Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ): государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно—оздоровительные местности и курорты.
Государственный кадастр ООПТ – сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого—просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Это государственный свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления ООПТ и обеспечения экологически безопасного развития регионов РФ. Ведется за счет средств федерального и местного бюджетов и внебюджетных источников.
Цели ведения: оценка состояния природно—заповедного фонда; определение перспектив развития сети данных территорий; повышение эффективности государственного контроля над соблюдением соответствующего режима; учет данных территорий при планировании социально—экономического развития регионов. י
- Задачами кадастра являются:
- 1) накопление и систематизация данных о существующих и перспективных ООПТ;
- 2) мониторинг ООПТ;
- 3) анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения;
- 4) обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.
- Кадастр ООПТ содержит сведения о:
- 1) правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ;
- 2) административной и ведомственной подчиненности;
- 3) задачах, возложенных на конкретные ООПТ;
- 4) охранных зонах ООП;
- 5) степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов;
- 6) степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;
- 7) структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений;
- юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ;
- 9) финансировании и материально—технической базе ООПТ;
- 10) последнем обследовании ООПТ.
Обязательства владельцев при регистрации
При регистрации на государственном кадастре особо охраняемых территорий Российской Федерации собственники или пользователи таких территорий обязаны выполнить ряд обязательств.
Во-первых, владельцы должны предоставить полную информацию о своих правах на пользование или собственности на данную территорию. Это может включать документы о праве собственности, арендного договора или иных договоров, дающих право на использование участка.
Во-вторых, владельцы должны соблюдать все требования и правила, установленные для особо охраняемых территорий. Это может включать ограничения на строительство, разведение животных, а также запрет на определенные виды деятельности, которые могут нанести ущерб природе и экосистеме.
В-третьих, владельцы должны проводить необходимые мероприятия по охране и восстановлению природных ресурсов территорий. Это может включать устранение последствий загрязнений, предотвращение незаконной рубки леса, а также поддержку отдельных видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.
Владельцы также могут быть обязаны предоставить отчеты о реализации своих обязательств и ответить на запросы в случае проверки соответствия своей деятельности требованиям и условиям особо охраняемой территории.
Неисполнение данных обязательств может привести к наложению штрафов или аннулированию регистрации на государственном кадастре особо охраняемых территорий Российской Федерации.
Минприроды России разработан новый Порядок ведения кадастра ООПТ
Соответствующий приказ Минприроды России направлен на регистрацию в Минюст России.
Новый Порядок ведения кадастра ООПТ будет способствовать эффективной реализации государственной политики в области ООПТ и информационного обеспечения задач, связанных с сохранением биологического разнообразия, развитием системы ООПТ и повышением эффективности управления в этой сфере.
С момента вступления приказа в силу, подготовка и представление первичных данных об ООПТ станет значительно удобнее прежде всего для учреждений и органов исполнительной власти, осуществляющих управление ООПТ.
В новом Порядке ведения кадастра ООПТ представлены четкие указания по содержанию и формату кадастровых сведений, которые однозначно трактуются и выполнение которых существенно упрощено.
Формулировки в кадастровых формах приведены в соответствии с терминами и определениями, принятыми действующим законодательством, международными договорами и программами.
Кроме того, учитывая, что в настоящее время Минприроды России приступило к разработке многофункциональной информационной системы по управлению ООПТ, в ближайшее время станет возможен перевод кадастра ООПТ на цифровую основу для формирования единой автоматизированной системы учета ООПТ разных уровней. Это в свою очередь будет способствовать предупреждению появления субъективных сведений и оценок.
Работа по ведению кадастра станет более системной. Это позволит своевременно получать актуальную информацию по разным аспектам деятельности ООПТ и создаст необходимую основу для оценки эффективности системы ООПТ, как одной из главных составляющих системы экологической безопасности Российской Федерации.
Для хозяйствующих субъектов информация, приведенная в кадастре, будет иметь первостепенное значение для грамотного планирования социально-экономической деятельности.
Сведения раздела «Реестр ООПТ» будут обновляться ежегодно. В целом кадастр ООПТ станет общедоступным ресурсом.
Документ разработан департаментом государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории и Росзаповедцентром Минприроды России.
Справочно: