Железнодорожный транспорт Зарубежной Европы
Транспортная система в странах Европы очень развита и относится к западно-европейскому типу. Территория окутана невероятно густой и сложной сетью железных дорог, протяженность которых составляет более 11 тыс. км.
Благодаря новейшим технологиям скорость передвижения на поездах возросла в несколько раз. Так, Франция стала первой страной в мире, где успешно ввели в эксплуатацию поезд со скоростью 400 км/ч на популярной линии следования Париж-Лион.
Рис. 1. Высокоскоростные поезда в Европе.
Значимость железнодорожного транспорта западно-европейских странах заметно снижается, в то время как в Восточной Европе он по-прежнему остается лидирующим видом транспорта, на счету которого значительный объем всех перевозок.
Сухопутный транспорт
К данному виду транспорта относится железнодорожный, автомобильный, трубопроводный.
Автомобильный транспорт зародился в начале прошлого века, а сегодня он стал неотъемлемой частью цивилизации.
Протяженность автомобильных дорог быстро растет и уже превышает 64, 2 млн. км. Почти половина протяженности автомобильных дорог приходится на такие страны как США, Индия, Бразилия, Япония, Китай. Россия в этом списке занимает 11-е место.
Важным показателем являются размеры мирового автомобильного парка. По общему автомобильному парку лидерство сохраняют США, где насчитывается 274 млн. автомобилей. На 1000 жителей страны, включая младенцев, приходится 838 автомобилей.
Китайский уровень автомобилизации пока далек от насыщения, на 1000 жителей приходится 181 автомобиль, хотя общее количество автотранспортных средств 260 млн. единиц.
Сегодня эта железная дорога стала рекордсменом по протяженности. Начальным её пунктом является китайский город Иу, расположенный на побережье Тихого океана, а конечным пунктом стал Мадрид – столица Испании.
Транссибирская железнодорожная магистраль Москва-Владивосток, имеет протяженность 9 289 км. На азиатскую часть приходится 81% длины этого пути и только 19% приходится на европейскую.
США – лидер по протяженности железных дорог, их почти 258 000 км, а основу железнодорожной индустрии страны составляют грузовые перевозки.
Протяженность российских железных дорог составляет 86 тыс. км, по сравнению с США – это меньше. Но протяженность электрифицированных железных дорог в России одна из наибольших в мире и составляет 50 тыс. км.
Важной проблемой остается строительство новых железных дорог, особенно в восточных регионах России. Имеющаяся в Сибири Байкало-Амурская магистраль используется на сегодня не эффективно
Что касается автомобильного транспорта, то он является одним из самых дорогих в российских условиях по себестоимости перевозок.
Причины этого заключаются в плохих дорогах, недостаточном количестве автомобилей и их грузоподъемности, слабом использовании дизельных двигателей, качестве российских автомобилей.
Помимо всего автомобильный транспорт является сильнейшим загрязнителем окружающей среды.
По объему выполняемой работы железнодорожный транспорт отстает от трубопроводного. Прокладка трубопроводов обходится в 3-5 раз дешевле строительства железных дорог.
Размещение
Правильное место — еще один важный момент при планировании транспортных потоков. Если сделан неправильный выбор, это может лишь ухудшить ситуацию. Неудобные подъездные трассы создадут в окрестностях пробки, нехватка парковочных мест станет серьезной проблемой для автомобилистов. Построенный в низине аэропорт будет раз за разом отменять рейсы из-за сильного тумана. В общем, ошибиться очень легко. И здесь на помощь приходит все та же наука, помогающая смоделировать ситуацию при тех или иных вариантах. В конце концов, транспортный узел — это не место, где люди появляются из ниоткуда, — они прибывают теми или иными путями, и нужно следить, чтобы им было удобно это сделать.
Общая характеристика транспортной системы США.
На территории США и Канады сформировался североамериканский тип транспортных систем.
На формирование транспортной сети оказали воздействие: обширность территории и особенности ЭГП страны; большой объём выпускаемой продукции, высокий уровень товарности хозяйства; неравномерное размещение производства и населения; высокая транспортная подвижность населения; активность процессов межрайонного и международного разделения труда.
Транспорт США занимает первое место в мире по многим общетранспортным показателям.
Сеть путей сообщения США составляет около 1/3 мировой транспортной сети; на них приходится 40% мощности силовых тяговых средств и 1/4 грузоподъёмности всего подвижного состава. В США сосредоточено 30% мирового внутреннего грузооборота и более 35% пассажирооборота. Сеть путей сообщения всех видов транспорта хорошо развита везде, за исключением Аляски. Магистральная система сочетается с густой сетью подводящих путей (автодорог, трубопроводов).
Особенности транспортной сети:
значительная избыточность перевозочных и перерабатывающих мощностей;
2. резкая пространственная неравномерность загрузки сети, что отражается на развитии транспортных узлов;
отставание в развитии морских портов;
4. отставание сетей городского общественного транспорта;
5. преобладание в сети нефтепроводов труб небольшого диаметра;
6. большая мощность грузо- и пассажиропотоков;
7. большая дальность перевозок;
8. развитие междугородных и международных сообщений;
9. многовидовость;
равновесность структуры;
11. высокий уровень технической оснащенности всех видов транспорта.
Для многих районов характерны перенасыщенность транспортной инфраструктурой, дублирование железных дорог автомагистралями. Это вызывает систематическое сокращение железных дорог; в ряде штатов – автодорог (при качественном улучшении). Стабильны по протяженности внутренние водные пути.
Медленно растут сети нефтепроводов.
Транспорт развивается под воздействием производства. Сам транспорт оказывает большое влияние на его размещение, специализацию и кооперирование. С развитием автомобильного транспорта связаны процессы субурбанизации и очень высокая транспортная подвижность населения.
На долю транспорта приходится около 1/4 общего потребления энергии в стране и более 1/2 всего потребления жидкого топлива.
Структура транспортаСША имеет особенности. В грузообороте ни один из его видов резко не преобладает: 48,4% приходятся на железнодорожный, морской и трубопроводный, 35,3% – на автомобильный, 15,8% – на внутренний водный и 0,5% – на воздушный транспорт.
В пассажирообороте наоборот: 82% обеспечивает автомобильный транспорт, 17,5% – воздушный и всего 0,5% – железнодорожный транспорт.
В структуре ВВП доля транспорта составляла 2,95 % в 2007 г. В транспортной отрасли трудятся почти 4 млн. ч.. Транспортное хозяйство контролируют крупные частные компании. Государство занимается только транспортной инфраструктурой. В 70-х гг. были созданы две частно-государственные железнодорожные компании, в т.
Особенности автомобильного транспорта в Европе
Расстояния между основными транспортными узлами в Европе относительно небольшие. Именно этот факт и оказал влияние на развитие автомобильного транспорта, который в настоящее время занимает ведущее положение не только в пассажирских, но и грузовых перевозках.
Благодаря простоте и удобству передвижения автомобили с каждым годом все больше вытесняют железнодорожную транспортную сеть. В большом приоритете находится также и автобусное сообщение между городами.
ТОП-1 статья
которые читают вместе с этой
Рис. 2. Европейские автотрассы – лучшие в мире.
Автомобильный парк Европы впечатляет своими размерами, и занимает второе место после Соединенных Штатов Америки. Благодаря большой востребованности этого вида транспорта на территории всех европейских стран особое значение уделяется качеству автомобильных дорог, которые по комфорту передвижения, освещенности и многим другим показателям по праву считаются лучшими в мире.
Водный транспорт
Морской — из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.
К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).
Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.
Распределение ролей в мировой транспортной системе
Распределение путей сообщения крайне неравномерно. Если взять суммарную длину в 50 миллионов километров, то она будет состоять из следующих пунктов:
- автомобильные дороги — 32 млн км;
- воздушные пути — 10 млн км;
- трубопроводы — 1,9 млн км;
- железные дороги — 1,3 млн км;
- внутренние водные пути — 0,6 млн км.
Как видно, лучше всего развиты автомобильные дороги, и это неудивительно, если учесть, что машины сейчас являются самым популярным транспортом для перевозки грузов и пассажиров. Следует отметить то, что 80 процентов пассажиропотока связано именно с автомобилями. Причем, востребованность в них растет с каждым годом, а потому и первую строчку рейтинга машины вряд ли уступят в обозримом будущем. Большинство автомобильных дорог построено в развитых странах мира. Среди лидеров здесь Россия, США, Китай, Индия и Бразилия.
Поезда, а вместе с ними и железные дороги еще несколько десятилетий назад считались, чуть ли, не вершиной прогресса и самым лучшим транспортом. Но сейчас их популярность стремительно падает, и они вытесняются на задворки мировой транспортной системы. Хотя и по-прежнему востребованы, все-таки 1,5 миллиона километров нельзя просто взять и выкинуть за ненадобностью. Проблема в том, что железные дороги очень неравномерно распределены по планете. Большая часть инфраструктуры сосредоточена в развитых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада и Германия. Но есть немало государств, где местные жители поезда в глаза не видели.
Интересно, что по востребованности, а следовательно и по протяженности железные дороги уже уступают даже трубопроводам. Этот элемент мировой транспортной системы активизировался с развитием нефтяной и газовой отраслей. Это транспортировка углеводородного сырья посредством трубопроводов сейчас составляет более 10 процентов всех грузоперевозок.
И еще один не самый очевидный факт. Если лидерами в перевозке пассажиров являются автомобили, то больше всего грузов путешествует по морям, океанам, реками и озерам. Морскому транспорту принадлежит почти 2/3 отрасли. Самый главный бассейн для грузоперевозок — Атлантический океан. Именно по нему чаще всего идут товары с одного континента на другой. Альтернативой кораблям могли бы стать самолеты, но они берут на борт гораздо меньше грузов, да и их рейсы обходятся дороже. Среди внутренних маршрутов для водного транспорта стоит выделить Амазонку, Миссисипи, Енисей и Обь, а также рукотворные каналы, такие как Беломорско-Балтийский или Суэцкий. Соответственно и лидерами в этом сегменте транспортной системы являются США, Китай, Россия, Нидерланды и Франция.
Развитие транспорта в отдельно взятой стране связано с ее географическим положением. Например, у островной Японии много морских путей. У США, Китая и России огромные территории, а потому ставка делается на железные дороги, а в странах Западной Европы, из-за высокой плотности населения, больше используется автомобильный транспорт.
5. Водный транспорт
Водный транспорт: морской и внутренний водный. Этот вид транспорта считается дешевым, перевозит в основном грузы, например, на морской вид транспорта приходится 80% всех внешних перевозок.
Грузовместимость – общий объем помещений (трюмов) судна, предназначенных для размещения груза.
Грузоподъемность – масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства.
Страны-лидеры по тоннажу флота: Панама, Либерия, Багамские Острова, Греция, Сингапур, Мальта, Кипр, Китай. Это связано с простотой регистрации судна в этих странах.
Всего в мире более 2500 морских портов. Крупнейшие порты мира: Шанхай, Сингапур, Гонконг, Пусан, Шэньчжэнь, Дубай, Роттердам.
Рис. 3. Порт Шанхая
Крупнейшие судоходные реки мира: Миссисипи, Янцзы, Волга, Амазонка, Рейн, Дунай, Меконг, Ганг и др.
Страны-лидеры по развитию внутреннего водного транспорта: США, Канада, Россия, Франция, Нидерланды, Германия, Бельгия.
Авиационный транспорт
Главное преимущество авиационного транспорта очевидно — это скорость. Особенно она возросла с внедрением в практику турбовинтовых и реактивных самолетов (вместо старых поршневых). На рубеже XX—XXI вв. на пассажирских авиалиниях появились самолеты повышенной вместимости — до 500 человек. Хотя авиатранспорт до последнего времени развивался преимущественно как специализированное средство пассажирских перевозок, его роль в доставке ценных и срочных грузов остается вне конкуренции.
Основу авиационного транспорта, кроме самолетов, составляет сеть аэропортов. Они обладают не только взлетными полосами, но и мощными системами радиолокации и телекоммуникаций, позволяющими контролировать и регулировать взлет и посадку самолетов, поддерживать непрекращающуюся связь с авиалайнера- ми. Через крупнейшие аэропорты мира (Ныо-Иорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Париж, Лондон, Франкфурт и др.) ежегодно проходит более 50 млн пассажиров — население целой большой страны (рис. 51).
ВАЖНЕЙШАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА — ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ НА ДАЛЬНИЕ РАССТОЯНИЯ. |
Автомобильные сообщения
Благодаря небольшому расстоянию между основными городами Европы автомобильный транспорт постепенно приобретает главную роль. Это касается как грузовых, так и пассажирских перевозок. Большим преимуществом является мобильность и возможность доставки товара до конечного пункта. Учитывая то, что в большинстве случаев точки доставки находятся рядом, значительно возрастает частота поездок.
С каждым годом сильнее становится преобладание в развитии такого вида сухопутного транспорта над железнодорожными сообщениями. По размерам европейский автомобильный парк занимает второе место после США. Учитывая качество проложенных дорог, пассажиры все чаще отдают предпочтение автобусным маршрутам. Особенно это относится к южным регионам, где расположение населенных пунктов намного гуще, чем в северной части континента.
Общие понятия о мировом транспорте
Транспорт – это совокупность предприятий и объектов, которые осуществляют перемещение людей и предметов в пространстве.
В зависимости от перемещаемых объектов транспорт делится на пассажирский и грузовой. Непосредственного участия в производственном процессе транспорт не принимает, но он обеспечивает доставку рабочей силы, сырья, средств производства, вывоз готовой продукции.
Транспорт – одна из важнейших сфер хозяйства. Он отображает уровень развития и структуру экономики страны, а транспортная сеть указывает на размещение населения и производства.
По территории земного шара транспортная сеть развита неравномерно. Самой большой густотой транспортной сети обладают такие страны, как:
- США,
- Канада,
- Япония,
- страны Европы.
Наземный или сухопутный транспорт
Наземный или сухопутный транспорт передвигается по суше и способен перевозить на средние и дальние расстояния грузы и пассажиров. Это популярный и востребованный вид транспорта, который охотно выбирают для путешествий, отдыха, поездок к родственникам или друзьям. Автомобили, автобусы, грузовики, троллейбусы, трамваи, многочисленные фуры, поезда колесят ежедневно по мировым просторам.
Этот вид транспорта принято разделять на:
- Автомобильный.
- Железнодорожный.
- Трубопроводный.
Лидирующее место среди них по пассажироперевозкам занимает автомобильный транспорт. Объем мировых пассажирских перевозок составляет 82%. Свое лидерство он получил в середине XX века, когда интенсивно начали развиваться современные автомагистрали. Протяженность их с каждым годом возрастает, поэтому длина автомобильной транспортной сети уже более 30 млн. км. Лидерами по длине автомобильных дорог считаются такие страны, как Россия, США, Китай, Индия, Япония, Бразилия. Если же брать густоту автомобильных трасс, то тут в лидерах страны Западной Европы:
- Монако;
- Мальта;
- Бельгия;
- Нидерланды.
Не уступают также Сингапур, Бахрейн, Япония, Барбадос.
Среди положительных характеристик автомобильный транспорт имеет:
- высокую маневренность и скорость передвижения;
- доставляет грузы и пассажиров максимально близко к месту назначения.
Слабые стороны:
- дорогой, так как требует больших затрат топлива;
- способствует загрязнению окружающей среды;
- низкая грузоподъемность;
- перевозит на близкие и средние расстояния.
Железнодорожный транспорт значительно уступает автомобильному по перевозке пассажиров. У него всего 9% мирового объема. Но по грузоперевозкам остается на лидирующих позициях. Мировая сеть железнодорожных путей сформировалась в 20 веке, ее протяженность13,2 млн. км. Отличается неравномерностью расположения. Железными дорогами владеют 140 стран в мире, однако лидерами по длине являются США, Россия, Канада, Китай, Индия. Если учитывать густоту, то здесь первенство держат Бельгия, Швейцария, Германия. Есть в мире места, где железнодорожное полотно отсутствует или его очень мало. Среди стран, которые не владеют железной дорогой, Исландия, Мальта, Андорра, Кувейт, Бутан, Катар и прочие. Лидирующее место по длине железных дорог, которые электрифицированы, занимают Россия, Украина, Франция, Китай, Индия.
Особенностями данного вида транспорта являются:
- регулярность движения;
- низкая себестоимость;
- транспортировка грузов на расстояния средние и дальние;
- высокая грузоподъёмность;
- передвигается при любой погоде и в любой сезон.
Немаловажное значение в мировой экономике имеет трубопроводный транспорт. Он необходим для транспортировки нефти, нефтепродуктов, аммиака, серы и газа к пунктам назначения
Этот вид транспорта достаточно быстро развивается, так как добыча природных ископаемых увеличивается и возрастает потребность в них во многих странах мира. Также отдаленность потребителей от мест добычи способствует росту количества трубопроводов. 11% мирового объема грузооборота приходится на трубопроводный транспорт. Его сети занимают 2 млн. километров. Среди лидеров по длине трубопроводов являются Россия, США, Китай, Канада, Мексика.
Среди известных и уникальных объектов мирового значения можно выделить:
- газопровод Северный поток-2 (связал Россию и Германию, проложен по дну Балтийского моря);
- нефтепровод Кано Лимон–Ковенас (соединил месторождения восточной Колумбии с портом Ковенас);
- нефтепровод Дружба – самый крупный в мире;
- газопровод Запад–Восток – самый дорогой проект в мире;
- серопровод Кэролайн–Шанц – построен для транспортировки расплавленной серы;
- этанолопровод Тампа–Орландо – создан для транспортировки этанолового спирта;
- аммиакопровод Тольятти–Одесса – самый большой в мире по транспортировке аммиака.
Среди особенностей трубопроводного транспорта выделяют:
- удобность и экономичность;
- малозатратность по обслуживанию и трудовым ресурсам;
- способность работать при любой погоде и в любое время года;
- эффективность в любой точке Земного шара и в разных климатических зонах;
- непрерывность в поставке груза;
- способность транспортировать жидкие и газообразные грузы.
Сегодня без транспорта невозможна жизнь современного человека. Ежегодно транспортная система стран мира только усовершенствуется — создаются новые модели автомобилей, строятся трубопроводы в самых недоступных местах, разрабатываются новые космические аппараты.
Водный транспорт
Этот транспорт в прошлом занимал лидирующее место в мировой экономике. Постепенно его вытесняют другие виды транспорта. На данный момент он на третьем месте после железнодорожного и автомобильного. Водный транспорт имеет свои особенности. Характеристики имеют как слабые, так и сильные стороны. Выделим те, которые дают этому виду транспорта занять место в тройке лидеров. Это то, что он:
- Дешевый.
- Имеет значительную грузоподъемность.
- С его помощью перевозят как мелкие, так и крупногабаритные грузы.
- Используется на сверхдальних расстояниях.
- Передвигается с низкой скоростью.
- Напрямую зависит от погоды.
- Присутствует необходимость строительства затратных терминалов и портов.
Водный транспорт принято делить на:
Лидирующую роль в перевозке грузов занимает морской транспорт. На него приходится 62% мировых грузоперевозок. Именно благодаря ему удалось соединить многие континенты и страны. Морские трассы растянулись на миллионы километров. По водам мирового океана двигаются суда, перевозящие крупногабаритные и многотонные грузы. На большегрузных кораблях, танкерах доставляют зерно, нефть, нефтепродукты, руду, уголь и многое другое. С появлением контейнеров, в которых сейчас перевозят 90% самых разных штучных грузов, возникла необходимость строить терминалы. Морской торговый флот обеспечивает перевозки по всему миру. Его общий тоннаж составляет более 456 млн. т. По количеству перевезенных грузов места среди океанов распределяются таким образом:
- Атлантический.
- Тихий.
- Индийский.
Грузы суда доставляют в порт, где происходит их выгрузка. Порт Шанхай в Китае – это крупнейший морской порт мира, который за год принимает около 800 млн. тонн всевозможных грузов. Главная отличительная особенность крупнейших портов мира в том, что они контейнерные. Большая их часть расположена в Юго-Восточной Азии.
Значительную роль в географии морского транспорта играют судоходные каналы и проливы. Лидирующую роль в мире играют 4 судоходных канала, которые помогли соединить крупнейшие моря и океаны:
- Суэцкий (Египет) – Красное и Средиземное моря;
- Панамский (Панама) – Атлантический и Тихий океаны;
- Коринфский (Греция) – Ионическое и Эгейское моря;
- Кильский (Германия) – Балтийское и Северное моря.
Речной транспорт относится к внутреннему и напрямую зависит от наличия судоходных рек и озер. В современном мире по протяженности он занимает последнее место. К рекам, имеющим значительную пропускную способность, превышающую мощности самых огромных железнодорожных магистралей, относят:
- Обь;
- Волгу;
- Амазонку;
- Миссисипи;
- Конго;
- Енисей;
- Янцзы.
Но не всегда экономическое развитие некоторых стран сопутствует использованию этих факторов для речного транспорта. Среди лидеров по перевозке грузов с использованием внутренних водных магистралей выделяют такие страны, как Россия, США, Канада, Китай, Бельгия, Нидерланды.
Морской транспорт
Морской транспорт лидирует в грузовых перевозках уже давно. Самое популярное движение происходит по Атлантическому океану. Суэцкий и Панамский каналы существенно сокращают морские пути, поэтому также играют важную роль в общей морской сети. Лишь пятая часть всех морских перевозок производится в рамках одной страны, остальные — международные. Факты о морском транспорте:
- в морских перевозках участвует 160 стран;
- в связи с низкими налогами самый крупный тоннажный флот имеют Панама и Либерия;
- крупнейшие торговые флота — в Японии, Норвегии, США, Греции, России, Китае;
- самые большие порты — в Шанхае, Сингапуре, Роттердаме.
Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь
Мне нужна помощь