Комментарий к статье 31 ВК РФ
1. Новеллой ВК РФ является введение в водное законодательство Российской Федерации государственного водного реестра, призванного учитывать и фиксировать количество и качество водных ресурсов по территориям, характеризовать состояние поверхностных вод, участников водных отношений и их статус.
Авторский комментарий (актуален на 2007 год) |
Комментарий эксперта (актуален на 2013 год) |
Государственному водному реестру суждено обеспечить и укрепить водный правопорядок в стране и наладить полную информацию общества о водных ресурсах России. | Положение о ведении государственного водного реестра утверждено постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253. Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах. В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (п.2-3 Положения о ведении государственного водного реестра).
Форма государственного водного реестра, утверждена приказом МПР РФ от 29.05.2007 N 138. Правила внесения сведений в государственный водный реестр, утверждены приказом МПР от 16.07.2007 N 186. Размер платы, взимаемой за предоставление копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, и порядок ее взимания регулируются постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 667. |
О правах собственности и иных правах на водные объекты см. ст. 8-10 настоящего Кодекса. О бассейновых округах см. ст. 28, о целях и видах водопользования — ст. 37-38 ВК РФ.
2. О договорах водопользования, их подготовке, заключении и содержании см. ст. 11-19 ВК РФ, о решении о предоставлении водных объектов в пользование, его содержании и правовом обеспечении — ст. 11, 21-23 ВК РФ.
3-4. О водохозяйственных системах, водопотреблении и водоотведении, речном бассейне и других терминах, упоминаемых в этой части, см. ст. 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» ВК РФ и комментарий к ней.
5. Водное законодательство РФ и законодательство о недрах РФ постоянно находятся в состоянии конкуренции по поводу регулирования использования и охраны подземных водных объектов. Различные аспекты этого регулирования решаются в ВК РФ по-разному (см. ст. 52, 59 и другие статьи ВК РФ).
6-8. Эти части комментируемой статьи носят конкретный юридический характер и могут порождать конкретные водные и иные правоотношения.
Согласно правовым актам Правительства РФ федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и иные органы исполнительной власти открыли и ведут свои официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
10. См. комментарий к ч.8 и 9 ст. 26 и ч.3 ст. 28 ВК РФ.
Права на использование и охрану водных ресурсов
Государственный водный кадастр России предоставляет возможность регистрации и оформления прав на использование и охрану водных ресурсов. Это важный инструмент, который способствует рациональному использованию и защите водных ресурсов страны.
Владение и пользование водными объектами могут осуществляться на основании следующих форм права:
Форма права | Описание |
---|---|
Водопользование | Это право на осуществление экономической и иной деятельности в сфере использования водных ресурсов. Для получения разрешения на водопользование необходимо пройти процедуру регистрации в государственном водном кадастре. |
Водоприток | Право на приведение воды в водный объект из другого водного объекта. Это может быть использовано, например, для поддержания уровня воды в водохранилищах. |
Водовыброс | Право на сброс воды из водного объекта в другой водный объект или на сушу. Водовыбросы должны соответствовать определенным нормам и требованиям, чтобы не наносить ущерб окружающей среде. |
Запрет или ограничение использования | Право государства на запрет или ограничение использования водных ресурсов в интересах охраны окружающей среды или для обеспечения безопасности людей. Это может включать запрет на прокладку трубопроводов в определенных районах или ограничение выделения воды для определенных целей. |
Владельцы и пользователи водных ресурсов обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации в области использования и охраны водных ресурсов. За нарушение правил использования водных ресурсов могут предусматриваться административные или уголовные санкции.
Государственный водный кадастр России позволяет установить контроль над использованием водных ресурсов, предотвратить незаконное использование и обеспечить их устойчивое использование в интересах будущих поколений.
Основные цели и задачи
Государственный водный кадастр России был создан с целью учета, систематизации и контроля за использованием водных ресурсов страны. Он обеспечивает регистрацию объектов водного хозяйства и прав на эти ресурсы для предотвращения конфликтов и обеспечения эффективного и устойчивого использования водных ресурсов.
Основными задачами Государственного водного кадастра России являются:
- Учет и систематизация информации: кадастр собирает и хранит данные об объектах водного хозяйства и правах на использование водных ресурсов. Это позволяет государству иметь полную информацию о доступных водных ресурсах, их использовании и распределении.
- Регистрация объектов и прав: кадастр осуществляет регистрацию объектов водного хозяйства, таких как реки, озера, водохранилища, а также регистрацию прав на использование водных ресурсов. Это позволяет установить юридический статус объектов и правообладателей, предотвращая споры и конфликты.
- Контроль за использованием ресурсов: кадастр осуществляет контроль за использованием водных ресурсов, проверяет соответствие применяемых технологий экологическим требованиям и ведет мониторинг влияния использования воды на окружающую среду.
- Планирование и управление: на основе данных о водных ресурсах и правах их использования, кадастр осуществляет планирование и управление водными ресурсами, учитывая экологические, экономические и социальные интересы.
Осуществление данных целей и задач способствует эффективному использованию водных ресурсов, защите экологического баланса и обеспечению устойчивого развития водного хозяйства России.
Описание Государственного водного кадастра России
В Государственном водном кадастре России регистрируются различные объекты, включая реки, озера, водохранилища, водопроводы и другие. Каждый объект имеет свой уникальный идентификатор и подробное описание, включающее информацию о его географическом положении, площади и объеме воды.
Кадастр также предоставляет информацию о правах на использование водных ресурсов. Это включает права на разведку и добычу полезных ископаемых, права на использование воды для сельскохозяйственных, промышленных или коммунальных нужд, а также права на строительство гидротехнических сооружений.
Государственный водный кадастр России играет важную роль в управлении и контроле за водными ресурсами страны, а также в обеспечении устойчивого использования этих ресурсов. Он помогает предоставить полную и достоверную информацию о водных объектах и правах на них, что способствует принятию обоснованных решений в сфере водных ресурсов.
Кадастровые работы и их значение
Основное значение кадастровых работ заключается в обеспечении государства и общества надежной и актуальной информацией о водных ресурсах. Кадастр является главным инструментом государственного управления в сфере водных отношений и позволяет оптимизировать использование водных ресурсов и управлять водными объектами.
Кадастровые работы включают в себя:
- инвентаризацию водных объектов и участков;
- определение границ водных объектов;
- установление уровней воды;
- установление категорий водных объектов;
- определение прав на водные объекты;
- регистрацию и учет изменений водных объектов и прав на них;
- ведение документации и архива по водным объектам.
Качество проведения кадастровых работ непосредственно влияет на эффективность государственного управления водными ресурсами и обеспечение их устойчивого развития. Правильно выполненные кадастровые работы позволяют избежать ситуаций, когда одни и те же водные объекты отражены в документации по-разному, или права на водные объекты установлены некорректно, что может привести к спорам и конфликтам между правообладателями.
Таким образом, кадастровые работы играют важную роль в обеспечении прозрачности и эффективности использования водных ресурсов, а также в защите правообладателей в этой сфере. Они являются неотъемлемой частью государственного водного кадастра и должны выполняться с высокой точностью и ответственностью.
Процесс регистрации водных объектов
Для начала процесса регистрации необходимо обратиться в органы государственной власти, ответственные за водные ресурсы. Заявитель должен предоставить информацию о виде и характеристиках водного объекта, а также о целях его использования.
После подачи заявления заявитель получает уникальный идентификатор объекта водных ресурсов. Далее проводится техническое освидетельствование водного объекта, включающее сбор данных о его географическом положении, границах и параметрах.
После завершения технического освидетельствования происходит внесение сведений о водном объекте в Государственный водный кадастр. Заявитель получает свидетельство о регистрации, которое подтверждает его права на данный водный объект.
В случае изменения сведений о водном объекте, необходимо внести соответствующие изменения в Государственный водный кадастр. При продаже или передаче прав на водный объект, также требуется процедура перерегистрации.
Таким образом, процесс регистрации водных объектов позволяет обеспечить юридическую защиту прав собственников и пользователей водных ресурсов, а также содействует эффективному использованию водных объектов и сохранению природных ресурсов.
Роль Государственного водного кадастра в экономике страны
Государственный водный кадастр России играет важную роль в экономике страны, обеспечивая правовую и информационную базу по использованию водных ресурсов. Кадастр аккумулирует данные о водных объектах, включая реки, озера, водохранилища и другие водные поверхности, а также информацию о их состоянии, границах и условиях использования.
Одним из основных направлений работы Государственного водного кадастра является регистрация объектов водного хозяйства. С помощью кадастра происходит фиксация прав на водные ресурсы, а также регулирование процедур получения, изменения и прекращения прав на воду. Это позволяет обеспечить прозрачность и законность использования водных объектов, а также предотвратить конфликты и споры в сфере водопользования.
Кроме того, Государственный водный кадастр помогает оптимизировать использование водных ресурсов и повышать эффективность экономической деятельности в сфере водопользования. По данным кадастра, можно определить объемы водных ресурсов, их качество, а также потенциал использования для различных целей, в том числе промышленности, сельского хозяйства, энергетики и коммунального хозяйства.
Важное значение Государственного водного кадастра в экономике страны связано и с тем, что он способствует привлечению инвестиций. Инвесторы и предприниматели, планирующие строительство и эксплуатацию объектов водного хозяйства, могут получить информацию из кадастра о доступных водных ресурсах, а также об условиях и процедурах использования этих ресурсов
Это помогает устранять барьеры при реализации инвестиционных проектов, обеспечивает предсказуемость и стабильность в отношениях между инвесторами и органами государственной власти.
Таким образом, Государственный водный кадастр играет значительную роль в экономике страны, обеспечивая информационную и правовую базу в сфере использования водных ресурсов. Кадастр способствует регулированию водопользования, повышению эффективности экономической деятельности и привлечению инвестиций, и тем самым способствует устойчивому развитию водного хозяйства и экономики в целом.