Статья 91. государственный лесной реестр

Статья 91. государственный лесной реестр

Межевой план лесного участка

В настоящее время около 16% всех лесных участков в РФ поставлены на государственный учет. Для совершения любых сделок с данными землями необходима их регистрация в Государственном лесном реестре и постановка на учет в Кадастровой палате.

Территория с насаждениями, положение, размеры и границы которой определяются по лесным кварталам и/или лесотаксационным выделам, считается лесным участком. До начала 2015 года на основании Федеральных законов №№ 365 и 427 части массива леса, используемые не в рекреационной деятельности, отдавались гражданам и юрлицам РФ в аренду без кадастрового учета. До 2017 года наделы, на которых велись геологические исследования недр и другие изыскания, также могли находиться в пользовании без регистрации в базе земельного кадастра РФ.

Заключение любого договора об использовании земель лесного фонда сопровождается указанием на установленные размеры, границы и зафиксированные точки координат. Эта информация содержится в межевом плане. В настоящее время регистрация надела обязательна.

Статья 91. Государственный лесной реестр

1. Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

2. В государственном лесном реестре содержится документированная информация:

1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

2) о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах;

4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;

5) о лесных участках и об их границах;

6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;

8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

2.1. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

4. Документированная информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, в обязательном порядке представляется:

1) лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов;

2) органами государственной власти, осуществляющими управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

5. Перечень видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, и условия ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. В течение пяти рабочих дней уполномоченный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу выписку из государственного лесного реестра или в письменной форме направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ в предоставлении такой выписки. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.

7. За предоставление выписок из государственного лесного реестра взимается плата. Размер указанной платы и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Документированная информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, предоставляется бесплатно органам государственной власти, а также иным лицам в предусмотренных федеральными законами случаях.

8.1. Необходимая для предоставления государственных или муниципальных услуг информация из государственного лесного реестра предоставляется уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими функции по ведению государственного лесного реестра, по межведомственному запросу органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

9. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

10. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре. Порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

ЕГРП и Росреестр

Единая государственная регистрационная программа (ЕГРП) и Росреестр — это система государственного регистрационного учета недвижимости в России. Они выполняют роль главного информационного ресурса, обеспечивая доступ к данным о земельных участках, зданиях и сооружениях.

ЕГРП предоставляет возможность получить информацию о правообладателях, обременениях, а также сведения о недвижимом имуществе по адресам или кадастровым номерам. Доступ к ЕГРП осуществляется через интернет, что позволяет получить актуальные данные в режиме реального времени.

Росреестр является основным органом, отвечающим за формирование и ведение государственного кадастрового учета недвижимости. Он управляет ЕГРП и поддерживает актуальность информации о земельных участках и объектах недвижимости.

С помощью ЕГРП и Росреестра можно получить полноценное представление о земельном участке или недвижимости, включая данные о владельцах, площадях, истории правоустанавливающих документов и других характеристиках

Это важно при оформлении сделок с недвижимостью, а также для проведения кадастровых работ и анализа рынка недвижимости

Множество государственных и муниципальных организаций, а также частные лица активно используют ЕГРП и Росреестр для получения информации и установления правового статуса недвижимости. Использование этих систем позволяет сократить время на получение необходимых данных и обеспечивает прозрачность и достоверность информации.

Земли лесного фонда – что это?

Согласно законодательству нашей страны, к землям лесного фонда относятся две категории территорий:

  • лесные земли – территории, либо покрытые лесной растительностью, либо предназначенные для ее восстановления (гари, редины, прогалины, вырубки);
  • нелесные земли, используемые для ведения лесного хозяйства – болота, тропинки, просеки и т.д.

Порядок эксплуатации и охраны земель лесного фонда регламентируется Земельным кодексом и лесным законодательством Российской Федерации.

В статье 101 Земельного кодекса содержится требование о разграничении земель лесного фонда и иных территорий на основании вышеуказанной классификации. Согласно этому документу, к лесному фонду не относятся деревья и кустарники, расположенные на землях следующих видов:

  • землях сельхозназначения, в т.ч. на тех, что предназначены для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства;
  • землях транспорта – полосах отводов автомобильных и железных дорог;
  • землях населенных пунктов, используемых в том числе для жилищного, дачного и иного строительства (исключение составляют городские леса);
  • землях водного фонда (на полосах отвода водных объектов); землях иных категорий.

Границы участков лесного фонда обозначаются в натуре с помощью специальных лесохозяйственных знаков и указываются в так называемых лесных картах — планово-картографических материалах, содержащих описание соответствующих угодий.

Онлайн бесплатно

Государственный Лесной Кадастр России предоставляет возможность бесплатного доступа к онлайн-инструментам, которые помогут вам получить информацию о лесных участках.

На официальном сайте Лесного Кадастра России вы можете воспользоваться кадастровой картой, которая предоставляет информацию о расположении лесных участков, их площади, категории и других характеристиках.

Также доступны онлайн-сервисы, которые позволяют осуществить поиск по кадастровым номерам или адресам и получить детальную информацию о конкретном лесном участке.

Бесплатный доступ к Государственному Лесному Кадастру России облегчает проведение экологических исследований, планирование использования лесных ресурсов и контроль за состоянием лесов. Также он полезен для обычных граждан, которые хотят получить информацию о лесных участках в своем районе.

Характерные особенности процедуры

Зачастую лесные участки принято проектировать еще в стадии проведения лесоустройства. Уполномоченные лица берут на себя обязательства по подготовке проектных документов, в которых содержатся исчерпывающие сведения относительно их площади, установленных границ, месторасположении и многих других характеристиках. Смежные границы обычных участков с лесными определяются согласно нормативам действующего законодательства.

В документах относительно проведения межевания участка должны обозначаться реквизиты проектной документации, которые были предварительно утверждены лесоустраивающими органами. Выданные в процессе организации лесоустройства материалы вместе с соответствующими исследованиями принято считать весомым основанием для того чтобы поставить все земли лесного фонда на кадастровый учет.

В реестр должностные лица вносят все исчерпывающие характеристики лесного участка, которые были обозначены в материалах. Он также должен включать достоверные сведения относительно целевого предназначения лесного участка и всех разрешенных видах по его использованию.

Когда по прошествии 2-х лет с даты постановки лесного участка на учет официальная регистрация так и не была проведена, а права законной собственности на него нигде не закреплены, то сведения из реестра полностью исключаются. В случае отсутствия информации относительно передачи участка третьим лицам в аренду вся информация подлежит аннулированию. При этом участок будет на законных основаниях считаться неотъемлемой частью лесного фонда, являясь собственностью федеральных властей. Таким образом, своевременная регистрация позволит избежать недоразумений и спорных ситуаций в недалеком будущем.

Методы учета лесных участков

Вплоть до 2008 года при проведении обязательных мероприятий по официальной регистрации лесных участков принимались во внимание месторасположение, реальные границы на местности, площадь территории, вид разрешенного использования, а также их целевое назначение. В процессе составления соответствующей проектной документации каждому из лесных участков присваивался определенный условный номер регистрации в реестре

На основании его и проводилась идентификация.
Морально устаревшая система позволяла на незаконных основаниях изымать леса из общего фонда. Для этого просто менялось их целевое назначение. Поэтому переводить их в собственность с дальнейшим использованием по своему усмотрению не составляло особого труда. Несознательные граждане самовольно сооружали на территории постройки, заборы и прочие сооружения. Чтобы избежать подобных несанкционированных действий сегодня применяются следующие методы для инвентаризации лесов:

  • измерительный;
  • распознавание аэрофотоснимков;
  • дешифрирование космических снимков;
  • актуализация прошлых данных по лесоустройству.

Перечисленные методы проводятся для своевременного выявления и дальнейшего прогнозирования развития процессов, которые зачастую оказывают отрицательное влияние на весь лесной фонд нашей страны. При этом должностными специалистами органов исполнительной власти оценивается эффективность проведенных мероприятий по охране, надежной защите и дальнейшему воспроизводству лесов.

Центр недвижимости «ЗЕВс» проводит работы по постановке и снятию с кадастрового учета любых объектов в Москве и Московской области. Для консультации просто позвоните по номеру +7 (495) 660-83-30 или оставьте заявку на сайте.

Другой комментарий к статье 92 Лесного Кодекса РФ

Распространение в отношении лесных участков обязанности проведения кадастрового учета и соответственно ФЗ о кадастре обусловлено рассмотрением ЛК и Вводным законом лесов исключительно как единства земли и иных ресурсов (компонентов) леса, отказом от ведения государственного лесного кадастра (см. комментарий к статье 91 ЛК) и означает применение к лесным участкам подзаконных актов Правительства и ФОИВ, изданных ранее во исполнение ФЗ о кадастре. Вместе с тем очевидно, что статья 92 ЛК потребует изменения названных подзаконных актов «под ЛК».

Только прошедшие кадастровый учет лесные участки могут быть объектом аренды (часть 2 статьи 72 ЛК). От кадастрового учета лесных участков и правил его проведения зависит и государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними, проводимая в соответствии с ФЗ о регистрации (см. комментарий к статье 93 ЛК).

Как отмечено в письме Роснедвижимости от 26 января 2007 года N ВК/0170 «О кадастровом учете лесных участков», границы лесных участков, не являющихся смежными с земельными (нелесными) участками, определяются с точностью соответствующего масштаба дежурной кадастровой карты с использованием материалов лесоустройства.

Для лесов Московской области ответы на вопросы о кадастровом учете лесных участков, в том числе перечень документов, необходимых для кадастрового учета, а также вопросы предоставления сведений земельного кадастра о ранее учтенных земельных участках из земель лесного фонда содержатся в письме Управления Роснедвижимости по Московской области от 1 февраля 2007 года «О государственном кадастровом учете лесных участков».

Частые вопросы

Можно ли взять в аренду кусок земли лесного фонда для ведения рекреационной деятельности без проведения аукциона?

+

По общему правилу аренду такие земли предоставляются только после проведения конкурса (аукциона). В законе имеется ряд исключений из правил, к подходящим случаям можно отнести реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и нахождение на таких участках зданий, сооружений. Если же такие дополнительные условия для заключения сделки отсутствуют, то проведение конкурса неизбежно. В целом, эксплуатация леса в указанных целях регулируется приказом Минприроды РФ от 09.11.2020 № 908 “Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

Как разрешить противоречия гражданину, если частный земельный участок пересекается с землями лесничества?

+

Такое возможно, если границы участка соприкасаются с границами лесов и при регистрации их были допущены нарушения, которые в дальнейшем были зарегистрированы в реестрах. Земли лесничеств на основании закона принадлежат государству, и оно ими распоряжается. В чьей же собственности находятся такие лесные участки, и возможно ли их принудительное изъятие? С целью защитить права как государственных, так и частных собственников принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ, в котором говорится о лесе на таких спорных землях. Им устанавливается приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, а также правоустанавливающих документов.

Куда обращаться для устранения регистрационных ошибок, если на частные участки, на которых расположен лес, накладываются земли лесного фонда?

+

Все зависит от того, внесены ли сведения в ЕГРН или нет. Если да, то данная ошибка трактуется как реестровая и исправляется бесплатно на основании заинтересованного лица путем подачи заявления в Росреестр. А если нет — то путем обращения в Комитет лесного хозяйства, либо вообще не нужно никуда обращаться, так как сведения в Лесном фонде приоритетны, если в ЕГРН их нет.

С какого момента у физических и юридических лиц появляется право пользования землями лесного фонда?

+

Все заключенные договоры, оговаривающие использование земель фонда, подлежат государственной регистрации в ЕГРН. На основании самого договора и после регистрации на нового арендатора в органах государственной власти оформляется лесорубочный билет, ордер или лесной билет, подтверждающий его права (ст. 42 ЛК РФ), который является основанием для лесопользования.

Формирование земельных участков из земель лесного фонда

Согласно Лесному Кодексу РФ Предоставление в аренду гражданам и юридическим лицам лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в следующем порядке:

выбор лесного участка;

проведение работ по формированию лесного участка;

проведение аукциона на право заключения договора аренды, кроме предусмотренных настоящим Кодексом случаев предоставления лесных участков в аренду на основании решения Правительства Российской Федерации.

Выбор лесного участка для предоставления его в аренду осуществляется собственником лесного участка самостоятельно либо на основании заявления гражданина или юридического лица.

В заявлении гражданина или юридического лица о выборе лесного участка указываются:

для граждан — фамилия, имя и отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика, данные паспорта; для юридических лиц — наименование с указанием организационно-правовой формы, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, уполномоченный распорядительный орган;

предполагаемые размеры и местоположение лесного участка;

предполагаемые виды и объемы лесопользования;

вид испрашиваемого права аренды (с ведением или без ведения лесного хозяйства).

К заявлению прикладываются нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих государственную регистрацию юридического лица или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Выбор лесного участка осуществляется на основании материалов лесоустройства и государственного учета лесов.

Собственник лесного участка в течение двух месяцев со дня получения заявления осуществляет выбор лесного участка и принимает решение о формировании лесного участка.

При формировании лесного участка осуществляются:

подготовка лесоустроительного проекта лесного участка;

подготовка плана лесного участка;

подготовка проекта границ лесного участка и обозначение их на местности с помощью специальных знаков;

государственный кадастровый учет лесного участка.

Формирование лесного участка осуществляется за счет собственника лесного участка.

По инициативе заявителя формирование лесного участка может быть проведено за его счет. В этом случае собственник возмещает расходы в течение одного года со дня завершения работ.

Формирование лесного участка осуществляется в соответствии с лесным и земельным законодательством.

Собственник лесного участка отказывает в рассмотрении заявления о выборе и формировании лесного участка в случаях:

подачи заявления с нарушением требований, установленных частью 2 статьи 49 настоящего Кодекса;

представления заявителем неверных сведений о себе;

запрещения в соответствии с лесным законодательством осуществления на данном участке заявленного вида лесопользования.

Судебная практика: по делам о пересечении границ участков с землями лесов

Часто встречаются ситуации, когда лес, расположенный на землях фонда, переходит на земли иной категории. Это могут быть, например, земли сельскохозяйственного назначения, рекреационного назначения, земли населенных пунктов. Возможны случаи, когда границы таких участков не отмежеваны, пересекаются или спорны. В таких случаях, как частный собственник, так и представитель государственных органов, имеющий полномочия по контролю и надзору, могут подать заявления в Росреестр с целью определения границ участка. В конфликтных ситуация данный спор решается через суд.

Показательным примером судебного решения по такому вопросу является постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу № А41-74436/2019, которым решение нижестоящих инстанций оставлено в силе. Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО «Агро-Центр» об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, имеющего пересечение с землями Клинского лесничества и исключении из ЕГРН сведений о таком участке. Решением Арбитражного суда Московской области от 22.11.2019 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд исходил из того, что, не смотря на то, что пересечение участков подтверждено заключением ФГБУ «Рослесинфорг» № 68 и технической документацией, участок ООО «Агро-Центр» и права на него зарегистрированы в ЕГРН в соответствии с требованиями земельного законодательства, участок состоит на кадастровом учете. А значит информация, содержащаяся в ЕГРН, согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11, и исходя из положений ст. ст. 5, 14 Федерального закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», имеет приоритет.

Кто оплачивает кадастровый учет лесных участков?

Согласно Государственной программе РФ, действующей с 2013 по 2020 год, и утвержденной Правительством РФ в 2014 году, финансирование кадастрового учета проводится за счет средств федерального бюджета. В прошлом году на лесоустроительные работы было потрачено 820 миллионов рублей, в 2015 году выделено – 870 миллионов рублей.

В рамках региональных бюджетов также предусмотрено выделение средств на проведение кадастровых работ по учету лесных участков. Всего предполагается по этой программе до 2020 года затратить около 7 миллиардов рублей. Немалые деньги, которые государство выделить одновременно всем субъектам и регионам не в состоянии.

Поскольку часть полномочий по лесоустройству передали регионам, некоторых из них начали публично размещать заказы на лесоустроительные работы, пытаясь привлечь средства внебюджетных источников. В частности, в Московской, Тверской, Ярославской, Калужской и Ивановской области арендаторы активной участвую в процессе постановки своих участков на кадастровый учет.

Но, если человек, желающий принять участие в регистрации лесного участка, не обладает правом на аренду или на другой вид использования, привлечение его средств для выполнения лесоустроительных работ региональные органы по учету лесного фонда считают нецелесообразным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГЕО-АС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: