Функции
Историческое краеведение — часть науки, которой доверены важнейшие функции. Наряду с общими закономерностями развития общества, ею изучаются и учитываются все моменты многообразия локальных условий истории, малейшие особенности, которые вносит конкретное творчество народа. Это может быть освоением исторического опыта в данной местности, выявлением, сохранением и изучением природного наследия, а также важнейшей деятельностью, которая нацелена на культуры региона.
Историческое краеведение всесторонне участвует как в разработке, так и в воплощении в жизнь программ государства, направленных на восстановление исторической среды проживания народов. Таким образом обеспечивается актуальность и значимость этой комплексной дисциплины. Историческое краеведение основывается на принципах междисциплинарности, косплексности и регионализма как преподаваемая в общеобразовательной школе дисциплина. Феномен духовно-личностного существования заложен в смысловых границах понятий «место», «край», местная история. Курс этот базовый также и в подготовке бакалавров и является вариативной частью профессионального образования по направлению «История» и профилю «Историческое краеведение».
Краеведение во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв.
С 1860-х гг. инициатива краеведч. работы перешла к местной общественности; в неё вовлекалась интеллигенция, она поддерживалась местными благотворителями (из дворян, а затем и из купечества). При этом важную роль в развитии К. играли крупные науч. общества, в частности Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те (1863), много способствовавшее организации провинц. музеев. В изучении археологич. и архит. памятников велико значение Московского археологического общества (1864), организовывавшего в «исторических городах» России в 1869–1911 археологические съезды. В 1884 учреждены первые губернские учёные архивные комиссии, издававшие свои труды и много сделавшие для организации местных музеев, архивов, для составления словарей уроженцев и деятелей своего края. Тематика местных изданий (обычно малотиражных) многообразна; возникали и серийные издания (в т. ч. публикации документов). Развитию К. на местах способствовали сводные труды под ред. П. П. Семёнова-Тян-Шанского и др. с подробным описанием отд. регионов страны.
Увеличилось число краеведч. обществ, в осн. находившихся в губернских городах (Об-во изучения Амурского края, Владивосток, 1884; Об-во любителей изучения Кубанской обл., Екатеринодар, 1897; Вологодское об-во изучения Сев. края, 1909; Костромское науч. об-во по изучению местного края, 1912; Об-во изучения Олонецкой губ., Петрозаводск, 1913, и др.), их деятельность носила комплексный естественно-историч. характер. Общества регулярно выпускали труды, записки, отчёты, известия. Значит. вклад в развитие К. внесли областные съезды исследователей истории и древностей (1901–11). Более регулярными стали взаимосвязи местных краеведч. объединений между собой и с науч. обществами и учёными С.-Петербурга и Москвы. К 1917 в России существовало ок. 300 обществ краеведч. характера (включая близкие по задачам учёные архивные комиссии, церковно-археологич. комитеты, др. провинц. науч. общества).
По инициативе и при деятельном участии краеведов в провинции сформировалась сеть местных музеев. Они создавались при губернских статистич. комитетах (Уфимский губернский музей, 1864; Олонецкий естественно-пром. и историко-этнографич. музей, Петрозаводск, 1871, и др.), при губернских учёных архивных комиссиях (Тамбовский губернский музей, 1879; Курский историко-археологич. и кустарный музей, 1903), при науч. и научно-просветительных обществах (при Об-ве исследователей Астраханского края, 1888; при Об-ве изучения Смоленской губ., 1908, и др.), местных отделениях РГО (Омск, 1877; Троицкосавск, 1890, и др.), при органах гор. самоуправления (Череповец, 1870; Минусинск, 1877, и др.), земствах, палатах гос. имущества, нар. домах, училищах, школах и т. п. В 1887 на 7-м археологич. съезде в Ярославле был принят проект «Положения» для губернских и областных музеев, определявший их статус и цели, задачи как «учёных центров для окружающей местности». Структура местных музеев, сложившаяся к нач. 20 в., отражала содержание коллекций, распределявшихся по отделам: естественно-исторический, историч. (с подотделами археологии, церковных древностей, памятников быта), этнографич., нумизматич., худож., худож.-промышленный. С нач. 20 в. в музеях организовывались экскурсии, консультации, воскресные чтения, публичные лекции. Число местных музеев к 1917 составляло, по разным источникам, от 65 до 94.
Предпринимались попытки включить краеведч. знания в программы школьного образования (в методич. трудах педагогов, в частности Д. Д. Семёнова, с сер. 19 в. для учебных курсов по ознакомлению с «малой родиной» употреблялись термины «отчизноведение», «родиноведение»).
Цели и задачи
Целью выработанного курса является формирование целостного представления об истории краеведения как инструменте для пробуждения исторического сознания. Потенциал возможностей к выявлению, сохранению и широчайшему использованию исторического, культурного и природного наследия чрезвычайно велик, поскольку востребован временем.
Задачами данного курса являются следующие:
- овладеть знаниями истоков, условий формирования и актуальных направлений в исследовании истории края;
- освоить общенаучные методики и принципы, которые необходимы для исследования локальной (местной) истории, а особенно социокультурную её сферу, для поисковой, собирательской, исследовательской и атрибутивной практики в школах, музеях, экскурсионных и туристических учреждениях, краеведческих научных центрах;
- приобщить студентов к краеведческим исследованиям, которые напрямую связаны с государственными программами, относящимися к выявлению и сохранению природного и культурного наследия.
После окончания курса студенты могут ориентироваться в самых актуальных направлениях исторической краеведческой проблематики и использовать профессионально методику исследований и понятийный аппарат, работать с источниками в смежных отраслях знаний — антропологии, топонимики, этнографии, археологии и так далее, а также с любой научной литературой в области истории.
Основные источники краеведения
Источники краеведения можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные, устные, звуковые.
Письменные источники — это летописи, воспоминания путешественников, архивные документы и материалы, публикации в газетах и журналах (старинных и современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и т. д.
Печатные издания представляют для краеведов двоякий интерес — как источник по истории определённой территории и как историко-культурная ценность, подлежащая выявлению и бережному хранению.
Категория вещественных источников весьма разнообразна. Сюда входят:
- археологические памятники с комплексом исторического материала, памятники зодчества, предметы быта и утварь, одежда, орудия труда и оружие;
- палеонтологические находки (кости, зубы, рога, бивни животных);
- старинные монеты, бумажные деньги, ордена и медали, украшения.
Группу изобразительных источников составляют старинные фотографии, картины, рисунки, гравюры, скульптурные произведения, фрески, памятники выдающимся людям и др.
Особый интерес для краеведов, изучающих аспекты языка, представляют разделы о собственных именах, географических названиях. Изучение собственных имён и фамилий даёт обширный историко-краеведческий материал, позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, родословную человека. Имена предков, так же как и имена современников, по-своему отражают этнические, социальные и культурные особенности данной общности людей, историю страны, перемены в её духовной жизни. Важным направлением краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народного творчества.
Методы исследования
Для изучения и анализа географического краеведения применяются различные методы исследования. Они позволяют ученым получить полное и объективное представление о географических особенностях и характеристиках определенного региона.
Одним из основных методов является натурное исследование, которое заключается в непосредственном изучении природного объекта или территории. Ученые проводят наблюдения, собирают пробы и данные, анализируют физические и геологические характеристики местности. Натурное исследование позволяет получить точную информацию о составе почвы, рельефе, климатических условиях и других факторах, влияющих на географические особенности региона.
Важным методом исследования является картографический анализ. Картография позволяет ученым создавать и анализировать карты, на которых отображены различные географические данные. С помощью картографии ученые могут исследовать и анализировать изменения в окружающей среде, выявлять особенности территории и ее границы, а также изучать распределение природных ресурсов и антропогенное воздействие на окружающую среду.
Другим методом исследования является географическое моделирование. Ученые создают математические и компьютерные модели, которые позволяют имитировать и воссоздавать географические процессы и явления. Такие модели помогают ученым изучать взаимосвязи между различными географическими факторами, предсказывать будущие изменения и разрабатывать стратегии управления природными ресурсами.
Неотъемлемой частью исследования является также архивный источниковый анализ. Ученые исследуют архивные документы, включая карты, старые фотографии, записи и научные отчеты, чтобы получить информацию о прошлых географических условиях и изменениях в регионе. Архивный источниковый анализ позволяет ученым проводить сравнительные исследования, выявлять тенденции и составлять исторические карты и модели.
Все эти методы исследования позволяют ученым получать глубокое понимание географического краеведения и его основных аспектов. Используя разнообразные методы, ученые могут проводить более точные и объективные исследования, которые важны для разработки стратегий устойчивого развития и сохранения природных ресурсов.
Качества преподавателя
Преподавательно должен понимать, что изучает историческое краеведение, осознавать социальную значимость собственной профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению работы. Хороший преподаватель будет исспользовать методы и основные положения экономических, гуманитарных и социальных наук длЯ решения профессиональных задач, где непременно понадобится анализ социально-значимых проблем и процессов.
К культурному и историческому наследию преподаватель и сам относится с бережным уважением, и учеников приучает к тому, чтобы чтить традиции и толерантно воспринимать культурные различия, а также религиозные, национальные и социальные. Преподаваетль должен быть широко образован и уметь пользоваться в профессиональной и познавательной деятельности базовыми знаниями в смежных науках — информатике, естественно-научных дисциплинах, знать математический анализ и моделирование, иметь навыки в работе с компьютером: получать, хранить, перерабатывать информацию, управлять ею.
Историко-географическая характеристика
Историко-географическая характеристика включает в себя исследования таких аспектов, как климат, рельеф, гидрография, почвы и природные ресурсы. Она основывается на анализе и интерпретации географических данных и архивных источников, а также на проведении экспедиций и полевых исследований.
Основная задача историко-географической характеристики заключается в определении географической специфики территории и выявлении факторов, которые определяют ее развитие. Она помогает понять, какие ресурсы и преимущества имеет определенная область, какие препятствия существуют и как они были преодолены в процессе истории.
Историко-географическая характеристика активно используется в различных областях, таких как геополитика, устойчивое развитие, планирование территорий, туризм и многие другие.
Краеведение как наука и образовательная дисциплина
Краеведение — это наука, изучающая географическую, историческую, культурную, экономическую и социальную сущность края, его природные и творческие ресурсы, историю и культуру населения. Краеведение также рассматривает места, где развиваются национальные и общечеловеческие ценности.
Целью краеведения как науки является сохранение и популяризация краеведческого знания, а также развитие научного исследования в области местного самоуправления и устойчивого развития края. Краеведение также направлено на формирование патриотизма и гражданской идентичности у жителей края.
Одним из основных задач краеведения является сбор, систематизация и сохранение исторических и культурных данных о крае. Это позволяет сохранить национальное наследие и продолжать исследования в области истории, археологии, этнографии, языкознания и культурологии.
Краеведение также является важной образовательной дисциплиной. Оно может изучаться в школе, вузе и во внеучебной деятельности
В школе краеведение предоставляет учащимся знания о местных исторических событиях, этнокультурных особенностях и природных ресурсах родного края. Вузы предлагают курс по краеведению для студентов, изучающих географию, историю, культурологию и другие отрасли науки. Внеучебная деятельность включает походы, экскурсии и участие в краеведческих конференциях и выставках.
Изучение краеведения позволяет людям лучше понять и оценить свой родной край, способствует формированию территориальной идентичности и повышению образованности. Поэтому осознавая свою историю и культуру, люди становятся активными участниками краеведческой жизни и идут в ногу со временем, разрабатывая новые подходы и методы исследования.
Структура и компетенции
Курс структурно делится на две основные части: первая касается исторического краеведения в системе наук, исторических и современных тенденций развития и методов, а вторая часть очерчивает основные направления проблематики краеведения. В каждой части есть разделы и темы, содержание которых может зависеть от перспектив самой проблематики и личного выбора, который делают авторы программы.
У студентов после окончания курса формируются следующие компетенции: культура мышления, способность к обобщению и анализу, восприятие информации, постановка целей и выбор путей к их достижению. Прежде всего понадобится способность логично, аргументированно и понятно выстраивать письменную и устную речь. Обязательна готовность работать в коллективе в кооперации с коллегами. Нужна способность мыслить и оценивать собственные недостатки и достоинства критически, уметь намечать пути и выбирать средства для устранения недостатков и развития достоинств.
Применение географического краеведения в практической деятельности
Географическое краеведение играет важную роль в различных сферах практической деятельности. Благодаря этой науке мы можем более глубоко понять и изучать свой край, его особенности, историю и ресурсы.
В сфере географического туризма географическое краеведение позволяет создавать интересные и привлекательные маршруты для туристов. Исследование ландшафтов, природных достопримечательностей и культурных объектов помогает разработать маршруты, которые позволят людям познакомиться с уникальными местами и насладиться красотой своего региона.
В области градостроительства и планирования географическое краеведение играет важную роль при определении мест для размещения жилых и коммерческих зон. Исследование географических особенностей помогает принимать осознанные решения о развитии инфраструктуры, сохранении природных ресурсов и поддержании экологической устойчивости.
Географическое краеведение также востребовано в аграрной сфере. Изучение почвенных и климатических условий помогает оптимизировать сельскохозяйственные процессы, выбирать наиболее подходящие культуры и технологии для разных регионов. Это позволяет увеличить урожайность и эффективность сельскохозяйственных предприятий.
Также географическое краеведение используется в геологических и геофизических исследованиях. Изучение геологической структуры и состава грунтов позволяет определить наличие полезных ископаемых, а также предотвратить опасности связанные с ликвификацией почвы, землетрясениями и другими геологическими явлениями.
Применение географического краеведения в практической деятельности помогает нам лучше понять и использовать потенциал нашего края. Это позволяет принимать обоснованные решения в разных сферах, оптимизировать процессы и достигать успешных результатов.
Изучение культурного наследия
Географическое краеведение включает в себя также изучение и сохранение культурного наследия. Культурное наследие представляет собой неповторимый набор традиций, обычаев, искусства и архитектурных объектов, которые характеризуют определенную культурную группу или регион.
Цель изучения культурного наследия в географическом краеведении состоит в сохранении и передаче исторической и культурной информации о крае или регионе. Это позволяет не только сохранить наследие предков, но и лучше понять и описать особенности культуры и искусства данного региона.
Для изучения культурного наследия используется метод комплексного анализа и описания объектов, а также сбор и систематизация источников и материалов
Важной задачей является создание карт и схем, на которых отображаются различные объекты культуры, их местоположение и историческая ценность. Также в рамках изучения культурного наследия проводятся экспедиции и экскурсии для более детального ознакомления с объектами исторического и культурного значения
Изучение культурного наследия имеет как научную, так и практическую ценность. Оно позволяет сохранить историческую информацию о том, как жили и творили люди в прошлом, а также понять изменения, происходящие в современном мире. Кроме того, изучение культурного наследия способствует развитию туризма и формированию положительного имиджа региона.
Задачи изучения культурного наследия в географическом краеведении: |
---|
1. Сбор и систематизация источников и материалов о культурных объектах и традициях. |
2. Описание и классификация культурных объектов и их местоположение. |
3. Исследование исторической и культурной ценности объектов. |
4. Создание карт и схем, на которых отображаются различные объекты культуры и их местоположение. |
5. Проведение экспедиций и экскурсий для ознакомления с объектами исторического и культурного значения. |
Методы краеведческого исследования
Независимо от научного направления краеведческой работы в ней могут применяться следующие методы: литературный, картографический, статистический, полевые исследования, анкетирование, археологические раскопки, археологический поиск.
Литературный метод
Данный метод в краеведении предполагает применение различных печатных источников для получения сведений об изучаемой территории. В качестве печатных источников используется научная, научно-популярная литература, учебники, статистические справочники, брошюры, периодическая печать, архивные и музейные документы. Для успешного ведения этой работы в библиотеках, школах создаются каталоги краеведческой литературы и альбомы тематических статей областных, городских и районных газет, устраиваются периодические выставки и стенды. Основная задача литературного метода — научить самостоятельно работать с книгами, справочниками,периодической печатью, документальными источниками.
Картографический метод
Картографический метод исследования предполагает работу с картой и направлен на выяснение пространственного размещения природных, хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории. В краеведении карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами: краеведческое исследование начинается с карты, а нанесение на карту его результатов, составление разных карт — важная заключительная часть исследования.
Статистический метод
Этот метод основан на отборе и анализе различных количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм. Статистический методов краеведческой работе является объективным и точным критерием для выражения многих географических процессов и явлений.
Метод полевых исследований
Это один из ведущих метод в краеведческой работе, представляет собой непосредственное обследование природного или хозяйственного объекта. Применяется для изучения природных условий, геологического строения местности, животного и растительного мира, археологии и используется в процессе природоведческих и производственных экскурсий, походов и экспедиций.
При организации полевых исследований разрабатывается программа, которая включает следующий круг вопросов: выбор объекта, цели и конкретные задачи исследования, формирование поисковых групп и распределение конкретных обязанностей между ними, предварительное ознакомление с территорией исследуемого участка, порядок и содержание поисковой работы на местности, научная обработка материалов, обобщение и оформление результатов работы.
Визуальный метод
Визуальный метод — это непосредственное целенаправленное и планомерное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъёмка изучаемых предметов и явлений (например, наблюдение за ростом растения или развитием птенцов в гнезде, изучение состава геологических пород).
Метод анкетирования
Метод анкетирования в краеведении заключается в опросе местных жителей для выяснения сведений о происходивших в изучаемом крае памятные событиях, изменениях в природе за последние годы и др. Чтобы анкетирование действительно помогло исследовать данный регион, необходимо хорошо подготовиться — заранее наметить план беседы, вести её целенаправленно, уточняя факты и события, стремясь найти конкретные ответы на вопросы.
Археологические раскопки
Археологические раскопки — основной метод изучения археологических памятников.
Основным средством учёта и первичного изучения археологических памятников служат археологические разведки. Наиболее перспективный метод выявления археологических объектов — личный осмотр местности, то есть сплошное и детальное её обследование. Большое значение имеет также опрос местных жителей. Во время археологической разведки широко применяют киноаппаратуру и фотоаппаратуру, являющуюся наиболее точным средством фиксации. Собранный материал тщательно упаковывают и снабжают этикетками с подробным изложением всех обстоятельств находки.
Все методы краеведческих исследований применяются независимо от научных направлений краеведческой работы и используются не в отрыве друг от друга, а в совокупности, в различных сочетаниях между собой.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Краеведение» в других словарях:
краеведение — краеведение … Орфографический словарь-справочник
КРАЕВЕДЕНИЕ — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно методических центров по краеведению… … Большой Энциклопедический словарь
КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, краеведения, мн. нет, ср. изучение какого нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова
КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно исторических, экономических, этнографических особенностей. | прил. краеведческий, ая, ое. К. музей. К. кружок. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
краеведение — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
краеведение — Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения … Словарь по географии
КРАЕВЕДЕНИЕ — в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия
Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население … Большая советская энциклопедия
краеведение — я; ср. Совокупность знаний о том или другом крае (4 зн.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п. ◁ Краеведческий, ая, ое. К. музей. К ая работа. * * * краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой… … Энциклопедический словарь
Географическое краеведение, являясь одним из эффективных педагогических средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет определённую роль в повышении качества обучения и воспитания, вооружении учащихся глубокими и прочными знаниями, формировании у них современного мировоззрения, воспитании чувств патриотизма, в трудовой подготовке и профессиональной ориентации школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskoe_kraevedenie_yavlyayas_odnim_iz_effektivnyh_pedagogichgeologicheskoe_kraevedenie.doc | 49 КБ |
Значимость географического краеведения
Географическое краеведение играет важную роль в изучении и понимании нашего мира. Оно помогает нам расширять наши знания о географии и истории конкретных регионов, рассматривая их в контексте их природных, социально-экономических и культурных особенностей.
Важность географического краеведения заключается в следующем:
Сохранение и передача исторической и культурной информации: Географическое краеведение представляет собой ценный источник информации о прошлом региона, его местных традициях и наследии. Оно позволяет сохранить и передать историческую и культурную информацию следующим поколениям.
Понимание взаимосвязей между людьми и природой: Географическое краеведение помогает нам лучше понять взаимосвязь между людьми и окружающей нас природой. Оно позволяет исследовать, как люди взаимодействуют с природной средой, и как их деятельность влияет на природу и обратно
Это важно для разработки устойчивых и экологически грамотных решений в области развития и охраны окружающей среды.
Развитие патриотических чувств: Географическое краеведение способствует развитию патриотического сознания и чувства гордости за свою родину. Оно позволяет узнать и оценить уникальные особенности своего региона, его природные достопримечательности и культурное наследие.
Поддержка туризма и развитие региональной экономики: Географическое краеведение может играть важную роль в развитии туризма и экономики региона
Знание о природной и культурной достопримечательностях региона привлекает туристов и помогает развивать туристическую инфраструктуру, что способствует экономическому росту региона.
Формирование межкультурного понимания и толерантности: Географическое краеведение позволяет познакомиться с различными культурами и традициями, которые существуют в разных регионах. Это способствует формированию межкультурного понимания, толерантности и уважения к иным культурам и обычаям.
В целом, географическое краеведение играет важную роль в понимании и сохранении разнообразия мира, а также способствует развитию общества и экономики региональных сообществ.