Что такое краеведение: определение и основные принципы

Краеве́дение

Функции

Историческое краеведение — часть науки, которой доверены важнейшие функции. Наряду с общими закономерностями развития общества, ею изучаются и учитываются все моменты многообразия локальных условий истории, малейшие особенности, которые вносит конкретное творчество народа. Это может быть освоением исторического опыта в данной местности, выявлением, сохранением и изучением природного наследия, а также важнейшей деятельностью, которая нацелена на культуры региона.

Историческое краеведение всесторонне участвует как в разработке, так и в воплощении в жизнь программ государства, направленных на восстановление исторической среды проживания народов. Таким образом обеспечивается актуальность и значимость этой комплексной дисциплины. Историческое краеведение основывается на принципах междисциплинарности, косплексности и регионализма как преподаваемая в общеобразовательной школе дисциплина. Феномен духовно-личностного существования заложен в смысловых границах понятий «место», «край», местная история. Курс этот базовый также и в подготовке бакалавров и является вариативной частью профессионального образования по направлению «История» и профилю «Историческое краеведение».

Краеведение во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв.

С 1860-х гг. ини­циа­ти­ва крае­ведч. ра­бо­ты пе­ре­шла к ме­ст­ной об­ще­ст­вен­но­сти; в неё во­вле­ка­лась ин­тел­ли­ген­ция, она под­дер­жи­ва­лась ме­ст­ны­ми бла­го­тво­ри­те­ля­ми (из дво­рян, а за­тем и из ку­пе­че­ст­ва). При этом важ­ную роль в раз­ви­тии К. иг­ра­ли круп­ные на­уч. обще­ст­ва, в ча­ст­но­сти Об­ще­ст­во лю­би­те­лей ес­те­ст­во­зна­ния, ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии при Моск. ун-те (1863), мно­го спо­соб­ст­во­вав­шее ор­га­ни­за­ции про­винц. му­зе­ев. В изу­че­нии ар­хео­ло­гич. и ар­хит. па­мят­ни­ков ве­ли­ко зна­че­ние Мо­с­ков­ско­го ар­хео­ло­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва (1864), ор­га­ни­зо­вы­вав­ше­го в «ис­то­ри­че­ских го­ро­дах» Рос­сии в 1869–1911 ар­хео­ло­ги­че­ские съез­ды. В 1884 уч­ре­жде­ны пер­вые гу­берн­ские учё­ные ар­хив­ные ко­мис­сии, из­да­вав­шие свои тру­ды и мно­го сде­лав­шие для ор­га­ни­за­ции ме­ст­ных му­зе­ев, ар­хи­вов, для со­став­ления сло­ва­рей уро­жен­цев и дея­те­лей сво­его края. Те­ма­ти­ка ме­ст­ных из­да­ний (обыч­но ма­ло­ти­раж­ных) мно­го­об­раз­на; воз­ни­ка­ли и се­рий­ные из­да­ния (в т. ч. пуб­ли­ка­ции до­ку­мен­тов). Раз­ви­тию К. на мес­тах спо­соб­ст­во­ва­ли свод­ные тру­ды под ред. П. П. Се­мё­но­ва-Тян-Шан­ско­го и др. с под­роб­ным опи­са­ни­ем отд. ре­гио­нов стра­ны.

Уве­ли­чи­лось чис­ло крае­ведч. об­ществ, в осн. на­хо­див­ших­ся в гу­берн­ских го­ро­дах (Об-во изу­че­ния Амур­ско­го края, Вла­ди­во­сток, 1884; Об-во лю­би­те­лей изу­че­ния Ку­бан­ской обл., Ека­те­ри­но­дар, 1897; Во­ло­год­ское об-во изу­че­ния Сев. края, 1909; Ко­ст­ром­ское на­уч. об-во по изу­че­нию ме­ст­но­го края, 1912; Об-во изу­че­ния Оло­нец­кой губ., Пет­ро­за­водск, 1913, и др.), их дея­тель­ность но­си­ла ком­плекс­ный ес­те­ст­вен­но-ис­то­рич. ха­рак­тер. Об­ще­ст­ва ре­гу­ляр­но вы­пус­ка­ли тру­ды, за­пис­ки, от­чё­ты, из­вес­тия. Зна­чит. вклад в раз­ви­тие К. вне­сли об­ла­стные съез­ды ис­сле­до­ва­те­лей ис­то­рии и древ­но­стей (1901–11). Бо­лее ре­гу­ляр­ны­ми ста­ли взаи­мо­свя­зи ме­ст­ных крае­ведч. объ­е­ди­не­ний ме­ж­ду со­бой и с на­уч. об­ще­ст­ва­ми и учё­ны­ми С.-Пе­тер­бур­га и Мо­ск­вы. К 1917 в Рос­сии су­ще­ст­во­ва­ло ок. 300 об­ществ крае­ведч. ха­рак­те­ра (вклю­чая близ­кие по за­да­чам учё­ные ар­хив­ные ко­мис­сии, цер­ков­но-ар­хео­ло­гич. ко­ми­те­ты, др. про­винц. на­уч. об­ще­ст­ва).

