Подготовка и Инструменты
Подготовка автомобиля
Прежде чем начать замену радиатора кондиционера, важно следовать нескольким важным шагам подготовки:
-
Отключите аккумулятор автомобиля, чтобы избежать случайных коротких замыканий.
-
Снимите капот, чтобы получить доступ к радиатору и остальным компонентам.
-
Работайте в безопасном и хорошо вентилируемом месте, так как может понадобиться работать с хладагентом.
Необходимые инструменты и материалы
Перед началом замены радиатора убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы:
- Новый радиатор кондиционера
- Рукавицы и защитные очки
- Гаечные ключи и отвертки
- Зажимы и шланги
- Манометр для проверки давления хладагента
- Вакуумный насос и баллон с новым хладагентом
Шаг 3: Установка нового радиатора
3.1 Подготовка нового радиатора
- Проверьте новый радиатор на предмет дефектов и соответствие вашей марке и модели автомобиля.
- Подготовьте радиатор к монтажу, установив необходимые крепежные элементы и адаптеры.
3.2 Установка крепежных элементов
- Установите новый радиатор в его крепления, как это было сделано с предыдущим радиатором.
- Закрепите радиатор с помощью болтов или хомутов в соответствии с инструкцией производителя.
3.3 Подсоединение шлангов
- Подключите верхний и нижний радиаторные шланги к новому радиатору и закрепите их зажимами.
- Убедитесь, что все соединения плотно прилегают, чтобы предотвратить утечки охлаждающей жидкости.
Преимущества и недостатки
Перед окончательной покупкой опции для автомобиля необходимо ознакомиться со всеми плюсами и минусами. Среди преимуществ выделяют:
- автоматическая стабилизация климата внутри салона автомобиля, что возможно благодаря сложной конструкции и большому количеству датчиков;
- возможность гибкой настройки многих параметров и обеспечения максимально комфортного климата, особенно актуально для многозонных систем;
- экономия топлива, поскольку система работает только в периоды отклонения температуры от нормы, а человеку не нужно следить за работой оборудования;
- быстрая стабилизация климата внутри автомобиля после открытия окон или дверей благодаря чувствительным датчикам.
Несмотря на большое количество преимуществ, у климат-контроля есть существенные недостатки. К ним относят высокую стоимость оборудования для установки системы, а также дороговизну обслуживания техники. Самостоятельный ремонт или восстановление работы практически невозможно осуществить из-за сложности конструкции.
Цена на климат-контроль постепенно снижается. Изначально опцию использовали исключительно в дорогих автомобилях, после чего производители начали разрабатывать массовые решения. Чем больше растет спрос, тем ниже стоимость оборудования и лучше функциональность. С помощью климатической системы водители могут забыть о потребности регулировать температуру вручную, поскольку все действия выполняются автоматически.
Что такое климат-контроль в автомобиле
Используя ряд датчиков, система климат-контроля постоянно измеряет температуру воздуха в салоне. Отсюда можно определить, насколько холодным или горячим должен быть воздух, закачиваемый в кабину, чтобы поддерживать желаемую температуру, установленную водителем.
Другими параметрами, которые система может регулировать, являются скорость вентилятора и настройки рециркуляции (поступает ли свежий воздух снаружи или рециркулируемый воздух в кабину).
Многие автомобили теперь имеют двух- или трёхзонный (иногда называемый многозонным) климат-контроль, в котором автомобиль может поддерживать две или три отдельные температурные зоны. Например, у водителя может быть установлена зона климат-контроля на 23 градуса, для пассажира – на 18 градусов, а для задней части автомобиля – на 25 градусов.
Двухзонный климат-контроль – это процесс разделения салона автомобиля на секции или зоны, и каждая секция может иметь отдельную настройку кондиционирования воздуха.
Климат-контроль является частью системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, которая также контролирует размораживание ветровых стёкол, обогрев руля и сидений. Большинство автомобильных систем климат-контроля могут быть описаны как использующие датчики и ECU для добавления дополнительных функций к базовой системе кондиционирования автомобиля. Датчики измеряют температуру внутри и снаружи автомобиля, поэтому система может автоматически настраиваться для поддержания постоянной температуры внутри автомобиля независимо от температуры снаружи.
Датчики также проверяют воздух на наличие нежелательных частиц, чтобы очистить воздух, удалить запахи и отрегулировать влажность, прежде чем она попадёт в пассажирский салон. Ниже описаны несколько типов систем, каждая из которых использует преимущества, перечисленные выше. Усовершенствованная система климат-контроля может иметь более одного компрессора в отсеке двигателя.
Панель управления КК
Двухзонный климат-контроль
Для водителя и переднего пассажира предусмотрены отдельные элементы управления, позволяющие им иметь разную температуру и скорость вращения вентилятора, если это необходимо. Это в конечном итоге приведёт к тому, что вся левая и правая стороны автомобиля будут иметь разные кондиционеры. Элементы управления для обеих зон находятся на приборной панели, где вы обычно находите элементы управления кондиционером.
Трёхзонный климат-контроль
Для водителя, переднего пассажира и заднего сиденья предусмотрены отдельные органы управления. Это позволяет пассажирам на задних сиденьях автомобиля иметь свои собственные настройки независимо от двойных настроек спереди. Органы управления климат-контролем на задних сиденьях обычно расположены в задней части центральной консоли. Для транспортных средств, таких как минивэны, большие кроссоверы или внедорожники с третьим рядом сидений, настройки третьего сиденья обычно используются для третьего ряда.
Четырёхзонный климат-контроль
Для водителя, переднего пассажира предусмотрены отдельные элементы управления, а заднее сиденье разделено на две части с отдельными элементами управления для каждой половины, что позволяет четырём пассажирам пользоваться своими собственными настройками климат-контроля. Если в автомобиле пять пассажиров, человек, сидящий посередине заднего сиденья, будет наслаждаться сочетанием левого и правого заднего положения.
Из-за различных зон вентиляционные отверстия расположены в нескольких местах вокруг салона автомобиля. В дополнение к обычному расположению вентиляционных отверстий на приборной панели, эти дополнительные вентиляционные отверстия могут быть расположены в задней части центральной консоли (над элементами управления задним сиденьем), в стойках b и на крыше автомобиля.
Четырёхзонная система
Датчики и их роль в устройстве
Датчик температуры является одним из основных компонентов системы и используется для измерения текущей температуры в помещении. Он может быть размещен внутри помещения или рядом с климатическим оборудованием. При получении данных о температуре, система климат контроля может регулировать работу обогрева или кондиционирования воздуха, чтобы поддерживать оптимальный уровень комфорта.
Датчик влажности измеряет количество влаги в воздухе. Измерение влажности является важным фактором для поддержания комфортного климата в помещении. Оптимальный уровень влажности обеспечивает здоровье и комфорт, помогает предотвратить рост плесени и сохранить качество воздуха.
Датчики освещенности используются для измерения уровня освещенности в помещении. Они позволяют системе климат контроля автоматически регулировать яркость и работу искусственного освещения в зависимости от внешних условий. Это помогает экономить электроэнергию и создавать более комфортные условия для пребывания в помещении.
Важно отметить, что датчики различных параметров взаимодействуют друг с другом, предоставляя системе климат контроля необходимую информацию для принятия решений. Использование датчиков позволяет системе максимально эффективно регулировать климат в помещении, обеспечивая комфортные условия и экономию энергии
Виды и принцип работы климат-контроля
Как известно, появление климат-контроля ознаменовало собой новую эпоху в развитии системы кондиционирования салона автомобиля. С конструктивной точки зрения система заметно усложнилась, но с точки зрения пользователя в лице водителя она упростилась. Теперь для её использования требуется минимальное количество манипуляций.
В своём развитии система климатического управления в салоне машины не остановилась. С каждым новым автомобилем производитель вносит отдельные улучшения и косметические преобразования. Кардинальных перемен в работе или появление новой системы ожидать не стоит.
Сегодня существуют следующие виды климат-контроля:
Однозонная система
Формирует единую зону микроклимата для всего салона автомобиля. Индивидуальные настройки для водителя и пассажиров в отдельности невозможны. Один из первых и самых простых сегодня видов климат-контроля. Проста и понята в эксплуатации.
Двухзонная система
Обеспечивает специальную индивидуальную зону микроклимата для водителя и переднего пассажира в отдельности. Очень удобный вариант организации температурного режима в салоне автомобиля. Сегодня считается устаревшим и используется очень редко.
Трехзонная система
Организация зоны микроклимата включает индивидуальные настройки для водителя, переднего пассажира и пассажиров, сидящих на задних сидениях. Усовершенствованный вид климатической установки обеспечивающий собственный температурный режим для трёх зон.
Четырёхзонная система
Самый продвинутый и современный вид климат-контроля. Установка даёт возможность создания собственной индивидуальной климатической зоны для водителя, переднего пассажира и двух пассажиров задних сидений. Организация кондиционирования и поддержания индивидуальной температуры осуществляется за счёт специальной сложной электронной системы.
Непосредственно принцип работы системы климат-контроля прост если не вдаваться в технические подробности.
Вся установка состоит из 3 основных элементов:
Блок управления
Обеспечивает сбор информации с внутренних и наружных датчиков, работающих в режиме реального времени. Он её систематизирует, обрабатывает и отдаёт команды системе кондиционирования, заслонкам и электродвигателям. Блок управления меняет отдельные параметры системы в зависимости от условий окружающей среды и пользовательских настроек.
Датчики
Располагаются внутри и снаружи автомобиля. Постоянно отслеживают показатели температуры, влажности и прочие важные параметры. Полученную информацию в режиме реального времени передают на блок управления для дальнейшего анализа.
Исполнительные устройства
Заслонки, электрические двигатели и прочие элементы системы подачи и распределения потоков воздуха. Регулируют направление и интенсивность потока воздуха и прочие параметры, отвечающие за обеспечение комфортных условий для водителя и пассажиров.
За последние годы количество автомобилей с климат-контролем заметно увеличилось, но все равно доминирующее положение среди подержанных машин занимают транспортные средства, оснащённые кондиционером. Это убедительно показывает следующая диаграмма.
На ней 50% водителей используют автомобили с кондиционером, 16,67% водителей ездят на машинах без любых систем кондиционирования воздуха и только на 33,33% машин установлена система климат-контроль. Только третья часть машин на дорогах обладает устройством автоматического поддержания климата внутри салона.
Во многом такая ситуация обусловлена тем, что зачастую средний возраст машин приближается к 10 годам. В массе своей автомобили этого года выпуска оснащались кондиционерами.
Профилактика и грамотная эксплуатация
Кондиционер или отопитель, работающий в составе климат контроля, нужно поддерживать в оптимальном техническом состоянии.
Водители допускают элементарные ошибки при эксплуатации системы и толком не понимают, как работает климат контроль в автомобиле.
Есть несколько рекомендаций, которые помогут избежать нежелательных поломок и дорогостоящего ремонта КК:
- минимум раз в год проверяйте систему на предмет герметичности, поскольку используемый хладагент может вытекать через треснувшие патрубки, ослабшие крепления и другие повреждённые участки;
- следите за уровнем охладителя и по мере его снижения проводите дозаправку (это дешевле, чем полностью заправить систему);
- для ремонта и обслуживания обращайтесь только в специализированные сервисные центры, поскольку самостоятельно чинить такое оборудование не рекомендуется;
- параллельно с дозаправкой делайте диагностику работы электронного блока;
- систему рекомендуется включать минимум через 1 минуту после запуска мотора и отключать её хотя бы за 1 минуту до остановки двигателя;
- чтобы избежать проблем со здоровьем, выставляйте температуру внутри салона не ниже 10 градусов по сравнению с наружной температурой (если на улице 30 градусов Цельсия, кондиционер рекомендуется включать не холоднее 20 градусов);
- периодически меняйте салонный фильтр, особенно при регулярном использовании охлаждения и отопления;
- проводите чистку радиатора (кондиционера) для избавления от накопившейся пыли, включая режим продува раз в месяц на 5 – 10 минут;
- очищайте вентиляцию салона с помощью доступных методов, чтобы избавиться от загрязнений и скапливающихся вредных микроорганизмов.
Простые меры, которые помогут продлить жизнь вашему климатическому оборудованию. Если не придерживаться этих рекомендаций, будете регулярно сталкиваться с проблемами и дорогостоящим ремонтом.
Система вентиляции и ее задачи
Основная задача системы вентиляции — поддерживать оптимальный уровень воздухообмена в помещении. Приток свежего воздуха и отведение загрязненного воздуха позволяют поддерживать здоровую и безопасную атмосферу внутри здания.
Функции системы вентиляции: |
---|
1. Обеспечение достаточной вентиляции помещения, чтобы поддерживать оптимальное качество воздуха. |
2. Удаление загрязнений, таких как пыль, дым, запахи и вредные газы, из воздуха в помещении. |
3. Поддержание оптимальной температуры и влажности в помещении, чтобы создать комфортные условия для пребывания людей. |
4. Предотвращение скопления влаги и появления плесени на стенах и потолках, что способствует сохранению здоровья и чистоты помещения. |
5. Снижение вероятности возникновения аллергических реакций и других заболеваний, вызываемых пыльцой, аллергенами и вирусами в воздухе. |
Система вентиляции состоит из нескольких компонентов, включая воздуховоды, вентиляторы, фильтры и решетки для подачи и отвода воздуха. Каждый компонент выполняет свою роль в обеспечении эффективной работы системы вентиляции.
Можно ли установить климатическую систему дополнительно?
Климатическую установку можно смонтировать при двух условиях:
- автомобиль оборудован кондиционером;
- конструкция автомобиля позволяет устанавливать климат-контроль.
Для внесения изменений в конструкцию потребуется установить блок климатической установки с электронным управлением, а также изменить проводку и смонтировать пульт управления. Ниже рассмотрен пример самостоятельной установки климата на автомобиль Поло Седан.
Ряд автомобилей, например, Hyundai i30 первого поколения можно оснастить климат-контролем путем замены блока управления, термодатчиков, сопротивления вентилятора и установки датчика солнечного излучения вместе с доработанным жгутом проводки.
Что понадобится
Набор компонентов для замены:
- Отопитель, оснащенный электрическими приводами заслонок и датчиками. На автомобили Поло Седан походит деталь аналогичного назначения от Шкода Рапид. Разница будет в некоторых штекерах проводки и в шланге системы охлаждения перчаточного ящика.
- Жгут проводки отопителя. Замена узла обязательна, поскольку провода используются для коммутации отопителя с блоком управления.
- Непосредственно блок управления и декоративная рамка для него.
- Проводка для коммутации блока управления с бортовой цифровой шиной и датчиками.
- Охлаждающая жидкость.
- Клапан подачи холодного воздуха в перчаточный ящик.
- Поскольку замена отопителя связана с демонтажем трубок, то потребуется заправка кондиционера хладагентом.
Алгоритм действий
Последовательность шагов по замене:
- Слить антифриз и хладагент.
- Отсоединить магистрали от штатного отопителя.
- Снять панель приборов в сборе с отопителем.
- Вынуть старый отопитель и установить на его место новый.
- Установить на штатное место датчик активности солнечного излучения.
- Соединить новый отопитель со штатными проводами при помощи доработанной косы.
- Установить панель приборов на место.
- Перепрограммировать блок электрики на использование климат-контроля. Если эту операцию пропустить, то система будет работать некорректно.
- Заправить системы охлаждения и климат-контроля.
Фотогалерея
На фотографиях представлены шаги по установке климат-контроля на автомобиль Поло Седан.
Салон с демонтированной панелью приборов
Новый отопитель
Коса проводки
Устройство прописано в блок электроники
Программирование климат-контроля
Собранная панель приборов с блоком управления климатом
Как работает
Для понимания вопроса, что означает двухзонный климат контроль, нужно понимать его особенности и принцип работы. Условно аппаратура состоит из двух компонентов:
- Система управления. Электронный блок, который принимает сигналы от датчиков и подает соответствующие команды к исполнительным устройствам.
- Климатическая система. Сюда входят остальные элементы, обеспечивающие создание и распределение теплого / холодного воздушного потока. В их состав входит испаритель-отопитель, заслонки, конденсатор, теплообменик, вентилятор, хладагентный контур, трубки и дефлекторы. Все эти устройства находятся под приборной панелью и обеспечивают работу оборудования.
Теперь кратко рассмотрим, как работает двухзонный климат контроль в автомобиле. Сначала температурные датчики фиксируют ситуацию на улице и в салоне машины. Далее воздушный поток распределяется на два: один направляется к конденсатору, а второй — к радиатору печки. На следующем шаге воздух смешивается для получения нужной температуры и подается в нужные участки автомобиля. Как только датчики фиксируют новые данные внутри салона или на улице, 2-зонное оборудование вносит изменения в свою работу.
Зная, как устроен двухзонный климат контроль в автомобиле, несложно выделить и его основные функции:
- Регулировка и поддержание установленной температуры, если реальный показатель меньше установленного. Электронный блок дает команду на включение при расхождении этих параметров. К примеру, если температурный параметр ниже, двухзонный климат контроль автомобиля работает на обогрев, а если выше — на охлаждение.
- Распределение потоков холодного / теплого воздуха. Их можно распределять в несколько участков: к ногам, лобовому стеклу, на уровень лица, на лицо / ноги и т. д.
- Контроль оптимального уровня влажности, что позволяет избежать духоты в салоне автомобиля и запотевания стекол.
- Фильтрация воздушного потока. Отметим, что такая опция предусмотрена не во всех двух зонных климат контролях. Чаще всего в машине установлен общий салонный фильтр, который и принимает на себя основную нагрузку.
С учетом сказанного вопрос, как понять, как работает двухзонный климат контроль, больше не актуален.
Управление осуществляется в двух режимах:
- Ручной. Подразумевает самостоятельную настройку оптимального микроклимата. При этом водитель сам выбирает температуру, скорость оборотов вентилятора и активность обдува. Такой вариант актуален, когда необходимо быстро нагреть или охладить автомобиль.
- Автоматический. Пользователь устанавливает определенную температуру, а двухзонный климат контроль в автомобиле сам делает остальную работу. В его функцию входит достижение установленного параметра и его поддержание в течение всего времени работы (до внесения изменений). При этом пользователь может самостоятельно корректировать потоки в автомобиле.
Стоит учесть, что даже при установке разных температур в двух зонах, добиться идеального режима не получится. Воздушные потоки в любом случае будут смешиваться, ведь место водителя и пассажира находятся очень близко друг к другу. Так что погрешность в любом случае будет.
В некоторых автомобилях двухзонный климат контроль организован по-иному принципу. В частности, используются специальные воздуховоды, оборудованные дополнительными датчиками, заслонками и контроллером. В качестве примера можно привести Climatronic от Фольксваген. В задачу системы входит смешивание холодного и горячего потока. При этом охлаждение обеспечивает кондиционер, а основная работа построена на сравнении текущей и установленной температуры.
Основные элементы и узлы
Работа климат-контроля подчиняется ряду особенностей. Его правильная функция в автомобиле как летом, так и зимой обеспечивается благодаря присутствию определенных компонентов.
Ключевые узлы рассматриваемой в данном случае установки объединяют указанные ниже:
- Воздушный кондиционер. Благодаря этому механизму удается поддерживать на нормальном уровне температуру и влажность.
- Печь. С помощью данного механизма можно осуществлять забор охлаждающей жидкости мотора, которая перед этим пргрелась до определенного уровня.
- Комплекс заборников вместе с системой воздуховодов. Они отвечают за правильное рассредоточение воздуха и направляют эти потоки в ту или иную область салона.
- Вентилятор. Способствует смешению воздушных потоков внутри салона.
- Термодатчики. Используются для замера температуры воздуха в тех или иных областях салона.
- Электроклапаны печи. Приостанавливают действие теплообменника, когда в обогреве нет необходимости.
- Шторки воздухозаборников. Чтобы запустить их в работу, используют электрические сервоприводы.
- Датчик уровня влаги. Он присутствует в обновленных моделях, в старых не использовался.
- Программер-контроллер. Собирает данные со всех имеющихся датчиков и проводит их анализ, направляет те или иные команды исполнительным приборам и агрегатам.
Особенности системы климат контроля
Сегодня все типы автомобилей оборудуются специальными устройствами, обеспечивающими в салоне благоприятный для водителя и пассажиров микроклимат. Это оборудование известно в мире авто под названием «климат контроль». Современные системы, создающие «погоду» в салоне автомобиля, представляют собой электронный комплекс, управляющий работой обогревателя, вентилятора, кондиционера и системы подачи и распределения воздуха.
Демонстрация работы климат контроля в салоне автомобиля. В данном случае но четырехзонный.
В недавнем прошлом весь климат в кабине создавался одной только «печкой», температура обогрева которой и сила наддува регулировались вручную, и использовалась она только в зимнее время. Летом обходились открыванием окон и форточек. Технический прогресс и рост благосостояния населения внёс весомый вклад в развитие систем обеспечения комфорта в управлении автомашин. Если раньше оборудованием климат контроля оснащались только эксклюзивные или престижные модели класса «премиум», то сегодня такое оборудование стало штатным для всех типов авто.
Однако в зависимости от класса машин система обеспечения климата в салоне имеет существенные различия в принципе работы, комплектации и функциональных возможностях. Нынешние продвинутые климатические системы автомобилей в большой степени автоматизированы. Они включают в себя электронный блок управления климат контролем, который с помощью датчиков, расположенных в разных местах салона, контролирует и регулирует работу кондиционера, обогревателя и фильтрующих элементов.
перед подачей в салон горячий и холодный воздух смешиваются до нужной температуры
Интеллектуальная система учитывает даже температуру наружного воздуха и уровень солнечной радиации. Изменением направления воздушного потока по разным зонам система контроля обеспечивает равномерное распределение тепла и холода по всему объёму, предупреждая простудные заболевания при долгом нахождении в салоне. Основным достоинством такой сложной системы является то, что она не сразу подаёт нагретый и охлаждённый воздух от двигателя и кондиционера в салон, а смешивает их в воздуховодах и распределяет полученную воздушную смесь по салону.
Таким образом, поддержание установленной температуры воздуха в салоне обеспечивается регулированием потока охлаждённого или нагретого воздуха, образующих смесь, и объёма поступающей в салон воздушной смеси. Это достигается использованием различных воздушных заслонок в воздуховодах, изменение положения которых приводит к изменению горячего, холодного и смешанного воздушного потока. Регулироваться положение этих заслонок может автоматически от блока управления климат контролем по сигналам датчиков или вручную.
Слайд 18ЗаключениеСистема климат-контроля позволяет водителю и пассажирам автомобиля создать в салоне
комфортную атмосферу для дальних поездок. В отличие от традиционного кондиционера она
имеет обратную связь, позволяющую в режиме реального времени корректировать выходную температуру, основываясь на меняющихся входных данных. А это, во-первых, создает комфорт для людей, а во-вторых, минимизирует их участие в управлении системой. Однако в процессе эксплуатации не забывайте чистить и ухаживать за климат-контролем. Это обеспечит его долгую и исправную эксплуатацию. Использовать климат-контроль целесообразно не только во время длительных поездок, но и при езде в городских пробках.