литература
- Соня Герлах: Хронологический порядок симфоний Гайдна между 1774 и 1782 годами. В: Гайдновские исследования , Том II / 1, март 1969, стр. 34–66.
- Соня Герлах: Симфонии Йозефа Гайдна до 1774 года. Исследования по хронологии. В: Исследования Гайдна , том VII / 1-2, май 1996 г., стр. 1–287.
- Энтони Ходжсон: Музыка Джозефа Гайдна. Симфонии. The Tantivy Press, Лондон, 1976, ISBN 0-8386-1684-4 .
- Вальтер Лессинг: Симфонии Йозефа Гайдна. Дополнительно: Все ярмарки. Издание в 3-х томах. Südwestfunk, Баден-Баден 1987–89.
- Армин Рааб, Кристин Зигерт, Вольфрам Стейнбек (ред.): Лексикон Гайдна. Laaber-Verlag, Laaber 2010, ISBN 978-3-89007-557-0 .
- Майкл Вальтер: Симфонии Гайдна. Музыкальный гид по фабрике. Бек, Мюнхен 2007, ISBN 978-3-406-44813-3 .
- А. Питер Браун: Симфонический репертуар. Том 2. Первый золотой век Венской симфонии: Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт. Издательство Индианского университета, Блумингтон / Индианаполис 2002, ISBN 0-253-33487-X .
- Институт Йозефа Гайдна Кельн (ред.): Йозеф Гайдн работает. Серия I, тома с 1 по 18. (Полное издание симфоний в 18 томах) Г. Генле-Верлаг, Мюнхен, 1963–2016 гг.
Разновидности симфонии
Это интересно:
Классическая симфония – это музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.
В симфонию (помимо симфонического оркестра) может быть включён хор и вокал. Существуют симфонии-сюиты, симфонии-рапсодии, симфонии-фантазии, симфонии-баллады, симфонии-легенды, симфонии-поэмы, симфонии-реквиемы, симфонии-балеты, симфонии-драмы и театральные симфонии как разновидность оперы.
Симфонический оркестр
В классической симфонии обычно 4 части:
первая часть – в быстром темпе (аллегро), в сонатной форме;
вторая часть – в медленном темпе, обычно в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;
третья часть – скерцо или менуэт — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);
четвёртая часть – в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.
Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.
Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии. Если в симфонии присутствует название, тогда данное название и является минимальной программой, например, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза.
Обширные и полные записи
Несколько дирижеров записали неполные партии симфоний на LP, в том числе три, Герман Шерчен, Макс Гоберман и Дерек Solomons, чьи работы были полностью или частично переизданы на компакт-дисках. В шестидесятые годы Лесли Джонс дирижировал около пятидесяти симфониями Гайдна вместе с Маленьким оркестром Лондона. Хотя Джонс и не использовал старинные инструменты, он, возможно, был одним из первых проводников, использовавших маломасштабные силы. Четыре дирижера записали полные симфонии Йозефа Гайдна.
- Эрнст Мерцендорфер записал полный набор, но в то время он был малоизвестен из-за ограниченного распространения только в США.
- Первым, кто сделал полную запись, которая была широко доступна, был венгерский — Американский дирижер Антал Дорати с Philharmonia Hungarica, выпущенный сначала на LP, а затем на компакт-диске.
- Венгерский дирижер Адам Фишер записал полное Цикл компакт-дисков в конце 1990-х с австро-венгерским оркестром Гайдна.
- В 2009 году американский дирижер Деннис Рассел Дэвис завершил цикл с Камерным оркестром Штутгарта.
Кристофером Хогвудом должен был записать полный цикл симфоний Гайдна с Academy of Ancient Music (AAM) для издательства Decca L’Oiseau Lyre в общей сложности 15 томов, каждый из которых содержит 3 компакт-диска. В период с 1990 по 2000 год в общей сложности 10 из этих томов были коммерчески выпущены на компакт-дисках; эти тома содержат №№ 1–75, а также две ранние симфонии под номерами 107 и 108, и представлены в теоретическом хронологическом порядке, а не в порядке номеров. (Программные буклеты, содержащиеся в каждом из этих 10 томов, содержат соответствие полному содержанию 15 томов.) Перед началом этого проекта Хогвуд и AAM записали четыре из более поздних симфоний Гайдна (94, 96, 100, и 104) для L’Oiseau Lyre, которые были выпущены на LP, а затем и на компакт-диске. Последние пять из 15-томной серии так и не были выпущены, хотя, по крайней мере, №№ 76 и 77 были записаны и выпущены ограниченным тиражом на компакт-диске через BBC Music Magazine.
Кроме того, в 1990 году была предпринята еще одна попытка создания полного цикла Гайдна на исторических инструментах с Hanover Band под управлением с клавиатуры Роя Гудмана для Hyperion Records. К сожалению, после выпуска 57 симфоний на 17 компакт-дисках у этого проекта закончились средства в 1994 году.
Есть две активные попытки записать полный цикл. По состоянию на начало 2015 года Томас Фей прошел половину пути записи всех симфоний — 57 плюс Sinfonia Concertante на данный момент в 22 томах — с Heidelberger Sinfoniker (один том с Schlierbacher Kammerorchester) для hänssler CLASSIC. Первые тома были выпущены в 2000 году. В 2014 году Джованни Антонини начал цикл для Alpha Records с Il Giardino Armonico (Vols. 1-4) и Каммерорчестер Базель (тома 5 и 6, на сегодняшний день) с целью исполнить и записать все симфонии Гайдна к 2032 году (300-летию со дня рождения композитора).
Симфонии Гайдна.
Гайдном написано 104 симфонии, первая из которых была создана в 1759 году для капеллы графа Морцина, а последняя – в 1795 году в связи с лондонскими гастролями.
Жанр симфонии в творчестве Гайдна эволюционировал от образцов, близких бытовой и камерной музыке, к «Парижским» и «Лондонским» симфониям, в которых утвердились классические закономерности жанра, характерные типы тематизма и приемы развития.
Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Основной источник их музыкального языка – жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда непосредственно заимствованные из фольклорных источников. Включенные в сложный процесс симфонического развития, они обнаруживают новые образные, динамические возможности.
Почти все гайдновские симфонии непрограммны, они не имеют какого-то определенного сюжета. Исключение составляют три ранних симфонии, названные самим композитором «Утро», «Полдень», «Вечер» (№№ 6, 7, 8). Все другие названия, данные симфониям Гайдна и закрепившиеся в практике, принадлежат слушателям. Некоторые из них передают общий характер произведения («Прощальная» – № 45), другие отражают особенности оркестровки («С сигналом рога» – № 31, «С тремоло литавр» – № 103) или акцентируют какой-то запоминающийся образ («Медведь» – № 82, «Курица» – № 83, «Часы» – № 101). Иногда названия симфоний связаны с обстоятельствами их создания или исполнения («Оксфордская» – № 92, шесть «Парижских» симфоний 80-х годов). Однако сам композитор никогда не комментировал образное содержание своей инструментальной музыки.
Из истории симфонии
Создателем классической формы симфонии и оркестровки считается Гайдн.
Й. Гайдн
А прототипом симфонии является итальянская увертюра (инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления: оперы, балета), сложившаяся в конце XVII в. Значительный вклад в развитие симфонии внесли Моцарт и Бетховен. Этих трёх композиторов называют «венскими классиками». Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. С этим временем совпал и процесс становления симфонического оркестра – его постоянного состава, оркестровых групп.
В.А. Моцарт
Моцарт писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, особое значение придавал опере, но большое внимание уделял и симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью
Моцарт создал более 50 симфоний. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»).
К. Шлоссер “Бетховен за работой”
Бетховен создал 9 симфоний, но в смысле развития симфонической формы и оркестровки он может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В его Девятой симфонии, самой известной, слиты сквозной темой в одно целое все её части. В этой симфонии Бетховен ввёл вокальные партии, после чего это стали делать и другие композиторы. В форме симфонии сказал новое слово Р. Шуман.
Но уже во второй половине XIX в. строгие формы симфонии начали изменяться. Необязательной стала четырёхчастность: появилась одночастная симфония (Мясковский, Борис Чайковский), симфония из 11 частей (Шостакович) и даже из 24 частей (Хованесс). Классический финал в быстром темпе был потеснён медленным финалом (Шестая симфония П.И. Чайковского, Третья и Девятая симфонии Малера).
Авторами симфоний были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Дворжак, А. Брукнер, Г. Малер, Ян Сибелиус, А. Веберн, А. Рубинштейн, П. Чайковский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Н. Мясковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.
Орфей и Эвридика
Опера Гайдна “Орфей и Эвридика”, написанная в 1791 году, состоит из 4-х действий. Авторство либретто к произведению принадлежит К. Бадини.
Эта опера австрийского мастера, предназначавшаяся для исполнения в английской столице, так и осталась незавершенной. Также некоторой тайной является смысл ее названия. Некоторые эксперты утверждают, что философ олицетворяет Орфея, а душа его — Эвридика.
К сожалению, опера более 150 лет находилась в забвении. И только 1951 году во Флоренции она была исполнена. Кстати, в постановке приняла участие великая Мария Каллас. С тех пор произведение пользуется с тех пор огромным успехом у любителей оперного искусства.
Симфонический оркестр
Его состав, как мы уже сказали, сложился в эпоху венских классиков.
Челеста
Основой симфонического оркестра являются четыре группы инструментов: струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон со всеми их разновидностями – старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов – балабан, дудук, жалейка, свирель, зурна), медные духовые (валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба), ударные (литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики, барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие).
Орган
Иногда в состав оркестра включаются и другие инструменты: арфа, фортепиано, орган (клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов), челеста (небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков), клавесин.
Клавесин
Большой симфонический оркестр может включать в себя до 110 музыкантов, малый – не более 50.
Решение о том, как рассадить оркестр, принимает дирижёр. Расположение исполнителей современного симфонического оркестра направлено к достижению слитной звучности. В 50-70 гг. XX в. получила распространение «американская рассадка»: слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки; справа – альты и виолончели; в глубине – деревянные и медные духовые, контрабасы; слева – ударные.
Симфонии
- Симфония № 1 ре мажор (составлен из )
- Симфонии № 2 до мажор (между и )
- Симфонией № 3 солью мажор (между и )
- Симфония № 4 ре мажор (между 1757 и 1761)
- Симфония № 5 ля мажор (между 1760 г. и 1762)
- Симфония № 6 ре мажор, Le matin (1761)
- Симфония № 7 до мажор, Le midi (1761)
- Симфония № 8 соль мажор, Le soir (1761)
- Симфония № 9 до мажор (1762)
- Симфония № 10 Ре мажор (между 1757 и 1761 гг.)
- Симфония №. 11 ми мажор (между 1760 и 1762)
- Симфония № 12 ми мажор ( )
- Симфония № 13 Ре мажор (1763)
- Симфония № 14 Ля мажор (между 1761 и 1763 годами)
- Симфония № 15 Ре мажор ( между 1760 и 1763)
- Симфония № 16 B B мажор (между 1757 и 1761)
- Симфония № 17 Фа мажор (между 1757 и 1763)
- Симфония No. 18 соль мажор (между 1757 и )
- Симфония № 19 ре мажор (между 1757 и 1761)
- Симфония № 20 до мажор (к 1762 году)
- Симфония № 21 ля мажор (1764)
- Симфония № 22 ми ♭ мажор, Философ (1764)
- Симфония № 23 соль мажор ( 1764)
- Симфония № 24 Ре мажор (1764)
- Симфония № 25 до мажор (между 1761 и, скорее всего, в 1763 году)
- Симфония № 26 ре минор, Lamentatione (, возможно )
- Симфония № 27 соль мажор, Hermannstädter (вероятно, до 1760 г.)
- Симфония № 28 до мажор ( )
- Симфония № 29 ми мажор (1765)
- Симфония № 30 до мажор, Аллилуиа (176 5)
- Симфония № 31 ре мажор, Хорнсигнал (1765)
- Симфония № 32 до мажор (между 1757 и 1763 годами, вероятно, 1760/1761)
- Симфония No. 33 до мажор (1760/1761, или 1763–65)
- Симфония № 34 ре минор (1765)
- Симфония № 35 B ♭ мажор ( )
- Симфония № 36 ми мажор (первая половина 1760-х гг.)
- Симфония № 37 до мажор (по )
- Симфония № 38 до мажор, Echo (между 1765 и 1769, возможно, 1768)
- Симфония № 39 соль минор, Tempesta di mare (1767/1768)
- Симфония № 40 фа мажор (к 1763 г.)
- Симфония № 41 до мажор (к 1769 г.)
- Симфония № 42 ре мажор (по )
- Симфония № 43 ми мажор, Меркурий (к 1771 г.)
- Симфония № 44 ми минор, Трауэр ( )
- Симфония № 45 фа минор, Прощание (1772)
- Симфония № 46 си мажор (1772)
- Симфония № 47 соль мажор, Палиндром (1772)
- Симфония № 48 до мажор, Мария Терезия (1768/1769)
- Симфония № 49 фа минор, Пассия (1768)
- Симфония № 50 до мажор ( и )
- Симфония № 51 B ♭ мажор (1773/1774)
- Симфония № 52 до минор (1771/1772)
- Симфония № 53 Ре мажор, L’impériale ( ) / ( )
- Симфония № 54 соль мажор (1774)
- Симфония № 55 ми ♭ мажор, «Учитель» (к 1774 г.)
- Симфония № 56 до мажор (к 1774 г.)
- Симфония № 57 ре мажор (1774 г.)
- Симфония № 58 фа мажор (между 1767 г. и 1774)
- Симфония № 59 ля мажор, Фойер ( )
- Симфония № 60 до мажор, Il distratto (, вероятно 1774 г.)
- Симфония № 61 Ре мажор ( )
- Симфония № 62 Ре мажор ( / )
- Симфония № 63 до мажор, La Roxelane (между 1779 и 1781)
- Симфония № 64 ля мажор, Tempora mutantur (между 1773 и 1775)
- Симфония № 65 ля мажор (к 1778 г.)
- Симфония No. 6 6 B ♭ мажор (1775–1776?)
- Симфония № 67 фа мажор (к 1779 г.)
- Симфония № 68 B ♭ мажор (к 1779 г.)
- Симфония № 69 до мажор, Лаудон (к 1779 г.)
- Симфония № 70 ре мажор (к 1779 г.)
- Симфония № 71 B ♭ мажор ( by 1780)
- Симфония № 72 Ре мажор (между 1763 и 1765)
- Симфония № 73 Ре мажор, La chasse ( )
- Симфония № 74 ми мажор (1780 / )
- симфония № 75 ре мажор (между 1779 и 1781)
- симфония № 76 ми ♭ мажор ( )
- Симфония № 77 B ♭ мажор (1782)
- Симфония № 78 до минор (1782)
- Симфония № 79 фа мажор ( )
- Симфония № 80 ре минор (1784)
- Симфония № 81 соль мажор (1784)
- «Парижские симфонии «:
- Симфония № 82 до мажор, Медведь ( )
- Симфония № 83 соль минор, Курица ( )
- Симфония № 84 ми мажор, In nomine Domini (1786)
- Симфония № 85 B мажор, La Reine («Королева») (1785/1786)
- Симфония № 86 ре мажор (1786)
- Симфония № 87 ля мажор (1786)
- Симфония № 88 соль мажор ( )
- Симфония № 89 фа мажор (1787)
- Симфония № 90 до мажор ( )
- Симфония № 91 ми мажор (1788)
- Симфония № 92 соль мажор, Оксфорд ( )
- «Лондонские симфонии »:
- Симфония № 93 ре мажор ( )
- Симфония № 94 соль мажор, Сюрприз (1791)
- Симфония № 95 до минор (1791)
- Симфония № 96 ре мажор, Чудо (1791)
- Симфония № 97 до мажор ( )
- Симфония № 98 B ♭ мажор (1792)
- Симфония № 99 ми мажор ( )
- Симфония № 100 соль мажор, Военный (1793 / )
- Симфония № 101 ре мажор, Часы (1793/1794)
- Симфония № 102 B ♭ мажор (1794)
- Симфония № 103 ми ♭ мажор, Drumroll ( )
- Симфония № 104 ре мажор, Лондон (1795)
Хобокен также включает четыре других произведения в категорию «Симфония» (Hob. I):
- Hob. I / 105 си мажор, более известная как Sinfonia Concertante для скрипки, виолончели, гобоя и фагота (1792)
- Hob. I / 106 ре мажор, для которого сохранилась только одна часть (1769?); иногда используется как увертюра к Le pescatrici
- Hob. I / 107 си мажор, часто известный не под номером, а как Симфония A (между 1757 и 1760 годами)
- Hob. I / 108 B ♭ мажор, часто известное не под номером, а как Симфония B (между 1757 и 1760 годами)
Несмотря на это, количество «симфоний» Гайдна обычно составляет 106.
Строение цикла.
В симфониях Гайдна окончательно сформировался классический четырехчастный цикл с определенной последовательностью частей,хотя порою композитор увеличивал количество частей до пяти (симфонии «Полдень», «Прощальная») или ограничивался тремя (в самых первых симфониях). Иногда ради достижения особого настроения он изменял обычную последовательность частей (симфония № 49 начинается скорбным adagio).
Первая часть классической симфонии идет в быстром темпе и звучит чаще всего энергично, взволнованно. Вторая часть- медленная. Ее музыка передает лирическое настроение человека, то светлое и умиротворенное, то печальное или сосредоточенное. Третья часть — менуэт. Уже само название говорит о ее танцевальном, оживленном характере. Менуэт- один из самых любимых танцев эпохи Гайдна. Введение в симфоническую музыку свидетельствует о его популярности. Четвертая часть, или финал, — последняя, заключительная часть произведения. Здесь вновь возвращается быстрый темп. Очень часто финал имеет танцевальный характер и передает ликующе- праздничное настроение.
Симфония № 45 – «Прощальная симфония»
Симфонию № 45 часто называют “Прощальной”, и существует несколько теорий возникновения подобного названия.
Одна, основанная на словах самого автора, сохранилась в воспоминаниях его современников. Во время работы над этим произведением Гайдн служил в капелле князя Эстерхази, одного из венгерских вельмож, чье могущество и достаток превосходили королевские.
В 1772 году князь Эстерхази приказал, чтобы во время его пребывания в поместье семьи музыкантов капеллы не могли проживать там же. Только в отсутствие князя музыканты имели возможность покидать резиденцию и встречаться со своими женами и детьми.
В тот год князь довольно долго находился в поместье, и измученные разлукой с семьями музыканты обратились с просьбой о помощи к своему руководителю. Гайдн весьма остроумно подошел к решению этой проблемы и сумел передать прошение оркестрантов во время исполнения новой симфонии.
Согласно другой версии, просьба касалась жалованью, которое князь задерживал, и в названии содержался намек на то, что музыканты собираются покинуть место службы.
Работа у Эстерхази
В 1760 году Гайдн вступает в брак с Марией-Анной Келлер. В их браке не оказалось места для детей, о чем он печалился всю жизнь. Жене профессия супруга была неприятна и она никак не поддерживала мужа в его работе, но развод в то время был запрещен.
В 1761 году граф фон Морцин разоряется и Гайдна приглашают перейти работать к князю Павлу Антону Эстерхази. До 1766 года он работал вице-капельмейстером, но после смерти главного капельмейстера княжеского двора Грегора Вернера, Гайдн поднялся в должностной лестнице и стал писать музыку, заниматься организацией оркестра и ставить оперы уже имея на то полные права.
В 1779 году Гайдн и Эстерхази перезаключают контракт, внеся в него ряд изменений. Если ранее все написанные композиции были собственностью княжеской семьи, то при новом контракте композитор мог писать на заказ и продавать любые новые произведения.
11 февраля 1785 года Гайдн становится членом общества масонов.
Времена года
Речь идет о “Сотворении мира” и “Временах года”. Именно эти произведения дали возможность прославленному композитору так многогранно раскрыть его философские представления о смысле человеческого бытия и самых главных ценностях жизни.
Тема перемены времен года и вообще циклических изменений в природе в классической музыке использовалась не один раз. Однако Гайдн впервые связал ее с жизнью народа и сделал близкой и понятной.
Подобная концепция схожа с теорией великого французского просветителя Ж.-Ж. Руссо, которая культивирует существование человека, живущего в гармонии с окружающим его миром.
В оратории собраны свойственные Гайдну признаки музыкального стиля: простота и ясность мелодии; применение тем, схожих с бытовыми, разнообразие номеров — в произведении есть хоры, речитатив, ария, каватина, песня, дуэт, терцет, терцет с хором и проч. 44 номера “разбиты” на четыре части, каждый из которых имеет название времени года.
Оксфордская симфония
Симфония № 92
По мнению многих экспертов, это произведение с протяжной медленной частью и великолепными музыкальными изысканиями является одним из лучших творений мастера.
Симфонию получила название “Оксфордская” из-за того, что Гайдн впервые провел ее в 1791 на церемонии присвоения ему почетной докторской степени знаменитого Оксфордского университета. Это произошло достаточно быстро после его первого прибытия в Великобританию, и так как композитор еще не завершил работу над двенадцатью “лондонскими” симфониями, он, в итоге, решил преподнести в знак благодарности за оказанную ему честь новую из своих законченных симфоний.
Лондонские симфонии.
Высшим достижением гайдновского симфонизма считаются его 12 «Лондонских» симфоний.
«Лондонские» симфонии (№№ 93–104) были написаны Гайдном в Англии, во время двух гастрольных поездок, устроенных известным скрипачом и концертным предпринимателем Саломоном. Первые шесть появились в 1791–92 годах, еще шесть – в 1794–95 годах, т.е. уже после смерти Моцарта. Именно в «Лондонских» симфониях композитор создал свой, не похожий ни на кого из его современников, устойчивый тип симфонии.
Эта типичная для Гайдна модель симфонии отличается:
-
господством мажорных тональностей (минорная среди «Лондонских» лишь одна –№ 95, c-moll, однако ее финал написан в C-dur);
-
опорой на народно–жанровый тематизм, причем часто – на подлинные народные мелодии австрийского, немецкого, чешского, венгерского, сербского происхождения. В XVIII веке такой тематизм был очень необычен для крупных инструментальных жанров, звучал очень свежо и оригинально;
-
общим жизнерадостным характером музыки. Для Гайдна вообще мало свойственна героика и трагедийность, но в данном случае он наверняка учитывал условия исполнения «Лондонских» симфоний. Перед композитором была уже не камерная аудитория, состоявшая из членов семьи Эстергази и их гостей, и давно знавшая стиль его музыки. Гайдн должен был завоевать и покорить неискушенного лондонского слушателя, приходившего на концерты буквально «с улицы». Слишком сложные образы могли отпугнуть широкую публику. Композитор постарался сделать лирические части «Лондонских» симфоний как можно более пленительными и не очень затянутыми, для каждой из них он нашел какую-нибудь интересную деталь – «изюминку». Это сразу же было оценено слушателями, и некоторые из симфоний получили названия по своеобразным эффектам именно в медленных частях.
Все «Лондонские» симфонии открываются медленными вступлениями (кроме минорной 95-й). Вступления выполняют многообразные функции:
Детские и юношеские годы
Согласно краткой биографии Йозефа Гайдна, местом его рождения была деревушка Рорау, что расположена вблизи венгерской границы. Родители достаточно серьезно занимались вокалом и любили играть на музыкальных инструментах.
В 1737 году была обнаружена предрасположенность пятилетнего Йозефа к музыке. Тогда его забрал к себе в город родной дядя. В дунайском городе Хайнбург мальчик стал учиться играть музыку и упражняться в пении. Там его старания были замечены Георгом фон Рейттером, известным композитором и директором столичной капеллы святого Стефана.
Следующие десять лет Йозефу пришлось работать в различных местах, чтобы обеспечить себя. Ему удалось напроситься в ученики к композитору Николе Порпора. Цена уроков была высокой, поэтому молодой Йозеф упросил слушать их, сидя за занавеской.
Систематическое образование получить Гайдну не удалось, но он восполнил пробелы, изучая содержание трудов И. Фукса, И. Маттезона и других композиторов.
Сотворение мира
“Сотворения мира
Ежедневно композитор молил Бога о даровании духовных сил и таланта для завершения своего труда. Масштабности замысла соответствовало не только длительность написания, но и перечень музыкальных инструментов, включенных в исполнительский состав: 3 тромбона, 3 флейты и контрфагот – для времени, в котором жил Гайдн, состав этот более чем приличный.
То благочестие, сопутствующие автору во время работы над произведением, в полной мере воплощается в завершенном варианте оратории в каком-то особенном ключе. “Сотворение мира” буквально пронизано восторгом и благоговейным преклонением перед красотой мира, радостью бытия.