По ини­циа­ти­ве и при дея­тель­ном уча­стии крае­ве­дов в про­вин­ции сфор­ми­ро­ва­лась сеть ме­ст­ных му­зе­ев. Они соз­дава­лись при гу­берн­ских ста­ти­стич. ко­мите­тах (Уфим­ский гу­берн­ский му­зей, 1864; Оло­нец­кий ес­те­ст­вен­но-пром. и ис­то­рико-эт­но­гра­фич. му­зей, Пет­ро­за­водск, 1871, и др.), при гу­берн­ских учё­ных ар­хив­ных ко­мис­си­ях (Там­бов­ский гу­берн­ский му­зей, 1879; Кур­ский ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­гич. и кус­тар­ный му­зей, 1903), при на­уч. и на­уч­но-про­све­ти­тель­ных об­ще­ст­вах (при Об-ве ис­сле­до­ва­те­лей Ас­т­ра­хан­ско­го края, 1888; при Об-ве изу­че­ния Смо­лен­ской губ., 1908, и др.), ме­ст­ных от­де­ле­ни­ях РГО (Омск, 1877; Троицкосавск, 1890, и др.), при ор­га­нах гор. са­мо­управ­ле­ния (Че­ре­по­вец, 1870; Ми­ну­синск, 1877, и др.), зем­ст­вах, па­ла­тах гос. иму­ще­ст­ва, нар. до­мах, учи­ли­щах, шко­лах и т. п. В 1887 на 7-м ар­хео­ло­гич. съез­де в Яро­слав­ле был при­нят про­ект «По­ло­же­ния» для гу­берн­ских и об­ла­ст­ных му­зе­ев, оп­ре­де­ляв­ший их ста­тус и це­ли, за­да­чи как «учё­ных цен­тров для ок­ру­жаю­щей ме­ст­но­сти». Струк­ту­ра ме­ст­ных му­зе­ев, сло­жив­шая­ся к нач. 20 в., от­ра­жа­ла со­дер­жа­ние кол­лек­ций, рас­пре­де­ляв­ших­ся по от­де­лам: ес­те­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ский, ис­то­рич. (с под­от­де­ла­ми ар­хео­ло­гии, цер­ков­ных древ­но­стей, па­мят­ни­ков бы­та), эт­но­гра­фич., ну­миз­ма­тич., ху­дож., ху­дож.-про­мыш­лен­ный. С нач. 20 в. в му­зе­ях ор­га­ни­зо­вы­ва­лись экс­кур­сии, кон­суль­та­ции, вос­крес­ные чте­ния, пуб­лич­ные лек­ции. Чис­ло ме­ст­ных му­зе­ев к 1917 со­став­ля­ло, по раз­ным ис­точ­ни­кам, от 65 до 94.

Пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки вклю­чить крае­ведч. зна­ния в про­грам­мы школь­но­го об­ра­зо­ва­ния (в ме­то­дич. тру­дах пе­да­го­гов, в ча­ст­но­сти Д. Д. Се­мё­но­ва, с сер. 19 в. для учеб­ных кур­сов по оз­на­ком­ле­нию с «ма­лой ро­ди­ной» упот­реб­ля­лись тер­ми­ны «от­чиз­но­ве­де­ние», «ро­ди­но­ве­де­ние»).

Цели и задачи

Целью выработанного курса является формирование целостного представления об истории краеведения как инструменте для пробуждения исторического сознания. Потенциал возможностей к выявлению, сохранению и широчайшему использованию исторического, культурного и природного наследия чрезвычайно велик, поскольку востребован временем.

Задачами данного курса являются следующие:

  • овладеть знаниями истоков, условий формирования и актуальных направлений в исследовании истории края;
  • освоить общенаучные методики и принципы, которые необходимы для исследования локальной (местной) истории, а особенно социокультурную её сферу, для поисковой, собирательской, исследовательской и атрибутивной практики в школах, музеях, экскурсионных и туристических учреждениях, краеведческих научных центрах;
  • приобщить студентов к краеведческим исследованиям, которые напрямую связаны с государственными программами, относящимися к выявлению и сохранению природного и культурного наследия.

После окончания курса студенты могут ориентироваться в самых актуальных направлениях исторической краеведческой проблематики и использовать профессионально методику исследований и понятийный аппарат, работать с источниками в смежных отраслях знаний — антропологии, топонимики, этнографии, археологии и так далее, а также с любой научной литературой в области истории.

Основные источники краеведения

Источники краеведения можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные, устные, звуковые.

Письменные источники — это летописи, воспоминания путешественников, архивные документы и материалы, публикации в газетах и журналах (старинных и современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и т. д.

Печатные издания представляют для краеведов двоякий интерес — как источник по истории определённой территории и как историко-культурная ценность, подлежащая выявлению и бережному хранению.

Категория вещественных источников весьма разнообразна. Сюда входят:

  • археологические памятники с комплексом исторического материала, памятники зодчества, предметы быта и утварь, одежда, орудия труда и оружие;
  • палеонтологические находки (кости, зубы, рога, бивни животных);
  • старинные монеты, бумажные деньги, ордена и медали, украшения.

Группу изобразительных источников составляют старинные фотографии, картины, рисунки, гравюры, скульптурные произведения, фрески, памятники выдающимся людям и др.

Особый интерес для краеведов, изучающих аспекты языка, представляют разделы о собственных именах, географических названиях. Изучение собственных имён и фамилий даёт обширный историко-краеведческий материал, позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, родословную человека. Имена предков, так же как и имена современников, по-своему отражают этнические, социальные и культурные особенности данной общности людей, историю страны, перемены в её духовной жизни. Важным направлением краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народного творчества.

Методы исследования

Для изучения и анализа географического краеведения применяются различные методы исследования. Они позволяют ученым получить полное и объективное представление о географических особенностях и характеристиках определенного региона.

Одним из основных методов является натурное исследование, которое заключается в непосредственном изучении природного объекта или территории. Ученые проводят наблюдения, собирают пробы и данные, анализируют физические и геологические характеристики местности. Натурное исследование позволяет получить точную информацию о составе почвы, рельефе, климатических условиях и других факторах, влияющих на географические особенности региона.

Важным методом исследования является картографический анализ. Картография позволяет ученым создавать и анализировать карты, на которых отображены различные географические данные. С помощью картографии ученые могут исследовать и анализировать изменения в окружающей среде, выявлять особенности территории и ее границы, а также изучать распределение природных ресурсов и антропогенное воздействие на окружающую среду.

Другим методом исследования является географическое моделирование. Ученые создают математические и компьютерные модели, которые позволяют имитировать и воссоздавать географические процессы и явления. Такие модели помогают ученым изучать взаимосвязи между различными географическими факторами, предсказывать будущие изменения и разрабатывать стратегии управления природными ресурсами.

Неотъемлемой частью исследования является также архивный источниковый анализ. Ученые исследуют архивные документы, включая карты, старые фотографии, записи и научные отчеты, чтобы получить информацию о прошлых географических условиях и изменениях в регионе. Архивный источниковый анализ позволяет ученым проводить сравнительные исследования, выявлять тенденции и составлять исторические карты и модели.

Все эти методы исследования позволяют ученым получать глубокое понимание географического краеведения и его основных аспектов. Используя разнообразные методы, ученые могут проводить более точные и объективные исследования, которые важны для разработки стратегий устойчивого развития и сохранения природных ресурсов.

Качества преподавателя

Преподавательно должен понимать, что изучает историческое краеведение, осознавать социальную значимость собственной профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению работы. Хороший преподаватель будет исспользовать методы и основные положения экономических, гуманитарных и социальных наук длЯ решения профессиональных задач, где непременно понадобится анализ социально-значимых проблем и процессов.

