимута ведется от:

1) направления на север
2) направления на юг
3) направления на запад
4) направления на восток

Часть В

В1. Каким будет масштаб в численном виде, если 1 см равен 5 км?

В2. Как называется умение находить стороны горизонта?

Часть С

С1. Чем относительная высота отличается от абсолютной?

Основные цели и задачи

Для достижения поставленных целей и решения задач, учащимся предлагается провести анализ местности, выбрать наиболее характерные объекты, определить их местоположение и масштаб, и, наконец, составить простейший план местности в соответствии с полученными данными.

Важной составляющей работы является использование географических терминов и символов, что позволяет учащимся закрепить свои знания и умения в этой области. Также, данная практическая работа способствует развитию коммуникативных навыков, а самостоятельное составление плана местности способствует развитию творческого мышления

Цели Задачи
Ознакомление учащихся с процессом составления плана местности Анализ местности и выбор наиболее характерных объектов
Развитие навыков наблюдения, анализа и ориентирования на местности Определение местоположения и масштаба объектов
Составление простейшего плана местности
Использование географических терминов и символов
Развитие коммуникативных навыков
Развитие творческого мышления

Что такое план местности и условные знаки

Чертеж небольшого участка, выполненный в масштабе, получил название плана. Для того, чтобы разобраться, как составить план местности, нужно познакомиться с понятием «масштаб».

Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз уменьшено действительное расстояние. Масштабом пользуются при изображении земной поверхности.

Наличие масштаба считается главным отличием от обычного рисунка. Также участок показан как бы сверху и с помощью условных обозначений. Ниже перечислены условные знаки для изображения объектов. Цветная картинка представляет вид местности, а черно-белая – это условное обозначение.

Условные знаки Источник

Зная обозначения легко понять, что находится на данном месте: шоссе или полевая дорога, овраг или река, лиственный или смешанный лес. На плане обязательно указываются стороны горизонта в виде стрелки: С – северное, Ю – южное. Это позволяет ориентироваться, находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта.

Часто в жизни бывает необходимо прочитать план местности или составить его описание. Потренироваться в чтении плана можно используя рисунок ниже

Обратите внимание на стороны горизонта и условные обозначения

По данному описанию можно не только совершать воображаемый поход, но и можно самостоятельно осуществить составление плана местности.

Как составить простейший план какого-либо участка местности, если нет его описания? В таких случаях пользуются несколькими способами. Сходство их в том, что вы должны обязательно находиться на том участке, где будете составлять план. Познакомимся с основными съемками местности.

  1. Глазомерная съемка может быть освоена любым человеком, так как установление расстояния между предметами производится на глаз. Для этого понадобятся инструменты: планшет, лист бумаги, компас, карандаш, ластик. На бумаге указываем стороны горизонта, предварительно определенные по компасу, и определяем масштаб. Объекты, находящиеся в пределах нашей видимости, вычерчиваем на план условными знаками.
  1. Составление плана местности методом маршрутной съемки наиболее простое. Необходимо выбрать маршрут, по которому будем двигаться. Для того, чтобы составить план местности методом маршрутной съемки мы проходим по маршруту и отмечаем объекты, встреченные по пути. Отмечаем их условными обозначениями на листе, обязательно указываем стороны горизонта.
  1. Полярная съемка считается еще одним способом составления плана местности. Для этого выбирается точка на местности, из которой хорошо видны все объекты. Из данной точки или полюса, производят составление плана. Отмечают стороны горизонта на бумаге, определяют масштаб. Затем кладут линейку и вычерчивают направления на объекты, которые потом измеряют шагами. Измеренные расстояния отмечаются на бумаге.

Практическая работа номер 4: география 6 класс

Для выполнения задания ученикам будет предложено изучить карту местности. В зависимости от выбранной территории, на карте будут указаны такие объекты, как реки, озера, дороги, поселения и прочее. Ученикам предстоит на основе предоставленной карты составить простейший план местности, отметив на нем основные объекты и направление движения.

При выполнении задания необходимо обратить внимание на масштаб карты и учесть его при составлении плана. Отмеченные на плане объекты должны соответствовать их расположению на карте

Для четкого понимания направления движения можно использовать стрелки или указать ориентиры.

Важно подчеркнуть, что данная практическая работа позволяет не только закрепить теоретические знания учеников, но и развить познавательные навыки. Ученики научатся читать карту и ориентироваться на местности, что важно для практической жизни

В конце работы ученики смогут представить свои планы местности другим ученикам и обсудить разные варианты использования их планов в реальной жизни.

Другие способы съёмки местности

Азимутальная съёмка является более простой по сравнению с полярной. Производится она примерно так же, как и полярная, только без планшета и визирной линейки. Расположившись у моста, определите на все те объекты, которые хотите нанести на план, и измерьте расстояние до них. Всё это запишите в блокнот.

Дома на чистом листе бумаги поставьте точку полюса и от неё отложите с помощью транспортира определённые на местности азимуты и расстояния в выбранном масштабе. Местные объекты обозначьте условными знаками.

Маршрутная съёмка — это съёмка значительных по протяжённости участков местности или объектов, например реки, дороги. Её производят из нескольких точек (полюсов). Работая на одном полюсе, осуществляют съёмку видимой части местности. Затем выбирают место для следующего полюса, определяют расстояние от начального полюса до него и азимут. Далее наносят полюс на планшет и повторяют всю процедуру съёмки. И так далее.

Как составить план местности на основе полярной съёмки?

Этот способ съёмки используется для планировки открытых пространств, ограниченных кривыми контурами.

  1. Лист бумаги в клетку закрепляем на фанере или планшете. В левом верхнем углу закрепляем компас, ориентируя букву С (Север) вверх (к верхнему краю листа).
  1. Выбираем точку (полюс) — место откуда будем снимать местность. Лучше всего панорама просматривается с возвышения. Точка должна быть в центре снимаемой площади, откуда она вся хорошо видна. Именно поэтому такая съёмка местности и называется полярной — её производят из одной точки.
  2. Выбираем масштаб плана. Измеряем расстояние на местности, которое нам нужно будет нанести на лист. Пусть оно максимально равно 300 м. Измеряем свой лист — 10 см х 10 см? Чтобы правильно подобрать масштаб, делим 300 на 10, получаем 30. Наш масштаб — в 1 см 30 м. Подписываем масштаб внизу листа бумаги, чертим линейный масштаб.
  1. Ориентируем планшет на север, в верхнем углу плана наносим стрелку вверх и подписываем север-юг. При работе постоянно следим, чтобы стрелка компаса показывала на север. После ориентирования ставим точку на листе бумаги, обозначая место, откуда мы будем снимать (мы выбрали её ещё в начале).
  2. Делаем визирование на основные ориентиры при помощи визирной линейки — определяем направление и чертим тонкую линию карандашом на бумаге.
  1. Определяем и подписываем азимуты на эти предметы (углы между направлением на север и на объект, измеряемый по часовой стрелке) и откладываем расстояние до них. Как? Сначала измеряем их на местности — рулеткой, полевым циркулем или шагами, берём среднюю длину шага в 60 см. Чтобы высчитать расстояние, сначала количество шагов умножим на 60, пусть у нас расстояние — 10 шагов, тогда получится 600 см или 6 м. Переносим расстояние на план, для этого 600 делим на величину масштаба: 600:30= 20 см (что-то получилось больше длины и ширины нашего листа). Обозначаем их (ориентиры и объекты) при помощи условных знаков. Легко определяется расстояние до предмета, высота которого известна. Для этого, держа карандаш отвесно в вытянутой руке, отмечают на нем отрезок, закрывающий наблюдаемый предмет, и затем этот отрезок измеряют. Искомое расстояние (S) определяется из подобия двух треугольников.

Чтобы не перепутать, где подписаны азимуты, а где расстояния, азимуты можно обозначать знаком градусов, а расстояния в шагах или метрах.

Абрисы полярной и маршрутной съёмок

  1. После всех выполненных работ мы получили так называемый абрис, но это ещё не готовый план. План составляют в камеральных условиях. На чистом листе снова подписывают масштаб, рисуют стрелку север-юг. Используя линейку и транспортир, переносят весь чертёж на этот лист в выбранном масштабе. По окончании работы чертят рамку и внутри неё подписывают название плана.
  2. На самом плане подписывают названия объектов и обозначают их условными знаками. В нижней части листа пишут легенду плана — условные знаки с расшифровкой. Там же у нас уже есть обозначение масштаба, туда же помещаем инициалы автора.

Определение азимутов на местности

План земельного участка

Планы земельных участков, которые имеются у каждого собственника такого участка, являются частным примером плана местности. Если на этом плане имеются отметки высот точек поверхности, нанесены построенные здания и подсобные строения, ограды, садовые дорожки, беседки и огородные грядки, вы имеете, по сути, трехмерную модель местности. Такая модель является основой для планирования территории земельного участка и работ по ландшафтному дизайну, она значительно облегчает проектирование и прокладку инженерных коммуникаций. В том случае, когда вы приобрели участок, чтобы построить на нем новый дом, такой план местности просто необходим. Существуют программные продукты, которые позволяют смоделировать рельеф этого участка и визуализировать его. Вы сможете, например, выбрать оптимальное место для постройки дачи или коттеджа с учетом имеющегося проекта.

Вспоминаем:

Что послужило прообразом географических карт? Что такое географическая карта?

Ключевые словагоризонтальная плоскость, план местности, географическая карта, масштаб.1. Отличия плана от карты

. План местности и географическая карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на бумаге условными знаками. Но они имеют отличительные особенности.

Отличия плана местности от географической карты вытекают из величины изображаемой территории.

1. На географических картах показывается вся поверхность Земли или большие, крупные ее части, а планы составляются на небольшие участки местности. Изображение на картах дается в сильно уменьшенном виде. Уменьшение на планах значительно меньше, чем на картах. Планы имеют крупные масштабы (1:10 000 и крупнее). Поэтому на планах даны такие подробности, какие нельзя дать на карте.

2. На плане показаны точные очертания предметов местности, а на карте даже крупные объекты изображаются в обобщенном виде.

3. При построении планов кривизну шарообразной поверхности Земли не учитывают и считают, что участки поверхности, которые изображаются на планах, являются плоскостью. При построении карт кривизну земной поверхности всегда учитывают.

4. На картах всегда вычерчивают параллели и меридианы, а на планах — нет.

2. Значение карт.

Географические карты и планы — верные помощники человека при изучении природы, населения, ведении хозяйства.

По картам определяются очертания, размеры и взаимное расположение объектов. По ним можно измерять расстояния, длину рек, береговой линии, высчитывать площади отдельных территорий, определять высоты и глубины. На основе географических карт можно судить о географическом положении изучаемой территории, ее рельефе, полезных ископаемых, климате, реках, почвах, растительности, животном мире. Умение работать с картами различного содержания позволяет изучать природу, население и хозяйство территории.

Карты широко используются в практической деятельности человека: для ориентирования на местности, на транспорте, в туристических походах, экспедициях. Специальные географические карты помогают предсказывать погоду, землетрясения, наводнения и другие природные явления.

Карты служат людям для борьбы с болезнями. Например, в некоторых районах земного шара жители страдали тяжелой болезнью: у них появлялся зоб. Долгое время врачи не могли выявить причину заболевания. Когда на карту нанесли те районы, в которых жители были подвержены этому заболеванию, то обнаружили, что на этих территориях почвы и воды бедны йодом. Недостаток этого элемента способствует появлению зоба. Поэтому в некоторые продукты добавляют небольшое количество йода. Болезнь стала отступать.

Вы уже знаете, что, прежде чем приступить к изучению какой-либо территории, ее внимательно изучают по картам. Они служат основой для размещения различных хозяйственных объектов (плотин, каналов, водохранилищ, гидроэлектростанций, населенных пунктов, железнодорожных и автомобильных дорог и т. п.), для оценки природных условий, их преобразования.

1. Какие отличия географической карты от плана? 2. Какое значение имеют географические карты? Для чего они используются? 3. Вспомните, в каких случаях вам или вашим родителям приходилось пользоваться планами местности или географическими картами?

Географическая карта

На картах, в отличие от плана местности, изображают более крупные территории планеты или даже всю её целиком.

Географическая карта — это уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи масштаба и условных знаков.

Карты различают по масштабу. Чем мельче масштаб карты, тем меньше информации (подробностей) она может сообщить. Однако, какой бы подробной ни была карта, местность на ней всё равно изображена не так детально, как на плане.

На географических картах синим цветом показано водное пространство, светло-голубым — неглубокие водоёмы, тёмно-синим — глубины морей и океанов. Реки изображены в виде синих изогнутых линий, озёра изображаются так же, как и на плане местности.

Зелёным, жёлтым и оранжевым цветом обозначены плоские и холмистые равнины. Разными оттенками коричневого цвета показаны горы.

Разнообразны карты и по содержанию. На одних картах по казаны рельеф территорий, моря, реки (физические карты), на других — страны мира и их столицы (политические карты), на третьих — предприятия, дороги (экономические карты) и др.

На карты наносят градусную сеть, образованную пересекающимися линиями.

Линии, соединяющие Северный и Южный полюсы, называют меридианами.

Начальный меридиан делит земной шар на два полушария — Восточное и Западное.

Линии, с которыми пересекаются меридианы, называют параллелями.

Самая длинная параллель — экватор. Он делит земной шар на Северное и Южное полушария.

С помощью градусной сети можно определить положение любого объекта на планете.

  1. Что можно узнать по плану местности?
  2. Для чего нужен масштаб? Что он показывает?
  3. Зачем нужна градусная сеть?

План местности и географическая карта — это плоские уменьшенные изображения участков поверхности Земли при помощи условных знаков и масштаба. Масштаб показывает, во сколько раз расстояния на плане или карте уменьшены по отношению к реальным расстояниям.

Горизонт — это видимое глазом пространство. Воображаемую линию, ограничивающую горизонт, называют линией горизонта. Выделяют основные (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад) стороны горизонта. Умение определять своё местонахождение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют ориентированием.

Ориентироваться на местности можно с помощью компаса, по солнцу, звёздам и по местным признакам.

Полярная съемка местности

Для успешной работы в картографическом направлении советуем изучить не только, что такое план местности, но и освоить разные методы его съемки.

Например, при проведении полярной съемки сначала определяется север, после чего наносится точка, с которой собственно и проводится съемка (для этого определяется азимут и наносятся дополнительные оси). Затем рисуются базовые ориентиры (памятники, столбы углы и направляющие домов и т. д.), а потом уже измеряются остальные азимуты (углы между объектом и направлением на север) для каждого предмета, отображаемого на плане.

Под объектами подразумеваются все элементы местности, изображаемые на заборы, дороги, столбы, мосты, деревья, кусты, клумбы, спортивные площадки, реки, озера, холмы, остановки, стоянки.

Выводы и результаты работы

В ходе выполнения практической работы мы изучили основы составления простейшего плана местности. Мы ознакомились с основными элементами плана местности, такими как линии и символы, которые обозначают различные объекты и явления.

Одной из основных задач при составлении плана местности является правильное изображение и расположение объектов на плане. Мы научились определять масштаб плана, чтобы вместить все необходимые объекты и чётко обозначить их. Также мы узнали о необходимости использования легенды на плане, чтобы объяснить значение каждого символа и обозначения.

Кроме того, нам стало понятно, что составление плана местности — процесс ответственный и трудоёмкий. Здесь требуется точность и внимательность, чтобы изобразить все элементы местности и заполнить план необходимой информацией.

В целом, выполнение практической работы позволило нам развить навыки составления простейшего плана местности и приобрести практический опыт работы с географическими данными. Мы смогли применить полученные знания на практике и укрепить свои умения в географии.

Преимущества работы Недостатки работы
Улучшение навыков составления плана местности Трудоёмкий процесс составления плана
Развитие практического опыта работы с географическими данными Необходимость внимательного изображения и заполнения плана
Понимание значимости легенды на плане местности
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: