Слайд 31В период Древнего царства большое значение и развитие получило художественное
ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира,
гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже вырабатывались в эпоху Древнего царства. Как и в других видах искусства, в художественном ремесле этого периода также складывались основные формы и технические приемы, существовавшие в дальнейшем очень долго.
ФОРМА
Казалось бы, что в древнейшем зодчестве форма должна так же соответствовать конструкции, как слово воплощенной им мысли. Но египетская архитектура далека от такого строгого соответствия конструкции и формы, и уже в глубочайшей древности декоративные формы скованы влиянием традиций. Форма деревянной конструкции повторяется в глиняных постройках, а формы последних накладывают свой отпечаток на каменное зодчество. Подобные пережитки, наблюдаемые нами даже в доисторическую эпоху, объясняют нам характер египетского искусства. В каждом памятнике нужно различать подлинную конструкцию от следов традиции.
Примечание: Высказывание Шуази о несоответствии в египетском зодчестве конструкции форме — неверно. Строго продуманная конструкция той же, например, пирамиды, на наш взгляд, вполне отвечает идее и форме данного памятника.
Слайд 2В Древнем Египте на стенах гробницы полосами располагались росписи и рельефы
с изображением земных событий: тут и войны, захват пленных, пиры, охоты, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях и т.д. В утаенных погребальных камерах искусство рассказывало о земной жизни. Но всех этих статуй, рельефов и росписей никто не видел. Искусству отводилась очень важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому труд художников считался священнодействием. Ведущие художники были высокопоставленными лицами, часто жрецами их имена были известны и окружены почетом. Но все равно проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его это роль хранителя канонов.
Слайд 3В рельефах Древнего царства утвердилась традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости.
Голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз – в фас; вся фигура обрисована единой упругой линией. И тот же принцип рисунка сохранялся всегда. Случаи, когда человеческая голова в росписи или в рельефе изображалась не в профиль, а в фас, были редкими исключениями. Глядя на портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира» созданный в начале 3 тыс. до н.э. начинаешь понимать, в чем художественный смысл «распластанности» египетских фигур. Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как конструктивной основы туловища и раз и навсегда выделили эту выразительную горизонталь, пренебрегая тем, что она скрадывается при профильном положении фигуры. Они отобрали из фасного и профильного положения самые четкие, ясно читаемые аспекты, объединив их вместе с замечательной органичностью и при этом достигнув гармонии с двухмерной плоскостью, на которой помещено изображение. Из столетия в столетие переходили и каноны сюжетных композиций. Даже в деталях египетское искусство отличалось удивительным постоянством. И все же его нельзя называть застывшим. Под покровом канонов в нем шел процесс внутреннего развития.
Зодчий Хесира. Рельеф из его гробницы в Саккара
Разновидности рельефов древнего Египта
Рельефы древнего Египта представляют собой удивительные произведения искусства, которые передают нам информацию о жизни, обычаях и верованиях этой древней цивилизации. Египетские рельефы создавались на каменных стенах храмов, гробниц и пирамид, а также на скульптурных предметах и фрагментах архитектуры.
Существует несколько разновидностей рельефов, каждая из которых имеет свои особенности. Одна из самых распространенных разновидностей — это плоский рельеф. В этом типе рельефа фигуры вырезаны из плоскости, и контуры их тел четко видны. Именно плоский рельеф был характерен для раннего периода искусства древнего Египта.
Другая разновидность — это фоновый рельеф. В таком рельефе фигуры выделяются из плоскости, но не настолько, чтобы создать четкие контуры и различимые детали. Фоновый рельеф создает впечатление объемности и глубины, а также позволяет передать тени и светотень, делая изображение более реалистичным.
Также существует глубокий (высокий) рельеф. В этом случае фигуры вырезаются глубоко в камне, создавая четкие и глубокие линии. Глубокий рельеф придает изображению особую объемность и реалистичность, и часто используется для изображения богов и фараонов.
Некоторые рельефы сочетают в себе различные разновидности, создавая уникальные и красивые композиции. Древние египтяне мастерски использовали рельефы, чтобы изобразить свои верования, исторические события и знаменитых личностей. Сегодня они являются важным источником информации для изучения древнеегипетской культуры и искусства.
- Плоский рельеф — ранний стиль рельефа, при котором фигуры вырезаны из плоскости без создания объема;
- Фоновый рельеф — рельеф, при котором фигуры выделяются из плоскости, но без четких контуров и деталей;
- Глубокий (высокий) рельеф — рельеф, при котором фигуры вырезаются глубоко в камне, создавая четкие и глубокие линии;
- Комбинированный рельеф — рельеф, сочетающий различные разновидности, создающий уникальные композиции.
Рельефы древнего Египта являются настоящими произведениями искусства и источником ценной информации о жизни и культуре этой древней цивилизации.
Начните отсюда
-
Россия
- Экскурсионные туры по России
- Отдых на море в России
- Отдых в Подмосковье
- Новый год
- Майские праздники
- Горные лыжи в России
- Лечебные курорты
- Приключенческие туры
-
Австрия
- Туры в Австрию
- Новый Год в Австрии
- Горные лыжи в Австрии
- Майские праздники
- Об Австрии
- Климат и погода в Австрии
-
Болгария
- Отдых в Болгарии
- Какой курорт выбрать?
- Климат в Болгарии
-
Великобритания
- Туры в Великобританию
- Новый год и Рождество
- Майские праздники
- О Великобритании
- Климат и погода в Великобритании
-
Венгрия
- Туры в Венгрию
- Новый год в Венгрии
- Майские праздники
- О Венгрии
- Климат и погода в Венгрии
-
Вьетнам
- Отдых во Вьетнаме
- Экскурсионные туры
- Новый год во Вьетнаме
- О Вьетнаме
- Климат и погода во Вьетнаме
-
Греция
- Отдых на море
- Экскурсионные туры
- Новый год в Греции
- О Греции
- Климат и погода в Греции
-
Грузия
- Отдых в Грузии
- Климат и погода в Грузии
-
Доминикана
- Туры в Доминикану
- О Доминикане
- Климат и погода в Доминикане
-
Израиль
- Отдых на море
- Экскурсионные туры
- Новый год в Израиле
- Об Израиле
- Климат и погода в Израиле
-
Индия
- Отдых в Индии (Гоа)
- Экскурсионные туры
- Новый год в Индии
- Об Индии
- Климат и погода в Индии
-
Индонезия
- Туры в Индонезию
- Об Индонезии
- Климат и погода в Индонезии
-
Испания
- Отдых на море
- Экскурсионные туры
- Горные лыжи в Испании
- Новый год в Испании
- Майские праздники
- Об Испании
- Климат и погода в Испании
-
Италия
- Пляжный отдых
- Экскурсионные туры
- Новый год в Италии
- Горные лыжи в Италии
- Майские праздники
- Об Италии
- Климат и погода в Италии
-
Кипр
- Отдых на Кипре
- О Кипре
- Климат и погода на Кипре
-
Китай
- Туры в Китай
- Новый год в Китае
- Майские праздники
- О Китае
- Климат и погода в Китае
-
Куба
- Туры на Кубу
- О Кубе
- Климат и погода на Кубе
-
Мальдивы
- Туры на Мальдивы
- О Мальдивах
- Климат и погода на Мальдивах
-
Мексика
- Отдых в Мексике
- Экскурсионные туры
- Новый год в Мексике
- Майские праздники
- О Мексике
- Климат и погода в Мексике
-
ОАЭ
- Туры в ОАЭ
- Об ОАЭ
- Климат и погода в ОАЭ
-
Португалия
- Отдых в Португалии
- Экскурсионные туры
- Новый год
- Майские праздники
- О Португалии
- Погода и климат в Португалии
-
Таиланд
- Туры в Таиланд
- Новый год в Таиланде
- Майские в Таиланде
- О Таиланде
- Климат и погода в Таиланде
-
Тунис
- Отдых в Тунисе
- О Тунисе
- Климат и погода в Тунисе
-
Турция
- Туры в Турцию
- О Турции
- Климат и погода в Турции
-
Финляндия
- Туры в Финляндию
- Новый год в Финляндии
- Рождество в Финляндии
- Майские праздники
- О Финляндии
- Климат и погода в Финляндии
-
Франция
- Эскурсионные туры
- Новый год
- Горные лыжи
- Отдых на Лазурном берегу
- Майские праздники
- О Франции
- Климат и погода во Франции
-
Хорватия
- Отдых в Хорватии
- О Хорватии
- Климат и погода в Хорватии
-
Черногория
- Отдых в Черногории
- О Черногории
- Климат и погода в Черногории
-
Чехия
- Авиа туры в Чехию
- Ж/Д туры в Чехию
- Новый Год в Чехии
- Майские праздники
- Лечение на водах в Чехии
- О Чехии
- Климат и погода в Чехии
Театр Древнего Египта
В Древнем Египте зародился и театр как массовое действо. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса — эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы и даже фараоны.
Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса.
Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.
Тайны и красота фресок
Одной из главных тайн фресок является их сохранность на протяжении тысячелетий. Природа исторических обстоятельств, сложившихся в Египте, способствовала сохранению множества произведений искусства. Некоторые фрески были закрыты слоем глины или песка, что спасло их от воздействия влаги и солнечных лучей. Отсутствие сильных климатических изменений и помещений с постоянными условиями также способствовало сохранности фресок.
О чем рассказывают фрески египетских фараонов? Это древняя история, позволяющая современному человеку проникнуться удивительными мифами и легендами, познакомиться с образами богов и героев, событиями из повседневной жизни. Фрески передают нам разнообразие и глубину древнеегипетской культуры, отражают жизнь и духовные ценности тех времен.
Но не только содержание делает фрески такими привлекательными. Богатая цветовая палитра, точность и аккуратность рельефного исполнения, историческая и культурная ценность материалов и техник создания — все это объединяется в уникальном искусстве фараонов.
Благодаря фрескам мы можем заглянуть в прошлое, увидеть, каким именно был и какие идеалы были в те времена. Тайны фресок ожидают своего разгадывателя, готовые раскрыть нам подробности древнего Египта и его искусства.
Как сделать урок о рельефе в Древнем Египте интересным для 5 класса
Урок о рельефе в Древнем Египте может стать захватывающим и интересным для учащихся 5 класса, если использовать разнообразные методы обучения и организовать активную работу. Вот несколько идей, которые помогут сделать урок запоминающимся и увлекательным.
- Изучение истории
Представьте урок в виде путешествия во времени. Расскажите учащимся о значении рельефа в Древнем Египте и его историческом контексте. Покажите изображения и артефакты из той эпохи, объясните, как рельеф использовался для передачи исторических, религиозных и культурных событий. Расскажите об инструментах и техниках, использовавшихся для создания рельефа.
Исследование рельефных изображений
Предложите учащимся самостоятельно исследовать рельефные изображения Древнего Египта. Пусть каждый ученик выберет интересующую его тему или персонажа и найдет информацию о нем. Потом попросите их поделиться своими открытиями в классе. Это поможет учащимся глубже понять разнообразие рельефных изображений и их значимость.
Создание собственного рельефа
Предложите учащимся самостоятельно создать свой собственный рельефный рисунок. Дайте им возможность использовать пластелин или глину, чтобы они могли воплотить свои идеи в материальной форме. После того, как работы будут завершены, проведите выставку рельефных работ учащихся и позвольте им поделиться своими идеями и творческим процессом.
Игровой формат урока
Организуйте игровой формат урока, чтобы учащиеся могли углубить свои знания о рельефе в Древнем Египте через игру. Например, вы можете создать викторину с вопросами о рельефе, в которой учащиеся будут соревноваться друг с другом. Также можно провести ролевую игру, в которой учащиеся сыграют роль древнеегипетского художника и будут создавать свои рельефные изображения.
Использование визуальных материалов
Предоставьте учащимся возможность изучить рельефные изображения Древнего Египта на основе визуальных материалов. Покажите фотографии рельефов, видеоролики, презентации с анимацией. Это поможет визуализировать материал и заинтересовать учащихся.
В итоге, использование разных методов обучения и организация активной работы помогут сделать урок о рельефе в Древнем Египте увлекательным для учащихся 5 класса. Они смогут лучше понять значение рельефа, его историческую ценность и технику создания, а также они получат возможность проявить свою творческую и исследовательскую активность.
Техники создания рельефов
1. Рельефный резьба Эта техника использовалась для создания высокого рельефа. Мастера вырезали из камня или дерева изображение и придавали ему объем с помощью особой обработки поверхности. Затем рельефные фигуры окрашивались, чтобы подчеркнуть объем и выразить детали. |
2. Барельеф Барельефная техника представляет собой полувысокий рельеф, при котором глубина изображения не такая значительная, как в высоком рельефе. Она создается путем выбивания или вырезания изображения из плоского материала, придавая ему некоторую глубину и объем. |
3. Низкий рельеф В низком рельефе изображение находится почти на одной плоскости с фоном. Оно создается путем вырезания или выбивания фигур из плоского материала, оставляя их на уровне поверхности. Такой рельеф создает эффект простоты и плоскости. |
4. Грубый рельеф Грубый рельеф представляет собой простое и грубое изображение, которое выделяется над поверхностью. Он создается путем простого выбивания или вырезания фигур и не требует сложной обработки поверхности. |
Мастера древнего Египта совершенствовали эти техники годами, создавая великолепные рельефы, которые сегодня восхищают нас своей красотой и изяществом.
История и развитие рельефного искусства
Первые проявления рельефного искусства в Египте возникли еще в древнейшие времена. Вначале это были простые вырезы на деревянных и каменных поверхностях, но со временем рельефное искусство стало развиваться и приобретать все более сложные формы.
Во времена старого царства Египта (около 2686-2181 гг. до н.э.) рельефы представляли собой плоские изображения с плоской линией горизонта и четкими очертаниями фигур. Однако с развитием искусства во времена среднего царства (около 2040-1640 гг. до н.э.) и нового царства (около 1550-1077 гг. до н.э.) рельефы стали более объемными и реалистичными.
Рельефное искусство играло важную роль в египетской культуре. Оно использовалось для изображения божеств, фараонов, исторических событий, а также в целях празднования и почитания великих побед. Самыми известными произведениями рельефной скульптуры Египта являются фрески из пирамид, храмовых стен и гробниц.
В ходе своего развития рельефное искусство Египта стало все более утонченным и достигло своего расцвета в эпоху нового царства. Это был период мастерства и творческой свободы, когда художники создавали настоящие произведения искусства, отличающиеся красотой и глубиной выражения.
История рельефного искусства Египта продолжается до наших дней, и его красота и уникальность продолжают привлекать внимание и восхищение исследователей и любителей искусства со всего мира
РАЗРАБОТКА ПРОФИЛЕЙ КАРНИЗОВ И ОРНАМЕНТ
Пластическое искусство в доисторическую эпоху появляется раньше архитектуры. Человеческая фигура встречается на египетских памятниках раньше орнамента, а отвлеченное расчленение архитектурных масс начинается только при XII династии.
Примечание: Принципы отвлеченной трактовки расчлененной массы встречаются в египетском зодчестве задолго до эпохи XII династии (начало второго тысячелетия до н. э.). Наиболее отвлеченная трактовка массы падает, на наш взгляд, на искусство периода Древнего царства (третье тысячелетие до н. э.). Расчлененные, предельно геометризированные массы мы встречаем в архитектуре поминальных храмов (например, храм Хефрена), в солнечных храмах V династии (например, храм Наузир-Ра), наконец в общей распланировке мастаб вокруг пирамид.
Разработка профиля карнизов. — При разработке профиля карнизов египтяне пользуются главным образом выкружкой с валиком. Валиком пользуются и для поясков карнизов цоколя и над пролетами (рисунок 34, Р). Иногда выкружка декорируется сплошным поясом уреев В, и этот профиль можно считать зачаточной формой гуська.
Орнамент. — Уже в архаическом искусстве встречаются пластические формы. Орнамент вырабатывается при XII династии и с самого начала вплоть до последних эпох сохраняет тот выдержанный стиль, о котором дает понятие рисунок 35.
Рис. 35 |
Примечание: Появление отвлеченно-схематических форм композиции, в частности орнамента, восходит к гораздо более ранним эпохам, чем полагает автор. Так, например спиралевидный орнамент встречается уже в архаической керамике (см., например, сосуды в собрании Государственного музея изобразительных искусств, примерно начала четвертого тысячелетия до н. э.). См. далее орнаментику в гробничных росписях периода Древнего царства, например орнамент ранней поры Древнего царства из гробницы Хеси-Ра. (См. цветное воспроизведение в книге. A. Schafer. Aegyptische Kunst. Propylaen Kunstgeschichte. В. II, табл. 1.)
Преобладающим мотивом орнамента на широких плоскостях является завиток; в бордюрах преобладают розетки и пальметты А. Рисунок орнамента четок, даже несколько сух, и контур его резко вырисовывается на ярко раскрашенном фоне.
Ювелирное искусство Древнего Египта
В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был, пожалуй, скарабей, Кефер. Конечно же, существовало много ювелирных изделий разных форм, с Древнего царства и до эпохи Клеопатры египетское ювелирное искусство накопило столько богатств, что его практически невозможно классифицировать.
Через тысячелетия (официально три, четыре или пять тысяч лет) Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела, например, в области сердца.
Грамотные люди составляли лишь 1% населения Древнего Египта и имели большие привилегии. Остальная часть включала неграмотных крестьян, пастухов, ремесленников и других рабочих.
Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба. Об этой точке любят писать на Западе в популярных книгах, называют ее третьим глазом или, как говорят индусы, глазом Дангма.
Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону.
Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум — самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину.
Серебро для древних египтян имело ценность даже большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу. Египтяне часто использовали ляпис-лазурь, которая была одним из магических камней. Также они применяли сердолик, минерал красного цвета, горный хрусталь, стекло.
Скульптура Древнего Египта
В период Среднего царства колонны храмов стилизовали под растительные формы, например, под связки стеблей папируса. Между капителью и перекрытием помещали маленькую плиту — абак, незаметную снизу. Благодаря этому казалось, что потолок, расписанный под звездное небо, парит в воздухе.
Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме.
Существовало также множество изображений, как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.
Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.
Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов.
Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.
Литература Древнего Египта
Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.
Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире.
Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.
В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».
При строительстве зданий египтяне выравнивали только стыковые швы, а лицевая поверхность камней обтесывалась в самом конце. Камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. Лишь изредка использовались деревянные скобы в форме ласточкиного хвоста.
Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись ее многочисленные иллюстрации.
Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение.
Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.
Широкое распространение во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни.
В Египте появились и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.
НАСТЕННЫЕ ДЕКОРАЦИИ
Глиняные стены. — Глиняные стены крепости Семнех покрыты витыми столбами, напоминающими органные трубы, которые являются воспроизведением мотива сплошных панно из пальмовых стволов (рисунок 9).
Рис. 9 | Рис. 10 |
Ребра наружных стен домов укреплялись связками тростника (рисунок 10), а наверху гребень из пальмовых ветвей защищал край глиняной террасы. Ряды кирпичей, положенных на ребро, раскрашенная штукатурка и резные решетки в пролетах дополняли обработку стен.
Стены из тесаного камня. — Перенося в каменную архитектуру формы глиняного зодчества, египтяне выработали гребень в виде каменного карниза с выкружкой, а ребро стены получило обделку валиком. Наружным плоскостям стен придавался сильный уклон, создававший впечатление покоя и долговечности. Нет борозд, подчеркивающих ряды кладки; гладь стены представляет собой сплошные плоскости, по которым свободно развертываются иероглифические надписи, рассказывающие легенды и эпизоды из жизни создателей храма.
Архитектура Древнего Египта
В Древнем Египте строили дома из нильского ила. Его оставляли на солнце, чтобы он высох и стал пригодным для строительства.
Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет.
Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.
В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон, колонна и пандус.
Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.
Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.
Слайд 6И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых,
продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы — «дома вечности» —
явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души». Вначале в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Считалось, что душа за неимением тела может войти в статую и оживить ее, благодаря чему будет продолжаться посмертная жизнь человека. Следовательно, гробница — дом умершего должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для него. Гробницы знати называются «мастаба» («Мастаба» по-арабски значит «скамья»).