К культурному и историческому наследию преподаватель и сам относится с бережным уважением, и учеников приучает к тому, чтобы чтить традиции и толерантно воспринимать культурные различия, а также религиозные, национальные и социальные. Преподаваетль должен быть широко образован и уметь пользоваться в профессиональной и познавательной деятельности базовыми знаниями в смежных науках — информатике, естественно-научных дисциплинах, знать математический анализ и моделирование, иметь навыки в работе с компьютером: получать, хранить, перерабатывать информацию, управлять ею.

Историко-географическая характеристика

Историко-географическая характеристика включает в себя исследования таких аспектов, как климат, рельеф, гидрография, почвы и природные ресурсы. Она основывается на анализе и интерпретации географических данных и архивных источников, а также на проведении экспедиций и полевых исследований.

Основная задача историко-географической характеристики заключается в определении географической специфики территории и выявлении факторов, которые определяют ее развитие. Она помогает понять, какие ресурсы и преимущества имеет определенная область, какие препятствия существуют и как они были преодолены в процессе истории.

Историко-географическая характеристика активно используется в различных областях, таких как геополитика, устойчивое развитие, планирование территорий, туризм и многие другие.

Краеведение как наука и образовательная дисциплина

Краеведение — это наука, изучающая географическую, историческую, культурную, экономическую и социальную сущность края, его природные и творческие ресурсы, историю и культуру населения. Краеведение также рассматривает места, где развиваются национальные и общечеловеческие ценности.

Целью краеведения как науки является сохранение и популяризация краеведческого знания, а также развитие научного исследования в области местного самоуправления и устойчивого развития края. Краеведение также направлено на формирование патриотизма и гражданской идентичности у жителей края.

Одним из основных задач краеведения является сбор, систематизация и сохранение исторических и культурных данных о крае. Это позволяет сохранить национальное наследие и продолжать исследования в области истории, археологии, этнографии, языкознания и культурологии.

Краеведение также является важной образовательной дисциплиной. Оно может изучаться в школе, вузе и во внеучебной деятельности

В школе краеведение предоставляет учащимся знания о местных исторических событиях, этнокультурных особенностях и природных ресурсах родного края. Вузы предлагают курс по краеведению для студентов, изучающих географию, историю, культурологию и другие отрасли науки. Внеучебная деятельность включает походы, экскурсии и участие в краеведческих конференциях и выставках.

Изучение краеведения позволяет людям лучше понять и оценить свой родной край, способствует формированию территориальной идентичности и повышению образованности. Поэтому осознавая свою историю и культуру, люди становятся активными участниками краеведческой жизни и идут в ногу со временем, разрабатывая новые подходы и методы исследования.

Структура и компетенции

Курс структурно делится на две основные части: первая касается исторического краеведения в системе наук, исторических и современных тенденций развития и методов, а вторая часть очерчивает основные направления проблематики краеведения. В каждой части есть разделы и темы, содержание которых может зависеть от перспектив самой проблематики и личного выбора, который делают авторы программы.

У студентов после окончания курса формируются следующие компетенции: культура мышления, способность к обобщению и анализу, восприятие информации, постановка целей и выбор путей к их достижению. Прежде всего понадобится способность логично, аргументированно и понятно выстраивать письменную и устную речь. Обязательна готовность работать в коллективе в кооперации с коллегами. Нужна способность мыслить и оценивать собственные недостатки и достоинства критически, уметь намечать пути и выбирать средства для устранения недостатков и развития достоинств.

Применение географического краеведения в практической деятельности

Географическое краеведение играет важную роль в различных сферах практической деятельности. Благодаря этой науке мы можем более глубоко понять и изучать свой край, его особенности, историю и ресурсы.

В сфере географического туризма географическое краеведение позволяет создавать интересные и привлекательные маршруты для туристов. Исследование ландшафтов, природных достопримечательностей и культурных объектов помогает разработать маршруты, которые позволят людям познакомиться с уникальными местами и насладиться красотой своего региона.

В области градостроительства и планирования географическое краеведение играет важную роль при определении мест для размещения жилых и коммерческих зон. Исследование географических особенностей помогает принимать осознанные решения о развитии инфраструктуры, сохранении природных ресурсов и поддержании экологической устойчивости.

Географическое краеведение также востребовано в аграрной сфере. Изучение почвенных и климатических условий помогает оптимизировать сельскохозяйственные процессы, выбирать наиболее подходящие культуры и технологии для разных регионов. Это позволяет увеличить урожайность и эффективность сельскохозяйственных предприятий.

Также географическое краеведение используется в геологических и геофизических исследованиях. Изучение геологической структуры и состава грунтов позволяет определить наличие полезных ископаемых, а также предотвратить опасности связанные с ликвификацией почвы, землетрясениями и другими геологическими явлениями.

Применение географического краеведения в практической деятельности помогает нам лучше понять и использовать потенциал нашего края. Это позволяет принимать обоснованные решения в разных сферах, оптимизировать процессы и достигать успешных результатов.

Изучение культурного наследия

Географическое краеведение включает в себя также изучение и сохранение культурного наследия. Культурное наследие представляет собой неповторимый набор традиций, обычаев, искусства и архитектурных объектов, которые характеризуют определенную культурную группу или регион.

Цель изучения культурного наследия в географическом краеведении состоит в сохранении и передаче исторической и культурной информации о крае или регионе. Это позволяет не только сохранить наследие предков, но и лучше понять и описать особенности культуры и искусства данного региона.

Для изучения культурного наследия используется метод комплексного анализа и описания объектов, а также сбор и систематизация источников и материалов

Важной задачей является создание карт и схем, на которых отображаются различные объекты культуры, их местоположение и историческая ценность. Также в рамках изучения культурного наследия проводятся экспедиции и экскурсии для более детального ознакомления с объектами исторического и культурного значения

Изучение культурного наследия имеет как научную, так и практическую ценность. Оно позволяет сохранить историческую информацию о том, как жили и творили люди в прошлом, а также понять изменения, происходящие в современном мире. Кроме того, изучение культурного наследия способствует развитию туризма и формированию положительного имиджа региона.

Задачи изучения культурного наследия в географическом краеведении:
1. Сбор и систематизация источников и материалов о культурных объектах и традициях.
2. Описание и классификация культурных объектов и их местоположение.
3. Исследование исторической и культурной ценности объектов.
4. Создание карт и схем, на которых отображаются различные объекты культуры и их местоположение.
5. Проведение экспедиций и экскурсий для ознакомления с объектами исторического и культурного значения.

Методы краеведческого исследования

Независимо от научного направления краеведческой работы в ней могут применяться следующие методы: литературный, картографический, статистический, полевые исследования, анкетирование, археологические раскопки, археологический поиск.

Литературный метод

Данный метод в краеведении предполагает применение различных печатных источников для получения сведений об изучаемой территории. В качестве печатных источников используется научная, научно-популярная литература, учебники, статистические справочники, брошюры, периодическая печать, архивные и музейные документы. Для успешного ведения этой работы в библиотеках, школах создаются каталоги краеведческой литературы и альбомы тематических статей областных, городских и районных газет, устраиваются периодические выставки и стенды. Основная задача литературного метода — научить самостоятельно работать с книгами, справочниками,периодической печатью, документальными источниками.

Картографический метод

Картографический метод исследования предполагает работу с картой и направлен на выяснение пространственного размещения природных, хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории. В краеведении карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами: краеведческое исследование начинается с карты, а нанесение на карту его результатов, составление разных карт — важная заключительная часть исследования.

Статистический метод

Этот метод основан на отборе и анализе различных количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм. Статистический методов краеведческой работе является объективным и точным критерием для выражения многих географических процессов и явлений.

Метод полевых исследований

Это один из ведущих метод в краеведческой работе, представляет собой непосредственное обследование природного или хозяйственного объекта. Применяется для изучения природных условий, геологического строения местности, животного и растительного мира, археологии и используется в процессе природоведческих и производственных экскурсий, походов и экспедиций.

При организации полевых исследований разрабатывается программа, которая включает следующий круг вопросов: выбор объекта, цели и конкретные задачи исследования, формирование поисковых групп и распределение конкретных обязанностей между ними, предварительное ознакомление с территорией исследуемого участка, порядок и содержание поисковой работы на местности, научная обработка материалов, обобщение и оформление результатов работы.

Визуальный метод

Визуальный метод — это непосредственное целенаправленное и планомерное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъёмка изучаемых предметов и явлений (например, наблюдение за ростом растения или развитием птенцов в гнезде, изучение состава геологических пород).

Метод анкетирования

Метод анкетирования в краеведении заключается в опросе местных жителей для выяснения сведений о происходивших в изучаемом крае памятные событиях, изменениях в природе за последние годы и др. Чтобы анкетирование действительно помогло исследовать данный регион, необходимо хорошо подготовиться — заранее наметить план беседы, вести её целенаправленно, уточняя факты и события, стремясь найти конкретные ответы на вопросы.

Археологические раскопки

Археологические раскопки — основной метод изучения археологических памятников.

Основным средством учёта и первичного изучения археологических памятников служат археологические разведки. Наиболее перспективный метод выявления археологических объектов — личный осмотр местности, то есть сплошное и детальное её обследование. Большое значение имеет также опрос местных жителей. Во время археологической разведки широко применяют киноаппаратуру и фотоаппаратуру, являющуюся наиболее точным средством фиксации. Собранный материал тщательно упаковывают и снабжают этикетками с подробным изложением всех обстоятельств находки.

Все методы краеведческих исследований применяются независимо от научных направлений краеведческой работы и используются не в отрыве друг от друга, а в совокупности, в различных сочетаниях между собой.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Краеведение» в других словарях:

краеведение — краеведение … Орфографический словарь-справочник

КРАЕВЕДЕНИЕ — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно методических центров по краеведению… … Большой Энциклопедический словарь

КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, краеведения, мн. нет, ср. изучение какого нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно исторических, экономических, этнографических особенностей. | прил. краеведческий, ая, ое. К. музей. К. кружок. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

краеведение — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

краеведение — Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения … Словарь по географии

КРАЕВЕДЕНИЕ — в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия

Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население … Большая советская энциклопедия

краеведение — я; ср. Совокупность знаний о том или другом крае (4 зн.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п. ◁ Краеведческий, ая, ое. К. музей. К ая работа. * * * краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой… … Энциклопедический словарь

Географическое краеведение, являясь одним из эффективных педагогических средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет определённую роль в повышении качества обучения и воспитания, вооружении учащихся глубокими и прочными знаниями, формировании у них современного мировоззрения, воспитании чувств патриотизма, в трудовой подготовке и профессиональной ориентации школьников.

Вложение Размер
geograficheskoe_kraevedenie_yavlyayas_odnim_iz_effektivnyh_pedagogichgeologicheskoe_kraevedenie.doc 49 КБ

Значимость географического краеведения

Географическое краеведение играет важную роль в изучении и понимании нашего мира. Оно помогает нам расширять наши знания о географии и истории конкретных регионов, рассматривая их в контексте их природных, социально-экономических и культурных особенностей.

Важность географического краеведения заключается в следующем:

Сохранение и передача исторической и культурной информации: Географическое краеведение представляет собой ценный источник информации о прошлом региона, его местных традициях и наследии. Оно позволяет сохранить и передать историческую и культурную информацию следующим поколениям.
Понимание взаимосвязей между людьми и природой: Географическое краеведение помогает нам лучше понять взаимосвязь между людьми и окружающей нас природой. Оно позволяет исследовать, как люди взаимодействуют с природной средой, и как их деятельность влияет на природу и обратно

Это важно для разработки устойчивых и экологически грамотных решений в области развития и охраны окружающей среды.
Развитие патриотических чувств: Географическое краеведение способствует развитию патриотического сознания и чувства гордости за свою родину. Оно позволяет узнать и оценить уникальные особенности своего региона, его природные достопримечательности и культурное наследие.
Поддержка туризма и развитие региональной экономики: Географическое краеведение может играть важную роль в развитии туризма и экономики региона

Знание о природной и культурной достопримечательностях региона привлекает туристов и помогает развивать туристическую инфраструктуру, что способствует экономическому росту региона.
Формирование межкультурного понимания и толерантности: Географическое краеведение позволяет познакомиться с различными культурами и традициями, которые существуют в разных регионах. Это способствует формированию межкультурного понимания, толерантности и уважения к иным культурам и обычаям.

В целом, географическое краеведение играет важную роль в понимании и сохранении разнообразия мира, а также способствует развитию общества и экономики региональных сообществ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: